Зенит заказывает по голландски
Джонатан Уилсон
Zenit go Dutch on their European adventure
guardian.co.uk 24 апреля 2008 Article history
Никому из пишущих о России не следовало бы прибегать к многократно цитировавшемуся афоризму Черчилля о загадках, парадоксах и тайнах, но и в самом деле, может ли кто-либо объяснить Зенит из Санкт-Петербурга? После того как они разгромили леверкузенский Байерн в четвертьфинале кубка УЕФА, я, уже к половине одиннадцатого утра получил три звонка от британских журналистов, желавших это обсудить. Сегодня это событие небывалое: люди, посещающие до 100 матчей в год и, вероятно, до 200 матчей просматривающие на ТВ очень утомляются. Два из этих вызовов выражали искреннее восхищение, третий был обличительным: однако Вы заметили что петербуржцы были скучны и не зрелищны…
Да, большую часть времени они скучны и не зрелищны. Они выиграли прошлый чемпионат лиги играя в не затейливый, безрадостный футбол, и это притом что за них играет Андрей Аршавин, плеймэйкер высшего видения и приёмов. Сейчас они на 10-м месте в России, выиграли только одну из шести игр этого сезона. Только эквалайзер Романа Широкова на 85-минуте спас их от поражения от Сатурна на этой неделе.
И теперь они отправляются на полуфинал кубка УЕФА против мюнхенской Баварии в странном состоянии души. Игра в Леверкузене вселила в них великую уверенность, и, однако, почти в каждом домашнем матче она колебалась в них. Даже в единственной победе над клубом «Москва», который после появления Олега Блохина в качестве тренера находится в плачевном положении, и располагается на предпоследнем месте в таблице.
Однако в Леверкузене они были так хороши, что дух захватывало. Как сказал президент Сергей Фурсенко, это была из тех игр, которые помнят десятки лет. Первый гол Аршавина, который рванул по правому флангу, давая возможность другим форвардам оттянуть на себя защитников, а затем, срезав в штрафную, хлёстко вколотил в сетку с острого угла, был грандиозен не только по исполнению но и по осознанию и уверенности, продемонстрированных при этом. И это было не везение: его гол македонцам в квалификационном матче на Евро 2008 был почти таким же, только с другого фланга.
Третий гол Зенита, с дальнего удара и подскока мяча, был немного не логичным, но второй и четвёртый это великолепные прорывы с Аршавиным в эпицентре. Второй, в частности, заставил вспомнить о киевском Динамо Лобановского. Аршавин, ноги которого только мелькали, ворвался в штрафную слева, и всё ваше существо молило о том, чтобы ему хватило вкуса отдать мяч не Игорю Денисову на ближней штанге, а катнуть его вдоль ворот на Павла Погребняка, именно это он точнёхонько и сделал.
Это сравнение с командами Лобановского не с кондачка сделано. Существует странное мнение - заблуждение, пожалуй – которое представляет Лобановского подавляющим индивидуальность, а в пику ему возносит Ринуса Михелса как квинтэссенцию самовыражения. Эти тренеры, конечно, пользовались разными методами, и существо тренерского процесса весьма различалось, они даже подошли к своим выводам с разных углов (Михельс, развивая органически, Лобановский, навязывая идеальную модель), но стиль игры их команд оказался весьма похож.
Оба опирались на манипуляцию пространством – растягиваться, обладая мячом, и сжиматься при его потере; оба требовали от игроков умения меняться позициями; оба опирались на индивидуальность в рамках системы. Как заметил Арриго Саччи, поскольку оба наперёд ставили перемещение мяча (а не игроков), трудно было по настоящему оценить их из-за ограничений телевизионного экрана. На Лобановского сильно повлиял Виктор Маслов, приведший Динамо к трем чемпионствам СССР подряд в конце шестидесятых годов. «Эта команда играла в прототип тотального футбола», - сказал Йожеф Сабо, полузащитник при Маслове, а впоследствии тренер киевского Динамо. «Считают что тотальный футбол рождён в Голландии, но это только оттого, что в западной Европе не видели Динамо Маслова. Голландская и советская школы футбола стилистически связаны и, безусловно, это не просто совпадение, что два самых преуспевших в России иностранных тренера – Гус Хиддинк и Дик Адвокат - голландцы.
Команда Адвоката даже играет по классической голландской 4-3-3. И хотя Зенит во главу ставит командную игру, несомненно, главным их мозговым центром является Аршавин, совсем как был Кройф в Аяксе Михелса.
Он конечно не Кройф, но страшно талантлив, и те, кто желает увидеть его на самой высокой сцене приходят в отчаяние оттого, что он был настолько глуп, что заработал удаление за шесть минут до окончания отборочного матча чемпионата Европы 2008. Как выразился Спорт Експресс после игры в Леверкузене: «Еще раз мы осознали всю глубину той потери, которую понесла наша сборная в Андорре».
Не надо было ему, конечно, пинать Ильдефонса Лиму, да, конечно, он заслужил двух-матчевый запрет, из-за чего он сможет выйти на поле только против Швеции на групповом этапе; но невозможно не задать вопрос, почему мы упорно подвергаем такие таланты, провокациям, вроде тех, что устроила ему Андорра в тот вечер.
Андорра не только не выигрывает матчей, она постоянно пытается выбить кого-нибудь из соперников из игры (они собрали жёлтых карточек в квалификации чемпионата мира 2006 больше любой другой европейской команды.) Они ничем не украшают зрелище, но демонстративно пытаются испортить его, не только проигрышами в скучных, односторонних матчах, но и провоцированием потенциальных гениев, возвышающих футбол, из-за чего те отсутствуют в первых двух матчах второго по значимости международного турнира. Следовало бы, по крайней мере, заставить такие команды проходить предварительную квалификацию, пусть они сначала там доказывают свою состоятельность.
Всё же, пока, это в сторону. Аршавин будет в наличии для разворачивания контратак Зенита против Байерна, но, по-видимому, на поле не будет атакующего защитника Александра Анюкова, сломавшего палец в игре против Крыльев Советов в позапрошлое воскресенье. Это может означать выход Фернандо Риксена, но, скорее всего Адвокат остановиться на Широкове. Потеря Анюкова, выходы которого из глубины так озадачивали Леверкузен, велика, но самая большая проблема Зенита в выравнивании домашней и европейской форм.
Возможно, это просто по причине того, что выигрыш чемпионата лиги впервые за 24 года притупил голод в этом сезоне, особенно учитывая такое отвлечение, что кубок УЕФА представляет. Возможно, им ещё мешает их северное расположение, которое означает что поле в Петровском ещё долго безнадёжно тяжёлое, в то время как более южные поля уже находятся в том состоянии, что позволяет успешно проводить пасующий футбол. Ещё более вероятная причина в том, что Зениту лучше всего удаются контратаки, а русские команды, опасаясь чемпионов, склонны к глубокой посадке против них.
Относительно последнего: Зенит должно скорее радовать, что им придётся выступать против Баварии, а не Хетафе. Лобановский говорил: «Чтобы стать успешным тренером, вам необходимо забыть о том как вы играли». Микаэль Лалдруп исполнил это как никто другой и его команда Хетафе специализируется в глубокой посадке и бульдожьей защите. Просмотрев, что стряслось с леверкузенским Байерном, Бавария будет поосторожнее но их судьба в атаке. Кажется, это может стать великой надеждой Зенита.