Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јкио ћорита

   /   

Akio Morita

   /
             
‘отографи€ јкио ћорита (photo Akio Morita)
   

ƒень рождени€: 26.01.1921 года
ћесто рождени€: Ќаго€, япони€
ƒата смерти: 03.10.1999 года
ћесто смерти: “окио, Ќова€_√вине€
¬озраст: 78 лет

√ражданство: япони€
—оцсети:


јкио ћорита

японский бизнесмен, один из основателей корпорации '—они'

јкио ћорита, последние п€ть лет занимавший должность с необычным названием "основатель компании Sony Corp.", скончалс€ 3 окт€бр€ в возрасте 78 лет. ¬ыдающийс€ изобретатель, создатель одной из ведущих компаний бытовой радиоэлектроники, дл€ многих €понцев он до самой смерти оставалс€ мальчишкой, выскочкой и нарушителем корпоративных традиций.

12.12.2000

јкио ћорита родилс€ в €нваре 1921 года в пригороде Ќагои в семье, на прот€жении 15 поколений занимавшейс€ производством сакэ. ≈го пристрастие к электрическим устройствам и западной классической музыке зародилось, когда семейство ћорита обзавелось редкой по тем временам вещицей - электрическим фонографом. —удьба юноши была решена, и наперекор воле отца јкио пренебрег семейным бизнесом и отправилс€ поступать в »мператорский университет ќсаки, который окончил в 1944 году с дипломом физика.

јкио ћорита фотографи€
јкио ћорита фотографи€

ћорита успел сделать немало. Ќапример,- в чем он без ложной скромности признаетс€ в автобиографии,- заставить мир уважать товары с клеймом Made in Japan (до второй мировой знак "сделано в японии" ассоциировалс€ у потребителей лишь с плохим качеством). —оздать с нул€ крупнейшую корпорацию. »зобрести р€д неизвестных до того товаров. —близить рынки японии и јмерики.

японец по рождению и крови, в бизнесе јкио ћорита больше походил на американца. ” "старых €понцев" после второй мировой войны было прин€то ругать —Ўј за "кока-кольную цивилизацию". японский бизнес надо было делать по-€понски, в соответствии со старинными национальными традици€ми - такова была господствующа€ точка зрени€.

јкио ћорита фотографи€
јкио ћорита фотографи€

“ем, что св€зано с электричеством, занимались старинные фирмы, принадлежащие к кланам-дзайбацу, например Hitachi, Toshiba (вышедша€ из группы Mitsui), Mitsubishi Electric. ¬ XIX веке они торговали продуктами, галантереей, скоб€ными товарами, во второй половине ’’-го перешли на вс€кую бытовую технику. — их точки зрени€ даже основанные в 1912 году Sharp и в 1918 году Matsushita Electric были "молодыми". „то уж говорить про Sony, созданную в 1946 году?

ƒень рождени€ Sony (первоначально она называлась "“окио цусин кэнкусе" - “окийские научно-исследовательские лаборатории телекоммуникаций) - 7 ма€ 1946 года. фирма с первоначальным капиталом, равным $500, была создана двум€ бывшими военными инженерами - јкио ћоритой и ћасару »букой. –оли их разделились так: ћорита занимаетс€ в первую очередь общим управлением, »бука - технической стороной. ƒеловой тандем просуществовал около полувека.

јкио ћорита фотографи€
јкио ћорита фотографи€

ѕомещение фирмы - сгоревший в войну токийский универмаг "—ироки€". Ўтат - 20 человек. ѕрофиль де€тельности? ƒа не было никакого профил€. ћорита и »бука понимали, что надо производить и продавать какой-то товар, но никак не могли придумать, какой именно. Ѕыла иде€ торговать пирожками, но отцы-основатели решили, что пирожки любой сумеет испечь, а успех может принести только нечто оригинальное.

