Людибиографии, истории, факты, фотографии

Матвей Ефимов

   /   

Matvey Efimov

   /
             
Фотография Матвей Ефимов (photo Matvey Efimov)
   

Место рождения: с. Пашково, Смоленская область, Россия
Дата смерти: 07.01.1943 года
Гражданство: Россия

Биография

Летчик истребитель

Гвардии старший лейтенант М. А. Ефимов совершил 280 боевых вылетов, сбил лично 3 и в группе 19 самолётов противника. 14 Июня 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

22.04.2009

Родился в 1909 году в деревне Пашково, ныне Кардымовского района Смоленской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. Жил в Москве. Учился в Академии им. Н. Е. Жуковского. С 1931 года в Военно - Морском Флоте. Окончив Ейское военно - морское авиационное училище, служил в нём лётчиком - инструктором.

Матвей Ефимов фотография
Матвей Ефимов фотография

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 5-го истребительного авиационного полка ( с Января 1942 года - 3-й Гвардейский ИАП ), был командиром звена, комиссаром эскадрильи, затем авиаполка. Сражался в небе Ленинграда, оборонял Кронштадт.

Реклама:

К Апрелю 1942 года командир звена 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота ) Гвардии старший лейтенант М. А. Ефимов совершил 280 боевых вылетов, сбил лично 3 и в группе 19 самолётов противника. 14 Июня 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. В Августе 1942 года назначен заместителем командира полка по политической части.

Матвей Ефимов фотография
Матвей Ефимов фотография

7 Января 1943 года погиб в авиационной катастрофе. К тому времени совершил 352 боевых вылетов ( по другим источникам - 324 ), провёл 106 воздушных боёв, в которых уничтожил 9 самолётов противника лично и 29 ( по другим источникам - 22 ) в группе с товарищами. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени. Похоронен в городе Кронштадт. В Ленинграде есть улица носящая имя Героя.

* * *

Матвей Ефимов фотография
Матвей Ефимов фотография

Это было на 10-й день войны. Наши войска вели ожесточённые бои с немецкими моторизованными и танковыми колоннами на Двинском направлении. Здесь, под Двинском, насмерть стояла советская пехота. Насмерть дрались и балтийские лётчики.

Вечером вышел очередной "Боевой листок". Эскадрильский художник нарисовал парторга Матвея Ефимова с ключом от Берлина. В стихотворной подписи, сделанной комсомольцем Игорем Каберовым, редактором "Боевого листка", говорилось, что ключ от фашистского логова в надёжных руках.

Надёжность - это, пожалуй, самое главное качество парторга 3-й эскадрильи. Прежде всего он был надёжен в бою, потому что всегда оказывался имецно там, где наиболее опасно. С ним уверенно чувствовали себя новички. Он учил их осмотрительности, хладнокровию и решительности в действиях против превосходящих сил противника. А сражаться в равных составах, скажем, четвёрка на четвёрку, эскадрилья на эскадрилью, тогда не приходилось. Четырём балтийцам неизменно противостояли 10, 15, а то и 30 врагов, и надо было овладевать умением бить противника, сколько бы его ни было.

Лучшие дня


Эпатаж как инструмент
Посетило:32
Адам Ламберт
Успешный музыкант и пианист
Посетило:31
Дмитрий Маликов
Главный конструктор танковой защиты «Дрозд»
Посетило:27
Василий  Бакалов

Особенно много пришлось летать в Июле 1941 года, когда почти ни одной схватки над Балтикой не проходило без участия Ефимова. В те дни он открыл боевой счёт лично им сбитых вражеских самолётов. Тогда же и окрепла его дружба со штурмовиками. "Илы" ещё не имели стрелка, лётчик был один, как на истребителе. Немцы, обычно, наносили удар с задней полусферы, что называется, в спину. Но живым щитом являлся для штурмовиков Матвей Ефимов. Удивительно быстро он стал мастером сопровождения. Случалось, противник группой нападал на Ефимова, чтобы отвлечь его от штурмовиков и затем расправиться с ним. Ефимов даже в угрожающей обстановке не поддавался на уловки врагов. Коротким контрударом отразив нападение, он снова занимал место над штурмовиками и обеспечивал их действия.

