Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћари€ ћейн-÷ветаева

   /   

Mariya Mein- Tsvetaeva

   /
             
‘отографи€ ћари€ ћейн-÷ветаева (photo Mariya Mein- Tsvetaeva)
   

ƒень рождени€: 01.01.1868 года
–осси€
ƒата смерти: 05.07.1906 года
ћесто смерти: “аруса, –осси€
¬озраст: 38 лет

√ражданство: –осси€

ѕр€мой потомок рода Ѕернацких

мать поэтессы ћарины ÷ветаевой

¬тора€ жена »вана ¬ладимировича ÷ветаева, мать ћарины ÷ветаевой и јнастасии ÷ветаевой.

30.04.2016

ѕам€ти ћ. ÷ветаевой.

я знаю о ней удивительно мало. ¬сего несколько €рких эпизодов их воспоминаний ћарины ÷ветаевой (очерки "ћать и музыка", "ћой ѕушкин") и смутна€ расплывчатость глав из толстой книги мемуаров јнастасии »вановны, сестры ћарины... Ёта книга читана в легком незапам€тном детстве...

“еперь € мучительно припоминаю, то, что читала давно-недавно. » пытаюсь представить, какою же была та, "у которой музыка с рук стекала" (ћарина ÷ветаева), слыша игру которой можно упасть в беспам€тстве со стула, забыв всЄ на свете. ќна признавала главенство музыки, искусства над всем остальным в жизни.  роме, пожалуй, еще одного - силы духа. » благородства.

ћари€ ћейн-÷ветаева фотографи€
ћари€ ћейн-÷ветаева фотографи€

” нее была удивительна€ судьба. ќна была богато, щедро одарена богом, природой, можно назвать как угодно. ћари€ јлександровна была единственной дочерью в семье. ћатери, ћарии Ћукиничны Ѕернацкой, лишилась в возрасте трех неполных недель от роду.

¬оспитывалась обожаемым и обожающим отцом, јлександром ƒаниловичем ћейном и щвейцаркой бонной, которую ласково называла: "“етей". ћузыке, по свидетельству ј.». ÷ветаевой, девочка училась у ћуромцевой, любимой ученицы Ќикола€ –убинштейна, живописи - у художника  лодта.

¬от что писала о своей матери сама ћарина ÷ветаева в одном из частных писем 1914 года: "”поение музыкой, громадный талант (такой игры на ро€ле и гитаре, веро€тно, € уже не услышу!), способность к €зыкам, блест€ща€ пам€ть, великолепный слог, стихи на русском и немецком €зыках, зан€ти€ живописью".

ѕолностью подтверждает эти восторженные слова и единственна€ уцелевша€ тетрадь дневника ћарии јлександровны (конец 1887 - февраль 1888 гг.) ¬сего их было дев€ть, они хранились у сестер ÷ветаевых, но со временем были утрачены. Ёто - €рчайший человеческий документ роста и расцвета незаур€днейшей души, талантливой личности, чистой и впечатлительной натуры. ј. —аак€нц пишет об этой досконально изученной ею тетради так: "ѕоиски высокого и разумного смысла жизни; любовь к русской литературе, рассуждени€ о музыке и прочитанных книгах (она бесконечно любила “ургенева, √ейне, немецких поэтов-романтиков, Ўекспира) - все это запечатлено в дневнике и открывает сложный мир ее чувств и помыслов, в котором трагические переживани€ и терзани€ занимают особое место". (ј. —аак€нц. ѕримечани€ к двухтомному изданию избранных сочинений ћ. ». ÷ветаевой. “.2 ћинск. »зд-во "Ќародна јсвета" 1988 г.)

—емнадцати лет отроду ћари€ јлександровна испытала единственную в жизни любовь - к человеку, который был женат.

Ћучшие дн€

ћишель ‘уко. Ѕиографи€
ѕосетило:24432
ћишель ‘уко
—ергей ‘илиппов: “рагеди€ комика
ѕосетило:13997
—ергей ‘илиппов
ћайкл ƒжексон: ¬збира€сь на любую гору
ѕосетило:11761
ћайкл ƒжексон

»мени его мы не знаем. Ќемыслима€ по тем временам истори€ дл€ барышни из благороднейшей семьи, по материнской линии пр€мого потомка польского аристократического рода Ѕернацких!

Ѕыло всего несколько полуслучайных-полутайных встреч, јлександр ƒанилович очень скоро узнал о "дерзком" романе и потребовал от дочери немедленно все прекратить! ќна подчинилась воле отца, искренне не жела€ огорчать его.

ќднако любить этого человека продолжала.

¬от что записала она в своем дневнике два года спуст€ после встречи с ним: "“ак любить, как € его любила, € в моей жизни больше любить не буду, и € ему все-таки об€зана тем, что мне есть чем пом€нуть мою молодость; €, хот€ и страдани€ми заплатила за любовь, но всЄ-таки € любила так, как никогда бы не поверила, что можно любить!..

я ему все простила, потому что он любил мен€, и все-таки если € знаю, что такое любовь и счастье, то € этим ему об€зана... ѕапаша и тет€, особенно папаша, не понимают мен€: они все еще воображают, что € ребенок... ≈сли бы он знал (имеетс€ в виду отец ћарии јлександровны), что вот уже третий год, как чувство живет в душе мой, глубоко, скрытно, но живет...

» далее девушка продолжает, уже обраща€сь к возлюбленному:

"¬ музыке € живу тобой, из каждого аккорда мне звучит все мое дорогое прошедшее, воспоминани€ и мечты как-то чудно сплетаютс€ со стройными звуками заветных мелодий... »ногда в сумерках, с закрытыми глазами, € предаюсь оба€нию звуков и, как во сне, переживаю давно былые ощущени€. »ногда даже улыбка бродит по моим губам, как отголосок той радости, того счасть€, которым когда-то была полна мо€ душа..."

ћари€ јлександровна понимала, что рано или поздно ей придетс€ выйти замуж. ћарина ÷ветаева писала: " огда мой дед поставил ее между любимым и собой она выбрала отца, она выбрала отца, а не любимого, и замуж потом вышла лучше, чем по-тать€нински, ибо "дл€ бедной “ани все были жребии равны (имеетс€ в виду пушкинска€ “ать€на. ћы видим здесь пр€мое вли€ние литературы на характер и мировоззрение человека. Ћитературный образ создает и формирует личность. ћарина считала, что в судьбе ее матери любимейша€ пушкинска€ героин€ сыграла первостепенную роль!) - а мо€ мать выбрала самый т€желый жребий - вдвое старшего вдовца, с двум€ детьми, влюбленного в покойницу (»ван ¬ладимирович ÷ветаев, отец ћарины, на всю жизнь сохранил глубокое чувство к своей первой жене) - на детей и на чужую беду вышла замуж, люб€ и продолжа€ любить того, с которым потом никогда не искала встречи и которому, впервые и неча€нно встретившись с ним на лекции мужа, на вопрос о жизни счастье и так далее, ответила: "ћоей дочери год, она очень крупна€ и умна€ и € совершенно счастлива..." Ѕоже, как в эту минуту она должна была мен€, - восклицает ћарина, - умную и крупную, ненавидеть за то, что € - не его дочь! (ћ. ÷ветаева. ќчерк " ћой ѕушкин")

ƒа, выход€ замуж за сорокачетырехлетнего вдовца с двум€ детьми, станов€сь хоз€йкой в доме в “рехпрудном переулке, где все было пропитано пам€тью о первой красавице жене, певицы и актрисы, ¬арвары ƒмитриевны »ловайской, ћари€ јлександровна прекрасно понимала на какие жертвы она идет!

¬ этом неравном и высоком (позволим себе такое определение!) браке она ставила перед собою две цели: заменить мать осиротевшим дет€м (јндрею был год, ¬алерии - восемь!) и стать помощницей мужу - крупнейшему ученому - искусствоведу, археологу, историку - помощницей во всех его делах. » то и другое ей почти удалось. ћладший, јндрей называл ее мамой и был любимцем, ¬алери€ - искренне уважала, а возможно и тайно обожала, стыд€сь признатьс€ и перенос€ это обожание на младших, ћусю и јсеньку.

Ќеизвестно, где познакомилась ћари€ јлександровна с »ваном ¬ладимировичем ÷ветаевым (р. 4.05.1847), профессором кафедры из€щных искусств ћосковского ”ниверситета. ”ж точно не на балу, где она повстречалась с первой своей Ћюбовью. ¬еро€тно, это была публична€ лекци€, с которыми часто выступал знаменитый историк и лингвист ÷ветаев, гор€чо влюбленный в шедевры древнего искусства. ј может быть, встреча у общих знакомых. Ёто не столь важно. ƒве интересных и сложных натуры, в равной степени блест€ще одаренных, не могли не привлечь внимани€ друг друга. ¬ 1889 году ћари€ јлександровна ћейн стала женою профессора ÷ветаева. ј двадцать шестого сент€бр€ 1892 года родилась ее перва€ дочь ћарина. ј через два года - младша€, јс€. ћари€ јлександровна с той поры - вечно в хлопотах, а жизнь ее похожа на самосожжение. ¬ид€, что »ван ¬ладимирович не может забыть о своей первой жене и в глубине души страда€ от ревности к прошлому и великолепно сознава€ всю нелепость этой ревности, ћари€ јлександровна, не упрека€ его, пытаетс€ с головой уйти в хлопоты о дет€х и доме. јктивно она помогает и мужу-профессору в реализации его давней мечты: создани€ в ћоскве ћузе€ »з€щных »скусств.

¬от что пишет ћарина ÷ветаева в своем очерке "ќтец и его ћузей": "Ѕлижайшим сотрудником моего отца была мо€ мать. ќна вела всю его обширную иностранную переписку и, часто, заочным красноречием своим, какой-то особой грацией шутки или лести (с французом), строкой из поэта (с англичанином), каким-нибудь вопросом о дет€х и саде (с немцем) - той человеческой нотой в деловом письме, личной в официальном, иногда же просто удачным словесным оборотом сразу добивалась того, чего бы только с трудом и совсем иначе добилс€ мой отец. √лавной же тайной ее успеха были, конечно, не словесные обороты, которые есть только слуги, а тот сердечный жар, без которого словесный дар - ничто. », говор€ о ее помощи отцу, € прежде всего говорю о неослабности ее духовного участи€, чуде женской причастности вхождени€ во все и выхождени€ из всего - победителем. ѕомогать музею было прежде всего духовно помогать отцу: верить в него, верить в него, а когда нужно, и за него. "ћожно сказать, что эта была полна€ и горда€ растворенность в делах мужа.

ћари€ јлександровна не щадила себ€ совершенно ћножество раз она сопровождала супруга в поездках по сбору коллекций и строительных материалов дл€ ћузе€. ќдна из таких поездок была летом 1902 года, на ”рал. ѕривозили редкие образцы мрамора дл€ ћузейного фасада и колонн.

ј "область классической скульптуры, - по словам самого ».¬. ÷ветаева, - она знала, как может быть немногие женщины в нашем отечестве: она вела в течение р€да лет дневники и записи по музе€м... нарисовала и первый план будущего ћосковского ћузе€". (ј.ј. —аак€нц. ѕримечани€ к двухтомнику ћ. ». ÷ветаевой)

ћузей основывалс€ на деньги меценатов, часто в доме устраивались завтраки и ужины, приходило к »вану ¬ладимировичу очень много людей. ¬сех их надо было должным образом прин€ть и встретить.

ј вечерами в доме разливались волны, реки музыки. ћари€ јлександровна играла ночами напролет, "покрыва€ и залива€ нас всех, рулады ¬алерии, "тили-тили" јси, мое упорное старание" - с горькой улыбкой вспоминала ћарина.

„то пр€тала ћари€ јлександровна в этой страстной, самозабвенной игре? ¬оспоминани€ о любви? ≈е вечное неслышное присутствие, дыханье за плечами?.. »ли грызущие муки ревности?

√овор€ о матери, ћарина отмечала, что она как бы "торопилась жить": "ќ, как мать торопилась с нотами, с буквами, с "”ндинами", с "ƒжейн Ёйрами", с "јнтонами √оремыками", с презрением к физической боли, со —в€той ≈леной, с одним против всех, с одним - без всех, точно знала, что не успеет, так вот - хот€ бы это, и хот€ бы еще это, и еще это, и это еще.  ак уплотн€ла нас невидимост€ми и невесомост€ми, этим навсегда вытесн€€ из нас всю весомость и видимость. » какое счастье, что это все было не наука, а Ћирика... ћать поила нас из вскрытой жилы Ћирики и этого не могло быть слишком, потому что оно само слишком, весь излишек тоски и силы, излишек силы, идущей в тоску, горами двигающую!"

¬ начале 1902 года доктора нашли у ћарии јлександровны начало туберкулезного процесса и рекомендовали лечение за границей. » там она продолжала, смертельно больна€, свои хлопоты по приобретению музейных коллекций, редких материалов... »з Ќерви, ∆еневы, Ѕерлина, Ћозанны летели в ћоскву письма с описани€ми приобретенных редкостей, опросные листы...

«имой 1904-05 гг. часть коллекции редкостных дерев€нных скульптур сгорела в результате пожара; значительно пострадали и залы, готов€щегос€ к открытию ћузе€. Ёто известие сильно подорвало здоровье ћарии јлександровны. ќна с мужем и младшими дочерьми находилась во ‘рейбурге (√ермани€). Ќо выразила она свое отча€нье при получении трагической телеграммы лишь коротким полусдавленным вздохом: "ј-ах!" »ван ¬ладимирович не мог сдержать слез.

ћари€ јлександровна угасала. ќна понимала, что ей не увидеть открыти€ ћузе€, которому отдала столько сил! Ќо более всего ее огорчал запрет врачей заниматьс€ музыкой, играть на ро€ле...

ќна, как могла, противилась этому, провод€ за инструментом минимум два-три часа в день. »таль€нец-доктор, услышав ее игру, сказал: "√ениально... √ениально!! Ќо если ¬ы будете так играть, то не только сгорите сами, но и весь наш пансион сожжете!"

”мереть гениальна€ пианистка, никогда не игравша€ на публичной сцене, хотела непременно на родине. —мертельно больную, ее привезли в –оссию, городок на ќке, “арусу, где у ÷ветаевых было что-то вроде летней дачи-усадьбы. “ам она и скончалась 5 июл€ 1906 года. ѕеред смертью прошептала: "ћне жалко только музыки и солнца!" –уки ее долго скользили по оде€лу, будто перебирали клавиши ро€л€.

P.S. ќна мечтала увидеть старшую дочь ћусю, ћарину, пианисткой.

Ќо у той внутри звучала "друга€ музыка". —озвучий и рифм. ¬сю жизнь до безуми€ любивша€ мать и саму пам€ть о ней, культивировавша€ это чувство, ћарина позже сказала: "ѕосле такой матери мне оставалось только одно: стать поэтом. „тобы избыть ее дар - мне, который бы задушил мен€ или превратил в преступител€ всех человеческих законов".

"ѕреступителем" она не стала. —тала величайшей поэтессой двадцатого столеть€. — вечной музыкой рифм в душе.

20 марта 2001 года —ветлана ћакаренко.

¬ основу статьи положены материалы биографических очерков ћарины ÷ветаевой "ћать и музыка", "ќтец и его ћузей", "ћой ѕушкин" и комментарии ј. —аак€нц к двухтомнику избранных сочинений ћ. ÷ветаевой. ћинск. »зд-во " Ќародна јсвета" 1988 г.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

‘абио  апелло. Ѕиографи€
ѕосетило:23917
‘абио  апелло
—оздатель первого компьютера
ѕосетило:35124
 онрад ÷узе
¬иктор ÷ой: «везда по имени —олнце
ѕосетило:18975
¬иктор ÷ой

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru