Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћюдмила ѕутина

   /   

Lyudmila Putina

   /
             
‘отографи€ Ћюдмила ѕутина (photo Lyudmila Putina)
   

ƒень рождени€: 06.01.1958 года
ћесто рождени€:  алининград, ———–
¬озраст: 62 года

√ражданство: –осси€

я давала сдачи, когда мен€ в школе дергали за косы

бывша€ жена второго президента –оссии

¬ канун 1 сент€бр€ супруга ѕрезидента –оссии ответила на вопросы корреспондента Ђ омсомолкиї

04.09.2006

«ачем насильно запихивать в ребенка знани€?

- Ћюдмила јлександровна, когда € шел на встречу с вами, обратил внимание, что даже здесь, в —очи, с деревьев уже опадают желтые листь€. ј на местном рынке € видел будущих - уже торжественных! - первоклашек, которым родители покупали ранцы. ј у вас какие чувства вызывает 1 сент€бр€?

- я, конечно, должна бы сразу же сейчас сказать какие-то радостные слова - теплые, доброжелательные. Ќо у мен€ этот день, 1 сент€бр€, вызывает двойственные чувства. — одной стороны, да, это праздник, это мои личные воспоминани€: белый передник, цветы... » как будто вчера € отводила за ручку в первый класс моих дочерей -  атю и ћашу. » это действительно праздник. ’отела бы поздравить родителей, детей, особенно тех, которые идут, как говоритс€, первый раз в первый класс.

Ћюдмила ѕутина фотографи€
Ћюдмила ѕутина фотографи€

ћне, конечно, не хотелось бы в такой день снизить уровень радости. Ќо в то же врем€ € думаю, дл€ многих реб€тишек это все-таки не только праздник, а и множество проблем.

- ¬ы имеете в виду перегруженность детей? я был на многих ваших встречах с педагогами - вы всегда об этом говорите. ¬ этом учебном году тоже будете говорить?  стати, многие родители в откликах на наши публикации на эту тему вас поддерживают.

- ¬ы знаете, € неоднократно советовалась со специалистами в этой области, участвовала в дискусси€х. ћне не хотелось бы говорить сейчас безапелл€ционно. ƒумаю, надо спросить у ученых, работающих в сфере педагогики, психологии, нейро- и психофизиологии, а им есть что сказать. ќни тоже считают, что сейчас нагрузка на детей действительно зашкаливает. Ќо слишком снижать ее нельз€, ведь мозг ребенка должен развиватьс€, и поэтому определенна€ нагрузка нужна.

Ќо мозг имеет свои пределы, и эта нагрузка не должна быть чрезмерной. Ќужно скорее говорить о частичном ее снижении, о перераспределении оставшейс€, иначе выстроить систему подачи материала. ƒо сих пор же в большинстве наших школ осталось все так, как было в советские времена. ќднако объем информации с тех пор многократно возрос и представл€ет сейчас огромный, неуправл€емый поток. ≈сть у нас в стране, правда, около двух тыс€ч ЂЎкол сотрудничестваї. Ќаверное, у них другой подход, € надеюсь.

я спросила у дочерей: что бы они изменили в школе?

- ¬от мы говорим: семь€ - это сама€ сильна€ структура общества. ѕоэтому государство - через школу - должно помогать нашим семь€м в воспитании детей. “ем более что родители плат€т государству налоги. ѕравильно?

- ƒа.

Ћучшие дн€

јктер не одной роли
ѕосетило:10845
Ѕенедикт  амбербэтч
‘аина –аневска€:  оролева сарказма
ѕосетило:9580
‘аина –аневска€
Ѕрюс Ћи: –еформатор китайских боевых искусств
ѕосетило:9536
Ѕрюс Ћи

- ѕоэтому чиновники в образовании, и не только - они об€заны прислушиватьс€ к мнению родителей, учащихс€. Ётого же не происходит. ¬едь никто не слушает детей! ¬от € сегодн€, готов€сь к этому интервью, со своими детьми разговаривала,  атей и ћашей, им 20 и 21. я говорю: Ђƒевчонки, что бы вы в нашей школе изменили?ї ѕочему те же чиновники не спрашивают об этом молодежь?

- „то ответили ваши дочери?

- ќй, они сказали много интересных и умных, на мой взгл€д, вещей. Ќа первое место они поставили, конечно, полное отсутствие в нашей школе (а дочери учились и в немецкой, и в российской) уважени€ к учащемус€.   мнению ребенка, к его индивидуальным способност€м: может - не может, успевает - не успевает, испытывает стресс или нет...

ќни, кстати, сказали, что это, собственно, проблема не только школы, а и всего нашего общества, что у нас в –оссии слово Ђребенокї переводитс€ порой как Ђглупыйї. ќн не знает, чего ему надо, на что он имеет право. ј родители все знают за него: в какую школу он пойдет, должен он читать или нет, сидеть ли ему за компьютером, какой выбор сделает ребенок после школы, в какой вуз пойдет... ¬от молодежь это и возмущает.

- ћне мои взрослые дети примерно то же самое говор€т.

-  онечно, речь идет не обо всех учител€х и родител€х. я бы очень не хотела, чтобы кто-то обиделс€ за, может, чересчур резкие оценки. ¬едь часто у родителей выбора нет, в какую школу ребенка отдать, а у учителей нет возможности наладить хороший учебный процесс.

¬тора€ по важности, на взгл€д наших девочек, проблема - очень высокий стресс на экзаменах. ƒочери привели пример: в немецкой школе они сдавали экзамен - он длилс€ шесть часов. ”чител€ подходили, психологически поддерживали, приносили чай из буфета, бутерброды... - то есть педагоги как бы на стороне учащегос€, сотрудничают с ним, не создают ему дополнительного стресса.

¬ нашей школе тоже есть такие учител€. Ќо в общем и целом атмосфера друга€ - ребенка запугивают экзаменом: вот, смотри - ты экзамен не сдашь! ƒа мне сами родители такое рассказывали!

» еще мне  ат€ и ћаша рассказали о том, что, когда они учились в школе, всем ученикам очень хотелось, чтобы они тоже были включены в процесс обучени€ и чтобы их тоже спрашивали: как удобно учитьс€, а как неудобно, что усваиваетс€ легко и что т€жело. ј у нас в школе часто никого не интересует, успел ученик - не успел, усвоил - не усвоил. ѕонимаете? ћы говорим: школа равных возможностей. Ќа самом деле - школа равных требований. Ќе успел - двойка, успел - п€терка.

“ретий момент - мои дочери назвали его Ђочень важнымї - изменение системы оценок. “о, о чем мы, взрослые, все врем€ говорим, но пока не делаем. ƒл€ них важно было бы, чтобы из оценочной системы Ђучитель - ученикї был убран личностный фактор, чтобы была объективность, чтобы у ученика тоже были права на оценку такие же, как у учител€. „тобы были какие-то критерии, правила, при которых ученик может оспорить оценку. Ќе просто подойти: а зачем вы мне двойку поставили? ј оспорить эту оценку на каких-то основани€х. Ќадо убрать вот этот личностный фактор Ђпри€зни - непри€зниї. ¬ообще много что еще надо сделать...

- Ќа саммите Ђбольшой восьмеркиї, который летом проходил в —анкт-ѕетербурге, состо€лс€ Ђкруглый столї первых леди, посв€щенный вопросам образовани€, там все эти проблемы обсуждались?

- ћы там говорили о том же самом, о чем сейчас с вами говорим.  стати, € и была инициатором того разговора. ¬се дамы поддержали мен€.

- ј почему вы именно эту тему тогда подн€ли?

- ¬ каждом обществе есть проблемы, и в нашем тоже. » вот когда размышл€ешь о них, думаешь о том, как их решить, как могло бы функционировать общество, чтобы гражданам было комфортно, все врем€ двигаешьс€ к истоку этой проблемы. » в конце концов приходишь к тому, что исток - это воспитание, образование человека. ј где он их получает? Ёто семь€, детский сад, потом школа, вуз...

- “о есть, если брать внутренние проблемы в обществе, все в конечном итоге упираетс€ в образование?

- ƒа, воспитание и образование, весь его спектр - от детсада до вуза, мне кажетс€, это стратегически важное направление дл€ каждой страны.

- ¬ы это почувствовали во врем€ общени€ с первыми леди других стран?

- ƒа, вы знаете, кажда€ из них - мать. ” каждой дети, внуки: двое, трое, у кого-то четверо. ћои коллеги, а практически все они занимаютс€ вопросами образовани€, также заинтересованы в том, чтобы эти проблемы решались как можно быстрее.

- „то вообще нужно сделать, чтобы наша система образовани€ отвечала этой высокой планке - что мы готовим не просто выпускников школ и вузов, а в итоге - в будущем - специалистов своего дела, тех же учителей, например.  ак на государственном уровне это поправить - дело ведь не только в деньгах?..

- Ќе только в деньгах, точно. ¬ы знаете, мы с девочками сегодн€ тоже на эту тему разговаривали. Ќу о том, что они думают о школе, € уже рассказала. ј теперь - о вузах.

 ак вы, наверное, знаете,  ат€ и ћаша окончили первый курс —анкт-ѕетербургского госуниверситета. Ќаши дочери, когда поступали туда, очень готовились, очень хотели учитьс€.

¬ообще-то они мне сказали, что считают нашу систему образовани€ очень сильной. ќни просто говорили о том, что вот им, студентам, хотелось бы, чтобы она не была бы такой хаотичной, а стала бы более выстроенной. ѕотому что сегодн€ они ощущают абсолютный перегруз, поток информации такой огромный, что студенту приходитс€ просто выживать в этом потоке. ≈сть только изматывающий марафон: от сессии к сессии, от сессии к сессии! » даже мне, как матери, пришлось им сказать: Ђ¬ы поймите, задача студента - сдать сессиюї. ќбъем, поток информации такой, что получить удовольствие от освоени€ знаний невозможно.

- ј что у них в зачетках, вы смотрели?

- ѕ€терки. ќни девушки ответственные.

¬ообще, € считаю, надо всерьез братьс€ за все эти проблемы. ћожет быть, опросить заинтересованные группы - и школьников, и студентов, и родителей, и педагогов, психологов детских: как упор€дочить наше сильное и мощное образование? ¬опрос только в том, кто соберет и систематизирует эту информацию?

- ј с президентом вы эти темы обсуждаете?

- ƒа, естественно, € делюсь с мужем своими мысл€ми на этот счет.

- » как ¬ладимир ¬ладимирович реагирует?

- ќн слушает. ќбсуждаем.

- Ћюдмила јлександровна, в начале беседы вы вспомнили о своем школьном белом переднике...  акой ученицей вы были в школе? ƒвойки получали?

- «а все дес€ть лет пара двоек наверн€ка была. Ќу так - текущие, в журнале.

- ѕо какому предмету?

- ƒвойки? ¬ы знаете, даже и не вспомню сейчас. Ќастолько мен€ мало интересовали тогда оценки.  ак, впрочем, и теперь. я, наверное, всегда понимала, что оценки - это далеко не весь показатель знаний.

- я видел ваши школьные фотографии - у вас там косы. ћальчишки за косы вас не дергали?

- ќй, дергали-дергали, это была цела€ проблема.

- » как вы с этим боролись?

- Ќу давала сдачи.

Ђћы с президентом открыли школу ремеселї

- ѕомнитс€, на саммите в ѕитере вы пришли на выставку-€рмарку народных промыслов и вместе с другими первыми леди даже поработали художницами. ¬от эта сфера Ђнациональной жизниї - она может как-то повли€ть на воспитание детей?

- Ќа мой взгл€д, это одно из важнейших направлений в воспитании. ƒет€м надо прививать уважение к российской национальной культуре, к народным промыслам. ¬от эти все традиции - вышивание, в€зание, кружевоплетение, резьба по дереву - мне кажетс€, неспроста в народе возникли. Ёто так называема€ Ђмелка€ моторикаї, она очень важна дл€ развити€ детей - начина€ с раннего возраста и вплоть до 14 лет, - дл€ формировани€ в том числе речевых центров в мозгу. „тобы ребенок умел хорошо и красиво говорить, нужно, чтобы он в младшем школьном возрасте что-то делал руками.

- Ќу а где вз€ть педагогов по народной культуре? »х же в пединститутах не готов€т... » что вы лично делаете дл€ этого?

- Ќе так много. ќднако свою лепту € уже внесла - три года назад с легкой руки ¬ладимира ¬ладимировича в —анкт-ѕетербурге впервые в истории страны была открыта ¬ысша€ школа народных ремесел. ј € помогала ее ректору ћаксимович ¬алентине ‘едоровне в различных вопросах. “еперь есть возможность получить высшее образование и заниматьс€ этим искусством на более высоком уровне. » вот уже сейчас в эту школу съезжаютс€ талантливые дети из самых разных уголков –оссии. –еб€та, начина€ с п€того класса, живут сначала в интернате, а когда станов€тс€ студентами, переезжают в студгородок. »зуча€ народную культуру и, в частности, народные промыслы, мы приобщаемс€ к народной мудрости.

ѕочему государство не помогает рожать?

- —уд€ по нашей редакционной почте, те меры, которые были объ€влены в ѕослании президента в июне - по повышению рождаемости в стране, по поддержке молодых семей, - молодые мамы и отцы поддерживают. Ќо многие считают, что нужна не только материальна€ поддержка - пособи€, квартиры...

- —огласна с вашими читател€ми.

- ...а и поддержка моральна€. “о есть надо повышать престиж семьи, роль женщины в обществе, чтобы она не чувствовала себ€ стесненной. Ќапример, женщин с маленькими детьми неохотно берут на работу, особенно в коммерческие организации.

- ” мен€ есть ответ на этот вопрос.  огда у нас родилась  ат€, мы были в ƒрездене, и ћаше был год и четыре мес€ца, € со спокойной душой старшую отдала в €сли. ѕочему со спокойной душой? ѕотому что €сли были такие, что не страшно было отдать туда ребенка.

“о есть то, о чем вы говорите, это не проблема взаимоотношений молодой мамы и начальника, который не хочет брать ее на работу.   тому же если речь идет о какой-то бизнес-структуре. ћне кажетс€, глупо сейчас заставл€ть наших предпринимателей брать на работу молодых мам. »м нужен сотрудник, который должен работать с отдачей. » тут вы не можете бизнесу приказывать: вот берите, и все.

- „то же делать?

- Ќаверное, и законодател€м надо подумать на эту тему, чтобы, допустим, у молодой мамы был неполный рабочий день. ј государство должно создавать такие детские дошкольные учреждени€, чтобы там работали педагоги с высшим образованием, чтобы €сли и детсады не были перегружены, чтобы и туда не страшно было отдавать детей.

- ј то молодые мамы рожать больше не будут.

- ¬се равно будут рожать.

- Ќо не так, как хотелось бы...

-  стати говор€, если вы, јлександр, следите за текущей политикой, то, наверное, замечаете, что многое сейчас сдвинулось с места, в частности, по вопросу оплаты родового отпуска.

 ак сохранить любовь?

- ѕо статистике, примерно кажда€ треть€ российска€ семь€ распадаетс€. ѕричем речь идет в основном о молодых семь€х, которые могут рожать и воспитывать детей.  акие здесь могут быть рецепты, советы?..

- ѕо поводу того, чтобы не разводитьс€, или по поводу детей?

- я о том, как сохранить любовь в семье, чтобы дети рождались и воспитывались в любви. ∆ен€тс€ же и выход€т замуж по любви?

- ѕо любви, конечно.

- ј потом что происходит? ѕочему же уходит любовь, Ћюдмила јлександровна?

- —мотр€ что понимают под любовью. ¬от вы, например?

- Ќу любовь - это готовность к самопожертвованию ради любимого или любимой.

- я не согласна с вами - это скорее антилюбовь. “ак умрут все оставшиес€ чувства.

- ј по-вашему, это что?

- Ћюбовь - это взаимность, это уважение, признание, терпимость во всем, это совокупность всевозможных чувств.

-  ак сохранить эти чувства?

- ¬ас это так занимает... ћне кажетс€, вы спец в этой области - откройте в Ђ омсомольской правдеї рубрику о любви.

- ј вы же только что сказали, что у мен€ неправильное представление о любви.

- Ќо вы можете обратитьс€ к грамотному семейному психологу, который поможет вам эту рубрику вести. ≈сть же курсы английского...

- ј это - курсы любви?

- ј если серьезно... ћне кажетс€, в школе оп€ть же мог бы быть предмет... ћожно назвать его как угодно - допустим, Ђѕсихологи€ семейных взаимоотношенийї. Ќу кто у нас учит общатьс€ мальчика с девочкой?

- Ќекоторых - улица...

- Ќу ужасно она учит, вы же понимаете... ’от€, бывает, и в школе - не лучше.

Ќадо учить выстраивать отношени€ в детсаду - между маленькими, в школе - между мальчиками и девочками, между юношами и девушками, с учетом психологии возраста. » дальше - между взрослыми людьми, в семье, между мужем и женой... » не заниматьс€ тем, что все врем€ предъ€вл€ть претензии друг другу, а попытатьс€ вместе учитьс€ строить семейные взаимоотношени€. Ёто великое искусство.

***

- Ћюдмила јлександровна, что бы вы хотели пожелать школьникам, студентам, их родител€м, учител€м накануне 1 сент€бр€?

- ”чител€м и ученикам - взаимного уважени€ друг к другу. „тобы учитель видел перед собой не какого-то обезличенного ученика, в которого можно впихнуть сейчас знани€, а маленького или уже более взрослого человека со своими собственными страхами, возможност€ми и способност€ми. » чтобы учитель более терпимо относилс€ к его каким-то просчетам, неудачам, чаще хвалил бы за успехи. ј ученикам - помнить о том, что каждый учитель - это взрослый человек, со своей семьей, что это тоже человек со своими жизненными проблемами. ј родител€м мне хотелось бы пожелать быть на стороне своего ребенка - всегда, в любых ситуаци€х. ѕрав - не прав, кто-то пожаловалс€... - все равно отец и мать должны быть на его стороне. ƒавать ему защиту, держать спину, подставл€ть плечо, чтобы ребенок мог оперетьс€, чтобы знал, что у него есть опора, что ему есть куда податьс€, есть к кому прийти со своими проблемами или удачами. »ли со своим счастьем.

» еще у мен€ есть просьба от  ати и ћаши, если можно, воспользуюсь нашей беседой. ћои дочери попросили мен€, чтобы € от их имени поздравила с ƒнем знаний их друзей, одноклассников, с которыми они учились в школе, их учителей, пожелать им всем удачи.

„“ќ ≈ў≈ — ј«јЋј ѕ≈–¬јя Ћ≈ƒ» ќ...

...вреде компьютерной зависимости

- ћногочасовое сидение за компьютером, как считают специалисты, вредно и дл€ осанки ребенка, и дл€ зрени€, и дл€ психики. ј многие родители с этим мир€тс€. —читаю, надо боротьс€ с компьютерной зависимостью. Ќа саммите Ђбольшой восьмеркиї в ѕитере мы с моими коллегами - супругами глав государств - подумали, что было бы правильно обратитьс€ к производител€м компьютеров (правда, по моей инициативе), чтобы на корпусе диспле€ помещали надпись - что-то типа: Ђ„резмерное использование компьютера вредит здоровью ребенкаї. Ѕудем старатьс€ этого добитьс€.

...пользе чтени€

- ≈сть статистика: 40 процентов населени€ в нашей стране не читают книг или редко берут их в руки. ћы должны с первого класса учить детей не только правильно писать, но и читать.   сожалению, та методика, по которой их сейчас учат, не способствует привитию любви к чтению, а скорее наоборот.

...русской лапте и городках

- ћне жаль, мы вот и с мужем эту тему как-то обсуждали, что в –оссии забыли такую народную игру, как русска€ лапта. Ёта игра похожа на американский бейсбол, но как-то она вот на грани вымирани€, не играют в нее сейчас, нет всеобщего увлечени€. ј было бы здорово, не нужно какого-то особого снар€жени€ - вышел и играй. ¬от городки - тоже интересно. ћуж недавно попробовал в них сыграть, ему понравилось.

 —“ј“»

ѕерва€ леди привезла в —очи чемодан с книгами

ј еще она играет в теннис и жарит президенту €ичницу

Ћюдмила ѕутина на сей раз привезла с собой в —очи солидный багаж - чемодан книг: художественна€ литература, пособи€ по педагогике и психологии. ќсвоила большой теннис, правда, на корт выходит нечасто. »ногда пробует себ€ в кулинарии - как-то пожарила президенту €ичницу. Ђя приготовила ее так, как любит муж, - поделилась перва€ леди. - „тобы желтки были отдельно от белков, а сверху € их посыпала зеленьюї.

Ћюдмила ѕутина-мудра€ женщина
«алина 08.05.2007 10:07:47
ѕризнатьс€,€ с большим удовольствием прочла интервью. ћне Ћюдмила ѕутина показалась очень чутким человеком,и мудрой женщиной. „увствуетс€,что она любит и любима.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕокоритель полюсов
ѕосетило:11337
–уаль јмундсен
¬асилий Ћиванов: Ћегенда советского кино
ѕосетило:10103
¬асилий Ћиванов
Ћеонид јгутин: Ћюбит разную музыку, но поет попсу
ѕосетило:10869
Ћеонид јгутин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru