Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћаргарита —мирнова и ћихаил Ѕулгаков

   /   

Smirnova and Bulgakov

   /
             
‘отографи€ ћаргарита —мирнова и ћихаил Ѕулгаков (photo  Smirnova and Bulgakov)
   

–осси€

√ражданство: –осси€

Ѕј“”ћ - Ѕј“”ћ (ƒруга€ ћаргарита) „.1

истори€ романа

ƒекабрь 1966 года - это начало булгаковского бума. »з рук в руки передавали тогда журнал "ћосква" (# 11), где спуст€ 26 лет после смерти писател€ публиковалась его главна€ книга - "ћастер и ћаргарита". ќдновременно с интересом к роману возник и интерес к прототипам его героев. ¬опрос о ћастере был простым, а вот вопрос о ћаргарите - напротив. √лавным прототипом ћаргариты считалась ≈лена —ергеевна Ўиловска€, треть€ жена Ѕулгакова. ќднако на самом деле...

18.01.2004

Ѕатум, Ѕатум... - задумчиво, сквозь зубы цедил д€д€.

ћаргарита —мирнова и ћихаил Ѕулгаков фотографи€
ћаргарита —мирнова и ћихаил Ѕулгаков фотографи€

ќн начинал злитьс€ на всю эту комедию, потому что про Ѕатум он вспоминал в минуты крайнего раздражени€.

‘азиль »скандер

ћаргарита —мирнова и ћихаил Ѕулгаков фотографи€
ћаргарита —мирнова и ћихаил Ѕулгаков фотографи€

¬чера вечером € наткнулась в газете на его им€ и прочитала то, что было о нем написано.

я сразу же вышла из дому, ходила по улицам, домой вернулась утром.

 нут √амсун

∆изнь человека в ее внешних про€влени€х зачастую имеет мало общего с внутренней, тайной жизнью, скрытой от всех, и прежде всего от близких. Ёта скрыта€ жизнь почти всегда остаетс€ загадкой и тревожит воображение любого, кто задумываетс€ над необъ€снимыми фактами чужой биографии. —частлив тот, кто услышит шорох судьбы.

ѕарадоксальна€, мистическа€ фигура ћихаила Ѕулгакова позвол€ет каждому, кто пишет о нем, находить нечто новое и порой полностью опровергать уже зафиксированные и исследованные булгаковедением данные.

Ћучшие дн€

ћишель ‘уко. Ѕиографи€
ѕосетило:24432
ћишель ‘уко
—ергей ‘илиппов: “рагеди€ комика
ѕосетило:13997
—ергей ‘илиппов
ћайкл ƒжексон: ¬збира€сь на любую гору
ѕосетило:11761
ћайкл ƒжексон

¬ жизни, прожитой Ѕулгаковым, мало что поддаетс€ рациональному объ€снению. ѕочему во врем€ √ражданской войны он не отступил с белыми и не оказалс€ за границей? ѕочему, скита€сь по стране и очутившись, наконец, в Ѕатуме, не переправилс€ в  онстантинополь? ¬прочем, Ѕатум. —обственно, многое в его жизни началось с Ѕатума, и все закончилось Ѕатумом. ‘атум - Ѕатум.

»так, 1921 год. »з ¬ладикавказа Ѕулгаков через Ѕаку и “ифлис попадает в Ѕатум. Ётот приморский город в начале 20-х годов был "окном из –оссии", последней надеждой: " орабли плывут в  онстантинополь, / ѕоезда уход€т на ћосквуЕ"

ѕожалуй, окончательное решение стать писателем Ѕулгаков прин€л в Ѕатуме. Ёто было главным решением его жизни, которому не противоречил возможный отъезд за границу. ѕисать он мог в более комфортных услови€х и там.

”ехать из Ѕатума было очень легко, это был последний и единственный шанс переправитьс€ в  онстантинополь. Ѕулгаков не раз говорил об отъезде со своей женой “ать€ной Ќиколаевной Ћаппа. ќн несколько раз договаривалс€ с капитанами маленьких суденышек. ќднако он осознанно выбрал другой путь. ќтчего? ’отелось бы предположить, что он не мыслил себ€ без –оссии.

Ѕатум 21-го года дл€ Ѕулгакова - это непереносимо т€желый период жизни: полна€ нищета, неопределенность будущего. ѕочему именно в Ѕатуме произошла судьбоносна€ дл€ Ѕулгакова встреча? ¬стреча, котора€ была предопределена свыше и в дальнейшем не только дала название главному роману его жизни, но и определила одно из главных направлений его тайных мыслей, создала почву дл€ напр€женной внутренней де€тельности, скрытой ото всех.

¬спомним ћихаила Ѕулгакова тех дней. „еловека тончайшей конституции, чувствовавшего глубоко и страстно, с почти патологически развитым чувством собственного достоинства. ѕри этом он ходит в лохмоть€х, с мешком за плечами и пытаетс€ продать на батумском базаре керосинку. ¬озможно, он и направл€лс€ на этот злополучный базар, когда увидел идущую ему навстречу женщину неверо€тной, скульптурной красоты, в платье, похожем на античную тогу. ќна шла в сопровождении двух холеных высокого ранга военных, на лицах которых было написано: "ћы новые хоз€ева жизни". ќни и были новыми хоз€евами. ќдин из них был ее мужем - комиссаром-инспектором Ќаркомата путей сообщени€, совершавшим инспекционную поездку по «акавказью. ¬торой мужчина был ее деверь, соратник Ћенина, упом€нутый им в одной из статей как выдающийс€ революционер.

≈два взгл€нув на незнакомку, Ѕулгаков пон€л, что она из другой, прошлой жизни, и непостижимым образом почувствовал женщину, предназначенную именно ему. Ќамного позже, через долгие дес€ть лет, Ѕулгаков узнает ее им€ - ћаргарита ѕетровна јрхангельска€, по мужу - —мирнова.

“акие встречи - на счастье или на погибель - посылаютс€ единожды. ѕоражает удивительное сходство семейных биографий ћихаила јфанасьевича и ћаргариты ѕетровны.

ћало того, что они были людьми одного круга. ќба были родом из семей св€щеннослужителей во многих поколени€х. ƒаже родовые фамилии: его по матери - ѕокровска€, а ее с одной стороны - ¬веденска€, с другой - јрхангельска€ имели церковное происхождение. Ќеверо€тно похож был у обоих домашний уклад. —емьи были многочисленные: у родителей ћаргариты было одиннадцать детей, у родителей Ѕулгакова - дев€ть.

ќтец ћаргариты ѕетровны преподавал русский €зык и литературу в –жевской гимназии, а отец Ѕулгакова - греческий в ƒуховной академии. ќба отца владели несколькими €зыками. ¬ обеих семь€х царило дружеское, душевное настроение.

ѕохожие лица, манеру одеватьс€, причесыватьс€ он видел в своем доме, в своей семье еще в те незамутненные года.

“еперь ћихаил јфанасьевич осознавал €вное неравенство их нынешнего социального положени€.

»з воспоминаний ћаргариты ѕетровны мы вскоре узнаем, что запомнил ее Ѕулгаков как нечто светлое, возвышенное. ¬от почему в знаменитом романе он - нищий ћастер, а ћаргарита абсолютно благополучна, если не считать того, что очень несчастна в собственной семье. Ѕезусловно, речь идет о ћаргарите ѕетровне, поскольку, когда Ѕулгаков встретилс€ с ≈леной —ергеевной, третьей своей женой, он был уже известным писателем.

» только молодой еще, несчастный голодный человек, бредущий на батумский базар с мешком за спиной, мог столь страстно переживать это неравенство.

Ќадменность во взгл€де и во всем облике ћаргариты, абсолютна€ недоступность не оставл€ли никаких надежд. ѕожалуй, гордость и достоинство, присущие ей, порой выходили за рамки допустимого: гордость превращалась уже в гордыню. ¬от и в Ѕатуме она прошла мимо, даже не взгл€нув на Ѕулгакова. Ќо ћихаил јфанасьевич не только парадоксально мыслил, но и парадоксально чувствовал. ј что, если эта встреча была еще одним поводом не покидать –оссию? ¬едь всегда существовала возможность вновь встретить обретенный идеал.

»так, решение прин€то окончательно. ƒалее ћосква. ѕоначалу жизнь в ћоскве не заладилась. ¬се мысли сводились к одному: как выжить.  ак и в Ѕатуме, было холодно и голодно.

—вою писательскую де€тельность в ћоскве Ѕулгаков начал с малого: с фельетонов; составл€л полный библиографический словарь современных русских писателей. ¬ Ѕерлин было переправлено письмо, в котором Ѕулгаков призывал к сотрудничеству писателей, в том числе и начинающих. Ѕулгаков пыталс€ во что бы то ни стало проникнуть в литературную среду. ¬месте с другими литераторами он принимал участие в написании коллективного романа. ѕравда, у собратьев по перу он вызывал странное чувство. ¬алентин  атаев в книге "јлмазный мой венец" вспоминает, как однажды он был ошеломлен внешним видом Ѕулгакова: "ќн надел галстук бабочкой, цветной жилет, ботинки на пуговицах с прюнелевым верхом и даже, что показалось совершенно неверо€тным, в один прекрасный день вставил в глаз монокль".  атаев не заметил в этом элемента игры и определенной формы эпатажа, он восприн€л все всерьез; а Ѕулгаков еще и настаивал на монокле.

Ќа вопрос  атаева "ћиша! ¬ы что, с ума сошли?" он ответил: "ј что, монокль это очень хорошо". (»з беседы ћ.ќ. „удаковой с  атаевым в 1976 году.) ƒа ведь это убийственный ответ одесситу  атаеву, пр€ма€ издевка над последним. ј несчастный  атаев, так ничего и не пон€в, обвинил Ѕулгакова в провинциализме.

¬се очень просто. Ѕулгаков занимал слишком высокую нишу, и в этой нише он находилс€ один. ќн казалс€ надменным и высокомерным. Ќадменность и высокомерие были состо€нием его души. ќн вообще мало кого замечал вокруг себ€.

«аинтересованность современников его персоной соседствовала с абсолютным непониманием всей противоречивости его личности.

ј ведь противоречивость, как нам кажетс€, - признак некой избранности. “алантливый, гениальный человек не может быть хорош или плох, в нем непременно соседствуют крайности.

¬ыдающийс€ русский философ »ван »льин так писал о некоторых чертах, присущих русскому человеку: "Ќе разрешена еще проблема русского национального характера, ибо доселе он колеблетс€ между слабохарактерностью и высшим героизмом". ¬от и у Ѕулгакова присутствовал разрыв между "€вными де€ни€ми дн€" и "тайными сновидени€ми ночи".

ќчень важно отметить, что все основные произведени€ были написаны Ѕулгаковым до 31-32-го годов. Ёто "«аписки на манжетах", "Ѕела€ гварди€", "ƒь€волиада", "–оковые €йца", "—обачье сердце", "Ѕег", "Ѕагровый остров", "«ойкина квартира", " абала св€тош".

» наконец, был задуман роман о дь€воле. Ќеожиданно дл€ Ѕулгакова в его жизни возникает еще одна тайна€ трагическа€ лини€. »нтерес к нему возник со стороны человека, им€ которого всуе не произносилось. ¬нимание со стороны вожд€ было истовым и напр€женным. ѕьесу "ƒни “урбиных" он смотрел более двадцати раз. ƒаже дл€ обыкновенного человека, не обремененного государственными делами, это неверо€тно. ¬от она, тайна€ страсть вожд€ и тайна€ же сторона жизни Ѕулгакова.

¬ воспоминани€х —ерге€ ≈рмолинского дважды встречаетс€ фраза, сказанна€ об уже состо€вшемс€ Ѕулгакове: "Еј хотелось быть примерным мальчиком".  ак нам кажетс€, исследователи не придали значени€ этой характеристике. ј ведь здесь говоритс€ о желании Ѕулгакова нравитьс€ власти. ƒостаточно вспомнить очерк Ѕулгакова "„асы жизни и смерти (— натуры)" о похоронах »льича. –ади чего Ѕулгаков искал близости к власти? ƒл€ личной выгоды или чтобы "истину цар€м с улыбкой говорить"?

Ѕезусловно, он не мог не заметить происходивших вокруг него почти фантасмагорических событий. „его только стоит обыск 7 ма€ 1926 года. Ѕыли конфискованы повесть "—обачье сердце" и его дневники. ÷ель конфискации литературных произведений €сна: вы€вить степень содержащейс€ в них крамолы. ј дневники?  ому они были интересны? “айному визави? ќн что же, читал их по ночам в кабинетной тиши? “огда что он пыталс€ найти в них? ќтвет на какой столь волнующий его вопрос? ƒл€ того чтобы были интересны чьи-то дневники, нужно испытывать к их автору неподдельный интерес. —талин, безусловно, был человеком с глубоким подсознанием и понимал, сколь достоин Ѕулгаков его внимани€. Ѕулгаков чувствовал, что вокруг него начались странные безумные пл€ски.

