Людибиографии, истории, факты, фотографии

Имя:

Хайман Джордж Риковер

Name:

Heiman George Rikover

День рождения: 27.01.1900 года
Возраст: 86 лет
Место рождения: Маков Мазовецкий, США
Дата смерти: 08.07.1986 года
Место смерти: Арлингтон, Виргиния, США

Гражданство: США

Биография

Американский подводник, адмирал

Четырёхзвёздный адмирал флота США. Он известен как «отец атомного флота», который на июль 2007 года состоял из 200 атомных подводных лодок, 23 атомных авианосцев и крейсеров, хотя многие их этих кораблей сейчас списаны, а другие находятся в процессе постройки. Благодаря своим уникальным личностным характеристикам, политическим связям, ответственности и глубоким знаниям Риковер прославился как дольше всех находившийся на действительной службе высший офицер в американской истории. Он прослужил 63 года. Благодаря значительному наследию Риковера в области атомных технологий был достигнут так и не побитый рекорд безаварийной эксплуатации реакторов на кораблях ВМС США, в части неконтролируемого выброса радиоактивных продуктов, связанных с повреждением активной зоны.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

16.11.2009

Хайман Риковер родился в еврейской семье в городке Маков Мазовецкий (в составе Российской империи, ныне Польша). Фамилия Риковер произошла от названия деревни и поместья Рыки, расположенного в часе езды от Варшавы, как и Маков Мазовецкий (вся еврейская община Рыки, как и Макова Мазовецкого, погибла во время Холокоста).

фотография Хайман Джордж Риковер
фотография Хайман Джордж Риковер

Избежав печального удела своих соплеменников, юный Риковер перед войной эмигрировал в США со своими родителями: Абрахамом и Рахиль. Это произошло после еврейских погромов 1905 года. Сначала семья проживала в Ист-сайде Манхэттена, спустя два года они перебрались в Лаундейл, пригород Чикаго, где его отец продолжил свою работу портным. Риковер начал работать с девяти лет, помогая своей семье. Позднее он говорил, что его детство было временем «тяжёлой работы, дисциплины и, бесспорно, недостатка приятного времяпровождения».

Реклама:

Одновременно с учёбой в средней школе им. Джона Маршалла (Чикаго), которую он закончил с отличием в 1918 году, Риковер работал полную рабочую неделю, разнося телеграммы Western Union. Благодаря работе он познакомился с конгрессменом Адольфом Дж. Сабатом. После вмешательства друга семьи, Сабат, еврей — чешский иммигрант, рекомендовал Риковера к поступлению в Военно-морскую академию США. Благодаря самодисциплине, самообразованию и благосклонности фортуны будущий четырёхзвёздный адмирал сдал вступительный экзамен и был принят.

Начало военно-морской карьеры

2 июня 1922 года, по окончании учёбы (107-м в выпуске из 540 человек) Риковер получил звание энсайн. Ожидая доставки на свой первый корабль – эсминец «Ла Валетта» (англ. USS La Vallette (DD-315)) на Западное побережье через Панамский канал - он добился стипендии Чикагского университета для изучения истории и психологии. Некоторое время находился на эсминце «Персиваль» (англ. USS Percival (DD-298)), так как «Ла Валетта» была в море. Попав на борт «Ла Валетты», он настолько впечатлил своего командира, что 21 июня 1923 года тот назначил его старшим механиком, несмотря на недостаточный опыт. Спустя неполный год после выпуска из академии Риковер стал самым молодым механиком эскадры.

В дальнейшем он служил на линкоре «Невада» (англ. USS Nevada (ВВ-36)), затем получил степень магистра по электротехнике (после года, проведённого в Военно-морской аспирантуре). Дальнейшую работу он продолжил в Колумбийском университете. Там он встретил свою будущую жену, христианку, студентку по международному обмену Рут Д. Мастерс. В 1931 году, после того как она вернулась с докторантуры в Сорбонне, они поженились. Вскоре после женитьбы Риковер написал родителям о своём желании перейти в епископальную церковь и оставался в её лоне до конца своих дней.

Риковер поехал в Вашингтон и добровольно поступил на подводный флот. Ему больше нравилась служба на небольших кораблях, к тому же он знал, что молодые офицеры на подводных лодках быстро продвигаются по службе. Его заявление было отклонено ввиду его возраста (29 лет). Но судьба распорядилась иначе. На борту «Невады» служил его бывший командир, который вступился за Риковера. С 1929 по 1933 год Риковер служил на подводных лодках (S-9 и S-48), и получил допуск к самостоятельному управлению и командованию кораблем.

В 1933 году, служа в Управлении инспектора по снабжению флота в Филадельфии (Пенсильвания), Риковер перевёл книгу адмирала, командующего немецкими лодками времен Первой мировой войны Германа Бауэра Das Unterseeboot (Подводная лодка). Этот перевод стал обязательным чтением для американских подводников.

Только в июле 1937 года он принял в командование свой первый корабль — тральщик «Финч» (англ. USS Finch (АМ-9)). 1 июля 1937 года ему было присвоено звание лейтенант-коммандер. В октябре 1937 года он был избран для инженерной службы и сдал «Финч» новому командиру. После некоторой задержки, 15 августа 1939 года поступил в распоряжение Инженерного управления флота в Вашингтоне. В дальнейшем служил по специальности.

В результате атаки на Перл-Харбор в декабре 1941 года, были потоплены 5 линкоров. 10 апреля 1942 года Риковер вылетел в Перл-Харбор. Он сыграл ключевую роль в подъеме «Калифорнии» (англ. USS California (BB-44)), и стал «ведущей фигурой в приведении электрических генераторов и моторов в рабочее состояние»[8], что позволило линкору дойти своим ходом из Перл-Харбор до военно-морской верфи Пьюджет-Саунд. В мае 1944, после модернизации «Калифорния» вернулась к участию в боевых действиях против Японии.

Морские реакторы и комиссия по ядерной энергии

В 1946 году на базе проекта «Манхэттен» был начат новый проект — создание ядерной энергетики. Лаборатория Клинтон (ныне национальная лаборатория Оук-Ридж), занимающаяся ядерной энергией, разрабатывала ядерные электрогенераторы. Флот решил послать для участия в проекте восемь человек: четырёх гражданских, одного старшего и трёх младших офицеров. Риковер, сознавая потенциал применения ядерной энергии на флоте, обратился с рапортом об участии.

Хотя вначале он и не был избран, но благодаря вмешательству адмирала Эрла Миллса, своего бывшего командира, ставшего в том году главой Корабельного бюро, Риковер был направлен в Оук-Ридж как заместитель управляющего всем проектом. Так он получил доступ ко всем средствам, проектам и материалам исследований.

Наблюдая работу таких физиков как Росс Ган, Филипп Абельсон и других участников проекта «Манхэттен», Риковер быстро стал сторонником идеи ядерной корабельной силовой установки, особенно для военно-морского флота. В сотрудничестве с Алвином Вейнбергом, директором по науке в Оук-Ридж, он основал Институт реакторной технологии Оук-Ридж и начал работы над водо-водяным реактором для подводных лодок.

В феврале 1949 года он получил назначение в отдел по разработке реакторов Комиссии по ядерной энергии и руководил работами флота в данной области в качестве директора Отдела военно-морских реакторов Корабельного бюро, с подчинением адмиралу Миллсу. Эта двойная роль позволяла ему как возглавить работу по созданию первой в мире атомной подлодки «Наутилус» (USS Nautilus (SSN-571)), вступившей в строй в 1954 году, так и следить за строительством атомной электростанции в Шипингпорт, оснащённой первым гражданским ядерным реактором.

Решение назначить Риковера главой национальной программы по созданию атомных подводных лодок, в конечном счёте, принял адмирал Миллс. По словам генерал-лейтенанта Лесли Гровза, руководителя проекта «Манхэттен» от военных, Миллс стремился поставить весьма решительного человека, и хотя он знал, что Риковер «не очень уживчив» и «не очень популярен», но он считал что Риковер именно тот, на кого флот может положиться, «с каким бы сопротивлением он ни столкнулся, если только он убеждён в потенциале атомных подводных лодок».

