Андрей Евгеньевич Личко — доктор медицинских наук, профессор — входит в число основоположников психиатрии детей и подростков в России. Работал в нескольких направлениях — психологической диагностике, патохарактерологии, лечении психических расстройств.
29.04.2022
А. Е. Личко окончил 1-й Ленинградский медицинский институт имени академика И. П. Павлова в 1951 г. В 1953 г успешно защитил кандидатскую диссертацию и спустя 12 лет после окончания института стал обладателем ученой степени д.м.н.
Андрей Евгеньевич Личко
Используя труды выдающихся психиатров П. Б. Ганнушкина и Карла Леонгарда, составил классификацию акцентуированных личностей.
Реклама:
Автор многочисленных научных работ, в частности, руководств «Подростковая психиатрия» и «Подростковая наркология», ряда монографий по подростковой психиатрии, научно-публицистической книги «История глазами психиатра: Иван Грозный, Сталин, Гитлер, Гоголь и другие» (1996).
Много работал в направлении смягчения стигматизирующих представлений о психически нездоровых подростках. Его стараниями на базе СПб НИПНИ им. В. М.Бехтерева было организовано отделение амбулаторной помощи подросткам с психическими заболеваниями, пациенты которого проходили лечение полностью анонимно, обращались за помощью с родителями или самостоятельно.
Достижения
В 1977 г А. Е. Личко выпустил монографию «Психопатии и акцентуации характера у подростков», которая и по сей день востребована у российских специалистов в сферах психиатрии и психологии. В ней он доказал, что наряду с психопатиями необходимо выделять акцентуации характера и четко разграничивать эти понятия. По его мнению, пациенты с акцентуацией характера имеют не психическое заболевание, а яркую выраженность отдельных черт характера.
А. Е. Личко масштабировал понятие места наименьшего сопротивления — органа, ткани или системы организма, которое имеет наименьшую способность сопротивляться воздействию негативных факторов — на характер, что расширило возможности диагностики невротических состояний в части определения причин их возникновения. По его мнению, невроз развивается не в виду наличия некоей врожденной патологии нервной системы, а вследствие формирования неблагоприятной среды, которая определенным образом влияет на характер.
В основу этой концепции легла теория советского психиатра В. Н. Мясищева о том, что каждый человек имеет свою степень восприимчивости к внешним травмирующим воздействиям. Профессор развил это положение — определил, что каждый тип характера обладает своим наиболее уязвимым местом, которое необходимо знать, чтобы гармонично выстраивать свою жизнь — исключить повышенные нагрузки и стрессы на работе, эффективно преодолевать всевозможные кризисы, быть в хороших отношениях с близкими. Понимая свой психотип, можно скорректировать черты, которые оказывают отрицательное влияние на качество жизни.
Лучшие дня
Александр Буйнов. Биография Посетило:34398
Марафон с аттракционом Посетило:5611
История необыкновенной любви Клавдии Шульженко Посетило:4369
Впоследствии А. Е. Личко разработал Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) — эффективный тест, который применяется и сегодня. ПДО позволяет проводить аутоидентификацию пациентов (понимать, как они себя определяют и с какими группами себя отождествляют) и обеспечивает возможность создания родителями и подростками портретов друг друга в целях исследования прогностической эмпатии.
Профессор посвятил значительное время изучению подростковой вялотекущей шизофрении и доказал, что одни из причин госпитализации пациента — отсутствие должного внимания родителей и опекунов и некомпетентность врачей ПНД.
Также он определил, что при вялотекущей шизофрении отсутствует необходимость в длительном получении лекарственной терапии.
Библиография
1. «Психопатии и акцентуации характера у подростков»
В книге подробно описаны девиации, которые могут возникать в переходном возрасте, основные виды психопатий и акцентуаций характера и подростковые личностные реакции, которые выступают в качестве катализаторов перечисленных нарушений.
Рекомендуется к прочтению не только узкими специалистами, но и родителями, которым эта книга поможет лучше понять и грамотно оценить происходящее с их детьми. Как бороться с демонстративными уходами из дому, агрессией, асоциальным поведением, увлечением алкоголем и запрещенными веществами и прочим.
2. «Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического применения»
1 часть — собственно, монография А. Е. Личко об акцентуациях характера.
2 часть — руководство по использованию патохарактерологического диагностического опросника (ПДО) для точного определения типа акцентуации характера подростка, варианта конституциональной и органической психопатии в подростковом возрасте.
3. «Подростковая психиатрия»
Включает в себя подробное описание причин возникновения психических патологий у подростков, картины и течения, вариантов прогнозов, методов диагностики, лечения и реабилитации. Описаны акцентуации характера и их роль, отличия прогредиентной и вялотекущей форм шизофрении, особенности эндореактивных психозов в возрасте 14–18 лет.
4. «Шизофрения у подростков»
Предназначена для психотерапевтов, психиатров, школьных психологов и педиатров. Содержит описание особенностей клинической картины подростковой шизофрении, вариантов прогнозов, методов диагностики, лечения и реабилитации при различных формах заболевания.
5. «Подростковая наркология»
Предназначена для подростковых психиатров, наркологов, участковых педиатров.
В книге описаны методы диагностики, лечения и превентивных мер при ранней алкоголизации, основных видов наркомании и токсикомании. Также автор подробно останавливается на отличиях перечисленных проблем от похожих форм аддиктивного поведения, при которых имеет место злоупотребление теми или иными веществами без сформированной устойчивой зависимости.