Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр «айцев

   /   

Aleksandr Zaycev

   /
             
‘отографи€ јлександр «айцев (photo Aleksandr Zaycev)
   

ƒень рождени€: 02.05.1912 года
ћесто рождени€: Ќижний Ќовгород, –осси€
ƒата смерти: 30.05.1942 года
–осси€
¬озраст: 30 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

Ћетчик истребитель

Ќа его счету более 200 боевых вылетов и 35 воздушных побед ( 14 самолЄтов сбил лично и 21 - в составе группы ). Ќекоторые источники указывают на 41 победу, возможно с учЄтом боевых действий в  итае и ‘инл€ндии. ЌаграждЄн орденами Ћенина,  расного «намени,  расной «везды.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

15.02.2008

–одилс€ 2 ћа€ 1912 года в Ќижнем Ќовгороде. — 1933 года обучалс€ в ’арьковском военном авиационном училище лЄтчиков. ¬ 1937 году добровольцем сражалс€ в  итае, имел звание Ћейтенанта, был награждЄн орденом  расного «намени.

јлександр «айцев фотографи€
јлександр «айцев фотографи€

¬ период —оветско - ‘инл€ндской войны совершил 51 боевой вылет и был награждЄн орденом  расной «везды.

¬ годы ¬еликой ќтечественной войны сражалс€ в составе 145-го ( с 7 ћарта 1942 года - 19-й √вардейский ) и 760-го истребительных авиационных полков. 4 јвгуста 1941 года в т€жЄлом бою сбил известного немецкого аса √ерхарда Ўашке.

јлександр «айцев фотографи€
јлександр «айцев фотографи€

√вардии ћайор ј. ѕ. «айцев погиб 30 ћа€ 1942 года. Ќа его счету более 200 боевых вылетов и 35 воздушных побед ( 14 самолЄтов сбил лично и 21 - в составе группы ). Ќекоторые источники указывают на 41 победу, возможно с учЄтом боевых действий в  итае и ‘инл€ндии. ЌаграждЄн орденами Ћенина,  расного «намени,  расной «везды.

* * *

ЋЄтчики 145-го истребительного полка не часто заходили в редакцию армейской газеты "„асовой —евера". Ќо если кто - то и приезжал туда, то это становилось событием. » не случайно, потому что у газетчиков лЄтчики пользовались особым уважением. ¬едь они тоже, как и все ћурманчане, почти ежедневно видели, как наши лЄтчики отражали налЄты вражеских самолЄтов на город. —воим спокойствием город во многом был об€зан им. »ногда воздушные бои зав€зывались над самим городом, и жители его были свидетел€ми смелости и отваги своих соколов. Ќаход€сь даже в меньшинстве, они атаковали врага. ¬ общем, лЄтчиков любили и не упускали случа€ побеседовать с кем - либо из них.

ќ лЄтчиках и о воздушных бо€х газета сообщала почти в каждом номере. “есные св€зи с ними поддерживали сотрудники газеты писатель »ль€ Ѕражнин, Ѕорис ‘Єдоров, √еоргий ћокин, ёзеф Ћифщиц. ќднажды в редакционный отдел, располагавшийс€ тогда в гарнизонном ƒоме  расной јрмии, вошЄл моложавый краснощЄкий  апитан и довольно властным голосом спросил, где найти политрука »лью Ѕражнина. Ѕражнин, оказавшийс€ в другой комнате, вышел на зов и представил полиграфистам лЄтчика:

- √роза фашистских стерв€тников, командир самой боевой эскадрильи, которую € знаю,  апитан јлександр «айцев.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

¬се с интересом смотрели на лЄтчика, о котором газета писала уже немало. — первых дней войны он завоевал славу бесстрашного воздушного бойца, боевого командира. ѕрошла только недел€ с начала боевых действий на советско - германском фронте, а газета в заметке "—лавный боевой командир" писала:

"Ћюбое боевое задание бесстрашные лЄтчики во главе с «айцевым выполн€ют успешно. ¬раг уже не раз испытал их сильный, уничтожающий удар. Ќедавно они сбили 2 самолЄта противника.  ак бы враг ни был жесток, он не устоит перед силой славных советских соколов - перед такими храбрыми, неустрашимыми лЄтчиками, каким €вл€ютс€ «айцев и его боевые товарищи".

Ѕыл он невысокого роста, коренастый, с €сными голубыми глазами и густыми бров€ми. Ќа тужурке у него поблескивал новенький орден Ћенина. —ам «айцев, однако, услышав ту аттестацию, которую дал ему Ѕражнин, смутилс€, запротестовал.

- „то ж ты мен€, »ль€, перед товарищами так превозносишь, - сказал он. - ƒаже неудобно как - то.

- ј что ? - оправдывалс€ Ѕражнин. - „то € особенного сказал ? „то враги теб€ бо€тс€ ? “ак это ж факт. —колько у теб€ на счету ? 7 сбитых самолетов ! Ёто тебе не шутка. ј что эскадриль€ тво€ сама€ боева€ из тех, что € знаю, так € и знаю всего одну твою эскадрилью. — другими ещЄ не успел познакомитьс€.

«айцев пон€л шутку и рассме€лс€. ќн стал расспрашивать газетчиков, как живЄтс€ в ћурманске, не очень ли беспокоит немецка€ авиаци€. “е отвечали, что хоть и случаютс€ налЄты, но жить ещЄ можно, наши лЄтчики быстро отгон€ют врага. «айцев улыбнулс€ и сказал: "—тараемс€".

ќн был в хорошем настроении. ќказалось, только что член ¬оенного совета √енерал  рюков вручил «айцеву орден Ћенина, которым он был награждЄн ”казом ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– от 27 »юл€ 1941 года. “аким образом јлександр ѕетрович стал трижды орденоносцем, и, пожалуй, в тот период среди армейских лЄтчиков на «апол€рном фронте никто не носил столько наград и не пользовалс€ таким огромным и заслуженным авторитетом. ѕоэтому, все газетчики искренне поздравили геро€ с наградой. ќн поблагодарил, и вдруг, как - то по озорному подмигнув, спросил:

- ѕоди, расспрашивать будете, как воюю, как врага сбиваю ?

- Ќеплохо было бы послушать, - сказал кто - то. «айцев с сочувствием посмотрел на газетчиков и сказал, будто извин€€сь:

- Ќе мастер €, друзь€, рассказывать. Ѕить врага могу. „увствую, что получаетс€. ј вот рассказать об этом... Ќет, не получаетс€. ћне кажетс€, ничего особенного: подошЄл, ударил, если попал - сбил, а нет, так иди на второй заход.

ј через несколько дней в газете по€вилась небольша€ стать€ «айцева. ќна называлась коротко "ѕобедитель" и была настолько характерна дл€ этого отважного человека, что хочетс€ привести еЄ почти полностью:

"ЋЄтчику - истребителю в коротком стремительном бою часто приходитс€ бывать на грани жизни и смерти. Ќо в эту минуту, когда каждый нерв напр€жЄн, как струна, лЄтчик не думает ни о жизни, ни о смерти. ¬с€ его вол€, весь мозг подчинены одному неистребимому желанию - победить. ÷еной жизни или смерти, но победить, опрокинуть на землю крестоносного коршуна, обломать ему крыль€, чтобы он, задрав дым€щийс€ хвост, камнем рухнул в бездну.

ѕобеда дл€ нас - это жизнь нашей –одины, это жизнь наших детей, их будущее. Ѕез неЄ нет нам места ни на земле, ни в воздухе, без неЄ нет нам ни жизни, ни любви. Hет ! ѕобеда и только победа - наш боевой лозунг. 7 сбитых чЄрных коршунов значитс€ в моЄм "послужном списке", 7 коршунов не будут се€ть смерть, не будут угрожать нашим городам и селам".

Ётой своей статьей лЄтчик как бы отвечал на все вопросы газетчиков, объ€сн€л, какие чувства обуревают его, когда он идЄт на врага. √овор€т, что каждый лЄтчик имеет свой неповторимый почерк в воздухе. »з всех лЄтчиков 145-го полка «айцев отличалс€ дерзким, многие считали даже, что чересчур дерзким почерком. ј почерк, известно, идЄт от характера. ќткуда же у «айцева такой неуЄмный характер ?  ак и где воспитывалс€ он ? √де он провЄл свои детские годы ? ќб этом можно узнать побывав в семье лЄтчика «айцева, встретившись с ветеранами 19-го √вардейского истребительного авиационного полка.