¬ 1925 году в журнале "–осси€" было напечатано начало "Ѕелой гвардии"; продолжени€ не последовало. ¬ышел сборник "ƒь€волиада"; вскоре он был конфискован. Ѕыла завершена пьеса "Ѕела€ гварди€", она предназначалась дл€ постановки во ћ’ј“е. ћхатовский режиссер пьесы »ван —удаков писал Ѕулгакову, что Ћуначарский находит пьесу превосходной и не видит преп€тствий к постановке. Ќо вскоре в сборнике "ѕути развити€ театра" были приведены слова Ћуначарского, сказанные на совещании по вопросам театра при јгитпропе ÷  ¬ ѕ(б): "ј о "ƒн€х “урбиных" € написал письмо ’удожественному театру, где € сказал, что считаю пьесу пошлой и советовал ее не ставить". „то это? ѕочему у советских руководителей могло в одночасье помен€тьс€ отношение к произведени€м Ѕулгакова? ¬еро€тно, сверху было спущено указание играть в кошки-мышки.

¬от-вот должна была быть опубликована повесть "–оковые €йца". ѕредполагавшеес€ отдельное издание сорвалось. 25 марта 1926 года издательство " руг" объ€вл€ет, что готовит издание "Ѕелой гвардии".  ак можно догадатьс€, книга издана не была. »тог: второй сборник "ƒь€волиады" взамен конфискованного и два маленьких сборника фельетонов. Ёто все, что было напечатано при жизни ћихаила јфанасьевича, за исключением зарубежных изданий и журнальных публикаций.

—итуаци€ вокруг Ѕулгакова мен€лась беспрестанно. ¬ 1928 году все складывалось, казалось, дл€ Ѕулгакова благополучно. Ўла речь о постановке "Ѕагрового острова" и "Ѕега". ћаксим √орький гор€чо поддерживает "Ѕег" на обсуждении во ћ’ј“е и в √лавреперткоме. ќсенью начинаютс€ репетиции "Ѕега" во ћ’ј“е, заключаетс€ договор на постановку "Ѕега" в ленинградском Ѕольшом драматическом театре. ј далее начинаетс€ сама€ насто€ща€ травл€ пьесы. „его сто€т одни только заголовки статей, например, "”дарим по булгаковщине". «вучали призывы типа "Ўире развернуть кампанию против "Ѕега". » как результат, запрещение √лавреперткомом пьесы "Ѕег".

¬ этом же 1928 году Ѕулгаков начинает свою главную книгу. Ѕыли намечены почти все основные темы произведени€. ¬се, кроме одной: в романе не по€вились еще ни ћастер, ни ћаргарита.

ј тут подоспел и новый привет Ѕулгакову от товарища —талина. ѕривет выразилс€ в пространных многозначительных рассуждени€х по поводу пьесы "Ѕег". —одержались они в ответе на письмо драматурга Ѕилль-Ѕелоцерковского. Ќазыва€ пьесу антисоветской и дава€ рекомендации Ѕулгакову по исправлению пьесы, —талин ставит вопрос и сам на него отвечает: "ѕочему так часто став€т пьесы Ѕулгакова? ѕотому, должно быть, что своих пьес, годных дл€ постановки, не хватает. Ќа безрыбье даже "ƒни “урбиных" рыба". » это пишет человек, который громче всех аплодирует на этом спектакле.

”дел€€ такое внимание самому Ѕулгакову и его творчеству, —талин называет "Ѕагровый остров" "макулатурой", подписыва€ тем самым ему приговор. ќднако участь многих расстрел€нных писателей и драматургов Ѕулгакова миновала. ќтчего же? ¬идимо, вождь не хотел лишать себ€ возможности разыгрывать и далее эту глумливую шахматную партию. ќн ждал ответного хода. Ќе сразу, но он последовал.

Ќаступает т€желейший период в жизни Ѕулгакова. ѕьесы его запрещены к постановке. ѕо сути, ему не на что жить. ¬ письме брату Ќиколаю в ѕариж он сообщает: "¬се мои литературные произведени€ погибли, а также и замыслы. я обречен на молчание и, очень возможно, на полную голодовку. ¬ неимоверно трудных во второй половине 1929 года услови€х € написал пьесу о ћольере. Ћучшими специалистами в ћоскве она была признана самой лучшей из моих п€ти пьес, но все данные за то, что ее не пуст€т на сцену". » он не ошибс€. ѕоследовал запрет на постановку пьесы.

»так, Ѕулгаков был доведен до полного отча€ни€. ќн находилс€ в исступленном состо€нии и был морально готов к отча€нному поступку. Ётого поступка ждали. Ѕулгаков пишет письмо —талину. —лучилось это в конце марта - в первых числах апрел€ 1930 года. “очнее говор€, было написано семь одинаковых писем, в том числе —талину, в ќ√ѕ” (с просьбой направить письмо дл€ рассмотрени€ в правительство), ‘еликсу  ону в √лавискусство. ‘. он, веро€тно, плохо разбиравшийс€ во всех тонкост€х интриги, наложил на письмо убийственную резолюцию: "¬виду недопустимого тона оставить письмо без рассмотрени€". –езолюци€ √енриха ягоды (председател€ ќ√ѕ”) от 12 апрел€, наоборот, была благопри€тной: "Ќадо дать ему возможность работать, где он хочет". “рудно представить, что ягода не снесс€ со —талиным, прежде чем решать судьбу писател€. Ќе вызывает сомнений и то, что —талин сам читал письмо Ѕулгакова.

Ѕулгаков начинает свое письмо так: "Ќавр€д ли мне удалось бы предстать перед ѕравительством ———– в выгодном свете, написав лживое письмо, представл€ющее собой неопр€тный и к тому же наивный политический курбет. ѕопыток же сочинить коммунистическую пьесу € даже не производил, зна€ заранее, что така€ пьеса у мен€ не выйдет". » далее: "я доказываю с документами в руках, что вс€ пресса ———–, а с нею вместе и все учреждени€, которым поручен контроль репертуара в течение всей моей литературной работы, единодушно с необыкновенной €ростью доказывали, что произведени€ ћихаила Ѕулгакова в ———– не могут существовать.

» € за€вл€ю, что пресса ———– совершенно права".

«атем он пишет: "Ќыне € уничтожен. ”ничтожение это было встречено советской общественностью с полною радостью и названо "ƒќ—“»∆≈Ќ»≈ћ".

¬ конце письма писатель обращаетс€ к власт€м: "Е€ прошу —оветское ѕравительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить. ѕотому что у мен€, драматурга, написавшего п€ть пьес, известного в ———– и за границей, налицо в данный момент нищета, улица и гибель".

ј просил ћихаил јфанасьевич, собственно, чтобы его либо выпустили за границу, либо назначили штатным режиссером в ’удожественный театр. ≈динственное, о чем он не просил, - это о том, чтобы его книги печатались, а пьесы ставились в –оссии. ѕросить об этом он считал невозможным, понима€ полную бессмысленность таких просьб.

»так, Ѕулгаков сделал ответный ход. » как человек, совершивший неверо€тно эмоциональный поступок, он успокоилс€. ¬р€д ли он ожидал каких-либо скорых последствий. ќднако 18 апрел€ 1930 года произошло событие, которое определило всю его дальнейшую творческую жизнь. ≈му позвонили. ¬начале Ѕулгаков решил, что это чь€-то зла€ шутка, но голос в трубке был слишком узнаваем. –азговор был достаточно банален, если не считать некоторых фраз —талина, довольно странно построенных, в которых звучало некое кокетство, например: "„то, мы вам очень надоели?" Ѕыло обещано, что писатель будет иметь благопри€тный ответ на свое письмо. √лавный итог беседы - предложение встретитьс€ и поговорить. » вслед за этим неверо€тно искренний возглас Ѕулгакова: "ƒа, да! »осиф ¬иссарионович! ћне очень нужно с вами поговорить".

¬сю оставшуюс€ жизнь Ѕулгаков с трепетом ожидал разговора со —талиным. ќн рассчитывал, что можно исправить огрехи телефонного общени€ и в ходе личной встречи объ€снить не только —талину, но и самому себе желание быть ближе к власти, быть ей полезным. ∆елание, суд€ по всему, искреннее и вызванное стремлением Ѕулгакова служить своей стране.

ј —талин откладывал разговор либо вовсе не собиралс€ встречатьс€ с писателем, понима€, что инициатива может перейти к оппоненту, а ему самому придетс€ раскрыть карты. Ѕулгаков же рассчитывал на открытый диалог, ведь вождю было хорошо известно содержание его дневников, и, следовательно, он знал его настроени€ и взгл€ды на происход€щее.

» вот 18 апрел€ - звонок. Ѕулгакова зачислили ассистентом режиссера во ћ’ј“. Ќа это ли он наде€лс€ или все его просьбы были фигурой речи? —корее всего он рассчитывал на сближение, именно встречу, беседу, да и мало ли на чтоЕ Ќо этого не случилось. ¬ождь не хотел брать Ѕулгакова в соавторы пьесы, которую он задумал о его же, Ѕулгакова, жизни.

“еперь заметим, что этот звонок мог бы не состо€тьс€, если бы 14 апрел€ не ушел из жизни ћа€ковский. Ќакануне звонка, 17 апрел€, прошли похороны ћа€ковского. —талин испугалс€: "ј что, если и Ѕулгаков?"

ћа€ковский погиб в первый день —трастной недели. Ќа —трастной же неделе раздалс€ роковой звонок. ¬с€ эта мистика, безусловно, преломилась в сознании Ѕулгакова и вылилась на страницы его романа. —амого Ѕулгакова жизнь слишком часто подталкивала к роковому шагу. — полной уверенностью можно сказать, что не слабость и страх удерживали его; напротив, мужество и скрыта€ ото всех истова€ вера помогли ему усто€ть.

¬есна 1931 года. Ѕулгаков в отча€нии. Ќичего из задуманного осуществить не удаетс€. ”же перед смертью в письме к младшей сестре он пишет: "—ебе € ничего не желаю, потому что заметил, что никогда ничего не выходило так, как € желал". ћогла бы спасти любовь, чувство влюбленности - единственное спасение от всех бед. Ќо и этого не было в его жизни. ¬ состо€нии полной безысходности он начинает писать новое письмо; получатель тот же. ¬ нем Ѕулгаков описывал свое ужасающее положение. “акже там содержалась просьба ненадолго отпустить его за границу. ќн говорил и о своем т€желом душевном недуге. Ќо дл€ того, чтобы пон€ть, что действительно происходило у него в душе, можно привести лишь небольшой отрывок из этого письма: "— конца 1930 года € хвораю т€желой формой нейрастении с припадками страха и предсердечной тоски, и в насто€щее врем€ € приконченЕ Ќа широком поле словесности российской в ———– € был один-единственный литературный волк. ћне советовали выкрасить шкуру. Ќелепый совет.  рашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пудел€. —о мной и поступили как с волком и несколько лет гнали мен€ по всем правилам литературной садки в огороженном дворе. «лобы € не имею, но € очень устал и в конце 1929 года свалилс€. ¬едь и зверь может устать".  ака€ сила и страсть заключаетс€ в этом монологе! —талин понимал, что Ѕулгаков мог быть очень опасным, но мог стать и полезным. » только в конце письма Ѕулгаков пишет о главном. ¬се остальные просьбы вторичны.

"«аканчива€ письмо, хочу сказать ¬ам, »осиф ¬иссарионович, что писательское мое мечтание заключаетс€ в том, чтобы быть вызванным лично к ¬ам. ѕоверьте, не потому, что € вижу в этом самую выгодную возможность, а потому, что ¬аш разговор со мной по телефону в апреле 1930 года, оставил резкую черту в моей пам€ти".

ѕисьмо написано, отправлено, цель сформулирована. ¬ерно ли сделан шаг, или это ошибка, котора€ может стать роковой, - все безызвестность. ќставалось только ждать ответа. —талин не ответил никогда.

ќтчего, когда умом и сердцем не за что зацепитьс€, когда в душе пустота, случаютс€ мистические совпадени€, встречи?  ак говорил епископ ¬асилий –одз€нко: "”дивительное дело, как только меньше молюсь, отчего-то совпадени€ пропадают". “ой же страшной весной, через дес€ть лет после Ѕатума, батумской встречи, он сталкиваетс€ на улице с женщиной, так поразившей его воображение. ¬от уж действительно "раздолье вере".

” Ѕулгаковых было 7 детей, вы пишете 9.
—ветлана 29.05.2024 05:18:27
” Ѕулгаковых было 7 детей, вы пишете 9. я чего-то не знаю?




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

‘абио  апелло. Ѕиографи€
ѕосетило:23917
‘абио  апелло
—оздатель первого компьютера
ѕосетило:35124
 онрад ÷узе
¬иктор ÷ой: «везда по имени —олнце
ѕосетило:18975
¬иктор ÷ой

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru