Людибиографии, истории, факты, фотографии

Александр Вильямсон

   /   

Aleksandr Vilyamson

   /
             
Фотография Александр Вильямсон (photo Aleksandr Vilyamson)
   

День рождения: 13.08.1918 года
Возраст: 67 лет
Место рождения: Торжок, Тверская, Россия
Дата смерти: 23.02.1986 года
Место смерти: Симферополь, Украина

Гражданство: Россия

Биография

Летчик истребитель

Гвардии Капитан А. А. Вильямсон совершил 382 боевых вылета, в 66 воздушных боях лично сбил 18 и в составе группы 6 самолётов противника. 27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

09.02.2008

Родился 13 Августа 1918 года в городе Торжок, ныне Тверской области, в семье служащего. Окончил среднюю школу и 2 курса Ялтинского сельскохозяйственного техникума. С 1937 года работал электромонтёром. С 1940 года в Красной Армии, год спустя окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

Александр Вильямсон фотография
Александр Вильямсон фотография

С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. Командир эскадрильи 104-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Капитан А. А. Вильямсон совершил 382 боевых вылета, в 66 воздушных боях лично сбил 18 и в составе группы 6 самолётов противника. 27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Реклама:

После войны продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1955 года Полковник А. А. Вильямсон - в запасе. Работал диспетчером Симферопольского аэропорта. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Персональный пенсионер.

* * *

Александра Александровича Вильямсона в Симферополе хорошо знают. Героя Советского Союза тепло встречают в школах, в местном аэропорту, лётчики которого проводили бывшего истребителя на пенсию, на отдых. Да и он всех знает. В этом городе Саша Вильямсон вырос, бегал в школу, получил первую жизненную закалку на заводе, в симферопольском аэроклубе впервые поднялся в небо.

А вот родился Вильямсон на тверской земле, в городе Торжке. Предки его - выходцы из Эстонии. Дед, бедный крестьянин Христофор Вильямсон не от хорошей жизни в конце прошлого века переселился в Россию. Но на чужбине он не ужился и, оставив в Торжке жену и сына Александра, вернулся на родину. Сын подрос, стал опорой матери, служил в местной земской управе. В 1914 году его мобилизовали в армию. Вернулся он с войны больным. У Анны Михайловны, его жены, в 1918 году родился сын, которого тоже назвали Александром. Вскоре семья переехала в Крым, чтобы поддержать здоровье отца. Отец в 1919 году умер, и мужественная женщина Анна Михайловна, учительница начальных классов, одна воспитала четверых детей - двух дочерей и двух сыновей. Александр стал летчиком, а Борис - моряком.

Борис, защищавший Одессу и Севастополь с первых дней войны, погиб в 1942 году. А Александр все 4 года войны прослужил в 298-м истребительном полку ( с 25 Августа 1943 года ставшем 104-м Гвардейским ). Полк входил в дивизию, которой командовал прославленный воздушный ас Александр Покрышкин. Из дивизии вышла целая плеяда бесстрашных истребителей, Героев Советского Союза. К ней принадлежит и Вильямсон.

25 Июня 1941 года Александр Вильямсон с отличием окончил Качинское лётное училище и получил назначение в 298-й ИАП, куда прибыл в Июле 1941 года. В это время полк базировался под Вознесенском, вблизи от южного участка реки Буг. Самолётов в полку было мало, а обстановка на Южном фронте с каждой неделей накалялась. Некоторые бывшие курсанты сели на самолёты, заменив выбывших из строя лётчиков. А Вильямсон взялся отремонтировать побывавший в аварии И-16. Долго и старательно лечил он "Ишачка" и своего добился - ввел его в строй действующих и полетел на боевое задание.

Лучшие дня


Джеймс К. Андорфал и Маргарет Мануэль. Когда жениху и невесте за девяносто
Посетило:128
Джеймс К. Андорфал и Маргарет Мануэль
Автор музыки первого Гимна космонавтики России
Посетило:65
Владимир Мигуля
Эдвард Нортон – Актер по зову сердца
Посетило:53
Эдвард Нортон

Первый вражеский самолёт Александр сбил в Августе 1941 года, в районе Запорожья, второй - западнее города Красный Луг. Так начался боевой счёт лётчика, счёт уничтоженных немецких машин. С каждой воздушной схваткой крепли мастерство, уверенность в своих силах. Воодушевляла на подвиги и поддержка опытных пилотов, вся атмосфера дружного спаянного коллектива.

Любит Александр Александрович вспоминать необычный полёт в Феврале 1942 года. Из штаба Южного фронта было получено указание - истребителям полка сопровождать бомбардировщики, которые шли на одну из железнодорожных станций, чтобы уничтожить разгружающиеся немецкие эшелоны. Маршрут выдался дальний, горючего могло "Ишачкам" не хватить. Но иного выхода не было. Полетели. Бомбардировщики достигли цели, сбросили бомбы на пути, на эшелоны. Удар был сокрушающим.

"Когда возвращались назад, - пишет Вильямсон, - под Артемовском заметили вражеский аэродром, по которому длинными хвостами поднимались снежные струи: это поднимались в воздух немецкие истребители. Завязался бой. Как случилось, не пойму до сих пор, но меня отсекли от своих. Потерял их из виду. А тут наседает четвёрка "Мессеров". Чтобы не подставлять под удар "брюхо", резко нырнул вниз и перешёл па бреющий полёт. Оглянулся - один из Ме-109 пристраивается в хвост. Вот - вот очередь прошьёт моего "Ишачка", и тогда конец. Что делать ? Резко убираю газ. И в тот же миг "Мессер" с воем проносится надо мной. Он явно не ожидал такого маневра. Через несколько секунд уже я оказываюсь у него в хвосте. Нажимаю на гашетку, и враг падает на землю.

Куда девались остальные "Мессеры" - не знаю. Но если бы кому - то из них вздумалось преследовать меня дальше, мне бы от них не уйти: патронов больше нет, горючее на нуле, а до линии фронта еще далеко. И вдруг вижу: навстречу тянется пятёрка дорогих "Ишачков". Это мои ребята, выдержав трудный воздушный бой, спешили мне на выручку. Признаюсь, не сдержал тогда слез. "Да разве такие дадут погибнуть !" - подумал я и вклинился в их строй".

В последующих боях лётчики полка, получая истребители новых марок, быстро осваивали их и часто малыми силами бились в небе с армадами врага и выходили победителями. В 1943 году участвовали в боях на Кубани, на Южном фронте. Затем освобождали Донбасс и Крым. Младший лейтенант Вильямсон многократно попадал в критические положения, и всегда его спасали быстрота реакции, огромная сила воли, высокое мастерство пилота. В наградном листе из его боевой жизни приводятся такие факты.

10 Апреля 1943 года. Дежуривший на аэродроме Вильямсон по сигналу вместе с ведомым взлетел в воздух. За облаками он заметил немецкого разведчика Ju-88. Обнаружив погоню, "Юнкерс" пошёл вверх. Наши истребители летели без кислородных масок. А высота всё возрастала и возрастала. Трудно дышать. Высота 6000 метров, 7000... В глазах пошли разноцветные круги. Вильямсон решил стрелять с дальней дистанции. Ещё секунда, вторая, и "Юнкерс", накренившись, пошёл вниз. Подбитый вражеский разведчик уходил к своей территории. Вильямсон с напарником заставили его сесть в расположений наших войск. Взятый в плен немецкий лётчик никак не мог поверить, что его подбили советские пилоты на огромной высоте без кислородных масок.

5 Мая 1943 года. В неравном бою с 12 "Мессерами" Вильямсон был ранен в голову. Глаза заливало кровью, но он не уходил из боя до конца вылета и вместе со своей группой выполнил задание.

28 Августа 1943 года. Выполняя в этот день 5-й боевой вылет с группой из 6 "Аэрокобр", Вильямсон повёл свою шестёрку в бой с 12 "Мессерами". Его самолёт получил серьёзное повреждение, а сам он тяжело ранен в голову. Пилот не растерялся. Собрав последние силы, он привёл самолёт на свой аэродром, посадил его и потерял сознание...

Летом 1944 года Вильямсон сражался над территорией Польши, а в 1945 году участвовал в наступлении на Берлин. Эскадрилья Старшего лейтенанта Вильямсона прославилась в боях на 4-м, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Только за последний год войны она провела 793 успешных боевых вылета, 53 воздушных боя, в которых сбила 18 самолётов противника. Ведущим всегда был отважный комэск, подававший пример храбрости и точного расчёта. За этот период он уничтожил 8 вражеских самолётов.

А всего за войну командир эскадрильи 104-го Гвардейского истребительного авиационного Краковского ордена Александра Невского полка 9-й Гвардейской Мариупольской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого истребительной авиационной дивизии Гвардии Капитан Александр Александрович Вильямсон совершил 382 успешных боевых вылета, провёл 66 воздушных боёв, сбил лично 18 ( по другим источникам - 25 ) самолётов врага и 6 - в группе с товарищами. Последний самолёт воздушный ас уничтожил в небе над Берлином 28 Апреля 1945 года. Но с этим вылетом война для него и его однополчан ещё не кончилась. Дивизия Покрышкина сопровождала 3-ю Гвардейскую танковую армию Генерала Рыбалко в рейде через Рудные горы в Чехословакию на помощь восставшей Праге.

Подвиги Александра Вильямсона заслуженно и по достоинству вознаграждены: два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды - так отмечен боевой путь лётчика. Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин о наградах Вильямсона писал:

"Каждый орден - это рассказ о к подвиге, о том, как в бою проявлялись его отвага, хладнокровне в самый опасный момент, умение ориентироваться в трудной обстановке и никогда не терять веру в своё превосходство над врагом, в свою победу..."

Таков один из славных соратников Покрышкина. В числе лучших лётчиков знаменитой дивизии Александр Александрович участвовал в параде Победы, после которого друзья поздравили его с высшим отличием - званием Героя Советского Союза. После войны он продолжал службу в авиации. В 1955 году уволен в запас в звании Полковника. Работал в Симферопольском аэропорту начальником диспетчерской службы.

Вильямсон
Дмитрий 31.01.2017 02:38:26
А.А.Вильямсон уволился в осенью 1960 года, его полк участвовал в охоте на Паурса. Работал руководителем полетов на Камчатке и Симферополе до 1985г. Сбил 26 и 6 в группе.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Тома Андраш
Посетило:298
Тома Андраш
Алексей Серебряков. От «Вечного зова» до «Левиафана»
Посетило:398
Алексей Серебряков
Руслан Алихаджиев
Посетило:725
Руслан Алихаджиев

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history