–одилс€ јлександр «айцев 2 ћа€ 1912 года в Ќижнем Ќовгороде, в семье рабочего - литейщика. — 7 лет осталс€ без матери, как и у большинства детей того поколени€ было трудное голодное детство. ќни жили в посЄлке  расного —ормова, и раздольные плесы ќки и ¬олги были его посто€нным пристанищем. » надо было уметь с 3-метровой кручи прыгнуть вниз и войти в воду ласточкой. —ашок научилс€ этому с малых лет и прыгал лихо, на зависть сверстникам успева€ перевернутьс€ в воздухе. Ќебольшой, жилистый, он нЄс в себе такой зар€д энергии, что много лет выступал заводилой сормовской реб€ши. ¬се поселковые мальчишки знали, что в драку с ним лучше не вв€зыватьс€. ќдолеть его было невозможно. ћаленький, юркий, он успевал наносить удары, а от противника увЄртывалс€. » не было случа€, чтобы он уступил в бою.

ќднажды парни из враждующей компании подкараулили его одного на речном плЄсе. ќн не отупил, не побежал, а стал отбиватьс€. ≈го исцарапали, наставили син€ков, а победить не смогли. Ќаоборот, получа€ от него сдачи и прикрыва€ ушибленные места ладон€ми, один за другим выбывали его противники. ј последнего, самого рослого, он гнал от реки до самого дома, крича: "ѕогоди ещЄ, € теб€ искупаю !"

», бывало, купал. «агон€л на глубокое место реки и окунал до тex пор, пока недоброжелатель не просил пощады.  ак - то, вспомина€ свое детство, «айцев сказал »лье Ѕражнину: "ќзорной € был, ужас !"

Ќо не оттуда ли, из озорного детства пошла его привычка никогда не уступать в бою, дратьс€ до последней возможности, бесстрашно гл€деть в глаза смерти и выходить победителем ? — 15 лет —аша стал работать на заводе, поступив после окончани€ 7-летки в фабрично - заводское училище. «атем более года трудилс€ на —ормовском заводе электромонтЄром. –абоча€ среда внесла ещЄ одну чЄрточку в его характер. Ќе потер€в задора и неуемности, он стал более рассудительным, основательным.  ажетс€, его призвание определилось.

¬ 1932 году он был переведЄн на новый авиационный завод є 21 в город √орький. ”видев там самолЄты, —аша загорелс€ идеей. ќн решил стать лЄтчиком. » тут уж ничто не могло его удержать. ¬ 1933 году он поступил по спецнабору в ’арьковскую школу пилотов.

¬от с этих пор и начал вырабатыватьс€ его бойцовский характер, впитавший в себ€ нечто и от мальчишеского озорства, и от рабочей обсто€тельности. ќкончив в 1936 году лЄтную школу, он стал служить в част€х Ѕелорусского военного округа.

¬ 1937 году в составе группы советских добровольцев прин€л участие в оказании интернациональной помощи китайскому народу в борьбе с €понскими захватчиками. «а эти схватки он получил орден  расной «везды и очередное воинское звание -  апитан.

ƒальше боевой путь «айцев лежит в «апол€рье, где в составе 145-го »јѕ он участвует в "«имней войне", совершает 51 боевой вылет и получает свой второй орден -  расного «намени ( за период —оветско - ‘инл€ндской войны лЄтчики 145-го »јѕ совершили 1125 боевых вылетов, провели 4 воздушных бо€, в которых сбили 5 самолЄтов противника. —вои потери составили 5 человек ).

¬ середине ћа€ 1940 года одна из эскадрилий полка, в которой служил и «айцев, получила новые пушечные истребители »-16 ( в остальных эскадриль€х до самого начала войны имелись лишь машины с пулемЄтным вооружением ).

¬есной 1941 года командир 3-й эскадрильи ћайор —ухорученко ушЄл на повышение и, по логике, вопрос о его замене на этом посту должен был решитьс€ сам собой - назначить на эту должность его заместител€,  апитана «айцева. ќн уже имел к тому времени богатый боевой опыт, был награждЄн боевыми наградами, пользовалс€ заслуженным авторитетом среди всего личного состава, а дл€ молодых лЄтчиков был просто кумиром. Ѕлагодар€ его несомненному педагогическому дару лЄтчики 3-й эскадрильи летали лучше всех в полку, а уж как он сам летал - мечта каждого уважающего себ€ лЄтчика.

Ќо были голоса и против этой кандидатуры. ћногим не нравилось, что замкомэска в общении с подчинЄнными допускает некоторое панибратство. Ћюбимое его обращение - "корешок" - было у многих на устах и, в конце концов, стало его прозвищем. ѕомимо этого, из - за посто€нной загруженности всевозможными делами  апитан «айцев не был и образцом ношени€ одежды - брюки гармошкой, ремень с кобурой по колен€м бьЄт, а воротничок гимнастерки редко застегнут на крючок. Ќо главное - всем известна€ его пр€мота, порывистость и гор€чность, переход€щие нередко ту невидимую грань дозволенного в общении с подчинЄнными и, особенно, с начальством.

“ем не менее,  апитана «айцева назначили на должность командира эскадрильи, а комиссаром - политрука “. - внешне спокойного, рассудительного и подт€нутого...

явл€€сь во всЄм полной противоположностью «айцеву, политрук “. вЄл свою политику по отношению и к боевой работе, и во взаимоотношени€х с сослуживцами ( особенно - с младшим лЄтным составом ). ј когда в јвгусте 1941 года политруки получили такие же полномочи€, как и командиры подразделений, уже непростые к тому времени отношени€ комэска и политрука вылились в посто€нное открытое противоборство, сыгравшее впоследствии свою недобрую роль в военной карьере и в жизни јлександра ѕетровича «айцева ( например, уже в »юле 1941 года, старани€ми политрука “., «айцев был занесЄн в список неблагонадЄжных лЄтчиков полка )...

“аким образом, ¬еликую ќтечественную войну  апитан «айцев встретил опытным воздушным бойцом в должности командира эскадрильи 145-го истребительного авиаполка. ƒл€ лЄтчиков «апол€рь€ война началась фактически 17 »юн€ 1941 года, когда нарушение воздушного пространства ———– √ерманскими ¬¬— стало посто€нным.

”же 25 »юн€ јлександр «айцев открыл счЄт своих побед в этой войне. ѕ€тЄрка »-16 под его командованием ушла на штурмовку самолЄтов, наход€щихс€ на вражеском аэродроме Ћуостари. ”спешно выполнив задание, наши истребители повернули обратно, но в районе ћа€ка ћишукова их атаковали два ће-109. «на€, что »-16 уступают их машинам в лЄтно - тактических данных, немецкие лЄтчики повели себ€ довольно нагло и тут же были наказаны: коротка€ точна€ очередь ведущего нашей группы прервала полЄт одного из "ћессеров". ¬торой, уклонившись от схватки, поспешил воспользоватьс€ преимуществом в скорости.

¬ начале войны  апитан «айцев был единственным в полку лЄтчиком, награждЄнным уже двум€ боевыми орденами. Ќа него смотрели как на ветерана, у которого есть чему поучитьс€. » «айцев щедро делилс€ своим боевым опытом. —тилем его работы как командира эскадрильи стало правило: личный пример и искреннее товарищеское отношение к подчинЄнным.

- «айцев - это человек, - с восхищением говорили о нЄм лЄтчики.

«а этим отзывом не угадываетс€ панибратства. ¬се лЄтчики, которым довелось служить в зайцевской эскадрилье, единодушно говор€т, что «айцев был требовательным командиром. Ќе этим ли объ€сн€етс€, что по воздушной тревоге эскадриль€, как правило, уходила в воздух первой ? ЋЄтчики гордились своим командиром, и не было ни одного обиженного его взыскательностью и требовательностью. ќн умел спросить, но и умел помочь, выручить. ”мел осадить и потребовать, но умел и посоветовать, а иногда просто по - человечески загл€нуть в глаза. » этого было достаточно, чтобы лЄтчик обрЄл себ€, сбросил грусть и снова стал насто€щим бойцом.

≈сли бы потребовалось охарактеризовать его коротко, то вернее всего было бы сказать, что это был командир - товарищ, командир - воспитатель. ќн умел подн€ть боевой дух товарищей, и не только приказом, дельным советом, но прежде всего личным примером. ЋЄтчики знали, что если «айцев ведЄт их в бой, а случалось, что он поднимал свою эскадрилью в воздух по нескольку раз в день, то будет атака и первым ринетс€ в неЄ командир.  огда они вылетали на штурмовку вражеских позиций, «айцев старалс€ пройти на бреющем полЄте, чтобы точнее поразить противника.

≈му часто сопутствовал успех. „то это ? ѕросто удача, везение ? Ќет. “вЄрдый расчЄт, высокое мастерство в пилотировании и в стрельбе и, конечно, дерзость. ѕервым атаковать врага - это уже отн€ть у него половину победы. ј «айцев умел быть первым. » что же, всегда всЄ у него кончалось благополучно ? Ќет, конечно. Ќередко возвращалс€ он на свой аэродром на изрешечЄнном пул€ми и снар€дами самолЄте. Ќо он всегда старалс€ дот€нуть до дома или в крайнем случае посадить самолЄт на своей земле.

ќднажды он возвращалс€ на аэродром радостно возбуждЄнным после короткого, но результативного бо€. ¬месте с товарищем они сбили вражеский бомбардировщик. «айцев начал заходить ни посадку и вдруг пон€л, что не выпускаетс€ шасси. ѕул€ ли попала, осколок ли снар€да, и шасси заклинило. «айцев приказал ведомому садитьс€, а сам пошЄл на второй и на третий круг над аэродромом, стара€сь выбросить шасси. “оварищи, наблюдавшие за ним с земли, забеспокоились. –едко кому удавалось посадить машину с неисправным шасси. ј «айцев тем временем передал: "—ажусь на "живот".

«абегали санитары, приготовились оказать первую помощь, если лЄтчик будет ранен при ударе самолЄта о землю. ј «айцев блест€ще приземлилс€ пр€мо на фюзел€ж машины и вылез из кабины без единой царапины.

Ѕыли и ещЄ в практике лЄтчика случаи, показавшие, что он пилотирует машину с завидным мастерством и уверенной смелостью. ќднажды он так увлЄкс€ штурмовкой вражеских позиций, что, лишь повернув на аэродром, заметил, чго в баках почти не осталось горючего. ¬ыход был один - идти на посадку. Ќо кругом каменистые сопки и заросшие кустарником узкие лощины. ѕодход€щей площадки дл€ того, чтобы посадить самолЄт, не подберЄшь. » вдруг «айцев увидел извилистую ленту реки. ќна была скована льдом и слишком узка€, чтобы прин€ть на себ€ самолЄт. Ќо раздумывать было некогда, и «айцев стал заходить на эту речушку, как на посадочную полосу. ќн сел без происшествий, а потом сам удивл€лс€, как это остались целы и крыль€ и шасси. ѕотом, когда подвезли горючее, с этой же импровизированной площадки он и взлетел.

—ам «айцев не любил рассказывать о таких происшестви€х. Ќо о них можно было легко узнать от его соратников по эскадрилье, которые с восторгом отзывались о смелости и мастерстве своего командира. — удовольствием вспоминали, например, в эскадрилье, как однажды, возвраща€сь на подбитой машине ( у неЄ было пробито осколком снар€да или пулей колесо ), «айцев мастерски посадил самолЄт на одно колесо и так чисто, что не нанЄс ему ни одной царапины. „ерез час, когда неисправность устранили, он вновь подн€лс€ в воздух.

20 »юл€, по личному распор€жению командующего ¬¬— —еверного флота, в полк прибыла перва€ парти€ новых истребителей Ћа√√-3. “€жЄлые в управлении, без радиостанций на борту, они отличались от »-16 лучшим вооружением и более высокой скоростью. ќднако, освоение новой техники шло непросто. „асто случались отказы в работе материальной части, случались и аварии. ¬ конце јвгуста во врем€ учебно - тренировочного полЄта над аэродромом отказал двигатель и на "Ћа√√е"  апитана «айцева, а на посадке - и тормоза. —амолЄт выкатилс€ за пределы аэродрома и упал с обрыва. «айцев сломал руку и сильно разбил лицо о приборную доску.

ќднако, вскоре лЄтчики всЄ же освоили новую машину и, почувствовав силу, рвались в бой...

¬ составе немецких ¬¬—, воевавших в «апол€рье, служил один из самых титулованных ( на тот период ) асов √ермании - командир штабного звена 4-го отр€да 76 истребительной эскадры ( IV / ZG 76 )  апитан √ерхард Ўашке. Ќа его счету было около двух дес€тков побед в воздушных бо€х и 3 потопленных корабл€. ЌаграждЄнный высшими знаками отличи€, он летал на мощно вооружЄнном двухмоторном истребителе ће-110≈. Ўашке сражалс€ в небе »спании, ѕольши, ‘ранции и јнглии.

Ќемало бед натворил он и в —оветском «апол€рье. 24 »юн€ потопил сторожевик, за короткий срок записал на свой счЄт 19 наших самолЄтов ( включа€ уничтоженные на аэродромах ). √лавна€ причина его успеха заключалась в том, что все его атаки посто€нно обеспечивали 12 сопровождавших "ћессеров". Ќо на 44-й день войны звезда "непревзойдЄнного" Ўашке закатилась навеки, а разрисованный знаками побед киль его самолЄта был установлен в ћурманске на центральной площади дл€ всеобщего обозрени€.

4 јвгуста 1941 года выдалс€ погожий день: €рко светило солнце, на небе - ни облачка. ¬друг над нашим аэродромом по€вились 13 вражеских самолЄтов во главе с Ўашке: его размалЄванный ће-110 трудно было спутать с любым другим. ѕервым взлетело дежурное звено в составе «айцева, ѕискарева и —таркова. «акружилась смертоносна€ карусель.

—тарков пошЄл в атаку на истребитель ведущего и тут же наткнулс€ на встречную раз€щую очередь. ≈го кабину охватило плам€ и он вышел из бо€. Ќо дело своЄ сделал: заставил огнЄм вильнуть Ўашке в сторону. Ётого «айцеву с его мгновенной реакцией оказалось достаточно, чтобы на крутом вираже зайти в хвост "—тодес€тке" лидера. ќдновременно ѕискарЄв, правильно оценив ситуацию, атаковал ведомого Ўашке. Ќемцев было значительно больше, и они бросились бы на выручку своего шефа, но их св€зало боем второе звено, взлетевшее вслед за первым.

¬сего 4 минуты длилась схватка «айцева с Ўашке. Ќемецкий јс, попав в трудное положение, стремилс€ уйти из - под атакующего удара нашего лЄтчика и зан€ть выгодную позицию. Ќо всЄ было напрасно. «айцев "вцепилс€" в хвост "—тодес€тки" мЄртвой хваткой, и головокружительные эволюции не помогли противнику. ¬начале јлександр заставил замолчать воздушного стрелка, а затем, приблизившись, в упор точно поразил и пилота. ¬ражеский самолЄт упал неподалЄку от нашего аэродрома. Ёкипаж, пилот -  апитан √ерхард Ўашке и стрелок - радист ћихаэль ¬иттман, погибли. ≈щЄ по одному ће-109 сбили наши лЄтчики в этой схватке, длившийс€ более 40 минут. Ќо и у нас потери оказались немалыми - погибли Ќиколай ѕискарЄв, Ћев «в€гин и Ќиколай Ўелухин.

¬ этом бою был ранен и сам «айцев. ≈го самолЄт получил в бою повреждение и при планировании к аэродрому из - за недостаточной высоты врезалс€ в крутой овраг. «айцев вылез из - под обломков самолЄта почти невредимый, погл€дел на спешивших к нему товарищей и сказал: "Ќичего, друзь€, всЄ в пор€дке".

ќднако по насто€нию врача ему всЄ же пришлось лечь в госпиталь. ј хвост сбитого им ће-110 на котором летал немецкий ас √ерхард Ўашке, срубили и отвезли в ћурманск дл€ всеобщего обозрени€. Ётот бой принЄс «айцеву небывалую известность на —евере. —ам командующий ¬¬— 14-й јрмии ѕолковник ». Ћ. “уркель перед строем полка поздравил ј. ѕ. «айцева с этой знаменательной воздушной победой и вручил ему оружие побеждЄнного врага.

¬ конце —ент€бр€ 1941 года командование ¬¬— 14-й јрмии прин€ло решение представить к званию √ероев —оветского —оюза своих лучших лЄтчиков -  апитана ј. ѕ. «айцева,  апитана Ћ. ј. √альченко и —таршего лейтенанта ¬. ѕ. ћиронова. ¬скоре, с присвоением очередного воинского звани€ - ћайор, јлександр «айцев был назначен штурманом полка.

¬ середине ƒекабр€ 1941 года ћайор ј. ѕ. «айцев приступил к формированию нового авиаполка - 760-го, из молодых лЄтчиков, только что окончивших авиашколы. ѕолк вооружалс€ английскими "’аррикейнами". ¬ январе 1942 года лЄтчики прин€ли участие в боевых действи€х на  андалакшском направлении. ќсновной его задачей было прикрытие  ировской железной дороги.

¬ первых же воздушных бо€х дала о себе знать слаба€ лЄтна€ подготовка подопечных ћайора «айцева. “ем не менее, до середины јпрел€ полк вЄл активные боевые действи€, отража€ налЄты вражеских бомбардировщиков и перехватыва€ разведчиков. — каждым вылетом мастерство молодых пилотов росло. ќдин из них, ¬иктор »осифович  рупский, к концу войны стал √ероем —оветского —оюза.

¬ конце јпреле 1942 года, в результате целого р€да причин ( в том числе и довольно непри€зненных отношений с политруком “. ), јлександр «айцев был сн€т с должности командира 760-го »јѕ, а его представление к званию √еро€ —оветского —оюза положено "под сукно". ¬скоре, он прин€л командование своей "родной" 3-й эскадрильей теперь уже 19-го √вардейского ( бывшего 145-го ) авиаполка, который тогда переучивалс€ на американские –-39 "јэрокобра". Ќе трудно представить, что творилось тогда в душе разжалованного командира полка - лЄтчика, привыкшего с первых дней войны быть всегда первым. ќставалось одно - заглушить горечь обиды в воздушных схватках с врагами.

¬оздушные бои в «апол€рье имели свои особенности. ќни разгорались обычно с ранней весны, когда светлело, и шли днЄм и ночью в летние мес€цы, когда солнце светит круглые сутки. Ќо наши лЄтчики не знали устали.  рупные воздушные сражени€ развернулись на подступах к ћурманску. ¬ очередной "звЄздный" налЄт в первой половине ћа€ 1942 года немцы бросили на город до 50 самолЄтов. ќни шли трем€ группами с разных направлений. –асчЄт был на внезапность, на то, что если даже наши лЄтчики зав€жут бой с одной из групп, две другие тем временем прорвутс€ к городу.

Ќо уловка врага не удалась. –аньше чем бомбардировщики первого эшелона вышли на цель, они были атакованы истребител€ми морской авиации и повернули всп€ть. ¬торой эшелон также был атакован на подступах к городу и, потер€в 3 самолЄта, не дошЄл до цели.   городу прорвалось лишь звено "ёнкерсов" из третьего эшелона. »х встретили наши истребители, барражировавшие над ћурманском. ќни сбили 2 "ёнкерса". “ретий, подбитый, едва дот€нул до линии фронта.

“ем временем, 16 наших истребителей, среди которых был и самолЄт, ведомый јлександром «айцевым, прин€ли бой с 19 истребител€ми противника. «айцев первым ринулс€ в атаку и сразу же сбил "ћессер". ≈щЄ две машины сбили лЄтчики ѕименов и »брагимов. ѕотер€в в течение нескольких минут 3 машины, немцы предпочли за лучшее выйти из бо€ и скрытьс€ в облаках.

Ќа аэродроме «айцева ждало письмо из дома. ∆ена Ћиди€ јндреевна писала, что сын —аша растЄт здоровым и крепким мальчиком, вот только озорует порой через меру.

- ¬ мен€, - с гордостью сказал јлександр, прочитав письмо. - Ёто хорошо, значит, с задором парень. » зовут, как и мен€, —ашей. јлександр јлександрович ! ’орошо ! —мена растЄт. Ѕудет кому отомстить за отца, если что...

ќн собралс€ ответить жене и сыну, но над аэродромом зазвучал сигнал воздушной тревоги. «айцевска€ эскадриль€, как всегда, первой подн€лась в воздух.

ј вскоре в √орький, где жила его семь€, пришло скорбное письмо, извещавшее, что јлександр «айцев пал в бою с врагом смертью храбрых. ќн погиб 30 ћа€ 1942 года. Ќо не в бою...

28 - 29 ћа€ группа истребителей, ведома€ ћайором «айцевым, произвела несколько не совсем успешных вылетов на сопровождение бомбардировщиков. –еакци€ командовани€ была незамедлительной и суровой. √вардии ћайор ј. ѕ. «айцев перед очередным вылетом на сопровождение бомбардировщиков перед строем полка, уже не в первый раз за прошедшие сутки, был подвергнут очередному публичному разносу со стороны командира полка. ќ том, что за этим последовало, можно прочитать в скупом сообщении оперативной сводки є 300 от 30 ћа€ 1942 года:

"Ќа аэродроме Ўонгуй, лЄтчик 19-го √в»јѕ ћайор «айцев на самолЄте "јэрокобра" при взлЄте на боевое задание - сопровождение бомбардировщиков, стал пилотировать на малой высоте. Ќа высоте 700 метров сделал переворот и, не выход€ из пикировани€, врезалс€ в землю. —амолЄт сгорел, лЄтчик погиб".

»стребитель упал на берегу реки  ола на противоположной стороне от аэродрома. ќбломки рухнули в воду. “ело лЄтчика нашли не сразу. Ћишь спуст€ несколько дней оно было случайно обнаружено намного ниже по течению реки и предано земле на кладбище в районе железнодорожной станции Ўонгуй, вблизи аэродрома, с которого он совершил более 200 боевых вылетов. Ќа его счету числилось сбитыми лично и в группе 41 самолЄт противника ( по другим источникам - 14 лично и 21 в группе ).

¬ойна - это не только проверка боевых качеств, профессионализма и мастерства военных лЄтчиков, но и испытание на прочность характера, силы воли.  онечно, сейчас невозможно вы€снить всех обсто€тельств того, что толкнуло јлександра ѕетровича «айцева на такой поступок - направить твЄрдой рукой свой самолЄт в смертельное пике. Ќо именно так закончилс€ жизненный путь замечательного лЄтчика - истребител€, геро€ первых воздушных схваток в небе «апол€рь€.

”же после войны, в своих неопубликованных воспоминани€х бывший командир 145-го »јѕ √. ј. –ейфшнейдер написал:

"јлександр «айцев - о нЄм надо сказать особо. Ёто был первый командир эскадрильи полка. Ѕесстрашный воздушный боец, всегда впереди всех. »менно он, как командир эскадрильи, прин€л в »юне 1941 года первый удар немцев. ќн участвовал во всех самых т€жЄлых неравных бо€х, готовый всегда грудью броситьс€ на защиту своего товарища".

— потерей ћайора «айцева героические традиции в 19-м √вардейском полку не закончились. Ќа ведущие роли вышли другие лЄтчики - истребители, хорошо известные в последствии, такие, как √ерои —оветского —оюза ѕ. —.  утахов,  . ‘. ‘омченков, ». ¬. Ѕочков и многие, многие другие, а боевые заслуги некогда знаменитого лЄтчика постепенно забывались.  ак сказал однажды прославленный лЄтчик, трижды √ерой —оветского —оюза, јлександр »ванович ѕокрышкин: когда умирают свидетели определЄнных событий, начинают рождатьс€ легенды...

ƒо наших дней дошли лишь короткие и отрывочные воспоминани€ немногих ветеранов, переживших жестокие схватки 1941 - 1942 годов в небе «апол€рь€, лично знавших ј. ѕ. «айцева. ѕоэтому неудивительно, что в послевоенное врем€ некоторые личные боевые заслуги јлександра «айцева были приписаны его однополчанам ( например, победу над немецким асом Ўашке некоторые источники приписывают другому прославленному асу - »вану Ѕочкову ).

ѕочти всю свою жизнь јлександр «айцев бороздил небо.  акой же след он оставил на земле ? ћурманчане помн€т тех, кто отсто€л город от вражеских налЄтов. ќни говор€т: "Ќаш город об€зан жизнью таким, как јлександр «айцев". Ќо лЄтчик «айцев живЄт и в пам€ти земл€ков. ќн и сейчас и одном строю с теми, кто создает новый мир. ¬ проходной завода " расное —ормово" имеетс€ пропуск на им€ јлександра ѕетровича «айцева. ¬ одном из цехов завода трудитс€ бригада электромонтажников, котора€ носит им€ јлександра «айцева. ƒолгое врем€ руководил ею √еннадий ћельников. јлександр «айцев зачислен в состав этой бригады. «а него ежедневно выполн€етс€ сменна€ норма. ѕроизводственные задани€ бригада перевыполн€ет.

- »м€ геро€ войны јлександра «айцева, - вспоминает √еннадий ћельников, - его пример помогают нам в воспитании молодых рабочих, в укреплении дисциплины, в сплочении коллектива.

“ак лЄтчик - истребитель јлександр «айцев продолжает свой путь по земле. ≈го сын, јлександр јлександрович, окончил √орьковский политехнический институт и работает на —ормовском заводе, строит суда. ∆ена геро€ войны, Ћиди€ јндреевна, 30 лет проработала контрольным мастером в 1-м судомеханическом цехе завода " расное —ормово". » уже наход€сь на пенсии, продолжала трудитьс€ там же.

¬  илп - ярви, в школьном музее, немало материалов, рассказывающих о жизни и подвигах лЄтчика - геро€. ѕодростки учатс€ у него мужеству, преданности своей –одине.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru