Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћиди€ «верева

   /   

Lidiya Zvereva

   /
             
‘отографи€ Ћиди€ «верева (photo Lidiya Zvereva)
   

ƒень рождени€: 01.01.1890 года
–осси€
ƒата смерти: 28.12.1916 года
–осси€
¬озраст: 27 лет

√ражданство: –осси€

–ксска€ авиатрисса

перва€ русска€ женщина-пилот

ћинувший двадцатый век называют по-разному: атомный, космический, компьютерный. Ќо это еще и век авиации. 14 декабр€ 1903 года американец ¬ильбур –айт впервые подн€л в воздух над песчаными дюнами местечка  итти-’оук свой аэроплан с бензиновым двигателем. ѕолет продолжалс€ всего три с половиной секунды, но этого было достаточно, чтобы авиационна€ лихорадка охватила земной шар. —оздаютс€ авиационные заводы и летные школы, учреждаютс€ призы за рекорды дальности, высоты, продолжительности полета. ¬скоре и в –оссии по€вл€ютс€ аэропланы, летчики иЕ летчицы, которых тут же окрестили авиатриссами. —амой первой росси€нкой, подн€вшейс€ в небо на аэроплане в качестве пилота, стала Ћиди€ ¬иссарионовна «верева.

10.11.2011

ѕолет над публикой

ќна родилась в 1890 году в семье генерала, известного геро€ русско-турецкой войны 1877Ц1878 гг. ¬иссариона »вановича «верева. ѕервый свой полет Ћида совершила еще в детстве Ц съехала с крыши сара€, держась за обычный зонтик. ѕолет завершилс€ падением в крапиву и родительским внушением. Ќо спуст€ несколько лет Ћида с разрешени€ отца уже поднималась на аэростатах из крепости ќссовец и строила модели летательных аппаратов. √енерал поддерживал свою младшую дочь в ее увлечении.

ѕосле окончани€ московского ћариинского института благородных девиц, переехав с отцом, переведенным в гвардию, в —анкт-ѕетербург, она в апреле-мае 1910 года с восхищением наблюдала за невиданными еще в –оссии сост€зани€ми авиаторов, проходившими над  олом€жским ипподромом. ѕредставим себе это событие. Ђѕолет над почтенной публикой! ѕолет на высоту! Ц возвещают огромные афиши, расклеенные по всему городу. Ч ¬оль планэ Ц свободное планирование! јттерисаж Ц спуск на землю! ƒирекци€ просит не пугатьс€ шума моторов. ¬ случае аварии уважаемую публику прос€т оставатьс€ на своих местахїЕ

Ћиди€ «верева фотографи€
Ћиди€ «верева фотографи€

Ќа трибунах ипподрома €блоку негде упасть. ” странных, похожих на этажерки аппаратов хлопочут авиаторы в модных клетчатых кепках. ѕублика в нетерпении. Ќаконец застрекотал первый мотор.  ак будто нехот€ аэроплан тронулс€ с места. Ѕыстрее и быстрее бежит он по ровному полю ипподрома. » вдругЕ

Ч Ћетит! Ћетит!

јплодисменты и восторженные крики зрителей заглушают музыку военного оркестра. јэроплан французского авиатора ћорана продолжает набирать высоту. Ќо неожиданно стрекотание мотора стихает. јэроплан круто снижаетс€ пр€мо на трибуны. ¬ паническом страхе разбегаютс€ судьи и сигнальщики. Ѕолее сообразительные зрители бросаютс€ в канавы. јэроплан касаетс€ земли и врезаетс€ в оказавшийс€ у него на пути аппарат авиатора ’ристианса. “реск рвущегос€ полотна. Ќо ћоран цел и невредим...

Ч Ѕраво, ћоран, браво! Ц кричат трибуны.

ѕолеты продолжаютс€. √ромовым Ђураї встречают зрители полет Ќикола€ ѕопова Ц единственного русского летчика, прин€вшего участие в этих сост€зани€х...

Ћучшие дн€

ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:10473
ёрий ¬ойнов
ƒики Ѕеттс. Ѕиографи€
ѕосетило:6625
ƒики Ѕеттс
ƒэниел ƒеннет. Ѕиографи€
ѕосетило:6580
ƒэниел ƒеннет

ƒо 2 ма€ продолжалась колом€жска€ авиационна€ недел€. јвиаторы соревновались в установлении всевозможных рекордов иЕ в бросании апельсинов (необходимо было попасть с высоты не менее 100 метров в круг диаметром 25 сажен). “ри приза завоевал в эти дни Ќиколай ѕопов, в том числе приз за максимальную высоту. Ќи один из пилотов-иностранцев не смог подн€тьс€ выше 150 метров. ј результат ѕопова был 600 метров!

ѕринимала участие в этих сост€зани€х и знаменита€ французска€ баронесса  лотильда де Ћарош Ц перва€ в мире женщина, получивша€ диплом пилота. ƒл€ тогдашней –оссии ее приезд был неслыханной сенсацией. «десь уже знали женщин-врачей, адвокатов, ученых, успешно выступали представительницы слабого пола на лед€ных дорожках, участвовали в велосипедных и автомобильных гонках. Ќо авиаци€ была монополией мужчин. ∆енщина за рул€ми аэроплана Ц было от чего прийти в изумление!

ѕтица счасть€ √амаюн

Ћ»ƒј «верева мечтала пойти по стопам баронессы де Ћарош. Ќо где можно было научитьс€ летать? Ћетных школ в –оссии еще не существовало, первые наши авиаторы учились во французских летных школах. ≈хать во ‘ранцию? –одители ни за что не отпустили бы дочь за границу.

  счастью, в но€бре 1910 года в √атчине открылась частна€ авиационна€ школа Ђ√амаюнї, владельцем которой был —.—. ўетинин Ц основатель Ђѕервого русского товарищества воздухоплавани€ї. Ћиди€ «верева поспешила записатьс€ в эту школу, оказавшись в числе первых трех ее учеников. ќна внесла 400 рублей за обучение и 600 рублей Ц на случай поломок аэроплана и с июн€ 1911 года приступила к учебным полетам на видавшем виды Ђфармане-4ї.

√енерал «верев скреп€ сердце разрешил дочери заниматьс€ сугубо мужским и крайне рискованным по тем временам делом. ¬едь только к концу 1910 года в мире погибло 34 летчика и 6 аэронавтов, число же пострадавших в авари€х вообще было огромно. Ђ”жасный случай на аэродромеї, Ђ√ибель авиатораї, Ђ“€жела€ авари€ при спускеї Ч заголовки подобного рода не сходили с газетных полос.

Ќесколько слов надо сказать о машине, на которой начала свою летную биографию Ћиди€ «верева. Ђ‘арман-4ї был учебной машиной тех лет.  онструкци€ его состо€ла из сосновых брусков, планок, проволочных раст€жек и полотн€ной обшивки. ѕозади пилотского сидень€ крепилс€ 50 сильный двигатель типа Ђгномї. ¬ес Ђчетверкиї составл€л 580 кг, максимальную скорость полета он развивал до 65 км/ч.

 ак видим, скорость Ђчетверкиї едва превышала скорость свежего ветра, а он-то и был тогда главным врагом авиатора. ƒаже незначительный порыв ветра создавал крен, а следовательно, и опасность дл€ аэроплана быть опрокинутым. ѕилот должен был мгновенно реагировать на крен. ƒостигалось это за счет балансировани€ собственным телом: отклон€€сь в ту или иную сторону, пилот достигал нужного перемещени€ центра т€жести аэроплана и выправл€л нарушенное равновесие. ”вы, многим это не удавалось сделать воврем€; недаром в списке 112 авиаторов, погибших к 1912 году, в графе Ђпричина аварииї сплошь и р€дом значитс€ Ц Ђпорыв ветраї.

Ќо опасность не пугала Ћидию. 15 июн€ 1911 года она впервые подн€лась в воздух в качестве ученика. «акрытой кабины у Ђфарманаї, как мы уже говорили, не было. »нструктор сидел у самого переднего кра€ нижней плоскости на сиденье, напоминающем лукошко. ≈го права€ рука лежала на ручке управлени€ рулем высоты, а ноги ставились на педали рул€ поворота, расположенные ниже крыла. ѕозади инструктора в таком же Ђлукошкеї устраивалс€ ученик.

Ђ—низу было страшно смотреть на маленькую фигурку, сид€щую на краю холщовой прозрачной поверхности, с ногами, спущенными в пространство, туда, где уже ничего не было, кроме незримого, подвижного, возмущаемого и ветром, и поступательным движением аэроплана воздухаї, Ч вспоминал писатель Ћев ”спенский, видевший в те годы полеты Ђфарманистовї.

»нструктором, подн€вшим «вереву в небо 15 июн€ 1911 года, был 23-летний студент ѕетербургского технологического института ¬ладимир —люсаренко. ќн несколько раньше Ћидии начал полеты в школе и получил предложение остатьс€ в ней инструктором. —оверша€ первый полет с Ћидией, ¬ладимир еще не был дипломированным авиатором и только на следующий день сдал экзамен на звание пилота, получив диплом ¬сероссийского аэроклуба за номером 23.

ћолодой инструктор был доволен своей ученицей. Ћиди€ летала уверенно, смело, а главное, с огромным желанием. ≈е успехи в летном деле были несомненны, и доказательством тому €вилось приглашение ѕетербургского аэроклуба прин€ть участие в грандиозном по тем временам перелете в ћоскву.

Ђ≈ду пить чай в ѕервопрестольную!ї

—≈√ќƒЌя мы уже с трудом представл€ем, что в 1911 году перелет из ѕетербурга в ћоскву, даже с неизбежными посадками, казалс€ предпри€тием неосуществимым. Ђќт этих слов веет какой-то фантастической сказкой!ї Ч писала одна из петербургских газет, сообща€ о готов€щемс€ перелете. ¬ самом деле, давно ли аппарат авиатора Ўарского рухнул на лес на перелете √атчинаЦѕетербург! ј тут почти 700 километров над незнакомой местностью, на легких машинах, без навигационных приборовЕ

«верева принимала участие в этом перелете в роли пассажира. ‘актически же она должна была стать вторым членом экипажа, выполн€€ об€занности и пилота, и механика, и штурмана. ¬ те времена при перелетах на двухместных машинах пассажир смен€л авиатора в полете, вел визуальную ориентировку, помогал при запуске мотора. “от, кто поставит знак равенства между пассажиром 1911 года и вторым пилотом наших дней, не ошибетс€. » если ¬ладимир —люсаренко решилс€ вз€ть в полет до ћосквы в качестве пассажира Ћидию, котора€ к тому времени была его невестой, то им наверн€ка руководили не только чувстваЕ

¬ 3 часа 15 минут с аэродрома в  олом€гах взлетел первый русский авиатор —ергей ”точкин. Ђ≈ду пить чай в ѕервопрестольную!ї Ч крикнул он перед тем, как его аэроплан тронулс€ с места. «а ним стартовали Ћерхе, янковский, ¬асильев. » вот от земли оторвалс€ Ђфарманї —люсаренко и «веревой.

—делав положенный круг над аэродромом, машина уходит в сторону ‘инского залива. ¬идимость плоха€ Ц туманна€ дымка, поэтому —люсаренко стараетс€ держатьс€ ближе к береговой линии. „ерез несколько минут под крылом по€вл€етс€ ћосковское шоссе. —ледующий пункт маршрута Ц “осно, но в это врем€ мотор начинает резко сдавать. ќн то воет на высоких нотах, то неожиданно стихает, отплевыва€сь черным дымом. ѕилоты принимают единственно правильное решение Ц вернутьс€ на аэродром.

¬торично Ћиди€ уже не смогла стартовать со —люсаренко: авиатор  онстантин Ўиманский предложил ¬ладимиру свой мотор и как владелец мотора полетел пассажиром. ќни стартовали 11 июл€, благополучно пересекли залив. Ќо через 30 минут полета мотор их аэроплана отказал. —люсаренко предприн€л вынужденную посадку, однако приземление пришлось на овраг и оказалось отнюдь не м€гким. ѕодоспевшие к месту катастрофы кресть€не извлекли из-под обломков машины погибшего Ўиманского, —люсаренко же был доставлен в госпиталь с переломами обеих ног.

ƒо ћосквы в том перелете 1911 года долетел один јлександр ¬асильев. „ерез 24 часа 41 минуту 14 секунд он посадил свой аппарат на ’одынском поле.

ѕосле ужасного несчасть€

Ќќ ¬≈–Ќ≈ћ—я к нашей героине. 13 июл€ Ћиди€ «верева навестила в госпитале ¬ладимира —люсаренко, перенесшего т€желую операцию, а через день проводила в последний путь  онстантина Ўиманского. «а два дн€ до гибели получив диплом пилота, он был 74-м погибшим авиатором мира и 4-м Ч в –оссииЕ

¬скоре Ђѕетербургска€ газетаї опубликовала статью, в которой рассказывалось о том, что во ‘ранции разбилась летчица де Ћарош. Ђѕосле ужасного несчасть€ со —люсаренко и его другом Ўиманским, само собой разумеетс€, госпожа «верева разлюбит авиациюї, Ч делал заключение автор статьи. Ќо этот прогноз не оправдалс€.  ак только позвол€ла погода, Ћиди€ продолжала тренировки.

≈е мечта сбылась 10 августа 1911 года. Ёкзамены на звание пилота-авиатора были уже делом вполне обычным, но в тот день на √атчинском аэродроме царило небывалое оживление. “олпы любопытных, репортеры, военные и гражданские пилоты окружили летное поле. ¬едь экзаменовалась женщина, а такого еще не видел никто.

¬ 4 часа утра Ћиди€ «верева самосто€тельно взлетает на Ђфарманеї. ƒостигнута требуема€ высота в 50 метров. јэроплан начинает разворот. ѕерва€ Ђвосьмеркаї, за ней друга€Е —портивные комиссары ¬сероссийского аэроклуба удовлетворены: экзаменуема€ пилотирует машину весьма грамотно. ѕ€ть Ђвосьмерокї вместо двух описывает в воздухе «верева. «аход на посадку. ћотор выключен. ≈ще несколько секунд, и Ђфарманї касаетс€ земли точно в центре 50-метрового круга. Ёкзамен сдан.

Ћидию окружают репортеры, щелкают затворы фотокамер.  орреспондент Ђѕетербургского листкаї торопливо делает в блокноте рисунок с натуры и попутно задает вопрос:

Ч ¬аши дальнейшие планы?

Ч ќткрыва€ путь в авиацию дл€ русских женщин, € приглашаю их следовать за мной к полной победе над воздухом.

Ќа следующий день ей был вручен диплом пилота ¬сероссийского аэроклуба за номером 31.

ѕример Ћидии «веревой увлек за собой других. 3 окт€бр€ 1911 года пилотский диплом был вручен одесситке ≈вдокии јнатра, а 9 окт€бр€ того же года пилотский экзамен сдала на √атчинском аэродроме актриса Ћюбовь √аланчикова. ѕрошел год, и им€ √аланчиковой прогремело по всему миру Ц она побила мировой рекорд высоты. ѕрежний рекорд принадлежал немецкой летчице, достигшей на аэроплане Ђфоккерї 2200 метров. ј русска€ авиатрисса Ћюбовь √аланчикова подн€лась на 2400 метров!

ЂЌе вер€т нам, женщинам-авиаторамЕї

ј „“ќ ∆≈ Ћиди€ «верева? ¬ечером после экзамена она навестила в госпитале ¬ладимира —люсаренко и сообщила ему радостное известие. ћолодые люди нетерпеливо ждали этого дн€ еще и потому, что решили поженитьс€ только после того, как оба получат пилотские дипломы.

¬ конце августа 1911 года авиатриссу можно было видеть среди участников царскосельских авиационных сост€заний. Ќе обошлось без непри€тностей: какой-то недоброжелатель пыталс€ вывести из стро€ аэроплан Ћидии, подсыпав в двигатель железные опилки.

Ч Ќе вер€т нам, женщинам-авиаторам, Ч с горечью говорила она корреспонденту Ђѕетербургской газетыї, Ч поэтому € решила совершить р€д полетов в других городах –оссии.

¬ ту пору летчики нередко демонстрировали полеты на аэропланах перед публикой. ѕоскольку авиаци€ была в диковинку, люди охотно платили деньги за право увидеть собственными глазами чудо XX века. ¬месте с ¬ладимиром —люсаренко, а также пилотами ѕетром ≈всюковым и јлександром јгафоновым «верева в начале 1912 года отправилась в Ѕаку. «атем всей группой летали в “ифлисе. ј в марте она со своим аэропланом уже была в –иге.

«дешний полет 1 апрел€ чуть не стоил ей жизни. ќна подн€лась на Ђфарманеї над скаковым полем в пригороде –иги «олитуде. —ильный ветер начал сносить машину к трибунам, заполненным тыс€чами зрителей. Ћиди€ сделала резкий маневр, пыта€сь набрать высоту, но аэроплан опрокинулс€. ѕри ударе о землю с высоты 10 метров авиатриссу выбросило вперед и придавило обломками. Ђ” всех невольно вырвалс€ крик ужасаї, Ч писала одна из рижских газет.   счастью, самого страшного не случилось, но последстви€ падени€ оказались серьезные. Ђ≈ле жива, при падении чуть не сломала ногу, Ч делилась в письме подруге Ћиди€. Ц —овершенно плохо обстоит дело с легкими. ¬рачи во что бы то ни стало требуют поездки на юг, а € хочу летать. ѕри непослушании сул€т скоротечную чахотку. ¬от она, судьба авиаторска€ї.

  этому времени Ћиди€ «верева и ¬ладимир —люсаренко поженились. ќставатьс€ странствующей авиатриссой Ћидии больше не хотелось. “еперь она мечтала сама строить и даже конструировать самолеты, а также обучать пилотов. ¬есной 1913 года супруги —люсаренко основали в пригороде –иги «ассенгофе первую в ѕрибалтике летную школу. ¬ыступа€ в печати по этому поводу, Ћиди€ ¬иссарионовна приглашала в свое учебное заведение Ђглавным образом женщин, желающих посв€тить себ€ авиации, а не заниматьс€ ею временно лишь дл€ рекламы и шумаї. ѕлата за обучение, включа€ обычный в ту пору залог на случай поломок, в школе «веревой Ц —люсаренко была на целых двести рублей ниже, чем в других частных авиашколах. ѕоэтому желающих поступить в рижскую школу оказалось гораздо больше, чем вакантных мест. »нструкторами-пилотами в школе стали сами Ћиди€ и ее супруг.

ѕри школе они открыли мастерские по изготовлению аэропланов. Ёто было первое в –оссии авиационное промышленное предпри€тие, во главе которого сто€ли не инженеры, а летчики-практики. »м удалось получить заказ ¬оенного министерства на изготовление французских аэропланов-разведчиков Ђфарман-16ї. ѕримечательно, что машина «веревойЦ—люсаренко представл€ла собой не копию иностранной конструкции, а собственную модификацию этой машины с внесенными прогрессивными усовершенствовани€ми. –ижский вариант Ђфармана-16ї был признан приемщиками очень удачным. ќн имел одну кабину, укороченные крыль€ и развивал скорость до 130 км/ч. ¬ окт€бре 1913 года первые аэропланы этого образца были сданы ¬оенному министерству и превосходно себ€ показали на испытани€х. ¬ историю отечественного самолетостроени€ они вошли под названием Ђ‘арман —люсаренкої. ¬ажные изменени€ —люсаренко и «верева внесли и в истребитель Ђньюпор-4ї, изготовление которого также было поставлено у них на поток.

¬ 1914 году мастерские были перебазированы в ѕетербург и реорганизованы в јвиационную фабрику —люсаренко, выпускавшую аэропланы дл€ фронта. ¬сего за врем€ своей работы это предпри€тие сдало государству 130 боевых и учебных самолетов, в модели которых было внесено много технических новшеств.

Ћиди€ ¬иссарионовна в годы войны работала на своем заводе испытателем и конструктором. Ќо весной 1916 года она заболела брюшным тифом. 2 ма€ ее не стало. ѕерва€ русска€ авиатрисса ушла из жизни в 26 лет. ѕохоронили ее на кладбище јлександро-Ќевской лавры. ¬ день похорон над кладбищем кружили Ђфарманыї Ч друзь€ прощались со своим товарищем по авиацииЕ ¬ честь первой российской авиатриссы на бывшем гатчинском аэродроме Ц ныне это жилой микрорайон Ц одна из улиц носит им€ «веревой.

¬ладимир ¬икторович —люсаренко намного пережил супругу. ѕосле ќкт€брьской революции он эмигрировал и нашел пристанище в јвстралии, в городке —андгейт на восточном побережье. –аботал автомехаником, но с авиацией полностью не рассталс€. «десь построил легкий спортивный самолет, который сохранилс€ до наших дней и, по отзывам очевидцев, даже летаетЕ ”мер —люсаренко в возрасте 80 лет в 1969 году.

ѕо словам современного исследовател€ √. „ерненко, в австралийском —иднее живет плем€нник ¬.¬. —люсаренко, инженер-электрик —аша ”айт. ¬ его семье бережно хран€т все, что св€зано со знаменитыми родственниками Ц пионерами российской авиации.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

”частник прославленной группы 'Ќа-Ќа'
ѕосетило:10759
¬ладимир јсимов
√ильди€ гени€
ѕосетило:18052
»ван  улибин
¬ениамин јлександров. Ѕиографи€
ѕосетило:11146
¬ениамин јлександров

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru