Людибиографии, истории, факты, фотографии

Александр Шокуров

   /   

Aleksander Shokurov

   /
             
Фотография Александр Шокуров (photo Aleksander Shokurov)
   

День рождения: 17.11.1920 года
Место рождения: Барнаул, , Алтайский край ,Россия
Дата смерти: 19.07.1994 года
Россия
Возраст: 73 года

Гражданство: Россия

Биография

Летчик-истребитель

Гвардии старший лейтенант А. А. Шокуров совершил 460 боевых вылетов, провёл 88 воздушных боёв, лично сбил 18 самолётов противника. 27 Июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

04.02.2008

Родился 17 Ноября 1920 года в городе Барнауле, ныне Алтайского края, в семье рабочего. Окончил 9 классов средней школы. Работал слесарем паровозного депо на станции Тайга Кемеровской области, одновременно учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков.

Александр Шокуров фотография
Александр Шокуров фотография

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Особенно отличился летом и осенью 1944 года, в боях за освобождение Украины и Польши.

Реклама:

К Маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 156-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии старший лейтенант А. А. Шокуров совершил 460 боевых вылетов, провёл 88 воздушных боёв, лично сбил 18 самолётов противника. 27 Июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в Войсках ПВО. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1971 года Гвардии полковник А. А. Шокуров - в запасе. Последние годы жил в Челябинске. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), медалями.

* * *

- Сокол, прикрой, атакую ! - передал Гвардии лейтенант Александр Шокуров своему ведомому Михаилу Кузнецову. Сам же, стремительно устремился к "Фокке - Вульфу", сблизился с ним и меткой очередью сбил машину врага.

Шокуров осмотрел воздушное пространство, кинул взгляд вниз. На зелёном фоне поля, где - то между Золочёвом и Бродами, ходили наши "Илы", штурмуя оборону противника. А в голубом небе в стремительной карусели носились истребители. Четыре "Яка" дрались с десяткой FW-190.

Вслед за первым загоревшимся "Фоккером" пошёл в отвесное пике второй, подбитый Кузнецовым. Шокуров снова смелым маневром приблизился к FW-190 и точной очередью отрубил ему хвостовое оперение. Командуя звеном, он видел, как смело лётчики второй пары "Яков" атаковали самолёты противника.

Лучшие дня

Звезда картины “Кошка на раскаленной крыше”
Посетило:38897
Пол Ньюман
Уэйн Гретцки. Биография
Посетило:37192
Уэйн Гретцки
Работа на камеру – это удовольствие
Посетило:10992
Анна Большова

Выйдя из очередной атаки, Александр не обнаружил возле себя ведомого. "Где же Миша ?" - встревожился он и вдруг заметил, что горящий самолёт Михаила идёт к земле. Шокуров мгновенно спикировал. Внезапным ударом отогнал врага, который шёл вслед за горящим "Яком", намереваясь расстрелять лётчика, как только тот выбросится с парашютом. И дейстрвительно, в это время парашютист отделился от машины. Но теперь он был в безопасности. Кружась над Кузнецовым, Шокуров спасает его от неприятельского огня. А затем сам отбился от 6 вражеских истребителей и благополучно вернулся на свой аэродром...

Летом - осенью 1944 года командир 2-й эскадрильи 156-го Гвардейского авиационного полка Александр Шокуров сражался в небе Украины и Польши на самолёте Як-1Б с бортовым номером "38". На передней части капота его "Яка" красовалось красное сердце в белой окантовке.

463 успешных боевых вылета совершил в Отечественную войну Александр Шокуров. Он провёл 88 воздушных боёв, сбил 18 немецких самолётов лично и 4 в группе с товарищами ( по другим источникам имел 19 личных побед и 1 групповую победу ). Такой боевой счёт дал право Гвардейцу Александру Алексеевичу Шокурову на звание Героя Советского Союза.

В послевоенное время Гвардии полковник А. А. Шокуров продолжил службу в авиации ПВО, охраняя мирное небо нашей страны...

* * *

Истребитель Як-1 из состава 247-го истребительного авиационного полка, закреплённый за командиром части Подполковником Я. Н. Кутихиным. В период лета - осени 1943 года на этой машине совершали боевые вылеты и сбивали немецкие самолёты многие лётчики полка, в том числе Капитан Николай Васильевич Смагин ( 10 личных и 2 групповые победы ), Лейтенант Александр Алексеевич Шокуров, Младший лейтенант Анатолий Фёдорович Шаманский ( 18 личных и 1 групповая победы ), Младший лейтенант Николай Анисимович Сметана ( 6 личных побед ), Младший лейтенант Геннадий Иванович Гриневич ( 8 личных и 2 групповые победы ) и конечно сам Подполковник Яков Назарович Кутихин ( 8 личных и 4 групповые победы ).

* * *

Летом 1942 года лётчики 247-го ИАП отважно сражались в небе Крыма. Вот что пишет в своих воспоминаниях известный советский лётчик - истребитель Герой Советского Союза Константин Дмитриевич Денисов в книге "Под нами - Чёрное море":

"К лету 1942 года произошли коренные изменения на Крымском фронте. Враг, перейдя в наступление, 18 Мая ворвался в Керч, а на следующий день полностью овладел и Керченским полуостровом. Севастопольцы остались в Крыму одни... В условиях нарастающей активности авиации противника увеличилась и напряжённость в работе нашей истребительной авиации. Всё ощутимее стали потери, а пополнение поступало лишь периодически, причём одновременно не более эскадрильи.

28 Мая я получил задание в ночь на 29-е вылететь на гидросамолёте в Геленджик и на следующий день привести из Анапы на Херсонес 247-й истребительный авиаполк из состава 5-й Воздушной армии. Можно представить нашу радость: получаем целый полк, да ещё и на современных истребителях ! Но, как потом выяснилось, в полку - то насчитывалось всего 10 Як-1, причём ни один лётчик никогда не летал над морем и не участвовал в боях над ним. Когда я объявил в полку маршрут их перелёта, некоторые пилоты заметно "скисли". Вот тут - то и выручил командир, слово и пример которого всегда имеют в авиации особое значение.

Майор Я. Н. Кутихин подбодрил подчинённых, сказав, что полёты над морем доверяют только мужественным и надёжным пилотам и таким доверием нужно гордиться.

- Я сам поведу вас вслед за лидером, - заявил он, как бы ставя точку в разговоре. И возникшее было у лётчиков напряжение словно растаяло. Забегая вперёд, хотелось бы добавить, что командир полка был неразлучен со своими лётчиками почти до самого конца обороны Севастополя и очень многое сделал для того, чтобы его подчинённые быстро вошли в боевой строй. Воевали они хорошо...

К утру 25 Июля 1942 года в 3-й особой авиагруппе ВВС Черноморского флота осталось всего 32 исправных самолёта разных типов. Поэтому было решено весь личный состав 6-го Гвардейского, 247-го истребительных авиационных полков и некоторых эскадрилий отправить на Кавказ. Оставшиеся самолёты были переданы 9-му полку, а 4 машины Як-1 достались 45-му ИАП.

Войска Севастопольского оборонительного района и авиаторы - черноморцы остались навсегда благодарны воинам 247-го и 45-го истребительных авиационных полков 5-й Воздушной армии, которые оказали им помощь в тяжёлое время. Первый из них сбил в воздушных боях 10, а второй - 25 самолётов противника. Почти все лётчики этих полков, воевавшие в составе 3-й особой авиагруппы, награждены боевыми орденами".




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Людмила Савельева
Посетило:304886
Людмила Савельева
Рыцарь российского экрана
Посетило:17106
Александр Иншаков
Фаддей Беллинсгаузен. Биография
Посетило:19960
Фаддей Беллинсгаузен