Людибиографии, истории, факты, фотографии

Григорий Охай

   /   

Grigoriy Ohay

   /
             
Фотография Григорий Охай (photo Grigoriy Ohay)
   

День рождения: 05.01.1917 года
Возраст: 101 год
Место рождения: Токмак, Запорожская область, Украина

Гражданство: Украина

Биография

Летчик истребитель

С 1935 года в рядах Красной Армии. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков в 1937 году и курсы усовершенствования офицерского состава в 1941 году.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

18.01.2008

Григорий Охай родился 5 Января 1917 года в городе Токмак, ныне Запорожской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы, затем - Рабфак и 1 курс Мелитопольского педагогического института. Работал на дизелестроительном заводе. С 1935 года в рядах Красной Армии. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков в 1937 году и курсы усовершенствования офицерского состава в 1941 году.

Григорий Охай фотография
Григорий Охай фотография

Григорий Ульянович Охай был воздушным воином почти всю свою сознательную жизнь. Участвуя в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов, на бомбардировщике СБ, он летал замыкающим в строю. Первая военная удача - точное бомбометание и подрыв крупного минного завода на окраине города Сортавала. Первая боевая награда - медаль "За отвагу". И первая боевая утрата, запомнившаяся на всю жизнь, - гибель друга, Никифора Паршинцева, от пуль вражеского истребителя. Наверное именно тогда он и решил стать лётчиком - истребителем, чтобы мстить врагам.

Реклама:

В период Великой Отечественной войны быстро переучившись на Як-1 и, став инструктором, он подготовил на этой машине до 300 лётчиков. В 1943 году и сам прочувствовал ярость фронтового неба, сражаясь в составе 18-го Гвардейского истребительного авиационного полка сбил 6 самолётов противника.

В 1950 году Охай стал заместителем командира полка, освоил МиГ-15, а затем отправился в "специальную командировку" в Корею. В Марте 1951 года они пересекли границу и вскоре начались бои. Первую схватку начальник воздушно - стрелковой службы 523-го авиаполка Г. У. Охай, или, как его называли, китайский народный доброволец - лётчик Гу - О - Хай, провёл 22 Июня 1951 года, когда 8 МиГ-15 встретили 32 "Сейбра". В завязавшемся бою командир звена Иван Тюляев сумел сбить "Сейбр", который был ограничен в маневре ( у него не сбросился подвесной топливный бак ). Наша группа вернулась без потерь. Затем было много других вылетов и боёв...

Как - то заболел командир полка Карасёв, и Охаю, имевшему уже 16 боевых вылетов, поручили быть ведущим группы в 24 самолёта. Вышли на перехват противника в район Тейсю и увидели шестёрку "Метеоров" на малой высоте. Те быстро встали в оборонительный круг - у каждого по 4 пушки и хвост хорошо защищён. Первая атака "МиГов" не удалась: скорость больше километров на 300, больше и радиус виража... Тут их не взять, решил ведущий и подал команду: "Всем выход вверх вправо, атакуем с полупереворота !"

Маневр получился удачным. Открыв огонь с 400 метров Охай зажёг один из "Метеоров", затем ещё один. Пары Тюляева, Шеверева и Разорвина сбили ещё по одному самолёту. Из шестёрки "Метеоров" спасся самый хитрый - он в крутом пикировании ушёл к земле, и его, камуфлированного, потеряли из виду. Весь бой длился 5 - 7 минут...

За период своей деятельности дивизия Генерала Г. А. Лобова, в которой служил Охай, записала на свой счёт 303 сбитых вражеских самолёта ( почти 10 авиаполков ! ) и в 10 раз меньше потеряла. Поршневые "Мустанги" наши лётчики в расчёт не брали. Достойным противником были новейшие реактивные "Сейбры". На вираже их в прицел не "загонишь": почувствовав опасность, американский лётчик выпускал предкрылки, терял скорость и закручивал разворот или вираж с меньшим радиусом, чем МиГ-15, у которого предкрылков не было. На высотах более 8 км возможности в маневрировании уравнивались, если не считать, что в отличии от "МиГа" двигатель "Сейбра" имел форсаж, что позволяло кратковременно и резко увеличивать скорость, отрываться от атакующих или настигать уходящих.

Американцам выгоднее было драться на малых высотах, потому что "Сейбр" имел более эффективные воздушные тормоза. Используя их на высотах до 1000 метров, он мог, резко погасив скорость, сделать переворот через крыло, и у него хватало рулей, чтобы выйти в горизонтальный полет у земли. Сделай за ним эту же фигуру пилотажа наш лётчик, МиГ-15 врезался бы в землю.

Лучшие дня


Пусть его отрежут!
Посетило:24
Ронни и Донни Гэлион
«Отец» ядерной физики
Посетило:24
Эрнест Резерфорд

Посетило:21
Валентина Гарцуева

Зато на больших высотах и в бою на вертикальных маневрах МиГ-15 с более мощным двигателем и грозным пушечным вооружением имел перед "Сейбром" несомненные преимущества. Соответственно этому строилась и тактика воздушного боя. Более экономичные двигатели "Сейбра" давали возможность американцам дольше находиться в воздухе. Наши, напротив: увидел - занял выгодное положение - немедленно атакуй !

Об истребителе МиГ-15 Охай отзывался очень тепло, особенно выделял его выносливость к боевым повреждениям. Рассказывал, как 19 Августа 1951 года, после тяжёлого боя 28 наших самолётов с 30 "Себрами", лётчик Чуркин нормально приземлил на аэродроме Аньдун свою машину, имея в ней 57 пробоин.

Однажды было получено сообщение - идет большая группа В-29. Немедленно на перехват ! Одну из восьмёрок "МиГов" повел Охай. Встретив группу В-29, они свалились на них со стороны солнца и сразу зажгли несколько машин. Поймав в прицел ведущего колонны, Григорий открыл огонь.

- На фюзеляже и центроплане В-29 при каждом попадании моего снаряда появлялись отметки, похожие на вспышки мощных электроламп, - вспоминал позднее Охай. - Потянулся дымок, и вдруг всю громаду В-29 разом охватило пламя ! На долю секунды махина как бы остановилась, потом у неё отвалилось крыло, и она штопором пошла вниз. Забелели купола раскрытых парашютов. На земле сбитых американцев поджидали корейцы...

После ряда тяжёлых поражений В-29, американцы решили давить и пугать наших лётчиков численностью. На прикрытие боевой группы В-29, например, стали посылать до 150 истребителей. Но если взять данные только одного полка, в котором служил Охай, то и такая тактика не очень помогла американцам: полк сбил 102 самолёта, потеряв 17 своих машин и 5 лётчиков. Григорий Ульянович Охай за период своей деятельности в Корее совершил 122 боевых вылета, уничтожил 11 самолётов и, участвуя в 86 воздушных боях, не был ранен, а его "МиГ" получил всего одну пробоину и несколько вмятин на крыле. Единственная пуля застряла в элероне. Техник извлек её, передав командиру в качестве сувенира. Долгое время она хранилась у него, как память о тех днях.

13 Ноября 1951 года Григорию Ульяновичу Охаю, лично сбившему в боях Великой Отечественной войны и при выполнении интернационального долга в Корее 17 самолётов противника, в Кремле вручили Золотую Звезду Героя Советского Союза. За период своей боевой деятельности он совершил более 300 успешных боевых вылетов.

С 1960 года Полковник Охай - в запасе. Жил в Днепропетровске, до 1978 года работал в Гражданском Воздушном Флоте. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Драматург позднего Викторианского периода
Посетило:397
Оскар Уайльд
В руках с собственной челюстью
Посетило:446
Эмили Экклес
Миллионы на внешность Барби
Посетило:344
Стефани Мюлик

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history