Риковер не разочаровал его. Благодаря воображению, целеустремленности, творчеству и инженерному опыту, собственному и его людей, появился высоконадёжный ядерный реактор, который умещался в корпус подводной лодки шириной не более 28 футов (8,5 м). Этого они добились, несмотря на следующие препятствия:

В начале 1950-х ядерные реакторы мощностью в мегаватт занимали площадь примерно равную площади городского квартала.

Прототип силовой установки «Наутилуса» стал первым в мире высокотемпературным ядерным реактором

Основных физических данных, необходимых для разработки реактора, ещё не было.

Не существовало методов проектирования реакторов

Не было инженерных данных по поведению металлов в воде, одновременно подвергающихся воздействию высоких температур, давления и радиационных излучений широкого спектра.

Не существовало паропроизводящих ядерных установок.

Никто не разрабатывал паровых силовых установок для широкого диапазона температур и давлений в конденсаторе, возникающих при эксплуатации подводных лодок.

Требовалось создать компоненты из таких экзотических материалов как гафний и цирконий (а сначала добыть сами материалы), для чего не существовало готовых технологий.

В 1958 году Риковер был повышен в звании до вице-адмирала и награждён первой из двух Золотых медалей Конгресса. С тех пор и почти тридцать лет он строжайше контролировал корабли, технику и личный состав атомного флота, лично проводил собеседования, одобряя или отвергая каждого офицера — кандидата на атомные корабли. За время его беспрецедентно долгой карьеры этих собеседований накопилось огромное количество: только со свежими выпускниками он встречался свыше 14 000 раз. Эти легендарные собеседования занимают немалое место в воспоминаниях студентов-кандидатов офицерского резерва (англ. ROTC). Во всем спектре от загадочных и разносных до благодушных, от мичманов Академии до авиаторов в высоких званиях, стремившихся получить командование авианосцем (временами переходившие в стычки характеров), эти собеседования в большинстве потеряны для истории, за исключением нескольких задокументированных случаев, плюс личное интервью, взятое Дайаной Сойер в 1984 году.

Кроме того, Риковер подчеркнуто присутствовал на первом ходовом испытании чуть ли не каждой субмарины, закончившей постройку. Тем самым он одновременно как бы ставил личную печать ее годности, и обеспечивал тщательность испытаний, чтобы ее подтвердить, или наоборот выявить недостатки, требующие устранения.

В качестве главы Реакторного отдела он сосредоточивался скорее на надежности и безопасности техники, чем на тактической и стратегической подготовке. Это может навести на мысль, что из-за поглощенности эксплуатацией реакторов и одновременно прямого контакта с командирами, он мог повредить их боеспособности.

Но такая мысль не выдерживает проверки в свете засекреченных достижений американских подводников в эпоху холодной войны. О них, предположительно, рассказывает книга Зонтаг и Дрю. Мало того, рекорд ВМС США по безаварийной эксплуатации реакторов является резким контрастом главному конкуренту — Советскому флоту, который потерял несколько лодок в результате аварий реакторов: результат как спешки, так и избранных направлений строительства в соревновании с более передовой американской техникой.

Однако и во времена Риковера было известно, что чрезмерная сосредоточенность на эксплуатации и содержании реакторов могут встать на пути оперативных задач. Одним из противовесов стало введение, после отставки адмирала, правила по которому его должность во главе NAVSEA-08 могут занимать только самые сильные офицеры, с обязательным опытом командования подводными лодками, на восемь лет и только однажды в течение карьеры. Начиная со сменившего его Киннарда Мак-Ки (англ. Kinnaird R. McKee), и до вступившего в должность в ноябре 2004 года Киркланда Дональда (англ. Kirkland H. Donald), все командовали лодками, флотилиями или флотами; ни один не был, как Риковер, долгосрочно в инженерной должности.

Вынужденная отставка

В конце 1970-х годов положение Риковера казалось как никогда прочным. В течение более двух десятилетий он выдерживал попытки высоких флотских чинов выжить его в отставку, в том числе вынужденную работу в перестроенном женском туалете и два отказа в продвижении по службе. Наличие протеже, Джимми Картера, в Белом доме, и могущественных друзей в Комиссиях по Вооруженным силам как Палаты представителей, так и Сената обеспечило ему пребывание на действительной службе надолго после того, как большинство других адмиралов закончили уже вторую карьеру.

Но 31 января 1982 года, в возрасте за 80, прослужив стране 63 года при 13-ти президентах (от Вильсона до Рейгана) в звании полного адмирала, он был принуждён к отставке министром ВМС Джоном Леманом, с ведома и согласия президента Рональда Рейгана.

В начале 1980-х дефекты корпусной сварки — скрывавшиеся с помощью фальсифицированных отчётов — привели к серьезной задержке поставки и превышению бюджета нескольких подлодок, строившихся на верфи Electric Boat корпорации General Dynamics. В некоторых случаях ремонт вылился практически в разборку и постройку заново почти готовых лодок. Верфь пыталась переложить превышение расходов непосредственно на флот, но Риковер «зубом и когтем» боролся за каждый шаг с генеральным менеджером Велиотисом (англ. P. Takis Veliotis), требуя чтобы верфь сама исправила некачественную работу.

Хотя строитель в конечном счете в 1981 году договорился с флотом на оплату 634 из заявленных 843 миллионов долларов превышенного бюджета, Риковер не мог успокоиться что верфь, по существу, в судебном порядке возложила на флот вину за собственную некомпетентность и обман. По иронии, ВМС были еще и страховщиком верфи, — и хотя идея компенсировать верфь на этом основании вначале была отвергнута как «неслыханная» секретарем Леманом, иск General Dynamics включал требование выплаты страховки.

Придя в ярость, Риковер презрительно отозвался и о соглашении, и о самом Лемане (которым отчасти двигало стремление исполнить программу Рейгана Флот в 600 кораблей). Это было далеко не первое его столкновение с оборонной индустрией. Он давно славился жёсткой, а то и жестокой требовательностью к подрядчикам. Но на этот раз конфликт с Electric Boat принял форму открытой, неограниченной войны.

Велиотис в 1983 году был обвинен расширенным судом присяжных в рэкете и мошенничестве, за попытку получить от субподрядчика взятку в 1,3 миллиона долларов. Однако он сумел бежать на родину, в Грецию, где и ведёт роскошную жизнь, скрываясь от американского правосудия.

Следуя обвинениям Велиотиса, временная Комиссия ВМС по единовременным дарам нашла, что Риковер виновен в получении от General Dynamics в течение 16 лет подарков, в том числе украшений, мебели и коллекционных ножей на сумму $67 628. Расследовались также обвинения в получении подарков от двух других крупных подрядчиков флота: General Electric и Newport News.

Велиотис также утверждал, не приводя доказательств, что General Dynamics одаривала и других высших офицеров флота, и систематически занижала стоимость контрактов, с намерением взыскать превышение сметы с правительства. Эти обвинения флотом не расследовались, отчасти из-за бегства Велиотиса.

Министр Леман, в прошлом военно-морской авиатор, сделал Риковеру выговор за неподобающее поведение в письменной форме без занесения в личное дело, где упоминал, что его «выход из милости из-за безделушек следует рассматривать в контексте его неизмеримых заслуг перед флотом». Риковер опубликовал через своего адвоката заявление. В нем говорилось, что «его совесть чиста» по части подарков, и что «никогда подношения и услуги не влияли на его решения». Сенатор от Висконсина Уильям Проксмайр (англ. William Proxmire), давний сторонник Риковера, позже публично заявил, что инфаркт адмирала связан с тем, как его наказала и «вываляла в грязи та самая организация, которой он сослужил неоценимую службу».

Помимо личной вражды и борьбы за власть, преклонный возраст Риковера, его замкнутость на одной задаче, политическая позиция относительно ядерной энергии и граничащее с неподчинением упорное сопротивление выплате мошеннически раздутых исков дали министру Леману весомые политические основания чтобы уволить Риковера. Частичная потеря управления и проваливание на глубину во время ходовых испытаний вновь построенной лодки USS La Jolla (SSN-701), — за которой он осуществлял личный надзор — предоставили последний необходимый повод.

Память об адмирале

28 февраля 1983 года отмечалась отставка Риковера. Среди гостей присутствовали все три живущих экс-президента: Картер, Никсон и Форд. Президента Рейгана не было.

Адмирал Риковер скончался 8 июля 1986 года у себя дома в Арлингтоне (Виргиния) вследствие инсульта. На поминальной службе, проведённой адмиралом Джеймсом Д. Уоткинсом в Вашингтонском национальном кафедральном соборе присутствовали президент США Джимми Картер, госсекретарь Джордж П. Шульц, Секретарь ВМС Леман, высшие флотские офицеры, всего около тысячи человек. Вдова Риковера попросила президента Картера прочесть сонет Джона Милтона «На его слепоту». Картер сказал, что сначала он был поставлен в тупик её просьбой, но затем он понял, что её просьба имеет особое значение для всех вдов моряков и членов семей тех, кто сейчас находится далеко в море: «Он также служит: тот, кто лишь стоит и ждёт».

Тело адмирала было погребено на Арлингтонском национальном кладбище (секция 5). Его первая жена Рут Мастерс Риковер (1903-1972) похоронена рядом с ним. На его памятнике выбито имя его второй жены Элеоноры А. Беднович-Риковер, с которой он познакомился в Корпусе флотских медсестер, где она служила коммандером. После него остался единственный сын Роберт Риковер, который работает учителем в технической школе в Александрии.

Могила Риковера расположена с видом на Вечный огонь президента Кеннеди. Примечательно, что он подарил президенту табличку со старинной бретонской молитвой: «Море Твое так велико, о Господи, а лодка моя так мала». Табличка выставлена в Президентской библиотеке Джона Ф. Кеннеди, в экспозиции «Овальный кабинет».

Всего несколько имен в XX веке приходят на ум, если поискать тех, кто оказал решающее влияние как на свой флот, так и страну: Мэхэн, Фишер, Горшков. К ним добавился и Риковер. Его беспрецедентное стремление к превосходству всего, что он делал, повернуло на новый путь технику, контроль качества, отбор персонала, обучение и подготовку флота, и имела далеко идущие последствия, как для военно-промышленного комплекса, так и для гражданской ядерной энергетики.

Награды

Личные награды адмирала Риковера включают:

Нагрудный знак подводника

Медаль «За выдающуюся службу» (ВМС США) с двумя звездами

Американскую Медаль Почетного легиона с двумя звездами

Почетная медаль Флота с двумя звездами

Почетная медаль Армии

Награды за войны и кампании:

Медаль за победу в Первой мировой войне

Медаль за службу в Китае

Медаль за службу в Американских вооруженных силах

Медаль за Азиатско-тихоокеанскую кампанию

Медаль Победы во Второй мировой войне

Медаль за оккупационную службу ВМС США

Медаль за службу в Национальных вооруженных силах

В признание заслуг во время войны, ему присвоено звание Почетного коммандера Военного отдела Ордена Британской империи.

За выдающуюся гражданскую службу он был дважды награжден Золотой медалью Конгресса: в 1958 году и, спустя 25 лет, в 1983 году. В 1980 году за вклад в дело мира президент Картер вручил ему Президентскую медаль Свободы, высшую невоенную награду Америки.

Кроме того он получил 61 гражданскую награду и 15 почетных степеней, включая престижную Премию Энрико Ферми, «за инженерные достижения и образцовое руководство при создании безопасной и надежной ядерной энергетики и ее успешное применение в национальной безопасности и экономике».




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


«Армейский случай» скрытой беременности
Посетило:1413
Бет Мартин
Магдалена Мельцаж
Посетило:9047
Магдалена Мельцаж
Гизелла Лахман
Посетило:667
Гизелла Лахман

Добавьте свою новость

Здесь
history