Людибиографии, истории, факты, фотографии

Иван Балюк

   /   

Ivan Balyk

   /
             
Фотография Иван Балюк (photo Ivan Balyk)
   

День рождения: 30.04.1919 года
Возраст: 73 года
Место рождения: Кролевец, Сумская область, Россия
Дата смерти: 13.01.1993 года
Место смерти: Ростов на Дону, Россия

Гражданство: Россия

Биография

Командир эскадрильи 54-го Гвардейского истребительного авиационного полка

Капитан И. Ф. Балюк совершил 300 боевых вылета, провёл 135 воздушных боев, в которых лично сбил 14 самолётов противника и 3 в составе группы. 24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

06.02.2008

Родился 30 Апреля 1919 года в городе Кролевец, ныне Сумской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы, а затем ( в 1937 году ) - Конотопский строительный техникум. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

Иван Балюк фотография
Иван Балюк фотография

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. К Июню 1943 года командир эскадрильи 54-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт ) Гвардии Капитан И. Ф. Балюк совершил 300 боевых вылета, провёл 135 воздушных боев, в которых лично сбил 14 самолётов противника и 3 в составе группы. 24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Реклама:

Всего произвёл более 500 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 25 вражеских самолётов лично и 5 - в составе группы.

Иван Балюк фотография
Иван Балюк фотография

После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1973 года Гвардии Полковник И. Ф. Балюк - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Жил и работал в Ростове - на - Дону. Умер 13 Января 1993 года.

* * *

С первых же дней Великой Отечественной войны, Иван Балюк сражался с врагами, вплоть до полной победы. Воевать он начал на Северо - Западном фронте, в 38-м истребительном авиационном полку, летая на биплане И-153. На этом самолёте Иван Балюк совершил 95 боевых вылетов на штурмовку, уничтожив на земле 30 автомобилей, 15 танков, 10 цистерн с горючим и 4 самолёта. В начале 1942 года сражался под Ленинградом, где одержал свои первые три воздушные победы.

Спустя некоторое время Старший лейтенант И. Ф. Балюк был переведён в 237-й авиаполк, летающий уже на "Яках", где был назначен командиром первой эскадрильи. В этом полку и проявились его блестящие организаторские и боевые качества лётчика - истребителя.

Осенью 1942 года он участвует в сражении за Сталинград. Здесь более 100 раз поднимал Балюк свой "Як" навстречу врагу, сбил 12 самолётов противника, получил орден Красного Знамени и звание Капитана. Его отличало бережное отношение к молодым лётчикам; молчун, он обычно улыбался их настойчивым просьбам о немедленном вылете на боевое задание, проводил с ними учебные полеты, в бой вводил постепенно, под прикрытием "стариков"...

Лучшие дня


'Американская Венера'
Посетило:154
Одри Мэнсон
Двадцать восемь лет в джунглях в одиночку
Посетило:143
Соити Ёкои
От уличной девчонки до иконы стиля
Посетило:117
 Рианна

В небе Сталинграда Иван Балюк разил неприятельские машины самых разных типов. Так, 15 Сентября он сбил тяжёлый бомбардировщик "Хейнкель-111", а спустя несколько дней ему довелось встретьться там и с новинкой немецкой авиационной техники - корректировщиком FW-189 - "рамой", как называли её наши солдаты.

Живучесть FW-189 была необычайной. Являясь при своей высокой маневренности ( обеспеченной малой нагрузкой на крыло ) довольно трудной мишенью, этот самолёт выдерживал большое число попаданий пуль и осколков снарядов. Бывали даже случаи, когда "рама" возвращалась на базу после тарана. Но несмотря на увертливость этих двухфюзеляжных машин, советские лётчики научились их перехватывать и сбивать.

Так, 18 Сентября 1942 года истребители 237-го авиаполка прорвались к корректировщику, прикрытому четвёркой Ме-109. После атак Ивана Балюка и Якова Михайлика немецкий самолёт загорелся и потерял левую плоскость, а ещё два наших пилота окончательно добили "раму".

За отличие в Сталинградском небе полку было присвоено звание "Гвардейский" ( 54-й ГвИАП ). Это было трудное время. Герой Советского Союза Яков Данилович Михайлик, воевавший в одной эскадрилье с Иваном Балюком, вспоминал позднее о тех днях:

"Иван Фёдорович Балюк - чудесный парень, смелый воздушный боец, талантливый командир. Таким он запомнился мне на всю жизнь. Слава о нём гремела по всей дивизии. Десятки раз летал он в самое пекло боев и, не считаясь с опасностью для собственной жизни, прикрывал товарищей от вражеского огня... Бывало и так, что во всей дивизии оставалось 6 самолётов и Полковник А. В. Утин говорил Ивану Балюку и мне: "На вас, ребята, последняя надежда". Говорил со слезами на глазах, потому что, не оправдай мы этих надежд, не стало бы и его, утинской, Гвардейской дивизии".

Летом 1943 года лётчики полка участвуют в ожесточенных схватках на Орловско - Курской дуге. В одном из боевых вылетов, случилось это 3 Июля, Иван Балюк вновь встретился с разведчиком - корректировщиком FW-189. И вновь одержал най ней победу. Вспоминает Я. Д. Михайлик:

"Четвёрка И. Ф. Балюка должна была прикрывать наземные войска от вражеской авиации и артиллерийского огня, который производился с помощью корректировщика FW-189.

Набрав высоту 2500 метров мы приступили к работе. Вскоре, с наземного пункта наведения, нам сообщили, что на высоте 3500 метров летит "рама". Балюк подвернул самолёт и мы начали набирать высоту, зорко всматриваясь по сторонам, чтобы не прозевать истребителей противника, которые должны были находиться поблизости от FW-189.

Вот и цель... Балюк устремился в атаку на "раму", а я - на пару "Мессеров", которые появились с юга, на пересекающихся с нами курсах.

Иван сблизился с противником на дистанцию открытия огня. От меткой очереди Балюка "рама" загорелась и пошла к земле, а Иван продолжал бить по ней до тех пор, пока та не разбилась на земле. Немецкие истребители, связанные нами, не сумели защитить своего подопечного...

Сбитый Капитаном И. Ф. Балюком вражеский разведчик - корректировщик FW-189 был 18-м самолётом на его боевом счету. За этот бой командование наградило Ивана Фёдоровича орденом Красного Знамени".

В два последующих дня, Иван Балюк сбил ещё два неприятельских самолёта: 4 Июня - истребитель FW-190, а 5 Июня - пикировщик Ju-87.

В Августе, после напряжённый боёв, полк был выведен в тыл на переформирование. А вскоре, 24 Августа 1943 года, за мужество и отвагу проявленные в боях с врагами, Ивану Федоровичу Балюку было присвоено звание Героя Советского Союза.

В Январе 1944 года, после перевооружения на американские самолёты Р-39 "Аэрокобра", лётчики 54-го Гвардейского истребительного авиаполка вернулись на фронт. В составе Центрального и 1-го Белорусского фронтов, они участвуют в освобождении Белоруссии и Польши, ведут бои в небе Германии. Летая на "Аэрокобре", Иван Балюк одержал ещё 8 личных побед.

Войну Гвардии Майор И. Ф. Балюк закончил в Берлине. К тому времени он совершил более 500 успешных боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 25 самолётов противника лично и 5 в группе с товарищами ( в отдельных источниках приводятся и другие цифры - 22 личные и 16 групповых побед ). В воздушных боях был дважды ранен.

После окончания войны Иван Федорович продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. Летал до 1973 года, освоил многие типы реактивных истребителей. После отстранения от лётной работы служба потеряла для него смысл: он демобилизовался в звании Гвардии Полковника. Последние годы жил и работал в Ростове - на - Дону.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Мануфактур-советник
Посетило:387
Савва Морозов
Может ли кошка прожить 38 лет?
Посетило:341
Джейк Перри
Самый молодой Маршал Советского Союза
Посетило:417
Михаил Тухачевский

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history