Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр ѕрокофьев-—еверский

   /   

Alexander Prokofiev-Seversky

   /
             
‘отографи€ јлександр ѕрокофьев-—еверский (photo Alexander Prokofiev-Seversky)
   

ƒень рождени€: 24.05.1894 года
ћесто рождени€: “ифлис, √рузи€
ƒата смерти: 24.09.1974 года
ћесто смерти: Ќью-…орк, —Ўј
¬озраст: 80 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

летчик, авиаконструктор

–одилс€ в семье потомственных двор€н. ѕредки его были военными, и только отец изменил этой традиции, посв€тив свою жизнь искусству и став известным в ѕетербурге певцом оперетты, режиссером и владельцем театра (—еверский - его сценический псевдоним). —ыну он решил дать военное образование.

04.12.2007

ѕ.-—. был зачислен в ћорской кадетский корпус, который окончил в декабре 1914 г. в чине мичмана. Ќо карьера мор€ка молодого человека мало интересовала. ќн мечтал стать военным летчиком. »нтерес к авиации пробудилс€ в нем с юношеских лет под вли€нием отца, который к тому же €вл€лс€ одним из первых летчиков-любителей.

јлександр ѕрокофьев-—еверский фотографи€
јлександр ѕрокофьев-—еверский фотографи€

¬скоре ѕ.-—. представилась возможность осуществить мечту. ¬ 1914-1915 гг. в –оссии при ¬оенно-морском флоте начали создавать авиационные группы, предназначенные дл€ морской разведки и совместных действий с корабл€ми. —реди молодых мор€ков, направленных в авиационную школу дл€ подготовки летчиков морской авиации был мичман ѕ.-—. 2 июл€ 1915 г. он сдал экзамен и получил звание морского летчика.

Ћетна€ служба ѕ.-—. началась на базе гидросамолетов, на острове Ёзель, расположенном у входа в –ижский залив. „ерез несколько дней случилось несчастье: 6 июл€ 1915 г. при посадке самолета, на котором ѕ.-—. летал на разведку и бомбардировку немецких кораблей, внезапно взорвалась имевша€с€ на борту 10-фунтова€ бомба. Ћетчик был т€жело ранен, механик самолета погиб. ќпаса€сь гангрены, врачи хотели почти полностью ампутировать ѕ.-—. изувеченную взрывом правую ногу, но, вн€в просьбам летчика, не желавшего расставатьс€ с мыслью о полетах, решили пойти на риск и ограничились ампутацией ноги чуть ниже колена. ѕосле операции он начал усиленно тренироватьс€ ходить сначала на костыл€х, а потом без костылей, с дерев€нным протезом ноги. —ильна€ вол€, вера в себ€ и хороша€ спортивна€ подготовка сделали чудо: со временем он смог не только отлично летать, но и научилс€ играть в гольф, бадминтон, кататьс€ на коньках, танцевать, плавать на большие рассто€ни€.

јлександр ѕрокофьев-—еверский фотографи€
јлександр ѕрокофьев-—еверский фотографи€

¬ начале 1916 г. ѕ.-—. приступил к службе на петербургском заводе 1-го –оссийского товарищества воздухоплавани€ в качестве наблюдател€ за постройкой и испытанием гидросамолетов, предназначенных дл€ авиации Ѕалтийского мор€. ¬ этот период начал пробуждатьс€ конструкторский талант ѕ.-—. ≈го первые технические идеи были направлены на улучшение боевых качеств гидросамолетов. ќн предлагал усилить вооружение "летающих лодок", высказывалс€ за подвижную установку пулеметов, применение бронеплит дл€ защиты экипажа.

Ќо изобретательска€ де€тельность не давала ему полного удовлетворени€. ѕ.-—. был убежден, что, несмотр€ на протез, он может и должен летать. „тобы доказать это, он без разрешени€ выполнил полет на новом типе самолета. «а нарушение дисциплины ѕ.-—. был арестован, и его спасло только вмешательство »мператора Ќикола€ ѕ, прослышавшего про этот необычный случай. ¬ знак восхищени€ перед отвагой и волей пилота-инвалида царь специальным решением простил дисциплинарный проступок и разрешил ѕ.-—. вернутьс€ к летной службе. ¬скоре молодой авиатор показал себ€ как выдающийс€ боевой летчик, и в 1917 г. ему был присвоен чин лейтенанта.

јлександр ѕрокофьев-—еверский фотографи€
јлександр ѕрокофьев-—еверский фотографи€

— началом активной летной работы т€га к конструкторской де€тельности не угасла. ¬ перерывах между полетами ѕ.-—. занималс€ усовершенствованием самолета, стара€сь сделать его максимально удобным дл€ пилотировани€. „тобы уменьшить нагрузку на протез при управлении он разработал конструкцию балансирного рул€ направлени€, а затем и балансирных элеронов, сконструировал регулируемые педали, позвол€вшие измен€ть рассто€ние между сидением летчика и блоком управлени€ в кабине. Ѕольшой заслугой ѕ.-—. €вилось создание им зимой 1916-1917 гг. лыжного шасси дл€ "летающих лодок" √ригоровича, что позволило использовать гидроавиацию на Ѕалтике и в зимние мес€цы, когда вода покрывалась льдом.

  моменту ќкт€брьской революции 1917 г. ѕ.-—. был одним из самых известных летчиков-асов в –оссии. ќн налетал 1600 часов, участвовал в 57 воздушных бо€х, одержал 13 побед, имел множество боевых наград, в том числе почетное «олотое оружие и орден √еорги€, врученный лично главой ¬ременного правительства - ј. еренским. Ѕыл награжден специальной наградой за ценные изобретени€ в области морской авиации. ќн обладал званием командующего истребительной авиацией Ѕалтийского флота, имел должность технического консультанта при јдмиралтействе.

јлександр ѕрокофьев-—еверский фотографи€
јлександр ѕрокофьев-—еверский фотографи€

¬ сент€бре 1917 г. ѕ.-—. предложили место помощника атташе по делам ¬оенно-морского флота в русском посольстве в —Ўј. “огда он отказалс€ от этого предложени€, оставшись, по просьбе командовани€, на фронте. Ќо после захвата власти большевиками, и последовавшего за тем разложени€ в авиации и на флоте решил воспользоватьс€ этой возможностью, чтобы навсегда покинуть страну. ѕ.-—. прибыл в —Ўј в марте 1918 г. и поступил на службу в русское посольство в ¬ашингтоне. “огда же он изменил свою труднопроизносимую дл€ иностранцев двойную фамилию и стал просто јлександром —еверским. ƒолжность помощника военно-морского атташе по вопросам авиации предоставила ему возможность познакомитьс€ со многими американскими авиационными де€тел€ми, что очень пригодилось в дальнейшем. Ќо дипломатическа€ де€тельность оказалась недолгой: после заключени€ российским правительством сепаратного мира с √ерманией посольство было закрыто.

Ћучшие дн€

Ђ рестный отецї хеви-метала
ѕосетило:9288
ќззи ќсборн
√лавна€ роль ¬€чеслава “ихонова
ѕосетило:8757
¬€чеслав “ихонов
–одоначальник фотомонтажа
ѕосетило:6110
јлександр –одченко

ќставшись не у дел, ѕ.-—. стал подыскивать себе новую работу. ¬скоре состо€лась его встреча с генералом ”.ћитчеллом - убежденным сторонником развити€ бомбардировочной авиации, "крестным отцом" американских стратегических военно-воздушных сил, и ѕ.-—. поделилс€ с ним своими соображени€ми по техническому усовершенствованию самолетов. »деи молодого русского летчика заинтересовали генерала и он предложил ѕ.-—. место инженера-консультанта при ¬оенном департаменте в ¬ашингтоне.

јлександр ѕрокофьев-—еверский фотографи€
јлександр ѕрокофьев-—еверский фотографи€

ƒл€ развити€ и коммерческого использовани€ своих идей в 1922 г. ѕ.-—. основал фирму "Seversky Aero Corр.". ‘ирма начала с создани€ новой модели бомбардировочного прицела. Ёто устройство автоматически определ€ло угол прицеливани€, "подсказывало" летчику нужный курс и в нужный момент автоматически осуществл€ло сброс бомб. ѕосле успешных испытаний правительство —Ўј в 1925 г. купило у ѕ.-—. права на данное изобретение за 50 тыс€ч долларов.  рупна€ по тем временам сумма позволила фирме расширить масштабы изобретательской де€тельности. —овместно с Ћ.—перри, создателем первых автопилотов, ѕ.-—. разработал автомат контрол€ за сносом самолета ветром, который мог примен€тьс€ в услови€х полета вне видимости земли и €вл€лс€ важным дополнением к устройству дл€ автоматического управлени€ самолетом.   изобретени€м этого периода относ€тс€ также роликовое лыжное шасси, позвол€вшее самолету взлетать и садитьс€ на неприспособленные площадки, например, на вспаханное поле, и даже преодолевать канавы, механизм заправки горючим в полете и целый р€д других технических усовершенствований.

¬ но€бре 1927 г. ѕ.-—. получил американское гражданство, а в следующем году ему было присвоено звание майора ¬¬— —Ўј в запасе. ”спешное развитие дел было нарушено т€желейшим экономическим кризисом, разразившимс€ в —Ўј в конце 1920-х гг. —реди тыс€ч обанкротившихс€ предпри€тий оказалась и фирма ѕ.-—. ¬ очередной раз все пришлось начинать заново.   началу 1930-х гг. ѕ.-—. разработал проект самолета-амфибии. ƒл€ реализации этого замысла он собрал вокруг себ€ несколько единомышленников, и в феврале 1931 г. в Ћонг-јйленде (штат Ќью-…орк) по€вилась нова€ самолетостроительна€ фирма "Seversky Aircraft Corp." ѕ.-—. €вл€лс€ одновременно президентом, конструктором и летчиком-испытателем; главным инженером был его соотечественник - талантливый авиационный специалист јлександр  артвелли. —амолет-амфиби€ SEV-3, рассчитанный на 3-х человек, был готов к лету 1933 г. Ёто была подлинно новаторска€ машина. —амолет представл€л собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным свободнонесущим крылом с работающей обшивкой. ¬ отличие от других металлических самолетов того времени гофрированна€ обшивка крыла была покрыта сверху гладкими металлическими листами. Ёто, нар€ду с хорошо обтекаемым фюзел€жем овальной формы, позволило заметно уменьшить аэродинамическое сопротивление. ¬ результате, по показател€м максимальной скорости (305 км/ч) амфиби€, несмотр€ на большие подкрыльевые поплавки, не уступала самолетам с обычным колесным шасси. ¬нутренн€€ полость крыла представл€ла собой топливный бак, что также €вл€лось новшеством. «акрылки и аэродинамические тормоза оригинальной конструкции способствовали улучшению посадочных характеристик. ѕри взлете с воды колеса с помощью гидравлической системы могли убиратьс€ внутрь поплавков, уменьша€ тем самым гидродинамическое сопротивление при разбеге. Ќа самолете был установлен двигатель воздушного охлаждени€ –айт J-6 мощностью 420 л.с.

ѕервый полет SEV-3 состо€лс€ 18 июн€ 1933 г. ѕ.-—. сам подн€л в воздух свое детище. »спытани€ показали отличные скоростные качества машины: 9 окт€бр€ ѕ.-—. установил мировой рекорд скорости дл€ самолетов-амфибий (290 км/ч); 15 сент€бр€ 1935 г. после замены двигател€ новым (модификаци€ SEV-3ћ, мощность 750 л.с.) был достигнут новый результат - 371 км/ч. Ёта скорость оставалась рекордной дл€ самолетов-амфибий с поршневым двигателем многие годы.

јлександр ѕрокофьев-—еверский фотографи€
јлександр ѕрокофьев-—еверский фотографи€

¬ариант SEV-3 с обычным колесным шасси, по€вившийс€ в 1934 г., послужил прототипом дл€ учебно-тренировочного самолета ј“-8. ÷ельнометаллический, со свободнонесущим моноплановым крылом и закрытой 2-местной кабиной - ј“-8 коренным образом отличалс€ от примен€вшихс€ тогда дл€ подготовки пилотов устаревших тихоходных самолетов-бипланов. ƒвигатель мощностью 400 л.с. позвол€л достигать скорость почти в 300 км/ч. Ўасси было не убираемым, с обтекател€ми, но в кабине, имитирующей кабину самых современных боевых самолетов, дл€ обучени€ летчиков был предусмотрен тумблер уборки и выпуска колес. ¬се это делало ненужным переучивание при переходе с учебных на военные самолеты и ускор€ло тем самым подготовку летчиков. ј“-8 €вилс€ родоначальником учебно-тренировочных самолетов нового поколени€.

¬ 1935 г., после того как новый самолет ѕ.-—. получил первый приз на конкурсе учебно-тренировочных самолетов в —Ўј, управление ¬¬— заказало 30 ј“-8. ќни использовались дл€ обучени€ пилотов до 1939 г. ¬ середине 1930-х гг. ведомство ¬¬— —Ўј объ€вило конкурс на создание самолета дл€ замены истребител€ Ѕоинг –-26. Ќа конкурс фирма ѕ.-—. представила созданный на основе самолета SEV-3 1-местный истребитель –-35. ¬ конструкции самолета были воплощены новейшие достижени€ авиационной науки и техники: убирающиес€ шасси, тормозные колеса, закрыта€ кабина пилота, посадочна€ механизаци€ крыла, гидроскопические навигационные приборы, новый двигатель –айт R-1820, 3-лопастный пропеллер измен€емого в полете шага. ѕравительственный заказ на 77 самолетов –-35 дал возможность дл€ дальнейшего роста фирмы ѕ.-—., котора€ в 1937 г. вытеснила расположенную по соседству фирму "√румман" и зан€ла ее производственные корпуса. “еперь "Seversky Aircraft Corp." представл€ла собой крупную самолетостроительную компанию.

Ќа спортивных вариантах –-35 был установлен р€д рекордов скорости и дальности: в 1937 и 1939 гг. летчик ‘ранк ‘уллер выиграл в —Ўј сост€зани€ в гонках на приз Ѕендикса; американска€ летчица ∆аклин  окран на самолете SEV-IXP установила 2 национальных женских рекорда (в 1937 и 1940 гг. превысила скорость 500 км/ч); 3 декабр€ 1937 г. ѕ.-—. совершил беспосадочный перелет из Ќью-…орка в √авану за 5 час.3 мин.; в тот же день ∆. окран выполнила на самолете ѕ.-—. рекордный перелет из Ќью-…орка в ћай€ми со средней скоростью 483 км/ч.

ƒругим направлением в де€тельности "Seversky Aircraft Corp." стало создание 2-местного истребител€ 2–ј (1938).. —амолет предназначалс€ дл€ охраны бомбардировщиков от вражеских самолетов. ’орошие аэродинамические формы и больша€ емкость топливных баков, занимавших весь внутренний объем крыла, обеспечивали ему необычно большую дл€ истребител€ дальность - более 5 тыс€ч километров. ¬ зависимости от желани€ заказчика самолет мог устанавливатьс€ на поплавки, к моторам могли крепитьс€ звездообразные двигатели различной мощности - от 400 до 1200 л.с., за счет замены законцовок крыла могла быть изменена площадь несущей поверхности. Ѕольшинство указанных конструктивных изменений можно было осуществить в полевых услови€х. ¬ результате, помимо основного назначени€ - истребитель сопровождени€, самолет мог быть быстро модифицирован в легкий бомбардировщик, дальний разведчик или тренировочный самолет.

јмериканское военное руководство не про€вило интереса к новому самолету ѕ.-—., поскольку с по€влением скоростных бомбардировщиков считало, что они смогут выполн€ть боевые задачи без прикрыти€ истребителей, т.к. их скорость €вл€лась гарантом их безопасности. Ќесколько лет спуст€ жизнь показала ошибочность этой точки зрени€ - при налетах американских бомбардировщиков на √ерманию без охраны их истребител€ми потери американской стороны были так велики, что от подобных операций пришлось отказатьс€.

1930-е гг. были дл€ ѕ.-—. периодом активной изобретательской работы. —реди изобретений, сделанных им в эти годы, следует отметить оригинальную конструкцию убираемого шасси дл€ самолетов-верхнепланов; воздушный тормоз и щеловой закрылок нового типа; складывающеес€ металлическое монопланное крыло; двойную телескопическую стойку шасси дл€ самолетов палубного базировани€; автоматическое €корное устройство и расщепл€ющийс€ подводный киль дл€ гидросамолетов; противоштопорный парашют; регулируемое сидение пилота; новый способ балансировки органов управлени€. ћногие его изобретени€ находили применение не только в авиации, но и в других област€х техники, в частности, в автомобилестроении, на фирме " райслер".

ѕроектирование новых самолетов и изобретательска€ де€тельность, к сожалению, не давали средств, необходимых дл€ успешного роста фирмы, а новых заказов от американского правительства не было. ѕоэтому ѕ.-—. сделал ставку на экспорт своих самолетов. ѕервый зарубежный заказ поступил, неожиданно дл€ конструктора, из —оветского —оюза. ¬ 1938 г. советское торговое представительство "јмторг" обратилось к ѕ.-—. с предложением продать 2 самолета 2–ј: амфибию и самолет с обычным колесным шасси, а также продать лицензию на производство этих самолетов в ———–. «а это "Seversky Aircraft Corp." получила почти 1 миллион долларов.

— целью получени€ новых заказов ѕ.-—. в начале 1939 г. предприн€л турне по ≈вропе. ≈го самолеты демонстрировались во ‘ранции, јнглии, Ѕельгии, Ўвейцарии, Ўвеции.  онструктор сам выполн€л на них показательные полеты, установил целый р€д новых рекордов скорости во врем€ перелетов между европейскими столицами. «а врем€ пребывани€ в ≈вропе ѕ.-—. получил возможность детально ознакомитьс€ с достижени€ми европейской авиации. ѕо приглашению правительств ‘ранции, јнглии, √ермании и »талии он посетил авиационные заводы и военно-воздушные центры этих стран и даже летал на некоторых новейших военных самолетах. ¬ частности, он был первым американским летчиком, кому позволили опробовать знаменитый английский истребитель "Speedfire".

¬ апреле 1939 г., когда ѕ.-—. находилс€ в ѕариже, он получил телеграмму из —Ўј, в которой уведомл€лс€, что —овет директоров "Seversky Aircraft Corp." сн€л его с поста президента фирмы. ѕричин смещени€ было несколько. ¬о-первых, было недовольство финансовой политикой предпри€ти€: ѕ.-—. обвин€ли в том, что он тратил слишком много денег на экспериментальные разработки, тогда как доходы фирмы из года в год снижались. ¬о-вторых, - скандал в св€зи с нелегальной продажей 20 истребителей японии, €вл€вшейс€ потенциальным противником —Ўј (официально все это было оформлено как продажа самолетов —иаму). —вою роль сыграло и отрицательное отношение многих высокопоставленных военных к ѕ.-—., которого считали ставленником попавшего в опалу генерала ћитчелла.   тому же ѕ.-—. часто нелестно отзывалс€ о действи€х военного руководства —Ўј.

ѕ.-—. срочно вернулс€ в Ќью-…орк. ѕопытки доказать руководству фирмы, что экспериментальные работы необходимы и только они в конце концов могут принести компании успех и процветание, оказались тщетными. ќн был вынужден покинуть созданное им предпри€тие. ¬ сент€бре 1939 г. фирма "Seversky Aircraft Corp." получила новое им€ - "Republic".

ѕ.-—. был глубоко у€звлен случившимс€. ƒаже почетный приз ’армана, врученный ему в 1940 г. президентом —Ўј ‘.–узвельтом за заслуги в области авиации, не заглушили чувство обиды. ќн решил навсегда отойти от конструкторской работы. ќднако де€тельна€ натура не позволила ѕ.-—. сидеть без дела. ќн начал заниматьс€ прогнозами развити€ военной авиации в период мировой войны. “ак, с 1939 г. началс€ новый этап в жизни ѕ.-—., в котором он про€вил себ€ как незаур€дный аналитик и военный стратег. ≈го прогнозы были поразительно точными: 6 июл€ 1939 г. он предсказал, что √итлер начнет войну в сент€бре этого года. “огда же он за€вил, что через несколько лет скорость самолетов достигнет 800 км/ч. √од спуст€ ѕ.-—. выступил с критикой распространенного в —Ўј мнени€, что английска€ авиаци€ не продержитс€ против немецких военно-воздушных сил и несколько недель (как известно, англичане выиграли "битву над Ѕританией"). ѕозднее ѕ.-—. предсказал провал немецкого плана "молниеносной войны" против ———–. ¬се это было не простым совпадением или каким-то чудесным даром предвидени€. ¬ысказывани€ ѕ.-—. основывались на прекрасных аналитических способност€х и знании реального потенциала американской и европейской авиации.

¬сеобщую известность ѕ.-—. принесла книга "¬оздушна€ мощь - путь к победе", опубликованна€ в 1942 г. и быстро ставша€ бестселлером. ¬ этой книге он показал близорукость политики ¬оенного департамента —Ўј в области авиации, долгое врем€ не понимавшего, что без завоевани€ господства в воздухе и разрушени€ промышленного потенциала противника путем массированных бомбардировок победа в современной войне недостижима.

  концу второй мировой войны ѕ.-—. был уже признанным авторитетом в делах военной стратегии и имел должность консультанта по военным делам при правительстве —Ўј. ¬ 1945 г. он был награжден медалью "«а заслуги" - самой почетной наградой —Ўј, присуждаемой гражданским лицам. ¬ специальном послании президента “румена, врученном ѕ.-—. вместе с медалью, высоко оценивались его усили€, направленные на повышение боевой мощи американской авиации в годы войны.

ƒо конца своей жизни ѕ.-—. оставалс€ консультантом ¬¬— —Ўј и лектором јвиационного университета, где обучались будущие командиры военно-воздушных подразделений. ќн много ездил по стране, читал лекции, выступал в прессе, участвовал в конференци€х. ѕ.-—. опубликовал 2 книги, в которых призывал к развитию военно-воздушной и ракетной мощи —Ўј, указыва€, на этот раз, на опасность агрессии со стороны —оветского —оюза.

ѕ.-—. был членом 17 научных и общественных организаций: јкадемии наук, ќбщества американских военных инженеров, јмериканского Ћегиона, јссоциации пилотов-спортсменов,  луба искателей приключений и др., имел степень почетного доктора наук. ќн продолжал пилотировать самолеты и к концу 1950-х гг. имел более 13 тыс€ч часов полета.

¬ конце жизни ѕ.-—. увлекс€ проблемами экологии. ƒл€ разработки изобретений в этой области он организовал фирму "Seversky Electronatom Corp." ќдним из его изобретений был электростатический фильтр, предназначенный дл€ поглощени€ гр€зного воздуха и очистки промышленных отходов. ѕ.-—. был также автором проекта экологически чистого летательного аппарата "Ionocraft" (1964 г.). Ётот необычный аппарат вертикального взлета и посадки должен был поддерживать себ€ в воздухе, благодар€ вертикальному движению ионизированных частиц воздуха, отбрасываемых вниз под действием тока высокого напр€жени€. Ёлектрическую энергию предполагалось передавать с земли в виде микроволн, излучаемых лазером.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:26210
јлександр ƒавыдов
”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:114013
јлександр ќрлов
Ђ рестный отецї хеви-метала
ѕосетило:9288
ќззи ќсборн

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru