Людибиографии, истории, факты, фотографии

Георгий Костылев

   /   

Georgiy Kostulev

   /
             
Фотография Георгий Костылев (photo Georgiy Kostulev)
   

День рождения: 20.04.1913 года
Возраст: 47 лет
Место рождения: Ораниенбаум, Санкт - Петербургская губерня, Россия
Дата смерти: 30.11.1960 года

Гражданство: Россия

Биография

Летчик истребитель

Гвардии Старший лейтенант Г. Д. Костылев совершил 233 боевых вылета, провёл 59 воздушных боёв, сбил лично 9 и в составе группы 34 самолёта противника. Штурмовыми ударами уничтожил много живой силы и техники врага. 23 Октября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

22.02.2008

Родился 20 Апреля 1913 года в городе Ораниенбаум Санкт - Петербургской губернии ( ныне город Ломоносов Ленинградской области ), в семье рабочего. Окончил 9 классов средней школы, авиационную школу Осоавиахима, в 1934 году - Центральную лётную школу в городе Тушино Московской области. 18 Августа 1934 года был удостоен почётного нагрудного знака "За отличную технику пилотирования и акробатическое искусство". С 1939 года служил в авиации Военно - Морского Флота.

Георгий Костылев фотография
Георгий Костылев фотография

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

Реклама:

С первых дней Великой Отечественной войны сражался на Балтике в составе 5-го истребительного авиационного полка.

Георгий Костылев фотография
Георгий Костылев фотография

К Апрелю 1942 года командир звена 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского Флота ) Гвардии Старший лейтенант Г. Д. Костылев совершил 233 боевых вылета, провёл 59 воздушных боёв, сбил лично 9 и в составе группы 34 самолёта противника. Штурмовыми ударами уничтожил много живой силы и техники врага. 23 Октября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны Георгий Дмитриевич остался на службе в ВМФ. С 1953 года Гвардии Майор Г. Д. Костылев - в запасе. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), медалями. Умер 30 Ноября 1960 года. Похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносове, где его именем названа улица.

* * *

Фамилии этого человека нет в Советской Энциклопедии Великой Отечественной войны, несмотря на то, что был он Героем Советского Союза и принадлежал к лучшим пилотам советской истребительной авиации. Георгий Дмитриевич Костылев никак не вписывался в образ героя, созданный сталинской пропагандой. Прекрасный лётчик, человек, который всегда говорил то, что думает, не признававший фальши и криводушия, он не был чужд многим сильным человеческим страстям.

Любимец лётного и технического состава, пользовавшийся в частях, где он служил, непререкаемым авторитетом, Костылев был не в чести у дивизионных командиров: после Октября 1942 года его не наградили ни одним орденом...

Лучшие дня



Посетило:4491
Дмитрий Обретецкий
Патрисия Каас: Три алмазных статуса
Посетило:157
Патрисия Каас
Нина Русланова: Полагаясь только на себя
Посетило:134
Нина Русланова

Георгий Дмитриевич Костылев был одним из тех немногих лётчиков - истребителей, кто не закончил Военной авиационной школы пилотов. После призыва в ВМФ в 1939 году он служил в частях истребительной авиации, участвовал в Советско - Финляндской войне, за что был награждён орденом Красного Знамени.

Прирождённый пилотировщик, он имел свой, удивительно изящный и свободный лётный почерк. Современники вспоминали о том особенном радостном чувстве, которое пробуждалось в них при наблюдении костылевских полётов. В его исполнении пилотаж становился искусством... Во время войны Костылев несколько раз проводил показательные "бои" над кораблями Балтфлота и, по свидетельству очевидцев, в эстетическом плане они были сравнимы с пением Лемешева и игрой Гилельса.

С первых же дней Великой Отечественной войны Георгий Дмитриевич принял активное участие в боевых действия. Служил он в 5-м истребительном полку Балтийского Флота, оснащённом самолётами И-16. Несмотря на превосходство вражеской авиации, Костылев довольно неплохо справлялся со своими профессиональными обязанностями. Коллеги ценили его не только за высокий пилотаж и острый глаз, а прежде всего за то, что он всегда надёжно прикрывал своих партнёров.

Уже во второй половине Июля 1941 года, работая с аэродрома в Клопицах под Ленинградом, на самолёте И-16 он одержал 7 побед. Свою первую победу Костылев одержал 15 Июля, сбив Ме-110. А уже 22 Июля, он уничтожил в воздушных боях ещё сразу 3 машины врага ( 2 Ju-87 и Ме-110 ). Ещё два бомбардировщика Ju-88 были сбиты им 23-го и 25-го числа. В последний день этого же месяца, Костылев сбил ещё пару истребителей Ме-109.

В конце Августа комэск 2-й эскадрильи 5-го истребительного авиационного полка ( позднее ставший 3-м ГвИАП ) ВВС КБФ Г. Д. Костылев на только что полученном ЛаГГ-3 сбивает Ме-109... 16 Сентября в паре с Игорем Каберовым, сбив по "Лаптёжнику", они рассеивают большую группу Ju-87, непрерывно атакующих крейсер "Марат". А вот как вспоминал сам Костылев о воздушной схватке 21 Сентября:

"Летели мы над заливом, невдалеке от Кронштадта. Нас было пятеро: Усыченко, Ткачёв, Руденко, Львов и я. Внезапно над Кронштадтом мы заметили разрывы зенитных снарядов и пошли прямо к ним. Гляжу: "Юнкерс", а в стороне от него ещё два. Мы с Руденко решили атаковать того, который шёл один, а остальные лётчики направились к тем, что шли в паре.

Я открыл огонь по "Юнкерсу" метров с 400 и сразу разбил ему левый мотор. Он, снижаясь, стал удирать в сторону Финляндии. Ведя огонь, я подходил к нему всё ближе и ближе. Руденко тоже стрелял. Стрелка мы убили. Но лётчик "Юнкерса" был опытный и повернул свой самолёт так, что мы попали под огонь нижнего стрелка. Одна пуля угодила в фюзеляж моего самолёта. Я решил уничтожить и нижнего стрелка. Дал очередь из пушки и всех пулемётов одновременно. Перебил крепления, на которых держалась люлька, где был нижний стрелок. Люлька оторвалась от "Юнкерса" и вместе со стрелком упала в море... Ещё дал очередь - и "Юнкерс" сорвался и нырнул в воду".

Таких боёв у Костылева осенью 1941 года было не мало. Его боевой счёт рос довольно быстро. Вместе с ним росла и популярность лётчика. Бывало, увидят матросы с корабля или кронштадцы успешный воздушный бой нашего истребителя с двумя или тремя немецкими самолётами и говорят: "Сразу видно: Костылев дерётся !" И хотя выяснялось потом, что Костылев в этот день и вовсе не поднимался в небо - уверить в обратном свидетелей боя было невозможно. Да и стоило ли разуверять ?

Старший лейтенант Георгий Костылев из 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота только что вернулся из боевого вылета.

Ещё не остыв от проведённого боя, он, стоя на крыле своего окрашенного в белый цвет истребителя ЛаГГ-3 ( 4-я производственная серия, бортовой номер "35" красного цвета ), показывает товарищу на руках как было дело...

5 Февраля 1942 года Костылев был сбит в первый и последний раз. Раненый в руку, он сумел воспользоваться парашютом.

В 1942 году Георгий вступил в партию. Придя получать партбилет, он услышал сигнал боевой тревоги. Выбежав из землянки быстро вскочил в самолёт и поднялся в небо. В ходе воздушного боя сбил неподалеку от аэродрома "Юнкерс", затем вернулся и извинился перед членами парткомиссии за временную отлучку по делам службы.

Георгий Костылев успешно боролся не только с вражескими самолётам. Однажды, в паре с Игорем Каберовым, он "отличился" и сбил свой истребитель - биплан И-153, приняв его за вражеский. На этой "Чайке" летел начальник штаба 4-го Гвардейского авиаполка Гвардии Подполковник Бискуп. Самолёт упал на окраине аэродрома, но лётчик к счастью остался жив ( эта победа, что совершенно естественно, не включается в официальные боевые счёта обоих балтийских асов ).

В Апреле 1942 года за 233 боевых вылета, 59 воздушных боёв, 9 лично и 34 в группе сбитых самолёта противника Егор Костылев был представлен к званию Героя Советского Союза.

17 Мая 1942 года Костылев одержал одну из многих своих побед. В этот день в районе Кронштадта были сбиты лётчики штабного штаффеля JG 54 - фельдфебель Герхард Лаутеншпагер ( 31 победа ) и лейтенант Осси Унтерлерхнер ( 27 побед ). И хотя машины Игоря Каберова и Георгия Костылева были серьёзно повреждены, победу, в тот день, праздновали Гвардейцы - балтийцы, а не их оппоненты.

С Мая по Октябрь 1942 года Костылев воевал на "Харрикейне", левый борт которого украсила большая надписью "За Русь !" На этой машине он одержал несколько побед. 7 Ноября, летая уже вновь на ЛаГГ-3, Костылев сбил в одном бою 2 "Юнкерса". До злополучного Февральского вечера 1943 года Георгий Костылев совершил десятки боевых вылетов на ЛаГГ-3, "Харрикейне", МиГ-3 и Як-1. Осенью 1942 года он был назначен командиром эскадрильи.

22 Октября 1942 года немецкое командование решило высадить морской десант на остров Сухо, батарея которого надёжно прикрывала Ладожскую морскую трассу. Около 2-х часов артбатарея острова, тральщик ТЩ-100 и малый охотник МО-171 вели тяжёлый бой с отрядом вражеских десантных судов. Под прикрытием большой группы самолётов, противнику удалось на нескольких надувных лодках высадить на острове небольшой десант. Но в самый критический момент боя на помощь пришли самолёты Балтийского Флота. Наши штурмовики, ведомые Подполковником Ф. А. Морозовым, потопили 5 десантных судов. Прикрывающие их истребители, под командованием Капитана Г. Д. Костылева, сбили над островом 14 самолётов противника. Это позволило защитником Сухо разгромить уже высадившийся десант. Остатки вражеского отряда были настигнуты кораблями Ладожской флотилии и понесли новые серьёзные потери - противник лишился 17 из 23 десантных судов.

Число воздушных побед Костылева быстро росло. 23 Октября 1942 года за мужество, отвагу и высокое воинское искусство, проявленные в боях с врагом, Гвардии Капитану Г. Д. Костылеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В конце Февраля 1943 года Костылев во время предоставленного ему отпуска поехал к матери, которая жила в блокадном Ленинграде. То, что он здесь увидел, поразило его: люди умирали от голода и холода, питались кожаными ремнями, за водой надо было идти к замёрзшей Неве. Незадолго до возвращения в свою часть Костылев познакомился с одним "тыловым" Майором, который пригласил известного лётчика на встречу. Каково же было удивление Георгия Костылева, когда он увидел богато обставленную квартиру и стол, ломившийся от еды и изысканного алкоголя. Возмущенный Костылев отчитал Майора, а когда тот схватился за пистолет, забрал у него оружие и пару раз хорошенько "приласкал" стулом. Перебив в гневе часть посуды, расстроенный лётчик покинул этот дом.

После возвращения в свою часть Костылев честно рассказал об этой истории своим коллегам и командиру полка. Однако их солидарность оказалась не очень сильной. Вскоре Георгия Костылева арестовали и судили. Он был разжалован до рядового, его лишили всех наград и офицерского звания, а затем отправили в роту штрафного батальона морской пехоты на Ораниенбаумский плацдарм - в места, где прошло его детство... Штрафники сберегли лётчика. В Апреле 1943 года он вновь поднял свой истребитель навстречу врагу.

Костылев был направлен рядовым пилотом в 4-й Гвардейский истребительный авиаполк. Преодолеть многие неприятности Георгию Дмитриевичу помог его друг, Василий Голубев, которому удалось вернуть опальному лётчику "крылья". В первом же воздушном бою, 21 Апреля 1943 года, Георгий Костылев сбил над Копорским заливом финский "Фиат", затем, прижав второй к воде, приказал ведомому атаковать его - очередь последнего была также точной...

После этого боя Костылев был назначен командиром звена и, сражаясь после штрафбата в составе 4-го ГвИАП на самолёте Ла-5, лично сбил 9 самолётов противника, из них 3 FW-190.

Так, 22 Июля 1943 года пара Ла-5 из 4-го ГвИАП атаковала три звена IV.JG 54. "Фокке - Вульфы" хауптмана Рудорффера и его ведомого были повреждены, а вся группа - рассыпалась. Эрих Рудорффер, над своей территорией воспользовался парашютом, а его ведомый фельдфебель Рудольф Гереке ( 27 побед ) погиб. Вторая атака не принесла успеха Капитану Г. Д. Костылеву и Старшему лейтенанту А. М. Селютину ( будущему Герою Советского Союза, сбившему лично и в группе 18 самолётов ). Гоняться за одиночными "Фоккерами" балтийцы не стали.

2 Августа 1943 года Гвардии Капитан Г. Д. Костылев обнаружил над Финским заливом два FW-190 и один из них уничтожил. Лейтенант Херберт Броэндле ( имевший 58 побед ) выпрыгнул из горящего истребителя, спустился на парашюте и был взят в плен экипажем нашего торпедного катера.

За мужество проявленное в боях, к 1944 году Костылеву вернули все награды и звание Майора. Вскоре после этого он был назначен Главным инспектором ВВС Краснознамённого Балтийского Флота по истребительной авиации. В этой должности Костылев и закончил войну. Несмотря на то, что ему категорически запрещалось выполнение боевых вылетов, лётчик при каждой возможности нарушал этот запрет. Прилетая в полки с инспектированием, он летал на боевые задания, одерживал победы, но никогда не брал официальных подтверждений и соответственно не записывал сбитых на свой счёт, отдавая их тем, с кем летал в бой.

Так, 21 Июля 1944 года "Фокке - Вульфы" из 5 / JG 54 над Балтийским морем подверглись атаке двух Ла-5ФН из 3-го Гвардейского истребительного авиаполка, которые уничтожили три машины. Победы были одержаны Гвардии Майором Костылевым и Лейтенантом Прасоловым, однако первый участвовал в вылете неофициально и не состоял, на тот период, в составе 3-го ГвИАП.

Официальные данные утверждают, что во время войны Георгий Костылев выполнил 418 боевых вылетов и участвовал в 112 воздушных боях ( по другим источникам - 400 вылетов и 89 боёв, возможно первые цифры приведены с учётом Финской войны ). За это же время он одержал 12 личных побед и 34 - в составе группы.

Однако известно, что во время исполнения Костылевым функций Главного инспектора, одержанные им победы записывались на счёт соединения, в котором он выполнял полёты. Сам же Костылев не придавал этому ни малейшего значения. Легендарный балтийский ас, не знавший поражений в самые трудные дни войны, одержал не менее 20 личных и 34 групповых побед, записав многие свои личные победы как групповые - "ради ведомых"...

Следует отметить, что ещё в середине 1942 года, отвечая на несправедливый упрёк одного ленинградского журналиста, что групповых побед у него много больше, чем личных, Костылев в запальчивости заявил, что отныне личными победами будет вытеснять групповые и не увеличит свой общий счёт, пока не сравняет его с количеством лично сбитых самолётов врага.

После окончания войны, до 1953 года, Георгий Дмитриевич Костылев служил в авиации ВМФ. Умер 30 Ноября 1960 года. По завещанию самого Костылева, он был похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносове, там, где мальчишкой он бегал за грибами, а во время войны с винтовкой в руках стоял насмерть в боях с врагами...




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Орхан Джалилов
Посетило:14844
Орхан Джалилов
Такой разный Невинный...
Посетило:389
Вячеслав Невинный
Художественный руководитель Государственного театра Наций
Посетило:486
Евгений Миронов

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history