Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»ван √лухих

   /   

Ivan Gluhih

   /
             
‘отографи€ »ван √лухих (photo Ivan Gluhih)
   

ƒень рождени€: 25.09.1916 года
ћесто рождени€: с.  уликово, ,  урганска€ ,–осси€
ƒата смерти: 08.05.1990 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 73 года

√ражданство: ———–

Ѕиографи€

Ћетчик истребитель

 апитан ». ћ. √лухих произвЄл 141 боевой вылет. ¬ 38 воздушных бо€х сбил лично 10 и в составе группы 4 самолЄта противника. ≈щЄ 11 самолЄтов уничтожил на аэродромах. 1 ћа€ 1943 года за мужество и воинскую доблесть, про€вленные в бо€х с врагами, ему было присвоено звание √еро€ —оветского —оюза.

11.02.2008

–одилс€ 25 —ент€бр€ 1916 года в деревне  уликово, ныне ћакушинского района  урганской области, в семье кресть€нина. ќкончил 7 классов неполной средней школы. –аботал токарем в железнодорожном депо, техническим секретарЄм  опейского горкома комсомола. — 1935 года в  расной јрмии. ¬ 1937 году окончил ќренбургское военное авиационное училище лЄтчиков. ”частник похода советских войск в «ападную Ѕелоруссию в 1939 году и —оветско - ‘инл€ндской войны 1939 - 1940 годов.

»ван √лухих фотографи€
»ван √лухих фотографи€

— ќкт€бр€ 1941 года в действующей армии. —ражалс€ на  алининском фронте, лета€ на самолЄте як-1. ¬ 1942 году участвовал в бо€х за —талинград, а также на —еверо - «ападном фронте, под ƒем€нском.

  ‘евралю 1943 года штурман 271-го истребительного авиационного полка ( 274-€ истребительна€ авиационна€ дивизи€, 1-й истребительный авиационный корпус, 3-€ ¬оздушна€ арми€,  алининский фронт )  апитан ». ћ. √лухих произвЄл 141 боевой вылет. ¬ 38 воздушных бо€х сбил лично 10 и в составе группы 4 самолЄта противника. ≈щЄ 11 самолЄтов уничтожил на аэродромах. 1 ћа€ 1943 года за мужество и воинскую доблесть, про€вленные в бо€х с врагами, ему было присвоено звание √еро€ —оветского —оюза.

»ван √лухих фотографи€
»ван √лухих фотографи€

ѕосле войны продолжал служить в ¬¬—. — ƒекабр€ 1955 года ѕолковник ». ћ. √лухих - в запасе. –аботал на одном из московских авиационных заводов. ЌаграждЄн орденами Ћенина,  расного «намени, јлександра Ќевского, ќтечественной войны 1-й степени ( дважды ),  расной «везды ( дважды ), 6-ю медал€ми.

* * *

»ван √лухих родилс€ в деревне  уликово ћакушинского района  урганской области в кресть€нской семье. ¬ 1932 - 1935 годах после окончани€ ћакушинской школы - семилетки работал секретарем отдела найма завода "¬остокококс" в городе ћагнитогорске, затем трактористом ћакушинской ћ“—, секретарем стройконторы зерносовхоза "ѕионер". ¬ 1937 году окончил ќренбургскую военную школу лЄтчиков. ¬ 1939 - 1940 годах участвовал в оккупации ¬осточной ѕольши и в бо€х с белофиннами.

  началу ¬еликой ќтечественной войны »ван √лухих был уже опытным военным лЄтчиком. «а бои в период —оветско - ‘инл€ндской войны был удостоен первой боевой награды - ордена  расной «везды. », видимо, об€зательно следует отметить, что у истоков его лЄтного мастерства сто€л такой замечательный учитель как јлександр  онстантинович √оровец. ќ незаур€дных лЄтных и боевых качествах этого человека свидетельствует его последний бой 6 »юл€ 1943 года в небе Ѕелгородчины. ¬ тот день лЄтчик - истребитель √оровец, возвраща€сь с боевого задани€, встретил 20 вражеских бомбардировщиков. —илы были слишком неравные и можно было уклонитьс€ от бо€, но √оровец решил иначе. ÷ена жизни геро€ - 9 сбитых вражеских машин в одном бою, чего раньше не удавалось ни одному лЄтчику мира.

271-й истребительный авиационный полк, где командиром эскадрильи был »ван √лухих, базировалс€ под –остовом - на - ƒону. «десь он вступил в свой первый бой в этой войне и сбил первый вражеский бомбардировщик Ju-87. ј вскоре прославилс€ как мастер лобовых атак, которые не выдерживали даже опытные немецкие пилоты.

Ћучшие дн€

ѕокоритель полюсов
ѕосетило:11119
–уаль јмундсен
Ћеонид јгутин: Ћюбит разную музыку, но поет попсу
ѕосетило:10206
Ћеонид јгутин
“€желейший действующий велосипед в мире
ѕосетило:8245
¬оутер ¬ан ден Ѕош

—воим боевым опытом командир эскадрильи щедро делилс€ с лЄтным составом.  аждый воздушный бой, все положительные моменты и недостатки об€зательно разбирались в коллективе. Ќа таких разборках »ван √лухих старалс€ проанализировать все тактические приЄмы и хитрости противника, противопоставить им свою наступательную тактику. ќсобое внимание он удел€л наблюдению каждым лЄтчиком за ходом бо€, использованию радиосв€зи, взаимной выручке, надЄжному прикрытию штурмовой и бомбардировочной авиации, ведению воздушного бо€ парой и чЄткому взаимодействию пар в бою.

≈жедневна€, упорна€ учЄба лЄтного состава сказалась на результатах. ¬ самый т€жЄлый период войны, в бо€х 1941 года эскадриль€ »вана √лухих сбила 21 самолЄт противника и сожгла на аэродромах 12 вражеских машин. ѕотери эскадрильи составили три экипажа. Ќа личном счету командира к концу года было 6 сбитых вражеских самолЄтов. ќ высокой технике ведени€ каждого воздушного бо€ эскадрильей под его командованием убедительно говоритс€ в наградном листе:

"Ўтурмова€ и бомбардировочна€ авиаци€, прикрыта€ лЄтчиками эскадрильи  апитана √лухих, всегда действовала уверенно и возвращалась без потерь. Ќикакое численное превосходство противника не могло заставить его питомцев выйти из бо€ или проиграть его. ярким примером может служить воздушный бой 16 январ€ 1942 года: 5 самолЄтов Ћа√√-3 под командованием  апитана √лухих прикрывали боевые действи€ 10 штурмовиков. ќколо самой цели на "»лы" неожиданно набросились 12 истребителей противника. √руппа истребителей  апитана √лухих немедленно вступила в бой, отогнала стерв€тников, сковала их боем, чем дала возможность штурмовикам выполнить задачу без потерь. ¬ ожесточЄнной короткой схватке было сбито 2 "ћессершмитта". ќстальные, прикрыва€сь облаками, спаслись бегством. ¬ этом бою у самолЄта √лухих были совершенно разбиты руль поворота и руль глубины. Ќесмотр€ на такие серьЄзные повреждени€, он сумел привести свой самолЄт на аэродром".

...¬ конце ƒекабр€ 1942 года, подт€нув свежие силы и совершив перегруппировку войск, противник возобновил контрнаступление на ¬еликие Ћуки. ¬ воздухе шли непрерывные ожесточЄнные бои.

29 ƒекабр€ группа як-7Ѕ под командованием комэска 271-го »јѕ  апитана ». ћ. √лухих вылетела на сопровождение штурмовиков »л-2. ¬ районе цели наши истребители заметили большую группу немецких бомбардировщиков, приближавшихс€ к полю бо€. ¬ задачу истребителей прикрыти€ борьба с бомбардировщиками противника не входила. Ќо √лухих, оценив ситуацию, пошЄл на сознательный риск. ќн решил частью сил атаковать бомбардировщиков. Ќапуганные решительной атакой "яков", вражеские бомбовозы сбросили свой груз куда попало и повернули на свою территорию. ƒва вражеских самолЄта чад€щими факелами рухнули на землю. Ќи истребители, ни штурмовики потерь не понесли.

»сключительно широкого диапазона была военна€ работа »вана √лухих.   ‘евралю 1943 года он совершил 141 боевой вылет, в их числе: 18 - на штурмовку войск противника, 55 - на прикрытие штурмовой и бомбардировочной авиации, 46 - на прикрытие наземных войск, 20 - на разведку войск противника, 2 - на штурмовку вражеских аэродромов. ¬о врем€ выполнени€ этих заданий участвовал в 38 воздушных бо€х и сбил 14 самолЄтов противника ( 10 лично и 4 в группе с товарищами ). » лучшей характеристикой отважному воину может послужить высказывание командира 271-го истребительного авиаполка ћайора ћорозова: "»ван ћихайлович √лухих беззаветно предан социалистической –одине, человек не жалеет сил и жизни за еЄ освобождение. ќн бесстрашный воздушный боец, мастер лобовых атак, отличный командир и воспитатель".

1 ћа€ 1943 года штурману полка  апитану ». ћ. √лухих было присвоено высокое звание √еро€ —оветского —оюза. –адость награждени€ усиливалась сознанием того, что –одина высоко отметила военные заслуги и его учеников. ¬ этот же день √еро€ми —оветского —оюза стали: его ведомый ѕЄтр ћихайлович ¬острухин, с которым в паре »ван √лухих летал около года, командиры эскадрилий полка ѕавел »гнатьевич ћуравьЄв и ¬иктор яковлевич ’асин. ќни занимались такой же военной работой, что и их командир, и на их счету к этому времени было 44 сбитых вражеских самолЄта.

¬ »юле 1943 года »вана ћихайловича как опытнейшего лЄтчика назначили инспектором по технике пилотировани€ в 323-ю истребительную авиационную дивизию, а через 3 мес€ца командование решило, что его боевой опыт, блест€щую технику управлени€ самолЄтом, надо использовать более полно. ќн был отозван из действующей армии и направлен в качестве старшего лЄтчика - испытател€ новых боевых машин на авиационные заводы страны.   тому времени, согласно данным приведЄнным в книге Ќ. √. Ѕодрихина "—оветские асы", он выполнил около 300 успешных боевых вылетов и лично сбил в воздушных бо€х 16 самолЄтов противника ( другие источники указывают на 16 побед, одержанных лично и в составе группы ).

— ќкт€бр€ 1943 года по январь 1956 года »ван √лухих работал лЄтчиком - испытателем новых боевых машин. Ћетал на всех типах поршневых и реактивных истребителей. ќдним из первых освоил реактивный бомбардировщик »л-28. ќ том, как он работал в этой должности, красноречиво свидетельствует аттестаци€ на представление его к воинскому званию ѕолковника, составленна€ военным представителем одного из авиазаводов в —ент€бре 1951 года:

"√ерой —оветского —оюза ѕодполковник √лухих »ван ћихайлович служит в системе военных приЄмов с ќкт€бр€ 1943 года. Ѕудучи старшим лЄтчиком - испытателем военного представительства на заводе є 30 показал себ€ дисциплинированным, требовательным, политически развитым офицером. явл€етс€ ветераном советской реактивной авиации. Ћетал на всех типах современных, в том числе и реактивных истребител€х. ѕри внедрении в серию реактивного бомбардировщика освоил одним из первых лЄтчиков - испытателей этот самолЄт. ’орошо знает материальную часть и грамотно эксплуатирует еЄ в воздухе. ѕравильно анализирует встречающиес€ дефекты и даЄт обоснованные заключени€ о качестве принимаемой продукции дл€ частей ¬¬— —оветской јрмии. «а высокую лЄтную квалификацию допущен к высотным испытательным полЄтам в сложных метеоуслови€х, с пробиванием сплошной облачности при высоте нижней кромки 300 метров и видимости 4 км".

— большой гордостью »ван ћихайлович вспоминал о том, что на этой работе он всегда чувствовал поддержку своих друзей, таких известных лЄтчиков - испытателей, как дважды √еро€ —оветского —оюза √еорги€ ћихайловича ѕаршина, погибшего при испытании самолЄта в 1956 году, √ероев —оветского —оюза —ерге€ Ќиколаевича јнохина, ‘Єдора »вановича Ѕурцева, знаменитого в авиационных кругах ћарка Ћазаревича √алла€. ќтветственна€ и опасна€ работа сблизила их, взаимно обогащала.

Ѕолее 12 лет ѕолковник ». ћ. √лухих пробыл на испытательной работе. “олько в январе 1956 года по состо€нию здоровь€ оставил еЄ. Ќо авиации не изменил и ещЄ почти четверть века работал авиадиспетчером на военных заводах страны. ѕоследнее место его службы - ћосковский вертолЄтный завод имени ћ. Ћ. ћил€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ќдин из величайших англо€зычных актеров
ѕосетило:8758
Ћоуренс ќливье
Ѕенджи √регори. Ѕиографи€
ѕосетило:8456
Ѕенджи √регори
—офь€ ћуратова. Ѕиографи€
ѕосетило:9749
—офь€ ћуратова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru