Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр и Ћюбовь Ѕлок и ƒельмас

   /   

Alexander & Lubov Blok & Delmas

   /
             
‘отографи€ јлександр и Ћюбовь Ѕлок и ƒельмас (photo Alexander & Lubov Blok & Delmas)
   

–осси€

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

любовна€ истори€

"я не знаю, как это случилось, что € нашел ¬ас, не знаю и того, за что тер€ю ¬ас, но так надо. Ќадо, чтобы мес€цы раст€нулись в годы, надо, чтобы сердце мое сейчас обливалось кровью, надо, чтобы € испытывал сейчас то, что не испытывал никогда, - точно с ¬ами € тер€ю последнее земное. “олько Ѕог и € знаем, как € ¬ас люблю".

06.04.2005

»сточник информации: кн."—амые знаменитые влюбленные", с.415-420.

јлександр и Ћюбовь Ѕлок и ƒельмас фотографи€
јлександр и Ћюбовь Ѕлок и ƒельмас фотографи€

“акое бывает: поэт способен провидеть то, что его ждет, может, скажем, напророчить себе встречу с женщиной. “ак случилось, например, с јлександром Ѕлоком. ≈ще в ранних его стихах возникает образ цыганки, слышатс€ звон монист, удары в бубен. ќн словно ждал момента, когда пл€сунь€ кочева€, "как отзвук забытого гимна", вспыхнет перед ним звездой в ночи и войдет в его судьбу.

ѕредчувствие не обмануло. ќна пришла, €вилась в образе  арменситы, влекуща€, как колдунь€, с жарким взгл€дом, полоснувшим насмешкой, с песней нежных мраморных плеч - до ужаса знакома€, далека€ и близка€. » закружила его, замела метель любви. ѕришла из вихр€ музыки и света, "всех €рче, верней и прекрасней", весела€, в золоте кудрей, с чарующим голосом. — него, с голоса, собственно, все и началось.

јлександр и Ћюбовь Ѕлок и ƒельмас фотографи€
јлександр и Ћюбовь Ѕлок и ƒельмас фотографи€

ѕрежде чем он разгл€дел ее. Ѕлок услышал ее меццо-сопрано - она пела на сцене ћузыкальной драмы, пользу€сь особым успехом в роли  армен.

 огда это случилось? —корее всего, осенью 1913 года. ј в начале следующего произошла их встреча. ≈му шел тридцать четвертый год, столько же было и ей.

ƒо этого Ѕлок написал Ћюбови јлександровне ƒельмас - так звали певицу - несколько писем. ”дивительные по искренности любовные послани€. ѕоэт говорил о том, что не влюбитьс€ в нее невозможно, хот€ он не мальчик, знает эту адскую музыку влюбленности, от которой стон стоит во всем существе, ибо "много любил и много влюбл€лс€". Ќо любовь пришла не спрашива€сь, помимо его воли, в нем растут забытые чувства, идет какое-то помолодение души. » еще призналс€, что, как гимназист, покупает ее карточки, стоит дураком под ее окном, смотр€ вверх, ловит издали ее взгл€д, но боитс€ быть представленным, так как не сумеет сказать ничего, что могло бы быть интересным дл€ нее. » мечтает лишь поцеловать руку, котора€ бросила ему цветок, и он, как ’озе, поймал его. ¬ эти дни он пишет и отсылает  арменсите первые посв€щенные ей стихи.

«а окном падал в€лый мартовский снег, а в душе поэта бушевала бур€. ѕоэт пон€л, что цветок, брошенный ею, заколдован, и теперь он всецело в ее власти.

Ќаконец в последних числах марта они встретились. Ѕыл дивный вечер, звонкий смех, розы на груди, пь€н€щий запах духов.

Ћучшие дн€

ѕааво Ќурми : 'Ћетучий финн'
ѕосетило:13865
ѕааво Ќурми
—емейный бизнес
ѕосетило:9772
ƒэвид –окфеллер
ќбличающий нацистов Ђƒневник јнны ‘ранкї
ѕосетило:8725
јнна ‘ранк

¬ ту ночь, после свидани€, Ѕлок написал два стихотворени€, обеща€ в одном из них:

“ы встанешь бурною волною

¬ реке моих стихов,

» € с руки моей не смою,

 армен, твоих духов...

“ак случилось, что оба они жили на ќфицерской - судьба! - почти на краю города. ≈го дом, где Ѕлок поселилс€ два года назад, сто€л в самом конце улицы, упиравшейс€ в этом месте в мелководную ѕр€жку - речушку с гр€зными, размытыми берегами.

≈е дом, угловой, находилс€ чуть ближе. ќна занимала квартиру в последнем, четвертом этаже, "там, под высокой крышей", было ее "окно, гор€щее не от одной зари".

ѕосле знакомства Ѕлок и ƒельмас виделись чуть ли не ежедневно. ѕешком возвращались из театра на ќфицерскую. »ли белыми ночами бродили по закоулкам старой окраины, по «аводской, ѕеревозной, м€сной... вслушивались в гудки судостроительного завода, расположенного поблизости, ловили запахи мор€, долетавшие сюда с ветром. » шли к Ќеве по набережной ѕр€жки, через мост, который он назвал "ћостом вздохов", - по€снив, что есть такой же, похожий, в ¬енеции. ”жинали в ресторанах, пили кофе на вокзале, ездили на ≈лагин остров, гул€ли в парке, ходили в кинематограф, катались с американских гор. » снова "улицы, и темна€ Ќева, и ¬аши духи, и ¬ы, и ¬џ, и ¬џ!".

¬о врем€ этих прогулок Ћюбовь јлександровна рассказывала о себе.

ƒельмас - это сценический псевдоним, по фамилии матери. ќна же урожденна€ “ишинска€. ≈е отец, јлександр јмфианович, был видным общественным де€телем в их родном „ернигове и скончалс€, едва она окончила гимназию. Ћюбовь к музыке родилась еще в семье, главным образом благодар€ матери, от которой получила первые уроки пени€ и игры на фортепь€но. ќна же привила вкус, серьезное отношение к вокалу. ¬прочем, у них у всех в семье были хорошие голоса. ј про Ћюбу кругом только и твердили, что грешно с такими данными не учитьс€. ѕо правде говор€, она и сама мечтала о театре. » вот поступила в ѕетербургскую консерваторию. ѕричем конкурс прошла блест€ще. ≈ще во врем€ учебы спела партию ќльги в "≈вгении ќнегине". ѕо окончании консерватории пела в  иевской опере, в петербургском Ќародном доме, вместе с самим Ўал€пиным участвовала в заграничном турне и исполн€ла партию ћарины ћнишек в "Ѕорисе √одунове". Ёто была огромна€ школа - выступать с таким корифеем. ѕотом пела в "–иголетто", "ѕиковой даме", "јиде", "—негурочке", "ѕарсифале", "÷арской невесте" и, наконец, в " армен" - это, пожалуй, лучша€ ее парти€. ¬есной прошлого года ее пригласили в ћузыкальную драму - театр молодой, ищущий новых путей в искусстве. ќна согласилась и пришла сюда на второй сезон его работы.

—ближение их шло быстро, по нарастающей. Ѕлок писал ей, что "это страшно серьезно", что в ней и старинна€ женственность, и глубина верности, и возможность счасть€, но главное все же - что-то такое простое, чего нельз€ объ€снить. ¬ этом и есть ее сила. ѕреисполненна€ радостью быти€, она нужна была поэту, хот€, казалось, они жили в разных измерени€х и по-разному воспринимали мир. Ќо оба были художниками - и это еще более их сближало, рожда€ некое глубинное родство, из чего Ѕлок наде€лс€ извлечь "что-то новое дл€ искусства".

“е, кому доводилось их видеть в ту пору вместе, в фойе ли театра, на концерте или на улице, с удивлением отмечали, как они поразительно подход€т, гармонически дополн€ют друг друга. ќсобенно это было €вно, когда Ѕлок и ƒельмас выступали вдвоем со сцены. “ак было, например, на литературном вечере, состо€вшемс€ в годовщину их знакомства - Ѕлок читал свои стихи, она пела романсы на его слова, ~ и в зале “енишевского училища, где они присутствовали на первом представлении "Ѕалаганчика" и "Ќезнакомки". ќна тогда была особенно ослепительна в своем лиловом открытом вечернем платье. " ак си€ли ее мраморные плечи! - вспоминала современница. -  акой м€гкой рыже-красной бронзой отливали и рдели ее волосы!  ак задумчиво смотрел он в ее близкое-близкое лицо!  ак доверчиво покоилс€ ее белый локоть на черном рукаве его сюртука".  азалось, вот оно, его счастье, которое нашел однажды в “аврическом саду, где они вместе выискивали на ветках сирени "счастливые" п€тиконечные звездочки цветков.

»стори€ их любви запечатлена в его письмах и многих стихах: ей посв€щены циклы и книги " армен" "јрфа и скрипка", "—едое утро", многочисленные записи в дневниках и записных книжках. ѕоэт подарил ей поэму "—оловьиный сад", которую завершил осенью 1915 года, с надписью: "“ой, что поет в —оловьином саду". Ќо еще раньше, на излете тревожного четырнадцатого года, опубликовал стихотворный цикл " армен". “ак эпизод биографии поэта стал фактом искусства.

  сожалению, свои письма к поэту (он вернул их ей) Ћюбовь јлександровна сожгла незадолго до своей смерти в апреле 1969 года. ѕодумать только: она, знавша€ великого Ѕлока, была нашей современницей!   счастью, некоторые литературоведы успели побывать у нее, ознакомились с архивом, письмами, фотографи€ми, записали воспоминани€.

¬ своей известной книге о Ѕлоке ¬. ќрлов пишет, что по сохранившимс€ ее снимкам довольно трудно догадатьс€ о бушевавшей в ней когда-то "буре цыганских страстей". Ќо и в самой Ћ. ј. јндреевой-ƒельмас (она вышла замуж за известного певца), к тому времени уже далеко не молодой, грузной женщине, от блоковской  армен остались разве что медно-рыжие волосы.

Ѕыла ли она вообще красива? —корее, привлекательна. Ѕлок имел свое представление о женской красоте. "¬се его женщины, - отмечает ¬. ќрлов, - были некрасивы, но прекрасны, - вернее сказать, такими он сотворил их - и заставил нас поверить в его творение". ¬ сущности, теперь и не имеет значени€, какой была возлюбленна€ Ѕлока в жизни, - ее дивный образ живет отныне, созданный воображением поэта.

Ѕлок невольно сравнивал то чувство, что переживал теперь, с чувством, которое испытывал прежде.

¬ молодые годы, до женитьбы на Ћ. ƒ. ћенделеевой, увлекшись элегантной, красивой дамой на двадцать лет старше себ€. Ѕлок запоем писал стихи, посв€ща€ их  . ћ. —. - то есть  сении ћихайловне —адовской. „ерез несколько лет, оказавшись в немецком курортном городке Ѕад-Ќаугейме, где когда-то началс€ их роман, так же залпом написал большую часть стихов цикла "„ерез двенадцать лет", посв€щенного воспоминанию о ней.

» точно так же, лет шесть назад, его настигла рокова€ вьюга и сквозь ее вихрь €вилась "—нежна€ маска" - высока€ женщина в черном с огненными крылатыми глазами.

Ќо тот безумный год воспринималс€ сейчас как далека€ беспокойна€ ночь, а "женщина в черном" - ее звали Ќаталь€ Ќиколаевна ¬олохова - как призрак, скрывшийс€ в предрассветном тумане.

“еперь, он чувствовал, было иное. ћрачные краски ночи сменились радужными бликами €ркого дн€, хрустальным звоном весенней капели, звуками нежной скрипки. ќбщее с ¬олоховой у ƒельмас было только то, что обе были актрисами - одна драматическа€, друга€ оперна€. » еще в том, пожалуй, что и цикл "—нежна€ маска", посв€щенный "женщине в черном", и цикл " армен" были написаны в две недели.

¬ остальном ¬олохова и ƒельмас отличались как лед и пламень. ќдна

...таила странный холод

ѕод одичалой красотой.

ƒруга€ - обжигала радостью жизни, увлекала в мир музыки и света,

 ак гитара, как бубен весны!

ќн писал о любви самозабвенно, возвышенно, никогда не описывал страсть с такой одухотворенностью и восторженностью.

ќднако сквозь жизнеутверждающие звуки его строф зазвучали тревожные ноты, отража€ жизненные перипетии их романа. Ќад "страстной бездной" стали витать "обрывки мыслей о будущем".

Ќаступил июнь. Ѕлок должен был ехать в Ўахматове. Ћюбовь јлександровна - к себе на родину в „ернигов. ќн подарил ей на прощанье свою фотокарточку, она оставила адрес и просила писать.

¬ конце июн€ пришло наконец от него письмо. ќна уж было думала, что он забыл ее.

Ќет, не забыл, но его терзает мысль и он хочет знать: когда, как и что будет с ними? „то станет с их счастьем, которое нашли тогда в сирени?

— этих пор беспокойство его росло. » вот Ѕлок уже с горечью сознает, что надо расставатьс€, но расстатьс€ все труднее. "Ќикогда, никогда не поймем друг друга мы, влюбленные друг в друга", - приходит он к печальному заключению.

ќни резко расходились во взгл€дах на искусство. ƒл€ него - оно там, где ущерб, потер€, страдание, холод. ’удожник не может быть счастлив. ≈й, жизнерадостной по мироощущению, эта мысль была противопоказана. ќна не желала соглашатьс€.

Ќо "таков седой опыт художников всех времен", -. настаивал Ѕлок, счита€ себ€ ничтожным звеном длинной цепи этих отверженных.

ѕо-своему он переживал древнюю, как мир, коллизию борьбы любви и долга, под которым разумел служение поэзии. Ѕлок писал ей: "я не знаю, как это случилось, что € нашел ¬ас, не знаю и того, за что тер€ю ¬ас, но так надо. Ќадо, чтобы мес€цы раст€нулись в годы, надо, чтобы сердце мое сейчас обливалось кровью, надо, чтобы € испытывал сейчас то, что не испытывал никогда, - точно с ¬ами € тер€ю последнее земное. “олько Ѕог и € знаем, как € ¬ас люблю".

» все же, сколь ни трудно, он пытаетс€ найти в себе силы дл€ мучительной разлуки. » находит.

ќтныне в их отношени€х наступает период отлива, хот€ иногда еще и случаютс€ приливы. “о ее звонок разжалобит и он согласитс€ на свидание, то она напомнит о себе корзиной красных роз, то про€вит заботу о его полухолост€цком быте.

Ёти ее знаки внимани€ будили в нем воспоминани€ о прошлом. » однажды, поддавшись им, он достал забытый "€щик, где похоронена Ћ. ј. ƒельмас", и начал его разбирать.

¬ нем оказались кака€-то груда лепестков, сухие цветы, розы, ветки вербы, €чменные колось€, резеда; какие-то листь€ шелестели под руками.

"Ѕоже мой, какое безумие, что все проходит, ничто не вечно. —колько у мен€ было счасть€ ("счасть€", да) с этой женщиной". ѕальцы перебирали шпильки, ленты, цветы и слова на бумажных клочках, что сохранились и не были им сожжены при получении.

"Ѕедна€, она была со мной счастлива..."

...Ѕлок вышел на улицу, словно во сне дошел до ее дома, остановилс€, посмотрел туда, где под самой крышей горело ее окно.

¬ тот же миг свет погас.

ј он сто€л и думал о том, что у художника сво€ особа€ судьба, сво€ дорога.

...пора приниматьс€ за дело,

«а старинное дело свое. -

Ќеужели и жизнь отшумела,

ќтшумела, как платье твое?

озыв о статье "Ѕлок-ƒельмас"
–ената 09.01.2006 01:01:49
я учусь в —анкт-ѕетербургском ”ниверситете  ультуры и »скусств и давно увлекаюсь творчеством ј. Ѕлока. ќдна из моих работ по литературе была посв€щена этой теме. Ѕлок- удивительный поэт, способный заставить читател€ оценить и прочуствовать те эмоциональные и душевные переживани€, которые испытал сам. я прчитала не одну книгу, когда писала свою работу и могу сказать, что приведенна€ выше стать€ четко и грамматно, а главное профессионально отражает ответ на поставленный вопрос, вли€ние любви на творчество поэта. ¬ыражаю огромную благодарность авторам этой статьи. ”веренна, ваш труд будет полезен многим ценител€м литературы.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—частлива€ старуха!
ѕосетило:12776
“ать€на ѕельтцер
Ќеугомонный ƒжонни ƒепп
ѕосетило:19415
ƒжонни ƒепп
 ороль 'подлинного' кул-джаза
ѕосетило:17541
ƒин ћартин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru