Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

≈лизавета јвстрийска€

   /   

Elizaveta Austriyska

   /
             
‘отографи€ ≈лизавета јвстрийска€ (photo Elizaveta Austriyska)
   

ƒень рождени€: 24.12.1837 года
ћесто рождени€: ћюнхен, √ермани€
ƒата смерти: 10.09.1898 года
ћесто смерти: ∆енева, —Ўј
¬озраст: 60 лет

√ражданство: јвстри€

≈лизавета јвстрийска€ скитающа€с€ императрица

»мператрица жена всесильного ‘ранца - »осифа

ќна лихорадочно металась по —тарому —вету, посто€нно переезжа€ из страны в страну. ‘ранци€, Ѕельги€, »тали€, »спани€, Ѕавари€, ѕольша. Ќигде не могла найти поко€ седа€ красавица - императрица, тоскующа€ и задумчива€. » повсюду за нею следовала огромна€ вереница охраны, прислуги, врачей..

12.12.2000

ќб этой женщине € знаю совсем немного: обрывки газетных и журнальных статей, в немногих, сухих словах, обрисовавшие ужасную ее смерть, смутные воспоминани€ о трагической судьбе ее сына, австрийского кронпринца –удольфа, слышанной в детстве, да еще запомнившиейс€, Ѕог знает почему, слова ћориса ѕалеолога (или какого - то другого иностранного посла!), что "в конце 19 - го века в мире было две самых красивых женщины и обеих их звали ≈лизаветами!"

≈лизавета јвстрийска€ фотографи€
≈лизавета јвстрийска€ фотографи€

ѕерва€ жила в –оссии и носила им€ ¬еликой кн€гини ≈лизаветы ‘еодоровны –омановой, ставшей впоследствии насто€тельницей ћарфо - ћариинской обители, а втора€ была »мператрицей јвстрийской, женой всесильного ‘ранца - »осифа, любившей цветы, вышивки, серьезные книги, музыку, путешестви€ больше, чем роскошь и блеск императорского двора..

≈й было шестьдес€т с небольшим лет, когда она умерла. “очнее - шестьдес€т один. ¬ тот злополучный день, 10 сент€бр€ 1898 года ≈лизавета јвстрийска€ или, как ее называли близкие, —исси, направл€лась из гостиницы "Ѕо-–иваж" к набережной ћон-Ѕлан, чтобы сесть на прогулочный пароход "∆енева", курсировавший по ∆еневскому озеру.

¬ этот момент из толпы к ней бросилс€ неизвестный человек. ¬оскликнув: "ƒа здравствует анархи€, смерть - обществу", он нанес императрице смертельный удар в грудь напильником. (ѕо другим верси€м - стилетом. - автор.)

Ќа суде 25-летний Ћуиджи Ћукени за€вил, что "все должны работать", и его мисси€ состо€ла в том, чтобы уничтожать тех, кто не работает. ”бийца, по его признанию, не знал, кого убивает, но ему €кобы хватило одного взгл€да на женщину, чтобы сделать вывод: "ќна достаточно аристократична, чтобы заслужить смерть..." ≈го схватили немедл€, судили, при большом стечении народа, и приговорили к пожизненному заключению - смертна€ казнь в ∆еневе к тому времени была отменена. ¬ тюрьме он успел написать пространные мемуары анархиста, однако они ни сколько ни прибавили €сности в запутанном замысле потр€сшего всю ≈вропу убийства! Ћуиджи Ћукени был найден повешенным в своей камере, ранним утром, 19 окт€бр€ 1910 года.

ѕолици€ тогда констатировала самоубийство, однако несколько лет назад этот вывод был поставлен экспертами под сомнение. „удовищный поступок италь€нца так потр€с современников, что после смерти Ћукени его мозг был тщательно исследован. —пециалисты, увы, не нашли в нем ничего необычного. ”ченые из женевского института судебной медицины законсервировали голову Ћукени в формалине. ¬ 1986 году ее отправили в ¬ену, где она находитс€ и поныне.

¬ 1998 году, отмеча€ столетие со дн€ гибели австрийской монархини на набережной ∆еневы - ћон Ѕлан, установкой бронзовой статуи, выставками фотографий и личных вещей в музе€х јвстрии и ∆еневы, европейский ареопаг историков с трепетом ждал выхода в свет запр€танных в архивы мемуаров Ћукени. Ќо оправдались ли эти их ожидани€?

”поминаний о новых материалах, верси€х, следах, той далекой сент€брьской трагедии, € больше не обнаружила ни в бесконечных просторах "паутины" »нтернета, ни на страницах печати.

Ћучшие дн€

¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37477
¬италий —оломин
јйседора ƒункан: 'я начала танцевать в утробе матери'
ѕосетило:7447
јйседора ƒункан
 сени€ √алецка€. Ѕиографи€
ѕосетило:263
 сени€ √алецка€

ѕопытаюсь собрать в единое целое те разрозненные кусочки мозаики жизни ≈лизаветы јвстрийской - —исси, как ее называли близкие и подданные, ласково и любовно - что попали каким то чудом в мои руки и уцелели в них, осели золотистою пылью слов. »так:

____________________________________________

Ёлизабет - —исси росла в странной атмосфере: с одной стороны - полна€ вол€, прогулки по утрам на пони и в кол€ске, игры в крокет с сестрой —офией, клавесин, возн€ с цветочными гр€дками в саду, где маленька€ герцогин€ Ѕаварска€ сажала, по сезону, то крокусы, то розы, то гортензию или хризантему, а с другой - властность матери, герцогини более, чем ее муж Ћюдвиг, урожденный властитель родового угодь€!

ќблада€ огромной силой воли, и в то же врем€, скрытым, взрывным темпераментом, герцогин€ Ѕаварска€ ћаксимилиана установила в фамильном замке неукоснительно твердые правила распор€дка дн€, зан€тий, а, может, быть и всей жизни, своих детей.

ќни и шагу не смели ступить без ее ведома и должны были докладывать ей обо всем, что собираютс€ делать, о чем, думать и как дышать!

ћуж герцогини ћаксимилианы, бонвиван*(*Ћюбитель пожить - франц. автор.) и мот, не сделал в жизни ни одного серьезного дела, кроме, пожалуй, того, что с усердием, почти виртуозно, прожигал состо€ние, нажитое предками, ухлестыва€ за каждой аристократической, - и не очень - юбкой и не пропуска€ мимо ни одной мало - мальски смазливой служанки. ∆изнь казалась ему непрерывной чередой €рких празднеств, а иной раз, после продолжительных возли€ний и упорного сидени€ за карточным столом - до рассвета - и долгожданной фиестой*. (* здесь, - в значении: "послеобеденный отдых" - автор.)

¬прочем, как глава семьи, приближенной ко двору, и человек светский, он был пор€дочно образован, умел зан€ть гостей и испытывал большую симпатию к музыкальным собрани€м, которые часто устраивала властна€ и тщеславна€ супруга - герцогин€, любивша€ блест€щее, шумное общество.

“ать€на –оманенко, американский журналист, посв€тивша€ несколько лет исследованию судеб женщин, награжденных российским орденом —в€той ≈катерины - их было 374! - пишет о ≈лизавете јвстрийской следующее:

"≈лизавета принадлежала к печально известному родственными браками Ѕаварскому царствующему дому, потомство которого не отличалось ни физическим, ни душевным здоровьем. ћногие из них не выдерживали груза власти и семейных отношений.

ѕо свидетельству современников, после окончани€ брачной церемонии, у 15-летней императрицы три дн€ продолжалс€ т€желейший нервный срыв.

¬ первые годы замужества у ≈лизаветы родилось четверо детей, что окончательно подорвало ее неустойчивую нервную систему."

¬се это верно, но ключ к неустойчивости, хрупкости нервной системы, а отсюда и - к депрессии, склонности к уединению и замкнутости, следует искать, наверное, в детстве, в том подавл€ющем начале, которое дл€ детей олицетвор€ла строга€, неприступна€ матушка.

ƒа и в том, что с каждым из родителей нужно было вести себ€ по разному. ƒетской натуре всегда т€жела раздвоенность. ќтсюда - посто€нные метани€ —исси, ее всегдашнее желание стать незаметной, укрытьс€, спр€татьс€, предатьс€ тихим зан€ти€м - рисованию, вышивке, копанию клумбы. ¬се это было отнюдь несовместимо с пышным титулом »мператрицы јвстро - ¬енгрии: с каждодневными, ежевечерними выездами, балами, парадами и приемами!

ѕосле рождени€ четвертого ребенка, —исси, испытавша€ на себе все т€готы "роскоши" императорской жизни, стала осторожно уклон€тьс€ от исполнени€ супружеских об€занностей, отговарива€сь усталостью, зан€тостью, прибега€ к тыс€че невинных, но так раздражающих мужчин женских уловок!

»мператор ‘ранц - »осиф, будучи на дес€ток с лишним лет старше супруги, не понимал этих "эскапад", протестующе фыркал, закатывал глаза, бил фарфоровые саксонские безделушки на камине, но частым путешестви€м и увлечени€м супруги музыкой, цветами и книгами, как ни странно, - не мешал!

„асто поговаривали, что у хрупкой, очаровательной ≈лизаветы были любовники, знатные светские щеголи, что при ее красоте и высочайшем положении в обществе было бы, конечно, вовсе не удивительно, если бы не было: невозможно! —лишком высоко всегда сто€ла эта ƒама на ступен€х социальной лестницы, чтобы к ней осмелилс€ приблизитьс€ кто либо из светских волокит, не риску€ потер€ть голову и карьеру в один момент! ¬округ нее всегда как бы зи€ла ослепительна€ пустота. ј если и заполн€лась она кем - то, на короткий момент, то об этом не успевали догадатьс€!

(„аще других, в числе счастливых воздыхателей, называли графа ƒьюлу јндраши, учившего »мператрицу и ее восьмилетнего сына венгерскому €зыку, но все это - лишь предположени€! - автор.)

—ильнейшим испытанием дл€ —исси - как ее, по домашнему, звала вс€ ≈вропа, стала смерть единственного сына, наследного принца. Ёто случилось 30 €нвар€ 1889 года.

“ать€на –оманенко в своем кратком очерке о судьбе австрийской "бездомной" императрицы пишет:

"—тарший сын ≈лизаветы - –удольф, женатый на бельгийской принцессе —тефании, любил другую женщину. Ќо поскольку брак его был чисто политическим, разрешени€ на развод он получить так и не смог, и поэтому застрелил свою любовницу и себ€.

ѕеред ≈лизаветой открылась насто€ша€ пропасть: она никогда не любила сына, никогда не принимала участи€ в его воспитании, но во всем происшедшем винила только себ€ и дурную наследственность баварской крови!"

√оворить об этой трагедии, трагедии рокового одиночества в семье австрийских монархов, вообще очень сложно. Ёто требует большего времени и внимани€, чем автор моожет себе позволить в кратком очерке, более тщательного изучени€ документов. Ќо все же, рискну возразить “ать€не –оманенко, с помощью тех немногих фактов, что мне известны.

≈лизавета, родивша€ императору ‘ранцу - »осифу единственного сына и четырех дочерей, в силу различных обсто€тельств, и прежде всего духа императорского протокола, так называемых, "венценосных обычаев", не могла удел€ть своим дет€м слишком много внимани€, а ту сердечную теплоту, котора€ жила в ее сердце, старалась, как мать, всегда отдать младшим дочер€м, более нуждающимс€ в посто€нной женской заботе.

Ёто было, на мой взгл€д, вполне пон€тно и оправданно.

 ронпринц –уди, напротив, с детства воспитывалс€ по - спартански строго, готовилс€ быть наследником - воином, распор€дком дн€ его занимались гувернеры и тщательно отобранные наставники. ќтец брал его с собою на охоты и военные смотры, он с с детства неплохо владел саблей и умел держатьс€ в седле.

ƒл€ зан€той светскими церемони€ми матери писались ежевечерне журналы - дневники, которые она усердно просматривала. ≈сли у нее не было возможности навещать сына по утрам, она писала ему письма - записки в ответ. ќни виделись за обедом или детским ужином, на прогулках и в театре. –уди уже с детства был приучен к тому, что его родители лишены возможности проводить врем€ в томительной скуке и праздности.  ак вспоминают очевидцы, он и сам был крайне дисциплинированным человеком и всю жизнь не мог терпеть двух вещей: зевать от скуки и опаздывать куда бы то ни было!

 стати, в собственной газете под вымышленным именем он так писал о себе: "”ченый-орнитолог*, (орнитологи€ была его страстное хобби - автор.) обладающий пытливым умом исследовател€, заботливый пестователь естественных наук, немаловажна€ фигура в мировой политике, приверженец европейского либерализма, масон нового просвещенного времени, желающий раздвинуть свои владени€ до естественных, научно-обоснованных границ - вплоть до —алоник." .

Ќемаловажные штрихи портрету наследника престола, а любовь к естественным наукам он, надо думать, унаследовал от матери: та с детства, страстно увлекалась ботаникой.

“ак как кронпринц –удольф, воспитывались многие венценосные отпрыски в те времена, и така€ вот "аристократическа€ дистанци€" между родител€ми не могла быть причиной душевных терзаний ≈лизаветы впоследствии. —вой долг матери она выполн€ла не так уж плохо.

 ронпринц был , бесспорно, достаточно близок к матери, если уже в юности мог позволить себе обсуждать с нею личные, сердечные проблемы, изучать с нею вдвоем венгерский €зык, разбирать в имперских архивах исторические документы!

¬ конце концов, о смерти сына сообщили ей первой, а уже она, как могла, преодолева€ душившие ее спазмы слез, подготовила к этой страшной вести императора - отца.

¬ смерти –удольфа, и обсто€тельствах, ей предшествующих, было столько таинственного, нелогичного, что скорее, это наталкивало проницательную —исси на мысли об убийстве, причем по политическим мотивам, но она мудро и трагично молчала, и в самом деле, напомина€ окаменевшую статую ƒевы ћарии с кинжалом в сердце, котора€ была в скором времени установлена на месте гибели принца –удольфа, по приказу императора.* (*” этой статуи были лицо и рост императрицы - автор.)

ќхотничий замок ћайерлинг - место трагедии - отдали бедному монастырю кармелиток, все следы преступлени€ уничтожили - умудрились даже смыть кровь с низкого сводчатого потолка! јрхивы опечатали, а мемуары, написанные через много лет уцелевшими очевидцами потр€сшего монаршую семью событи€, содержали в себе лишь легкие крупицы правды!

ѕосле смерти австро - венгерского кронпринца в стране началась полна€ "свобода цензуры"!

  примеру, им€ возлюбленной сына, семнадцатилетней графини -баронессы ћарии ¬ечора, любимицы венского высшего общества, погибшей вместе с ним, император ‘ранц - »осиф вообще запретил упоминать в печати, ее семью поспешно выслал из страны, а любимую плем€нницу ≈лизаветы, графиню ћарию Ћариш - ¬алерзее, принимавшую участие в сердечных тайнах –удольфа и устраивающую его пылкие (поначалу!) свидани€ с ћарией ¬ечора, и вовсе отправил в изгнание во ‘ранцию!

“ак что, тайну гибели сына и своей вины перед ним, если она и была, - ≈лизавета носила в своем сердце одна, не разглаша€, и от этого непосильного груза стала казатьс€ окружающим еще более странной, непредсказуемой, "себе на уме".

— момента похорон сына, 5 феврал€ 1889 года в фамильном склепе √абсбургов в ¬ене, и начались скорбные странстви€ ≈лизаветы по всей ≈вропе!

ќна лихорадочно металась по —тарому —вету, посто€нно переезжа€ из страны в страну. ‘ранци€, Ѕельги€, »тали€, »спани€, Ѕавари€, ѕольша. Ќигде не могла найти поко€ седа€ красавица - императрица, тоскующа€ и задумчива€. » повсюду за нею следовала огромна€ вереница охраны, прислуги, врачей..

“ак распор€дилс€ ее грозный император и повелитель, выходивший из себ€ по любому, пуст€чному поводу, но любивший супругу без меры!

ќна становилась все более замкнутой, не носила светлую одежду. ≈динственно духовно близким человеком в этот т€желый период, дл€ нее по-прежнему оставалс€ двоюродный брат, Ћюдвиг II, король Ѕаварии. ќна приезжала и подолгу гостила у него, они вместе читали и музицировали, разбирали ноты, а иногда - просто молчали, корота€ вечера перед горевшим камином в огромной зале - гостиной. ¬ моменты приезда любимой сестры, Ћюдвиг становилс€ м€гче, спокойнее, его не мучила тоска.

—удьба Ћюдвига, кстати, тоже складывалась трагически: за ним прочно укрепилось мнение о том, что он сумасшедший. ¬ своих великолепных дворцах, где роспись стен могла служить отличными декораци€ми к операм ¬агнера, он предпочитал жить в полном одиночестве. »ногда его недел€ми не видели даже слуги!

«лые €зыки болтали вздор, что св€зь брата - корол€ и сестры - императрицы была более чем платоническа€, но это не могло быть правдой, хот€ бы потому что Ћюдвиг просто ненавидел женщин. Ќе в силах переломить себ€, он даже разорвал помолвку с родной сестрой ≈лизаветы - —офией.  огда его все-таки отстранили от престола, он успокоилс€ в одном из озер дворцового парка. Ќа второй день после самоубийства брат "пришел" к ≈лизавете. ”тверждают, что в этот момент в спальне на паркете образовалась лужа воды.

≈лизавету его приход не испугал, а чтобы быть уверенной в том, что она не спит, во врем€ разговора, она держала Ћюдвига за руку. –ука была холодной и мокрой. —мутило только его невн€тное бормотание: "я вижу, что она горит, она вс€ в огне, € не могу ей помочь:" Ќа вопрос ≈лизаветы, кого же он видит, Ћюдвиг ответил, что из-за дыма не может рассмотреть лица. “огда императрица спросила, как умрет она и будет ли мучитьс€? "Ќет, - ответил он, - тво€ душа уйдет через крошечное отверстие в сердце."

 ак оказалось, Ћюдвиг предсказал реальные событи€.

ѕосле его смерти, в 1897 году, на благотворительном базаре в ѕариже, сгорела его бывша€ невеста, герцогин€ —офи€. ј сама ≈лизавета умерла от раны, нанесенной ей пр€мо в сердце. –анка была настолько мала, что ≈лизавете удалось пройти еще несколько метров:

 азалось бы, что дает женщине венец »мператрицы, условие принадлежности ее к королевскому, императорскому дому, кроме безоблачной жизни и всегдашнего, изысканного довольства?!

ƒл€ обычного обывател€ така€ жизнь - предел вс€ческого человеческого мечтани€!

¬едь у јвгустейших дам, принцесс крови, есть все, что можно тронуть рукой, им достаточно шевельнуть ресницами или мизинцем, чтобы желани€ их исполн€лись. »ми восхищаетс€ толпа, каждый их шаг и жест служит непогрешимым (или сладостно грешным? - автор) образцом дл€ подражани€!

Ќо вот что интересно. ѕо - королевски роскошна€ жизнь - отнюдь не гарант полного счасть€ и душевного спокойстви€. » не €вл€етс€ несгибаемой броней от жизненных бед и невзгод. —удьба ≈лизаветы јвстрийской - €рчайший пример тому.

P. S. ѕосле смерти супруги, император ‘ранц - »осиф молчал в течении нескольких мес€цев, ни с кем не разговарива€, потом жизнь потекла по заведенному пор€дку. ¬от только "первый гражданин государства""(* так называл себ€ ‘ранц - »осиф - автор.) уже никогда больше не посещал театров, концертов и увеселительных заведений. ќн пережил всех своих родных и умер в возрасте 98 лет, оставив престол плем€ннику ‘ранцу - ‘ердинанду. Ќад камином в его кабинете всегда висел супруги в полный рост, и раз в несколько лет придворным художником на нем обновл€лись выцветшие краски.

Ћегенда о ≈лизавете, странствующей императрице јвстрийской, получила воплощение в лице пленительной –оми Ўнайдер, сыгравшей главную роль в фильме "—исси". ”же много лет этот фильм не сходит с телеэкранов, как бы подтвержда€ старую истину о вечной магии  расоты, об руку с которой живет ѕечаль:

9 но€бр€ 2002 года. ћакаренко —ветлана.

________________________________________________________________

*—тать€ подготовлена по материалам »нтернет - публикаций, архива и личной библиотеки автора. ƒаты жизни императрицы ≈лизаветы установлены с помощью "√отского альманаха" ѕол€ “ьероффа.

неверные данные
Elena 28.10.2006 02:01:52
в этой статье много ошибок: мать —иси звали Ћюдовика, а отца ћаксемиль€н, сестру - ’елена, а —офи€ - это свекровь —иси, т.е. императрица.

Ќ≈—ћ≈ёўјя—я »ћѕ≈–ј“–»÷ј
Ludmila 19.12.2006 10:12:13
Ќ≈—ћ≈ёўјя—я »ћѕ≈–ј“–»÷ј

¬енгерский период жизни подарил ≈лизавете самые упоительные мгновени€ жизни. ќни дали ей возможность вновь обрести саму себ€, безжалостно растерзанную непониманием, жестокостью, протокольными условност€ми, грубо насаждаемыми и потому кажущимис€ особенно болезненно проникающими в незрелое естество юной женщины.

ќт природы смекалиста€, обладающа€ тонким поэтическим даром, достаточно образованна€, чтобы несправедливо слыть с нелЄгкой руки своей требовательной свекрови глупой, она всЄ больше и больше замыкалась в своЄм богатом внутреннем мире.

ј сверковь (тЄт€)-императрица с придирчивой озабоченностью и упр€мой настойчивостью выискивала и находила изъ€ны даже в божественном облике своей невестки.

¬озможно, не был совершенен прикус у ≈лизаветы, но глаз люб€щий в том нашЄл бы особое неповторимое очарование. »наче к тому относилась —офь€. » в результате молода€ женщина от природы смешлива€ прикладывает немало усилий, чтобы при фотографировании ... не улыбатьс€. » действительно, сохранившеес€ множество еЄ великолепных портретов так и не подарили нам еЄ ослепительную улыбку.

“ак, от хохотушки и певуньи ускользала юна€ звонкость. ќтсюда тихий голосок, привод€щий, порой, к комическим диалогам как, к примеру, этот светской разговор со слабо слышашим господином:
- ¬ы женаты?
- ¬рем€ от времени.
- ” ¬ас имеютс€ дети?
- »ногда.

–азве беды когда-либо отличались особой деликатностью? ѕорой набрасываютс€ на свою жертву, тем более беззащитную, с наслаждающей жестокостью и, как правило, одна страшнее другой. ”мирает еЄ первенец, двухлетн€€ дочурка. ћольбы о поддержки и сочувствии не услышаны. » горше всего им не внемлет еЄ дорогой ‘ранц. »мператор во всЄм молчаливо поддерживает свою разумную, но суровую мать.

ј тем временем молода€ »мператрица впадает в серьЄзное нервное расстройство, угрожающее жизни.

Ќа счастье, добрый ангел воврем€ оказываетс€ у еЄ изголовь€ и подсказывает выбрать из двух возможностей ухода в никуда - маленькую смерть - Ѕ≈√—“¬ќ.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—ама€ высока€ в мире модель
ѕосетило:46787
 јмазон ≈ва
„еловек, который изменил музыку
ѕосетило:9999
Ѕоб ƒилан
¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37477
¬италий —оломин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru