Людибиографии, истории, факты, фотографии

Иван Дзюба

   /   

Ivan Dzyuba

   /
             
Фотография Иван Дзюба (photo Ivan Dzyuba)
   

День рождения: 01.05.1918 года
Место рождения: с. Огульцы, , Харьковская ,Украина
Дата смерти: 12.10.1995 года
Место смерти: , , Московская, Россия
Возраст: 77 лет

Гражданство: Россия

Биография

Летчик истребитель

Майор И. М. Дзюба к Февралю 1942 года совершил 234 боевых вылета, провел 13 воздушных боев, в которых сбил лично 6 самолётов противника. 21 Июля 1942 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

13.02.2008

Иван Дзюба родился 1 Мая 1918 года в селе Огульцы, ныне Валковского района Харьковской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично заводское училище. Работал слесарем на Харьковском паравозоремонтном заводе. В 1938 году был призван в ряды Красной Армии. Вскоре окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов.

Иван Дзюба фотография
Иван Дзюба фотография

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Командир эскадрильи 12-го истребительного авиаполка ( 57-я смешанная авиационная дивизия, 11-я Воздушная Армия, Северо - Западный фронт ) Майор И. М. Дзюба к Февралю 1942 года совершил 234 боевых вылета, провел 13 воздушных боев, в которых сбил лично 6 самолётов противника. 21 Июля 1942 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Реклама:

К Сентябрю 1943 года Иван Михайлович Дзюба совершил 238 боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв, 9 самолётов противника сбил лично и 12 - в группе ( по другим источникам имел 12 воздушных побед, одержанных лично и в группе с товарищами ). Подмосковье, Старая Русса, Сталинград, Волхов - это те горячие точки, через которые пролегал его боевой путь. Затем он был переведен на лётно - испытательскую работу.

Иван Дзюба фотография
Иван Дзюба фотография

... Шел уже третий год войны, когда Иван Дзюба пришел в НИИ ВВС. Поскольку Испытательный институт продолжал терять своих сотрудников - одних уносила война, другие погибали при испытаниях, - ему постоянно требовались опытные лётчики, инжененры и техники. Многолетняя служба Ивана Михайловича в НИИ ВВС показала, что командование не ошиблось, направив его на эту ответственную работу. Он получил назначение туда не только потому, что у него уже был некоторый опыт летных испытаний - накануне войны вместе с Григорием Бахчиванджи он принял участие в войсковых испытаниях истребителя Як-1, но и потому, что тяжелый и опасный труд испытателя, требующий от лётчика не только большого морального и физического напряжения, но и творческого горения, был Дзюбе по душе.

Уже в 1944 году он провел несколько различных испытаний самолётов семейства Лавочкина, при этом выявил серьезные недостатки Ла-7, имевших, в частности, недоброкачественно выполненные предкрылки, и дал ценные рекомендации по совершенствованию оборудования этой машины.

Иван Михайлович часто говорил, что смысл испытательской работы состоит в превращении самолёта - загадки в лучшего боевого друга. Но эти "превращения" давались Дзюбе нелегко. Один неприятный сюрприз следовал за другим. Однажды, например, в одном из полетов при испытании средств спасения на самолёте непроизвольно сорвалась подвижная часть фонаря кабины и ударила Дзюбу по голове. Лётчик потерял сознание. Когда очнулся, машина стремительно пикировала, земля неумолимо приближалась. Собрав все силы, превозмогая боль, лётчик вывел самолёт в горизонтальный полет, а затем произвел благополучную посадку. Вскоре после выяснения дефекта на системе сброса фонаря были проведены соответствющие доработки. В результате "строптивая" была укрощена.

В 1946 году в Москве в честь 29-й годовщины Октябрьской революции состоялся первый воздушный парад на реактивной технике. Подполковник И. М. Дзюба вместе с товарищами демонстрировал перед всем народом мощь нашей авиации, за что вместе с остальными участниками парада был награжден орденом Красного Знамени.

Вскоре Дзюба поднял в воздух опытный всепогодный двухместный реактивный истребитель - перехватчик. При заходе на посадку и выпуске закрылков на высоте 300 метров вдруг оборвалась согласующая тяга выпуска закрылков. По этой причине закрылок выпустился лишь с одной стороны, поэтому самолёт резко вошел в крен, готовый перевернуться на "спину". Но Дзюба среагировал мгновенно. Он сразу же убрал закрылок, выровнял машину и завел её на посадку.

Лучшие дня

Сергей Белов. Биография
Посетило:26949
Сергей Белов
Рыцарь российского экрана
Посетило:16893
Александр Иншаков
Секрет кавказского долгожителя
Посетило:2379
Аппаз Илиев

Прошло всего лишь несколько дней, и Ивана Михайловича вновь постигла неудача. На самолёте - лаборатории УТИ МиГ-15 в момент катапультирования из второй кабины парашютиста - испытателя разорвалась телескопическая труба стреляющего механизма. Взрывная волна контузила Дзюбу. Но постепенно он пришел в себя и, собрав всю свою волю, привел раненый "МиГ" на аэродром.

Военная авиация стала калыбелью и космонавтики. В 1959 году по решению ЦК КПСС начался отбор, из числа лётчиков истребительной авиации, в первый отряд космонавтов ( всего 20 человек ), а 11 Января 1960 года было принято решение о формированиии Центра подготовки космонавтов. Для занятий с будущими космонавтами по лётной и парашютной подготовке, в числе других известных пилотов, был подключен и Иван Михайлович Дзюба.

С 1972 года Полковник И. М. Дзюба - в отставке. Заслуженный лётчик - испытатель СССР. Освоил 117 типов и модификаций самолётов. С 1974 года - в Главном штабе ВВС. За период службы награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, многими медалями.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Сергей Белов. Биография
Посетило:26949
Сергей Белов
Майя Чибурданидзе
Посетило:8293
Майя Чибурданидзе
Николай Панин-Коломенкин
Посетило:8330
Николай Панин-Коломенкин

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history