В начале Августа Ефимов и лётчик Алексеев покинули свою базу близ Ленинграда и вылетели на острова Моонзундского архипелага. Здесь по заданию Ставки в глубокой тайне готовилась операция балтийских лётчиков по бомбардировке Берлина. Обеспечивать их безопасность поручалось специальной истребительной группе, в состав которой включили и Матвея Ефимова. Когда в начале Сентября они вернулись в свою эскадрилью, их с огромной радостью приветствовали боевые друзья.

В середине Сентября в полк поступил приказ перелететь на другую базу. Техники заканчивали заправку горючим и пополнение боезапаса, когда парторг позвал Игоря Каберова и вручил ему партийный билет. Это событие Каберов отметил новыми героическими делами. Окружённый 10 "Мессерами", он сумел сбить с курса "Юнкерс-87", пикировавший на линкор. "Мессер" оказался совсем близко, и, чтобы избежать огненной трассы, Каберову пришлось ввести машину в глубокое скольжение. "Мессер" проскочил... и вспыхнул. Это помог спастись от неминуемой гибели "ЛаГГ" с цифрой "63" на борту. Каберов сразу узнал машину Матвея Ефимова.

Всего в тот день Ефимов и его товарищи уничтожили над кораблями 4 "Юнкерса" и 1 "Мессер". А вскоре после этого Ефимов, Каберов, Костылев и Сухов были награждены орденом Красного Знамени.

Вспоминая о тех днях, Адмирал Трибуц В. Ф. в своей книге "Балтийцы сражаются", пишет:

"23 Сентября 1941 года противник совершил наиболее интенсивный налёт на Кронштадт. В течение дня самолёты врага несколько раз бомбили наши объекты, главным образом корабли. В этих налётах участвовало до 270 самолётов. Лётчики - истребители от рядовых до командиров авиаполков не выходили из машин, поднимаясь снова и снова для отражения воздушных атак.

В тот день я находился на КП флота и с холма, в сильный бинокль, увидел большую группу вражеских бомбардировщиков шедших от Петергофа к Кронштадту. Ударили наши зенитные орудия. Затем появилась шестёрка истребителей. Больше едва ли будет, подумал я, под Ленинградом трудно, вся наша авиация там. Истребители вступили в неравный бой... Позже мне доложили фамилии лётчиков, это были испытанные авиаторы Каберов, Костылев, Ефимов, Мясников и Львов.

В конце Сентября противник отказался от массированных налётов на Кронштадт и избрал другую тактику воздушной войны - охоты за нашими одиночными самолётами. В небе стали появляться группы вражеских "охотников". Выследив наш одиночный самолёт, они набрасывались на него. Особенно активно охотились они за нашими транспортными самолётами и отдельными лётчиками - истребителями, которых успели запомнить в ходе воздушных сражений. Вражескими "охотниками" занялись наши прославленные асы А. Ф. Мясников, М. А. Ефимов, Г. Д. Костылев, П. Чепелкин, К. В. Соловьёв и другие. За короткий срок они сбили несколько известных немецких лётчиков.

...Активное участие в защите коммуникаций на Ладоге принимал и 5-й истребительный авиационный полк под командованием Героя Советского Союза П. В. Кондратьева. Под стать ему был и военком Матвей Ефимов. Замечательный лётчик, комиссар сам много летал, показывая пример другим. Часто, после напряжённого лётного дня, он появлялся в землянках и вёл с людьми непренужденные беседы.

По характеру спокойный, добрый, отзывчивый человек, военком совершенно не терпел малейшую недисциплинированность. Он был поистине душой полка, мечтал и был уверен, что скоро у нас появятся новые машины, которые по своим тактико - техническим данным превзойдут технику противника. Но ему не суждено было дождаться этих дней..."

Матвей Ефимов удивительно быстро находил общий язык с авиаторами. Привлекали его душевность, внимательность, умение выслушать и дать неторопливый совет. Помогало и то, что он прошёл основательную жизненную школу, получил фундаментальное образование. Ещё в юности был секретарем комсомольской ячейки в деревне на Смоленщине, председателем сельсовета. С 1927 года жил в Москве, учился в Коммунистическом университете и одновременно работал на заводе. После окончания университета была танковая школа, затем занятия в Военно - Воздушной академии. Закончив Ейское училище, стал лётчиком. Затем работал инструктором. Накануне Великой Отечественной его перевели в 5-й авиаполк на Балтику, где он в первый же день войны и совершил свой первый боевой вылет.

В эскадрилье, где служил Ефимов, была хорошо поставлена партийно - политическая работа. Большая работа велась с письмами. Десятки треугольников отправил Ефимов по домашним адресам отличившихся лётчиков, техников, мотористов, причём писал их сам, писал, как говорили лётчики, сердцем своим.

В первые недели войны на лётчиков легла огромная нагрузка. Ефимов вместе с командирами многое сделал для организации отдыха лётно - технического состава. Случалось, лётчиков Костылева, Каберова, Сухова даже вопреки их желанию заставляли отдохнуть день - другой. Только самого Матвея Андреевича никто не видел на отдыхе. Приляжет, бывало, под плоскостью самолёта на куртку, заботливо постелённую техником; члены экипажа разговаривают шёпотом, чтобы не разбудить, а Ефимов уже привстал, достал записную книжку, что - то пишет: партийную рекомендацию, заметку в "Боевой листок" об отваге лётчиков, похвальное слово техникам, которые совершенно разбитый самолёт снова ввели в строй, или письмо семье лётчика, спасшего товарища в воздушном бою...

Так получилось, что именно Ефимов бессменно оставался на посту, в то время как командиры менялись. Все они были прекрасными боевыми комэсками, но смерть вырвала из строя сначала И. Новикова, затем А. Мясникова, дважды серьёзно был ранен в бою И. Уманский. Эскадрилья тяжело переживала потери. И само собой разумелось, что в бой эскадрилью на правах командира в этих случаях водил парторг, а затем комиссар, Ефимов.

Есть лётчики, о которых говорят: сильны в воздушном бою, штурмовке, разведке, сопровождении бомбардировщиков. Ефимов одинаково уверенно действовал при выполнении задачи любого характера. Он был поистине универсальным бойцом. В 1941 году он начал летать на И-16, затем на ЛаГГ-3. Штурмовал мотомехколонны и прислугу зенитных батарей противника, летал на разведку, штурмовал аэродромы, с которых действовали самолёты врага, участвовал вр многих воздушных боях, надёжно прикрывал нашу штурмовую и бомбардировочную авиацию. Летал над Ладожским озером, защищал автомашины, доставлявшие хлеб осаждённому Ленинграду.

Ефимов изо дня в день вёл карту боевых действий. Скрепя сердце передвигал флажки от границы всё ближе к столице Родины. Вот и Ленинград в кольце. Немало острых вопросов выслушивал парторг: почему так случилось, почему отступаем ? Он отвечал, не прячась за цитаты. И вывод делал всегда один: улучшение положения на фронте зависит не вообще от стойкости армии и флота, а от стойкости и отваги каждого из нас. Советовали Ефимову прекратить до лучших времён работу с картой, а он не соглашался: "Ежеминутным напоминанием о нашей ответственности является эта карта..."

И вот уже радость - весь мир говорит о разгроме врагов под Москвой. А с Москвой связана вся жизнь Семёна Львова, Георгия Костылева, в Москве работал, учился сам Ефимов. Как же приятно было "привести в порядок" линию флажков. Когда освободили Калинин, Ефимов сказал Сергею Сухову:

- Сам поставь красный флажок. Не потому, что Калинин твой родной город, а потому, что ты здесь за него сражался как настоящий герой.

Рассвет первого дня нового, 1942 года эскадрилья встречала в кабинах самолётов. В первый полёт повёл группу парторг. Короткими оказались встречи с противником. Но важен итог: сбито 2 самолёта. Отличились Игорь Каберов и Пётр Чепелкин. На другой день ещё 2 вражеских самолёта были сбиты над ледовой трассой. И так почти каждый день. Тяжёлый урон противнику нанесла группа под командованием Ефимова над линией фронта. "Мессеры", пытавшиеся штурмовать наши боевые порядки, после атак Ефимова, Костылева, Львова, Мясникова, Сухова и Чепелкина были подбиты и врезались в землю.

18 Января 1942 года в жизни Ефимова и его боевых товарищей произошло большое событие: 5-й истребительный авиаполк был преобразован в 3-й Гвардейский. Народный комиссар ВМФ Адмирал Н. Г. Кузнецов в своём приказе подвёл итоги действиям полка и поставил его в пример. В успехах 3-го Гвардейского ИАП был весомый вклад и парторга. Только с 22 Июня 1941 года по Март 1942 года включительно Матвей Ефимов 280 раз водил свой истребитель в бой, сбил несколько вражеских самолётов. 76 раз сопровождал он на передний край врага бомбардировщиков и штурмовиков. Среди многих благодарностей были и от командующего Ленинградским фронтом, и от Военного совета Краснознамённого Балтийского флота, и лично от А. А. Жданова. И не случайно в середине Июня 1942 года парторг эскадрильи Гвардии старший лейтенант Матвей Андреевич Ефимов стал первым в полку Героем Советского Союза. Через 4 месяца после него звания Героя удостоился и Георгий Костылев.

В Августе 1942 года Ефимов стал заместителем командира полка по политической части. Как и прежде, он много работал на земле и в воздухе. Правда, летал теперь реже, но зато на самые опасные и ответственные задания. Так, 2 Сентября в районе Красного Бора, охраняя наши войска, семёрка "ЛаГГов" во главе с Ефимовым провела напряжённей бой против 20 "Мессеров". Три из них были сбиты. 15 Сентября 7 наших лётчиков под командованием Ефимова провели бой против 10 "Мессеров" и 8 "Юнкерсов". В тот момент для советских войск наибольшую опасность представляли бомбовозы, пытавшиеся накрыть фугасами наш передний край. Ефимов это прекрасно понимал. Недаром в боевой характеристике командир полка Николай Никитин писал о Ефимове: "В бою дерзок и находчив. Подчинёнными в бою управляет отлично".

- Я отсеку "Мессеры" ! Атакуйте бомбовозы ! - передал он ведомым.

Гвардейцы ударили по "Юнкерсам". С первого же захода 4 вражеские машины были сбиты, остальные ушли обратно. Один Ме-109 был сбит Ефимовым.

Случалось, что в полку оставались в строю считанные самолёты. Тогда в бой шли только самые опытные, воевавшие с начала войны: Ефимов, Львов, Костылев, Каберов.

Однажды 8 Гвардейцев во главе с командиром полка Никитиным завязали бой с 20 Ме-109. В ходе боя Никитин и Каберов сбили 2 "Мессера". Но в это время вышла из строя машина командира полка. Пришлось командование группой передать Ефимову, который и довёл бой до победы.

К Январю 1943 года Ефимов совершил 352 ( по другим источникам - 324 ) боевых вылета, уничтожил лично и в группе 38 ( по другим источникам - 31 ) вражеских самолётов. То было особое время на фронте. Ленинградцы жили надеждой на прорыв блокады. Полку выделили новые, лучшие тогда истребители. Лететь за ними надо было самим. Предполагалось, что группу перегонщиков возглавит командир полка. Но у него в это время было много срочных дел, и Ефимов предложил, что полетит за новыми самолётами он, заместитель командира полка по политчасти. Лететь надо было на ДБ-3, не приспособленном для пассажиров. К тому же экипажу из - за срочности задания не довелось отдохнуть после напряжённого боевого дня. И случилось так, что лётчик ДБ-3 не поставил триммер руля высоты на взлётное положение. На разбеге машина вздыбилась, потеряла скорость и рухнула наземь. Пламя мгновенно охватило бомбардировщик, раздались взрывы...

Погибли все, кто находился на борту ДБ-3. Погиб и комиссар полка Матвей Андреевич Ефимов. Тяжело переживали Гвардейцы гибель своего любимого комиссара, как они по - прежнему называли заместителя командира полка. Произошло это 7 Января 1943 года.

Позже Гвардейцы вспоминали: более 10 ведомых было за 1,5 года войны у Ефимова. Он умело воспитывал воздушных бойцов - командиров звеньев, ведущих групп. Многие, в их числе Игорь Каберов, Георгий Костылев, Семён Львов, Дмитрий Татаренко, Иван Цапов, Василий Черненко, стали комэсками, Героями Советского Союза. Ефимову не раз приходилось быть рядом со смертью, но ведомых он не потерял ни одного. Пример на войне редкий. И хотя не довелось Ефимову "открыть" тем символическим ключом Берлин, лётчики, которых он воспитал, разбили врага, используя боевые качества комиссара полка.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Самый дорогой полет на самолете, или сервис на грани реальности
Посетило:430
Дерек Лоу
Михаил Ромм: Творец портретов эпохи
Посетило:402
Михаил Ромм
Игорь Миркурбанов
Посетило:1221
Игорь Миркурбанов

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history