“ак в единственном экземпл€ре был изготовлен прибор под названием электрорисоварка. ѕринцип ее работы был такой: на дно дерев€нного чана уложена электроспираль. ћокрый рис замыкает электрическую цепь, ток нагревает рис до готовности, рис подсыхает и цепь автоматически размыкаетс€. ”вы, на практике рис посто€нно оказывалс€ то недоваренным, то переваренным. ѕока шли эксперименты с рисоваркой и с электропечкой (еще одним прибором оригинальной конструкции дл€ приготовлени€ риса), кончилс€ первоначальный капитал. ј работникам надо было платить зарплату. Ќаличные удалось достать, продава€ на "черном рынке" электрогрелки. ѕринцип их действи€ был еще проще - спираль, обшита€ тканью.

јкио ћорита фотографи€
јкио ћорита фотографи€

«атем фирма перешла к более сложным технологи€м. ѕриставки к радиоприемнику, позвол€ющие принимать коротковолновые радиостанции, пользовались огромным спросом на "черном рынке". —обирать эти приборы приходилось в нелегких услови€х - в здании, где была организована их сборка, протекала крыша. ѕа€ть радиодетали приходилось под зонтиком.

Ћучшие дн€

—амый высокий актер
ѕосетило:18703
ѕитер ћейхью
Ћеонид —пирин. Ѕиографи€
ѕосетило:7822
Ћеонид —пирин
ќсновоположник высшего пилотажа
ѕосетило:7650
ѕетр Ќестеров

ѕервым крупным заказом стал микшерский пульт дл€ радиостанции NHK. ѕри доставке пульта заказчику »бука увидел в одном из кабинетов здани€ NHK американский магнитофон Wilcox Gay, запись в котором производилась не на проволоку, а на магнитную ленту. –ешено было сделать такой же. »бука легко уговорил ћориту, но вопрос неожиданно уперс€ в третье по значению лицо в компании - главного бухгалтера. √лавный бухгалтер раньше работал на отца ћориты. ¬ свое врем€ друзь€ јкио уговаривали его отца отпустить сына из семейного бизнеса по производству сакэ в производство электробытовых товаров. ”говорили, и отец даже сделал сыну подарок - "отдал" своего главбуха. Ётот самый бухгалтер, с одной стороны, был специалистом в своем деле, с другой - придерживалс€ традиций и бо€лс€ всех технических новинок.

јкио ћорита фотографи€
јкио ћорита фотографи€

ѕроблему пришлось решать за столом переговоров, то есть в ресторане. Ѕухгалтера напоили, накормили и уговорили. » фирма вз€лась за создание катушечного магнитофона. —ама€ серьезна€ техническа€ проблема заключалась в изготовлении магнитной ленты. Ћенточный магнитофон был в диковинку даже в —Ўј. »з единственной книги, посв€щенной этому вопросу, инженеры узнали, что лента представл€ет собой пластиковую основу, на которую нанесен магнитный материал. ¬ качестве магнитного материала был выбран железный порошок, но тут возник вопрос: как закрепить его на пленке?

Ќа помощь пришел ... рис. –исовый отвар размельчалс€ и наносилс€ на ленту, после чего она посыпалась порошком. ѕравда, единственным звуком, воспроизводимым этим материалом, был резкий шум. —ледующие образцы тоже делались вручную: в поджаренный на сковородке оксид железа добавл€лс€ лак, полученный состав наносилс€ на ленту кисточками.  ачество записи звука было отвратительным. Ќужно было искать другой материал с магнитными свойствами. “аким материалом оказалс€ оксолат железа. Ќо найти этот реактив в послевоенной японии было практически невозможно. ћорита действовал как всегда быстро. —о своим помощником он объездил весь город, наткнувшись наконец на единственный магазин, где продавалс€ желанный реактив. — двум€ банками порошка они вернулись на фирму дл€ проведени€ дальнейших экспериментов.

ѕервый нормальный катушечный магнитофон €понского производства, получивший название G, был создан только в 1950 году. ƒолгое врем€ ћорита не мог продать ни одного экземпл€ра. "»грушка" весом 35 кг стоила 170 тыс. иен. —редн€€ зарплата в японии в то врем€ была в 17 раз меньше. ѕосле длительных безуспешных попыток найти хот€ бы одного частного покупател€ ћорита сумел сбыть новый товар ¬ерховному суду японии, которому остро не хватало стенографисток. ѕредставители фирмы убедили чиновников, что магнитофон сможет заменить стенографиста. Ќа вопрос "ј что будет, если пленка помнетс€?" ћорита не моргнув глазом ответил: "≈е нужно просто распр€мить и разгладить". ¬опрос о покупке 20 магнитофонов был решен положительно.

јкио ћорита фотографи€
јкио ћорита фотографи€

"“ип G" был слишком громоздким и т€желым аппаратом, и, кроме того, зар€дка пленки требовала большого искусства. ћорита понимал, что потребителю нужна вещь, котора€ не вызовет проблем в обращении. »нженеры засели за работу, и к марту 1951 года по€вилась модель дл€ домашнего пользовани€ - "тип Ќ". ќна была втрое легче своего предшественника (весила "всего" 13 кг) и имела ручку дл€ переноски.  роме того, впервые над внешним видом магнитофона потрудилс€ технический дизайнер. “аким образом, Sony вышла на новый, потенциально огромный рынок бытовой техники. «а "типом Ќ" последовал усовершенствованный "тип –".  олеса €понской индустрии бытовой аудиотехники завертелись в новом ритме.

јкио ћорита фотографи€
јкио ћорита фотографи€

 устарные рисоварки и жаренна€ на сковородке магнитофонна€ лента - это был начальный этап развити€ фирмы ћориты и »буки. ѕервым серьезным товаром стал транзистор.  ак и во многих других случа€х, идею сформулировал јкио ћорита - миниатюрный радиоприемник, способный обеспечить хорошее качество звука и при этом помещающийс€ в нагрудный карман мужской рубашки. ¬ 1953 году у американской компании Western Electric был куплен за $25 тыс. патент на устройство под названием транзистор. ’оз€ева патента были очень рады, поскольку не представл€ли себе, где можно примен€ть этот самый транзистор, и предлагали устанавливать его в слуховые аппараты. »менно в своих еще не разработанных карманных радиоприемниках ћорита и »бука решили ставить транзистор. ѕозднее, с коммерческим успехом маленького радио, слово "транзистор" закрепилось за самим приемником.

јкио ћорита фотографи€
јкио ћорита фотографи€

ѕервый транзисторный приемник поступил в продажу в 1955 году. ќн был очень большим и ни в какой карман не помещалс€. „ерез два года на рынок был выпущен приемник поменьше. "Ёто был самый маленький в мире приемник, но он был все же больше обычного кармана мужской рубашки,- вспоминал позднее ћорита.- ћы заказали рубашки дл€ наших коммиво€жеров с несколько увеличенными карманами, достаточно большими, чтобы опустить туда приемник".

ѕока размеры приемника подгон€лись под размер карманов, фирма ћориты и »буки сменила название. ѕосле долгого изучени€ словарей јкио ћорита обнаружил латинское слово "сонус" - "звук". ќдновременно оно напоминало английское сленговое sonny (паренек, сынок). ¬от только на родном €понском "сон-ни" означало "потер€ть деньги", а потому дл€ названи€ никак не годилось. ¬ыкинув одно "n", ћорита получил "сони" (sony). —лово звучало красиво, ничего не значило и так и осталось в названии фирмы.

¬последствии Ѕританское  оролевское общество искусств отметило вклад јкио ћорита в развитие английского €зыка - за слова sony и walkman. ѕравда, слово walkman изобрел не ћорита. ќн придумал лишь сам портативный плейер. —уществует несколько легенд о том, как в голову јкиа ћориты пришла иде€ портативного магнитофона с наушниками. Ќо достоверно известно лишь то, что в компании Sony эта иде€ долго никому не нравилась. ќтдел сбыта пыталс€ убедить шефа, что подобный товар не купит никто. Ўеф вз€л всю ответственность на себ€. ѕо словам самого ћориты, он дал команду инженерам разрабатывать новинку при полном отсутствии маркетинговых исследований. ¬ своей книге "—делано в японии" ћорита написал: "ћы не верим в рыночные исследовани€ того, что еще не известно публике, поэтому незачем их проводить".

ѕравда, когда нужно было дать рекламным агентствам название модели, ћориты в офисе не случилось.  то-то из его подчиненных, €вно испытывавший проблемы с английским, предложил слово walkman (в буквальном переводе с английского - "гул€й-человек"). ¬ернувшись, ћорита приказал помен€ть название. Ќо было поздно - реклама запущена, магнитофоны с надписью Walkman изготовлены. — первого же дн€ (то есть с лета 1979 года) товар стал пользоватьс€ бешеным успехом. —транное словечко настолько прижилось, что, когда была выпущена парти€ плейеров с грамотным названием Roundabout, покупатели в —Ўј и ¬еликобритании не хотели их приобретать и требовали в магазинах Walkman.

¬ список товаров, впервые выпущенных именно компанией Sony, можно включить также первый транзисторный телевизор (1959 г.), первый телевизор на жидких кристаллах (1962 г.), первый бытовой видеомагнитофон (1964 г.) и первый компакт-диск (разработан совместно с Philips). —егодн€ капитал Sony оцениваетс€ в 416 млрд. иен, в компании работают 21 тыс. человек.

„еловек недюжинной энергии, ћорита умудр€лс€ совмещать работу на руковод€щей должности в одном из флагманов €понской индустрии с активной жизнью. ¬ 40 лет он начал заниматьс€ гольфом, в 50 - теннисом, в 60 - водными лыжами, а в возрасте 69 лет совершил свое первое погружение с аквалангом. —воим вниманием он не обошел и политику. ¬ соавторстве с нынешним губернатором “окио —интаро »сихарой ћорита написал книгу "япони€, могуща€ сказать "нет", котора€ стала поводом дл€ крупного скандала между официальными “окио и ¬ашингтоном. ¬ этой книге ћорита назвал американскую корпоративную культуру конца 80-х "склонной к расслабленности и злоупотреблени€м".

¬ японии ћорита считалс€ бунтарем. ќн, как и —оичиро ’онда, нарушал усто€вшиес€ веками традиции. Ќо тем не менее ћорита - €ркий пример именно восточного бизнесмена. японцы очень терпеливо относ€тс€ к потер€м в начале де€тельности фирмы ради последующей долгосрочной выгоды. ќдна из аксиом ћориты гласила: "ƒол€ рынка важнее, чем немедленна€ прибыль... Ќесмотр€ на некоторые отрицательные аспекты, конкуренци€ €вл€етс€ ключевым фактором развити€ промышленности и технологии".

ѕро некоторых людей прин€то говорить, что с их смертью кончаетс€ эпоха. јкио ћорита вполне заслуживает подобного высказывани€.

Ќесмотр€ на громкую должность "основател€", с 1994 года ћорита и Sony Corp. фактически существовали самосто€тельно. ѕеремены в секторе бытовой радиоэлектроники последних лет настолько значительны, что в них легче ориентироватьс€ бизнесменам новой формации. ÷ифровые способы обработки информации, мультимедиа, всепроникающа€ компьютеризаци€, конвергенци€ между компьютерным бизнесом и торговлей бытовой радиоэлектроникой - все это приметы нового времени. » уже от другого поколени€ инженеров и менеджеров зависит, чью судьбу повторит вышедша€ на рынок очередна€ новинка - рисоварки или плейера Walkman.

»сточник информации:

јлексей јлексеев, »горь ѕичугин, еженедельник " оммерсантЏ-ƒ≈Ќ№√»" N 40, 1999; —ергей ‘илимонов, еженедельник " омпани€" N 36, 1999.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амый высокий актер
ѕосетило:18703
ѕитер ћейхью
Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13740
Ѕобби ћур
ќна смотрела на всех с высоты
ѕосетило:10214
“рейнтье  еевер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru