Людибиографии, истории, факты, фотографии

Александр Сморчков

   /   

Aleksandr Smorchkov

   /
             
Фотография Александр Сморчков (photo Aleksandr Smorchkov)
   

День рождения: 29.11.1919 года
Возраст: 79 лет
Место рождения: с. Чекново, Московская область, Россия
Дата смерти: 16.11.1998 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Биография

Летчик истребитель

По возвращении в Союз, Александр Павлович продолжил службу в ВВС. В 1956 году окончил Военно - Воздушную Академию. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

27.01.2008

Александр Сморчков родился 29 Ноября 1919 года в деревне Чекново, ныне Пушкинского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал на заводе в городе Мытищи. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков, а в 1943 году - курсы усовершенствования командного состава ВВС ( КУКС ).

Александр Сморчков фотография
Александр Сморчков фотография

Участник Великой Отечественной войны. Службу начал в запасном авиаполку, в котором некоторое время работал инструктором. Затем, в Октябре 1941 года, был отправлен в истребительный авиаполк, который вел горячие бои на Южном фронте. Немцы рвались к Ростову - на - Дону. Молодой пилот, не имевший еще достаточного опыта ведения боевых действий, сразу окунулся в бурную жизнь полка.

Реклама:

Первые же бои показали недостатки в летной подготовке молодых летчиков, особенно в области использования в бою своего оружия, слабое освоение опыта боевых действий в других военных конфликтах. Вспоминает Александр Павлович:

Александр Сморчков фотография
Александр Сморчков фотография

"23 Октября 1941 года мы получили задачу прикрыть группу штурмовиков, наносивших удар по танкам. Подходим к цели, "Илы" пикируют, бросают бомбы. Внизу взрывы, огонь. Видим, как мечутся немцы. И... мы не выдерживаем. Входим в пике и тоже начинаем штурмовку. Внезапно налетают вражеские истребители. Наш командир подает сигнал: "Внимание ! Сбор !". Но поздно - два И-16 уже горят... О чем говорит этот пример ?

О нашей тактической слабости, об отсутствии опыта. Увлекшись, мы сами атаковали врага, забыв при этом свою обязанность - обеспечивать работу штурмовиков, забыв, что пулеметы "ШКАС" для танков абсолютно безвредны. Мы забыли основное правило истребителя: смотреть и видеть...

А почему ? Потому что законы и правила тактики не дошли еще до нашего сознания. Все это пришло потом, в ходе боев. И смекалка, и навыки, и упорство в достижении цели. Постепенно каждый из нас становился бойцом, методистом и командиром одновременно. Мы начали с самого главного: с подготовки к воздушному бою. Мы изучили силуэты немецких машин, их летно - тактические характеристики, уязвимые места. Тренировались в определении дальности до цели, в производстве расчетов воздушной стрельбы, разрабатывали варианты атак...

Мы учились. В классе, на самолетной стоянке, на летном поле. Упорно и ежедневно. Вернувшись после воздушного боя, мы проводили подробный и глубокий разбор действий своих противников. И делали выводы. Изучали и обобщали опыт летчиков соседних полков и дивизий.

С получением новых машин мы пересмотрели боевые порядки, от тактики оборонительного боя перешли к тактике наступательного. Высота, скорость, маневр, огонь - стали формулой воздушного боя. Мы научились бить врага малыми силами. У нас появились свои асы, мастера воздушного боя, группы свободных охотников, группы специального назначения.

Лучшие дня


Нет предела в стремлении к совершенству
Посетило:88
Джеймс Томпсон
Донос на маршала
Посетило:70
Александр Егоров
Тайны биографии Олега Янковского
Посетило:65
Олег Янковский

В битве на Курской Дуге, через два года после начала войны, мы добились господства в воздухе и сохранили его до последнего дня войны. Немецкие летчики стали бояться нас. При равных силах в бой, обычно, не вступали. При нашем тактическом превосходстве, даже если нас было меньше, немедленно покидали поле боя".

С осени 1943 года 523-й истребительный авиаполк ( 303-я истребительная авиационная дивизия ), летающий на "Лавочкинах", много занимался ведением воздушной разведки. Поэтому вести воздушные бои летчикам приходилось реже других. Однако поучаствовать в отдельных воздушных схватках А. П. Сморчкову все же пришлось. Вспоминает Александр Павлович:

"Как - то раз, это было в конце 1944 года, идя на разведку, я заметил впереди и ниже воздушный бой. Большая группа Ме-109 напала на "Яков", прикрывавших штурмовиков. Вступать в бой без особой нужды разведчикам не разрешалось, но обстановка сложилась явно не в пользу наших товарищей, и я решил им помочь, по ходу дела расстроить боевые порядки врага. Предупреждаю об этом ведомого, иду на сближение и быстро оглядываюсь: нет ли на хвосте противника. Вижу: есть. Один подбирается к моему напарнику и вот - вот откроет огонь...

Вираж с предельным креном Ла-5 выполняет за 19 секунд. В данной обстановке это целая вечность, и я не успею помочь ведомому. Но сейчас не 1941-й, мы "кое - чему" научились и, надо сказать, неплохо. Мне известен метод ускоренного разворота...

Секунды, и я в хвосте у противника. Открываю огонь, "Мессер" идет к земле. Удар. Взрыв. А мы уже несемся на тех, что внизу. Они не выдерживают внезапной атаки и торопятся выйти из боя..."

К концу войны Капитан А. П. Сморчков был уже опытным летчиком, командиром 2-й эскадрильи и по - праву считался одним из лучших разведчиков в дивизии. В тех немногочисленных воздушных схватках, в которых ему довелось участвовать, он уничтожил 4 вражеских самолета ( по другим источникам - только 2 ). Совершил 213 успешных боевых вылетом, многие из них на разведку.

После войны Александр Павлович продолжил службу в ВВС. Участник Корейской войны 1950 - 1953 годов, воевал в составе 18-го Гвардейского авиационного полка ( 303-я истребительная авиадивизия ). Совершил 191 боевой вылет, в воздушных боях лично сбил 15 самолетов противника, в том числе несколько тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков В-29. Вспоминает сам А. П. Сморчков:

- Вылеты против В-29 были самыми сложными. Один из них мне наиболее запомнился... Нас подняли в сложных метеоусловиях, а мы не были "классными" летчиками. Пока набирали 10 тысяч, все затянуло полностью. Потом дают команду следовать таким - то курсом, там "большие". Надо было терять 5 тысяч высоты и выходить под облака. Но как пройти сквозь сплошную облачность. Один я могу, а нас целый полк... Тем не менее, облачность мы пробили. За фонарем все светлее, светлее, и, наконец, мы под облаками, а перед нами в 3-х километрах - "крепости..."

Командир 303-й истребительной авиационной дивизии А. С. Куманичкин сообщил об этом боевом вылете следующее: "22 Октября 1951 года 14 экипажей 18-го ГвИАП, действуя в группе прикрытия соединения в районе Тэйсю, пробили облачность и на высоте 5000 м встретили 12 Б-29 под прикрытием 12-ти истребителей Ф-84 и 8 Глостер "Метеор-4". Ведущий группы заместитель командира палка Подполковник Сморчков принял решение сковать боем истребители прикрытия и атаковать бомбардировщики. В бою сбито 5 Ф-84 и 1 Б-29, подбито 2 Б-29. А. П. Сморчков в воздушном бою лично сбил 1 Б-29 и 1 Ф-84". Позже появились данные о том, что еще два В-29, поврежденные старшими лейтенантами Степановым и Шабановым, упали в море, и они были записаны на их счета сбитыми.

На следующий день, 23 Октября, в одном из вылетов Сморчков обнаружил на высоте 5000 м группу из 8-ми Б-29, следующих курсом на юг, под непосредственным прикрытием до 30 Ф-84. Оценив обстановку, он приказал: составом 1-й и 3-й эскадрилий ( 14 МиГ-15 ) связать боем истребителей Ф-86, а летчикам 2-й эскадрильи ( 6 МиГ-15 ) - атаковать бомбардировщиков. По команде командира группы наши истребители вступили в бой согласно принятого решения. В результате боя, по докладам летчиков и данным фотоконтроля было сбито 2 Б-29 и 2 Ф-84. Одну "крепость" сбил сам А. П. Сморчков.

24 Октября Гвардии Подполковник Сморчков провел еще один успешный бой. Сблизившись на дистанцию 700 метров он открыл огонь по В-29, и вышел из атаки, когда до противника оставалось только 300 метров. В результате бомбардировщик загорелся. Однако и А. П. Сморчкову не удалось выйти из боя невредимым. Он вспоминал, как "... напоролся на очередь сразу, как только сбил Б-29. Смотрю - "Тандерджет" бьет МиГа. "Крепости" - справа внизу и все их стрелки палят. А я махнул боевой разворот влево и на трассу налез. Кабина разгерметизировалась, пуля - в ногу, по кости, но кость цела... Но я его все - таки выбил..."

Таким образом, Александр Павлович Сморчков в сложнейших вылетах сбивал по тяжелому бомбардировщику три дня подряд, причем все его победы над "крепостями" были официально признаны противоположной стороной - случай довольно редкий ! 13 Ноября 1951 года заместителю командира 18-го ГвИАП Гвардии Подполковнику А. П. Сморчкову, за успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу, присвоено звание Героя Советского Союза. Общим итогом его боевой деятельности стали 404 ( по другим источникам - 482 ) боевых вылета и 19 личных побед, одержанных в период двух войн.

По возвращении в Союз, Александр Павлович продолжил службу в ВВС. В 1956 году окончил Военно - Воздушную Академию. С 1975 года Полковник А. П. Сморчков - в запасе. Жил в Москве, работал в Военно - Воздушной Инженерной Академии. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 16 Ноября 1998 года.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


'Американская Венера'
Посетило:310
Одри Мэнсон
Самый титулованный в истории страны
Посетило:380
Евгений Кафельников
Создатель проекта «Кар-мэн»
Посетило:300
Аркадий Укупник

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history