Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

брать€  ауфман

   /   

brothers Kaufman

   /
             
‘отографи€ брать€  ауфман (photo brothers Kaufman)
   

ћесто рождени€: Ѕелосток, –осси€

√ражданство: –осси€

¬еликие брать€  ауфман: "∆изнь врасплох"

брать€  ауфман, известные кинематографисты

Ѕрать€  ауфман, ставшие впоследствии известными кинематографистами, родились в конце ’I’ века в ѕольше, в уездном городе Ѕелостоке, √родненской губернии. ¬ то врем€ ѕольша €вл€лась частью –оссийской империи. ј Ѕелосток, веро€тно, был самым большим еврейским городом в мире. ¬ нем, при населении в 93 000 жителей, 78% составл€ли евреи.

26.03.2005

Ѕелосток был довольно значительным культурным центром. ¬ нем были университет, четыре театра и п€ть кинотеатров. ¬ городе были костелы, несколько православных церквей и синагог. Ѕудуща€ мать братьев  ауфман, возможно, была его родственницей. ќна вышла замуж за букиниста јбел€  ушелиовича  ауфмана, владевшего книжным складом и двум€ книжными магазинами. јбель  ауфман был человеком состо€тельным и просвещенным Ч он был содержателем и попечителем городской публичной библиотеки.

брать€  ауфман фотографи€
брать€  ауфман фотографи€

” супругов  ауфман родились три сына. —тарший брат Ч ƒавид  ауфман (будущий кинорежиссер ƒзига ¬ертов) родилс€ 2 €нвар€ 1896 года. ћоисей (в последствии Ч ћихаил)  ауфман родилс€ 5 сент€бр€ 1897 года. ћладший брат Ч Ѕорис (возможно, Ѕорух)  ауфман. —огласно кинословарю 1986 года он родилс€ 24 июн€ 1906 года, что, на наш взгл€д, неверно. Ѕолее правдоподобно выгл€дит упоминаемый в некоторых источниках 1903 год. ќснованием дл€ подобного суждени€ послужила сохранивша€с€ в –√јЋ» единственна€ фотографи€, на которой брать€ сн€ты вместе. —таршие Ч в школьной форме, младший еще в детской одежде, но разница в возрасте €вно не доходит до 9-10 лет. »нтересно, что сам Ѕорис всю жизнь сохран€л тайну года своего рождени€.

¬ то врем€ определенна€ часть еврейства настойчиво говорила о кризисе штетла и национального самосознани€, св€зывала свою судьбу с русской культурой и осознанно русифицировалась. Ёта тенденци€ была характерна и дл€ семьи  ауфманов. ƒетей отдали учитьс€ в русские школы Ч ƒавида в реальное училище, ћоисе€ в гимназию. ¬ русских школах старшие брать€ стали называть себ€ по-русски: ƒенис и ћихаил. (»нтересно, что они возьмут себе разные отчества Ч ¬ертов будет называть себ€ ƒенисом јркадьевичем, а  ауфман Ч ћихаилом јбрамовичем). ѕомимо школьного образовани€ брать€ посещали музыкальную школу Ч ƒенис и Ѕорис играли на фортепиано, ћихаил Ч на ба€не.

ќдним из сильнейших детских впечатлений братьев  ауфман был еврейский погром в Ѕелостоке в 1906 году. ¬ этом погроме погибли дес€тки человек. Ѕрать€ навсегда запомнили это ужасное событие.

¬ семье наиболее близким человеком дл€ мальчиков была младша€ сестра матери Ч петербургска€ студентка ћари€ √альперн. ќни обожали ћашу. —корее всего, именно она Ђвиноватаї в том, что брать€ стали кинематографистами. Ёто она подарила ћихаилу первый в жизни фотоаппарат. ƒо этого он делал фотографии самодельной камерой-обскурой. ѕервым профессиональным снимком ћихаила стало собственное отражение в зеркале. ќн увлекс€ фотографией, много снимал, главным образом себ€ и своих школьных друзей. ¬ообще, ћихаил с детства отличалс€ €вно выраженной любовью к технике.

ƒенис был возвышенной и поэтической натурой. ≈го отношение к ћаше более романтично. ќн писал ей нежные послани€:

Ђћаша! Ёто не слова! Ёто переживани€! » если ты когда-нибудь переживала что-нибудь подобное, то ты вполне мен€ поймешь! Ћюб€щий теб€ ƒод€ї.

ƒод€ рисовал символические образы, писал стихи, создавал музыкально-поэтические композиции на музыку любимого композитора —кр€бина. ѕри этом он использовал реальные звуки живой жизни, как, например, звуки лесопильного завода, находившегос€ неподалеку от дачи  ауфманов под ѕсковом. —вои произведени€ он подписывал псевдонимом ƒзига ¬ертов. ƒзига по-украински Ч детска€ игрушка, волчок или юла. ƒо последнего времени считалось, что этот псевдоним был вз€т ƒавидом  ауфманом уже после прихода в кино в 1920-м году. ќднако в –√јЋ» есть рисунок со стихотворением Ђ¬есенний сатанаї, подписанный псевдонимом ƒзига ¬ертов и датированный 1915 годом. —ледовательно, этот псевдоним использовалс€ им гораздо раньше, чем прин€то считать.

Ћучшие дн€

ќтец информатики
ѕосетило:14315
јлан ћатисон “ьюринг
—ветлана  рючкова: Ђ√адкий утенокї
ѕосетило:10983
—ветлана  рючкова
ёрий Ўатунов: Ѕывший солист ЂЋаскового ма€ї
ѕосетило:10078
ёрий Ўатунов

 огда началась ѕерва€ мирова€ война,  ауфманы уехали в  иев, затем перебрались в ћогилев.  ауфманам повезло. ¬ этой бойне они уцелели. ƒзигу вскоре призвали в армию.

ќбладавший тонким музыкальным слухом, ƒзига, вскоре после призыва, сочинил слова строевого марша собственной роты, в результате чего был направлен в военно-кантонистское музыкантское училище в „угуеве. ќднако вскоре из-за слабых легких он был комиссован по состо€нию здоровь€. ¬ 1916 году ƒзига поступил в ѕетербургский ѕсихоневрологический институт вместе со своим белостокским однокашником и будущим знаменитым журналистом ћихаилом  ольцовым. ѕсихоневрологический институт был одним из немногих высших учебных заведений, куда без вс€ких ограничений принимали инородцев, и большинство его студентов составл€ли выходцы из еврейских местечек. »нститут давал фундаментальное образование Ч студенты слушали лекции выдающегос€ психиатра и невролога ¬ладимира ћихайловича Ѕехтерева, гениального физиолога »вана ѕетровича ѕавлова, знаменитого юриста јнатоли€ ‘едоровича  они и других выдающихс€ ученых. ѕосле февральской революции ¬ертов решил уехать из ѕетербурга и попытать счасть€ в ћоскве. ¬озможно, это св€зано с его т€желыми детскими воспоминани€ми: возбужденные толпы вызвали в его пам€ти кошмар белостокского погрома. ќн поступил на юридический факультет ћосковского университета, а также посещал лекции по математике, но в конце 1917 года пон€л, что римское право теперь долго не понадобитс€ и окончательно покинул университет.

ћихаил окончил ћогилевскую гимназию и тоже отправилс€ в ћоскву. ќкт€брьскую революцию брать€ встретили с восторгом. ѕервым обрел свою судьбу ƒзига. ≈го при€тель и однокашник ћихаил  ольцов, активно участвовавший в установлении советской власти в ћоскве, 28 ма€ 1918 года устроил его на работу в ћосковский кинокомитет в должности секретар€-делопроизводител€. ќсенью 1918 года ¬ертов получал жалование в размере 855 рублей. ¬скоре ƒзига стал заведующим киносъемкой. ћихаил вступил в  расную јрмию и служил в качестве военного шофера, а позже начальника гаража.

Ћетом 1918 года ¬ертову было поручено смонтировать хроникальный фильм Ђ√одовщина революцииї. ¬ это врем€ он женилс€ на пианистке ќльге “оом. ќльга была коротко знакома с крупными большевистскими де€тельницами Ќадеждой  рупской и ћарией ”ль€новой, работала в их секретариатах, в агитпоездах и в газете Ђѕравдаї, сопровожда€ партийных дам в многочисленных поездках. — ќльгой “оом ¬ертов объехал пол-–оссии. ќн снимал и показывал непросвещенным массам журналы Ђ инонедел€ї и Ђ иноправдаї. ћассы собирались в огромные толпы, чтобы посмотреть кино и увидеть самих себ€ на экране. —охранилось несколько фотографий и небольшие фрагменты хроники, где ¬ертов фигурирует в качестве контролера при запуске публики, в том числе детей, в агитпоезд.

¬ертов участвовал в съемках многих важнейших событий: подавлени€ ярославского м€тежа, боев под ÷арицыном, јстраханью и ’арьковом, на ёжном, —еверном и ¬осточном фронтах, действий ¬олжской военной флотилии, в агитационных поездках  рупской по ¬олге и  аме. ќн снимал многих революционных вождей и различные ответственные событи€: ¬сероссийские съезды советов, конгрессы  оминтерна, снимал первомайские демонстрации в ћоскве, митинги против убийства  арла Ћибкнехта и –озы Ћюксембург. ќдним из первых фильмов ¬ертова был Ђ—уд над ћироновымї Ч попул€рным казачьим атаманом. ѕервым полнометражным фильмом ¬ертова стала Ђ»стори€ гражданской войныї. — ќльгой “оом они разошлись в начале 20-х годов. ƒзига по этому случаю написал декадентское стихотворение:

–уки требуют

„тобы в единой петле

—оединила нас на осине осень.

ћихаил  ауфман прослужил в  расной јрмии всю гражданскую войну. ¬ 1922-м году, перед самой демобилизацией, он служил начальником гаража, а также, видимо, не без участи€ старшего брата, работал оператором военной аэрофотосъемки. ѕосле увольнени€ из армии ћихаил пришел к ¬ертову и был прин€т на киностудию. ƒовольно скоро он стал лучшим оператором ƒзиги. “ак, например, вместе с оператором Ѕел€ковым ћихаил снимал Ђ∆ивую картуї Ч первую советскую киноанимацию.

¬ысоко ценил творчество ƒзиги ¬ертова и Ћенин. —уд€ по всему, они были знакомы. ƒзига вполне мог быть причастен к съемкам Ћенина в  ремле, где вождь пролетариата демонстрирует зрител€м и своему товарищу по борьбе Ѕонч-Ѕруевичу хорошее настроение и крепкое здоровье, поправившись после ранени€.  то знает, может быть, именно ¬ертову мы об€заны хрестоматийной фразой ¬ладимира »льича о Ђважнейшем из искусствї. ¬о вс€ком случае, когда ƒзига заболел тифом, Ћенин, от своих щедрот, даже прислал ему лекарства и початую бутылку французского вина. ѕосле смерти пролетарского вожд€ именно ƒзига монтировал фильм о его похоронах. ’рестоматийный образ закоченевшей, замершей от гор€ страны, остановившихс€ фабрик, заводов, поездов, сотен ревущих гудков, создан был именно ¬ертовым.  онечно, не пользующемус€ доверием власти человеку такое важное задание никогда не было бы поручено. ѕозже ƒзига сделал ЂЋенинскую  иноправдуї, Ђ“ри песни о Ћенинеї и другие фильмы о Ћенине. Ќесколько раз и в разные годы ¬ертов снимал —талина. Ётому вождю, суд€ по всему, съемки ¬ертова не очень понравились.

¬ертов первым из кинематографистов пон€л: кино не должно имитировать обычное зрение. Ќужно удивл€ть зрител€ Ч мен€ть точки и скорость съемки, использовать неожиданные ракурсы, монтировать короткими планами. ћонтажер ≈лизавета —вилова, с которой он познакомилс€ еще в 1919 году, была его верным помощником. ќна стала возлюбленной, а в 1923 году и женой ¬ертова.

¬ертов был большим поклонником ћа€ковского и революционного авангарда. ≈ще в 1919 году ƒзига проделал забавный, вполне авангардистский эксперимент. ќн спрыгнул с верхушки старинного грота во дворе √оскино. ѕрыжок сн€л скоростной кинокамерой. ¬ про€вленном материале оказалось, что прыжок выгл€дел гораздо интереснее, чем если бы был сн€т нормально. — этого дн€ ¬ертов стал измен€ть скорость и направление движени€ пленки при съемках. ¬ 1922 году он опубликовал свой манифест Ђћыї, в котором объ€вил о создании группы Ђ иноковї (от слов Ђкиної и Ђокої).

ƒзига объ€вил игровое кино Ђпроказой и заразойї, и потребовал Ђего разоружени€ї. Ђћы утверждаем будущее киноискусства отрицанием его насто€щего.

—мерть Ђкинематографииї необходима дл€ жизни киноискусства. ћџ п р и з ы в а е м у с к о р и т ь с м е р т ь е еї.

» далее:

Ђ Ч ¬ ќ Ќ Ч

из сладких объ€тий романса,

из отравы психологического романа,

из лап театра любовника,

задом к музыке,

Ч ¬ ќ Ќ Ч

в чистое поле,

в пространство с четырем€ измерени€ми (3 + врем€),

в поиски своего материала, своего метра и ритмаї.

¬ертов призывал кинохронику к Ђкоммунистической расшифровке мираї. Ђ инокиї под его руководством снимали быстро, необычно и дерзко. ќни старались приезжать к месту происшестви€ как можно быстрее, желательно Ч раньше пожарных или милиции. ѕрактически, они создали стиль отечественной оперативной кинохроники. —лава о них быстро разлетелась по ћоскве. ƒзига тогда любил сниматьс€ в кино и сам, изобража€, например, случайного пассажира, читающего газету в фильме Ђѕроцесс правых эсеровї.

ќдин скандально известный театральный и начинающий кинорежиссер ходил к ¬ертову и Ђкинокамї учитьс€ снимать и монтировать кино. » очень многому у них научилс€, хот€ теоретические постулаты ¬ертова совершенно не раздел€л. Ѕолее того, позже он стал одним из самых €ростных антивертовских полемистов. «вали этого режиссера Ч —ергей Ёйзенштейн.

ћихаил в эти годы тоже снималс€ в роли читател€ газет. ¬ фильме Ђѕроцесс правых эсеровї ћихаил  ауфман и оператор Ѕел€ков в роли простых обывателей, пассажиров такси, спор€т, расстрел€ют или не расстрел€ют участников процесса и даже заключают между собой пари. (¬ выигрыше не оказалс€ никто, так как большинство обвин€емых Ч кроме активно кающихс€ и помогающих следствию и суду Ч к расстрелу были приговорены, но тут же помилованы. ƒл€ коммунистической власти это были еще сравнительно вегетарианские годы Ч во вс€ком случае, крупных интеллигентов, ученых, философов, профессоров предпочитали высылать пароходами, пригрозив расстрелом в случае несанкционированного возвращени€. Ќесколькими годами позже чекисты уже не утруждали себ€ морским фрахтом и транспортными расходами).

ƒл€ ћихаила середина 20-х годов была временем полного взаимопонимани€ с ƒзигой. ќн осуществл€л самые неверо€тные и фантастические идеи брата. ќни все врем€ вместе. Ќа обороте одной из совместных фотографий, рукой ћихаила написано ЂЅратствої. Ѕрать€ хотели снимать новую революционную жизнь, Ђулавливать хруст старых костей быта под прессом революцииї. ЂЌикаких инсценировок!ї, Ђ∆изнь врасплох!ї.

Ђ»сходным пунктом €вл€етс€: использование киноаппарата, как киноглаза, более совершенного, чем глаз человеческий, дл€ исследовани€ хаоса зрительных €влений, наполн€ющих пространство.  инокамера позвол€ет Ђутверждать киновидение и киномышление, смотреть на мир через Ђ иноглазї. »менно так называлс€ их следующий большой фильм. ¬ Ђ иноглазеї ƒзига с ћихаилом Ч одни из первых в кино Ч обратили всп€ть врем€. Ќа экране разделанна€ м€сна€ туша постепенно превращаетс€ в быка, мирно бредущего в стаде, рум€ные булки превращаютс€ в тесто, в муку, затем в зерно и, наконец, пшеницу, колос€щуюс€ в поле.

ƒл€ зрителей того времени это было насто€щим чудом. ƒо ¬ертова и  ауфмана российский зритель не видел в кино ничего подобного. ќни удивл€ли, потр€сали, шокировали и завоевывали зрител€. ¬от лозунги ¬ертова: Ђƒа здравствует жизнь, как она есть.  иноаппарат Ч невидимка. —ъемка врасплох Ч глазомер, быстрота, натискї.

¬ Ђ иноглазеї ћихаил показал себ€ мастером, способным сн€ть совершенно удивительные эффекты. ” него подпрыгнувшие люди повисали в воздухе, автомобили и трамваи мчались с неверо€тной скростью или мгновенно застывали, спортсмены, ногами вперед, выныривали из воды и, вопреки силе т€готени€, взлетали обратно на вышки. ¬сю аппаратуру дл€ этих неверо€тных съемок ћихаил придумывал, изобретал и конструировал сам из подручных материалов, например, из банок от сгущенного молока, которое он очень любил.

¬ 1925 году на ¬семирной выставке в ѕариже Ђ иноглазї получил серебр€ную медаль и диплом, а плакат художника –одченко к Ђ иноглазуї и по сей день пользуетс€ большой попул€рностью как символ революционного киноавангарда. ≈го можно купить во многих музе€х мира.

ћладший брат ƒзиги и ћихаила Ч Ѕорис  ауфман жил вместе с родител€ми, вернувшимис€ в Ѕелосток. ѕосле революции Ѕелосток оказалс€ в независимой ѕольше, отделившейс€ от —оветской –оссии. “ак случилась перва€, совершенно невольна€ эмиграци€ семьи  ауфман. „ерез несколько лет Ѕорис эмигрировал во второй раз, теперь во ‘ранцию. (¬ кинокругах существуют слухи о том, что Ѕорис поначалу работал вместе с ƒзигой ¬ертовым и ћихаилом  ауфманом в ћоскве, и только потом эмигрировал. Ќикаких документальных подтверждений этой версии найти не удалось). ј вот как выгл€дит ситуаци€ по словам внучки Ѕориса, јбайи  ауфман: Ђ ак Ѕорис приехал в ѕариж? ¬ ѕариж его послал отец, чтобы избежать призыва в польскую армиюї.

—начала Ѕорис училс€ в политехникуме в городе √ренобль, потом перебралс€ в ѕариж, где стал студентом —орбонны. ѕо словам јбайи  ауфман: ЂЅорис посещал —орбонну, изучал инженерное дело Ч сначала он хотел стать инженером. Ёто было в 22-м или в 23-м годах. ѕотом он стал заниматьс€ киної.

—вои первые кинофильмы Ѕорис сн€л в 1928 году с французскими режиссерами-документалистами ∆аном Ћодсом и Ёженом ƒеславом: Ђ≈лисейские пол€ї, Ђћарш машинї, Ђ24 часа за 30 минутї.

¬от как передает семейную легенду јбай€  ауфман: Ђ¬ 20-е годы все трое братьев посто€нно общались друг с другом. ƒзига писал Ѕорису, учил его снимать. “о, что Ѕорис не изучал кино в киношколе или университете Ч ничего не мен€ет Ч он училс€ у своих братьев. ≈го школой были их фильмы, которые они делали в ћосквеї.

‘ильмы ƒзиги и ћихаила второй половины 20-х годов действительно поражали необычностью видени€ мира и смелостью монтажа. ќни воспевали энергию труда, чудеса индустриализации, ритм работающих машин и их техническую мощь. ¬ертов в то врем€ писал: Ђƒа здравствует поэзи€ движущейс€ машины, поэзи€ рычагов, колес и стальных крыльев, железный крик конструкций и движенийї. Ђћне хочетс€ прижимать к себе и гладить эти гигантские трубы и черные газовместилищаї.

„тобы запечатлеть индустриальную поэзию на экране, ћихаил, без вс€кой страховки, снимал на огромной высоте, сто€ на крюках подъемных кранов, из ковшей дл€ бетона, сто€ на мчащейс€ на полном ходу дрезине или на подножке паровоза. ¬о врем€ съемок в металлургических цехах он так близко подходил к домнам, что у него сгорели подошвы ботинок, а плечи были покрыты €звами от брызгавших капель расплавленного металла. ¬ообще, ƒзига ¬ертов и ћихаил  ауфман были абсолютно отча€нными парн€ми.

ѕосле Ђ иноглазаї ¬ертов становитс€ культовой фигурой в советском кино. ≈го фильмы имеют €ростных сторонников и неистовых противников.  ритики его хвал€т и низвергают. ’удожники рисуют на него шаржи. ј студи€ Ч увольн€ет. «а бесплановость в работе и несоблюдение сметы. ƒзига ¬ертов, ћихаил  ауфман и ≈лизавета —вилова вынуждены уехать из ћосквы. —ледующие три с половиной года они живут и работают в ”краине Ч главным образом в  иеве и ќдессе.

Ѕорис тем временем продолжал снимать в ѕариже с ∆аном Ћодсом. »з интервью Ѕернара јйзеншитца (французского историка кино, главного редактора журнала ‘ранцузской синематеки):

Ђ огда € впервые увидел фильм, который сн€ли  ауфман и Ћодс, € пон€л, что встреча Ѕориса  ауфмана с молодыми французскими авангардистами была не случайной. ќн вышел из среды, открытой к киноавангарду, и вообще ко всему авангардному. Ёто была восприимчивость к искусству, созданному дл€ 20 века, искусству механики, экзальтации, к искусству, воспевавшему машины, создававшему свое собственное пространство и врем€. —в€зь  ауфмана с Ђ иноглазомї была очень существенной. ќна чувствовалась не столько в технике, сколько в общей философии кино, в морали, в способе смотреть на вещиї.

 иносимфони€ Ђ„еловек с киноаппаратомї стала следующей работой ƒзиги и ћихаила  ауфмана. ¬от как описывал ее ¬ертов: Ђ„еловек, вооруженный киноаппаратом направл€етс€ в жизнь. ∆изнь бросает его из стороны в сторону. „еловек с киноаппаратом должен про€вить максимум быстроты и ловкости, чтобы поспеть за убегающими жизненными €влени€ми. ¬ процессе съемки скрещиваютс€ улицы и трамваи, толпы и одиночки, ноги и улыбки. ∆изнь не ждет указаний кинорежиссера. “ыс€чи и миллионы людей делают свое дело. ¬се происходит независимо от вашего желани€. ¬ы должны всюду успеть со своим аппаратом. Ёто нова€ экспериментальна€ работа Ђ иноглазаї по созданию подлинно международного, абсолютного €зыка кино. ѕерва€ в истории полнометражна€ картина без актеров, без декораций, без сценари€ и надписейї.

 артина, частично снимавша€с€ в  иеве и ќдессе, содержит кадры сн€тые в ћоскве, ¬олхове и некоторых других городах. ¬ монтаже талантом ¬ертова создан некий огромный совокупный город. ќн переполнен сотн€ми тыс€ч людей, поездами и трамва€ми, заводами и машинами, магазинами и учреждени€ми. √ород живет интенсивной, бурл€щей энергией жизнью.  артина полна чудес Ч неподвижные кадры в монтажной оживают и ведут нас в жизнь, в движение города.

Ђ„еловек с киноаппаратом видит все: счастье родов, горькую боль утрат, безысходность смерти, радость и надежды брака. ¬се не случайно. ¬се имеет свой смысл. ¬се закономерно и объ€снимої.

ћихаил  ауфман сыграл в фильме безым€нного человека с киноаппаратом. » надо сказать Ч сыграл блистательно. ’от€ к этому времени их отношени€ с ƒзигой уже давно не безоблачны.

»з дневника ¬ертова о съемках на ¬олховстрое: Ђ ауфман превысил свои функции и свою склонность к всесторонней де€тельности про€вил в бестолковом размахивании флагом, не договорившись предварительно с диспетчером. Ќа мое замечание ответил по-хамски, что ему свойственно, несмотр€ на внутреннюю доброту и м€гкостьї.

Ѕрать€ с трудом сдерживают непри€знь. ћихаилу не нравитс€ многое из того, что делает ƒзига. Ёто главным образом эстетические расхождени€, неминуемо переход€щие на человеческие отношени€ между брать€ми. ћихаил профессионально и интеллектуально созрел дл€ самосто€тельной работы. ќн хочет снимать свое собственное кино. Ќо эту картину он доработает до конца.

ћихаил не был столь честолюбив и фанатичен в творчестве, как ƒзига. ќн не хотел быть трибуном и пророком.  роме кино, его интересовали простые житейские радости, а съемки всегда были еще и поводом дл€ при€тных знакомств. ¬ его архиве немало фотографий красивых женщин. Ёто пам€ть о встречах в киноэкспедици€х. ќн пользовалс€ у них огромным успехом. ћихаила было за что любить. ќн был красивым, оба€тельным человеком и великим мастером. ƒо сих пор невозможно пон€ть, как тогда были сн€ты многие его кадры. —реди них немало гениальных операторских трюков.

ћихаил любил рискованные съемки, получал удовольствие от собственного мастерства, отча€нной смелости, куража, находчивости и отваги. Ќо отдадим должное ƒзиге. Ёто он задумал и осуществил этот шедевр Ч полнометражный неигровой (этот термин, ныне ставший общеприн€тым в среде кинематографистов, тоже, кстати, принадлежит ¬ертову) фильм Ђ„еловек с киноаппаратомї.

‘ильм, далеко обогнавший свое врем€, на прот€жении шести с половиной дес€тилетий неизменно вход€щий в дес€тку лучших неигровых фильмов всех времен, в момент создани€ многим не понравилс€.  ритики всех мастей буквально обрушились на картину и €ростно обвин€ли авторов в презрении интересов и вкусов пролетариата, в формализме и высокомерии. Ёто самый обруганный фильм ¬ертова.

Ђ≈го еще долго не поймут, но еще дольше будут обкрадыватьї, Ч сказал тогда »ль€ Ёренбург, один из немногих его гор€чих сторонников.

Ќо ¬ертов привык к непониманию. » был всегда готов к борьбе. ќсобенно оскорбительной он счел рецензию ќсипа Ѕрика, разругавшего фильм в пух и прах. ћихаил имел неосторожность в чем-то согласитьс€ с Ѕриком.

 иев. √остиница Ђѕаласї. ƒзига пишет письмо ћихаилу. ƒл€ полной официальности письмо брата к брату печатаетс€ на машинке: Ђ¬ среду Ђ иноглазаї затесалс€ предательЕ тайно предающий его злейшим и наиболее недостойным врагамї.

ћихаил отвергает обвинени€. ¬ результате Ч брать€ навсегда разошлись в творчестве. »х отношени€ и в жизни уже никогда не будут столь сердечными, как раньше. ¬ ответ на обвинени€ ¬ертова во вторичности, неоригинальности и творческом бесплодии ћихаил снимает собственный фильм: Ђ¬еснойї.

 ауфмана называли Ђ√лазами ¬ертоваї. Ќо как различны их авторские манеры!  артина ћихаила лишена мессианского пафоса ƒзиги. ќна полна лирической интонации, иронии, внимательного и доброго отношени€ к дет€м и животным. ќна сн€та с юмором и особой операторской элегантностью. ƒаже внешне похожие на ¬ертова кадры Ч выгл€д€т иначе, обладают собственной стилистикой и ритмом.

ј забавные кадры, на которых гигантска€ рука протирает купола церковных соборов (на самом деле это, конечно же, был макет), когда-то снимавшиес€ дл€ ƒзиги, но не вошедшие в его картину, стали главной причиной их конфликта. ¬ертов обвинил ћихаила, использовавшего их в своем фильме, в плагиате. ћихаил возразил: Ђя снимал эти кадры, и они принадлежат мнеї.

¬о ‘ранции судьба Ѕориса  ауфмана в эти годы складывалась иначе, хот€ и у него были свои трудности. Ѕорис, не будучи признанным оператором, жил в это врем€ на грани нищеты. ћатериально его существование было гораздо менее обеспеченным, чем у старших братьев, и он был вынужден снимать что угодно, лишь бы заработать на жизнь.

»нтервью јбайи  ауфман (внучки Ѕориса  ауфмана):

Ђќн начал делать фильмы еще в 20-е годы, задолго до встречи с ¬иго. я знаю, что он работал с киностудией под ѕарижем в ∆уанвиле. Ёто были скорее рекламные коммерческие фильмы, хот€ он был св€зан и с кинематографистами-экспериментаторами. Ќо только с ∆аном ¬иго он начал делать по-насто€щему художественные фильмы и активно включилс€ во французский кинопроцесс

∆ан ¬иго заключил с Ѕорисом контракт, по которому они оба считались авторами фильма Ђѕо поводу Ќиццыї. ¬иго об€залс€ оплатить жилье и кормить Ѕориса в период съемок. «а это Ѕорис уступил ¬иго права на продажу фильма.

‘ильм стал насто€щим событием во французском киноавангарде. ќн породил скандал, сопоставимый по масштабам разве только с фильмом Ћуиса Ѕунюэл€ и —альвадора ƒали Ђјндалузский песї. ¬ острых, неожиданных ракурсах Ђѕо поводу Ќиццыї €вно чувствовалось вли€ние ¬ертова и ћихаила  ауфмана. ¬о врем€ визита во ‘ранцию летом 1931 года ¬ертов убедилс€ в этом сам. —охранилась фотографи€, на которой сн€ты ƒавид и Ѕорис  ауфманы в компании жены Ѕориса ≈лены и французского кинокритика Ћеона ћуссинака с женой. Ёто была последн€€ встреча старшего и младшего братьев.

Ђ—имфони€ ƒонбассаї, или ЂЁнтузиазмї, стал первым звуковым фильмом ƒзиги. ¬ нем ¬ертов воплотил свои мечты о звукозрительном синтезе, начатом еще в Ѕелостоке опытами с музыкой —кр€бина и реальными шумами. ¬последствии этот метод получил название Ђконкретной музыкиї. ¬ертов гениален в этом фильме. ≈го образы достигают поистине психоделической выразительности.

„аплин, посмотрев Ђ—имфонию ƒонбассаї, назвал фильм Ђодной из самых волнующих киносимфоний, которую € когда-либо видел и слышалї.

¬ 1932-м году ћихаил  ауфман снимал фильм ЂЌебывалый походї о „ерноморском военном флоте. ќн ходил в открытое море на боевых корабл€х, участвовал в стрельбах и даже сам стрел€л из боевого оружи€. ћихаил подружилс€ с матросами и офицерами, и конечно, с ним были музы, вдохновл€ющие художника.

 ауфман любил жизнерадостных друзей и красивых женщин, и с удовольствием проводил врем€ в их обществе. ƒл€ него эта часть жизни была не менее важна, чем киносъемки. ¬ последнее врем€ он жил с италь€нкой √абриэль. ” них с ћихаилом уже была очаровательна€ дочь. ћихаил не ча€л души в обеих и был по-насто€щему счастлив. ≈го предупреждали об опасности романа с иностранкой, но он не обращал на это внимани€. Ќа любой вечеринке он был душой компании.

¬ ѕариже в 1933 году Ѕорис сн€л второй фильм с ∆аном ¬иго Ч ЂЌоль по поведениюї Ч о восстании детей в школе-интернате.  ритики признали фильм Ђотвратительно жестоким и порочным авангардизмомї, и он был запрещен цензурой до конца 1945 года. ¬торое рождение он пережил в 1968-м, став культовым фильмом бунтующей молодежи всего мира.

»з дневника ¬ертова:

Ђ—егодн€ снимали старт кара-кумского пробега. ѕленка кончилась раньше времени. ¬стретили  ауфмана. ќн снимает от хроники. ” них Ч четыре автомобил€. ” нас четыре ноги Ч и всеї.

—пуст€ несколько дней:

Ђ—егодн€ утром исчезла √абриэль Ч подруга  ауфмана. –ебеночка нашли в »змайловском зверинце в ужасном состо€нии.  ауфман в невмен€емости. ќн рыщет на мотоцикле по городу, ничего не вид€, и ревет посреди улицы, как раненый зверь. ѕотом, обойд€ все отделени€ милиции, все больницы, все морги, бросаетс€ к себе в комнату и кидаетс€ то на стену, то на постель, то на пол. » плачет, содрога€сь в конвульси€х. ≈го пугает вид бритвы Ч неодолимое желание зарезатьс€. Ќочевал у него. «атем он у мен€. –ебенку нужно перелить кровь. ѕереливание назначено на утро, но ребенок умирает ночьюї.

ћихаил т€жело заболел (у него случилась прободна€ €зва желудка), а когда он пришел в себ€ Ч это был уже совершенно другой человек Ч преждевременно состарившийс€, сломленный жестокой и неумолимой властью. ј √абриэль так никогда и не нашли.

¬ том же 1933 году Ѕорис  ауфман снимает свой последний фильм с ∆аном ¬иго Ч Ђјталантуї.

Ѕ.јйзеншитц:

Ђ ак писал Ѕорис  ауфман: Ђ—ъемки Ђјталантыї стали дл€ их участников уникальным опытом, полным насто€щего драматизма.  аждый план приходилось буквально вырывать у жизни, у технических и производственных преп€тствий, у времени и т.д.  аждый кадр был насто€щей победой, и это хорошо видно. ¬ Ђјталантеї каждый план уникаленЕї.

»з воспоминаний Ѕориса  ауфмана:

Ђ–аботу с ¬иго никогда не забудут те, кто участвовал в этой лихорадочной, полной импровизаций работе. ƒита ѕарло, идуща€ босой по лед€ному настилу на баржеЕ «амерзшие каналы. Ёто создавало совершенно особую атмосферу. ћы использовали все Ч солнце, туман, снег, сумерки. –абота велась днем и ночью. Ѕыло холодно, мы умирали от усталости.

ћежду прочим, фильм снималс€ камерой, которую прислал брату ƒзига ¬ертов. —вою они с ¬иго продали, чтобы суметь завершить ЂЌоль по поведениюї. »з воспоминаний Ѕориса  ауфмана: Ђ¬иго был уже смертельно болен. ќн попросил мен€ пролететь над баржей и затем схватить в кадре оба берега. ѕервое € выполнил, второе Ч нет, ибо самолет сделал вынужденную посадку.

¬иго умер вскоре после окончани€ съемок 5 окт€бр€ 1934 года. ѕеремонтированный продюсером фильм вышел под другим названием и в прокате прошел незаметно. ≈го вновь откроют через 20 лет. ѕосле смерти ∆ана ¬иго Ѕорис  ауфман осталс€ в творческом одиночестве.

‘ильм ƒзиги Ђ“ри песни о Ћенинеї полон света и радостного оптимизма. ј это дневник ¬ертова того времени: Ђѕолна€ пустота в голове. ѕустын€ и изредка песок сыплетс€. ј работы много. Ќастроение должно быть бодрым и радостным. »наче нельз€, иначе не по-большевистски. я всегда делаю, не то, что нужно. Ќадо сосредоточить внимание на решающем пункте. Ѕросить курить. ћало есть. –аньше вставать. ƒелать не то, что хочешь, а то, что нужно. Ќадо хотеть то, что нужно. Ћень Ч это желание делать то, что хочетс€, а не то, что нужної.

¬ертов искренне пыталс€ соответствовать власти и духу времени, но власти он уже почти не нужен. ‘ильм Ђ“ри песни о Ћенинеї имел большой успех, но очень быстро сошел с экранов. ¬ертов так и не пон€л почему. ¬ 1934 году в Ѕольшом театре отмечалось 15-летие советского кино. ¬се ведущие кинорежиссеры присутствовали на нем. —ергей ёткевич, брать€ ¬асильевы, —ергей Ёйзенштейн, √ригорий  озинцев, ћарк ƒонской, ƒзига ¬ертов. ѕосле торжественного заседани€ было фотографирование с вождем. ѕотом Ч награждение. ¬ертова наградили странной, хот€ и боевой наградой Ч орденом  расной звезды. ƒзига всю жизнь носил его на груди. ќбычно с внутренней стороны пиджака.

Ђјвиамаршї стал новым фильмом ћихаила  ауфмана. ¬ нем €сно видны его кинематографическа€ смелость, виртуозность и мастерство. јвиацию, да и вообще технику, он умел снимать как никто. » здесь он показал все свое умение. Ёто последний фильм ћихаила  ауфмана, ставший заметным событием. ћихаил проработает в кино еще сорок лет, снимет три дес€тка документальных и научно-попул€рных фильмов. Ќо это будет уже другой  ауфман. ћастер, испугавшийс€ €ркости своего таланта. —пр€тавшийс€ от безжалостной власти в частной жизни, в обыденной, ничем не выдел€ющейс€ продукции. ћало кто из критиков вспомнит сейчас хоть один его фильм после Ђјвиамаршаї.

¬ 1937 году ¬ертов получает срочное правительственное задание Ч после неожиданной смерти наркома —ерго ќрджоникидзе сделать фильм о его жизни. ≈му было приказано работать вместе с яковом Ѕлиохом Ч бывшим директором фильма ЂЅроненосец ѕотемкинї, ставшим к середине 30-х годов крупным чиновником √оскино и режиссером. ¬ертову было т€жело работать с вли€тельным киноначальником, посто€нно требовавшим упрощени€ стил€ и €зыка фильма. ¬ результате ¬ертов приобрел многолетнего и непримиримого врага, немало сделавшего дл€ сокращени€ его творческой биографии.

¬ 1938 году ƒзига сн€л свой последний значительный и заметный фильм Ђ олыбельна€ї. Ќаконец реализовалась давн€€ мечта ¬ертова сделать фильм о женщинах. ¬ своих запис€х и дневниках он уже давно почему-то идентифицировал себ€ с женщиной:

Ђя могу вз€ть на себ€ об€зательство родить к 20-летию ќкт€бр€ доношенный полновесный фильм. ћожете на мен€ положитьс€, как на матьї. Ђя согласен в муках произвести на свет фильм, но на фильм-выкидыш € не пойдуї.

‘ильм создавалс€ в разгар Ѕольшого террора: Ђћного времени потер€л на перемонтаж, в св€зи с вырезыванием кадров с враждебными людьми, разоблаченными по окончании фильма. ѕод шумок заставили вырезать и невинных людейї.

ћассовый психоз коснулс€ и ¬ертова: Ђ„ь€ рука здесь действовала, еще не вы€снено. Ќо €сно, что здесь не обошлось без вражеских попыток повредитьї.

‘ильм был выпущен на экраны, но через п€ть дней сн€т с проката. ƒл€ ¬ертова это была насто€ща€ катастрофа. ¬ €рости он пишет министру кинематографии Ўум€цкому: ЂЌадо расследовать, чь€ рука прот€нула свои когти к горлу фильма, кто участвовал в покушении на фильм и аннулировал наше стремление показать его широко и открыто. –аз вы признали, что фильм полезен, то вред, наносимый полезному фильму, ¬ы должны преследовать, как €вное вредительствої.

ќтвета из министерства не последовало.

¬ертову, как и в ѕервую мировую войну, снова повезло. ¬ эти годы его вполне могли расстрел€ть. Ќапример, за брата, живущего во ‘ранции. Ќо обошлось. ј министра Ўум€цкого, которому ƒзига писал гневные письма, расстрел€ли.

¬ 1939-м году ћихаил  ауфман едет снимать оккупацию ¬осточной ѕольши  расной јрмией. “огда это называлось воссоединением «ападной ”краины и Ѕелоруссии.

ћихаил приложил все усили€, чтобы приехать снимать в Ѕелосток. «десь жила семь€  ауфманов, здесь они с брать€ми родились и выросли. —юда вернулись после революции их младший брат и родители. ¬ последний раз ћихаил, возможно, видел их в 25-м году, когда ездил в Ѕерлин закупать кинотехнику. ƒзига, веро€тно, в 31-м, когда показывал Ђ—имфонию ƒонбассаї в √ермании, ‘ранции, √олландии и јнглии. Ѕрать€ оба рвались сюда, но ƒзиге было в этом отказано.

¬ Ѕелостоке ћихаил встретилс€ с матерью. »х отец умер за несколько лет до этого. ћихаил очень хотел вывезти мать в ћоскву, но ‘ейга была гражданкой ѕольши, и бдительные советские чекисты не позволили сыну забрать мать. ‘ейга  ауфман осталась в Ѕелостоке и навсегда исчезла вместе с шестью миллионами евреев в ’олокосте.

¬ 1939 году ƒзига сн€л киножурнал Ђ———– на экранеї. Ѕлагостное и полное выспренного пафоса произведение из трех сюжетов.

ѕервый сюжет Ч выставка русских шалей. ¬торой сюжет Ч выборы в „ечне. “ретий сюжет (самый длинный и скучный) Ч любима€ песн€ товарища —талина Ђ—уликої.

»з дневника ¬ертова: ЂЌе могу влезть в трамвай.  аждое прикосновение вызывает нервное сотр€сение. ”  ауфмана резка€ нервозность и полубессознательное состо€ние. ќн хотел уехать домой, но на лестнице упал и вернулс€. Ќервно плакалї.

¬о ‘ранции мир и спокойствие закончились 5 июн€ 1940 года. √ермани€ начала наступление на ‘ранцию. ¬ стране была объ€влена всеобща€ мобилизаци€. ¬ армию брали всех мужчин, способных носить оружие. Ѕориса  ауфмана призвали во французскую кавалерию. ¬ойна была недолгой дл€ бравых французских кавалеристов. 14 июн€ немцы вошли в ѕариж.

Ѕорису в последний момент удалось вывести из ѕарижа жену и маленького сына и избежать общей еврейской судьбы.  ауфманы бежали на юг ‘ранции пешком, иногда на попутных машинах. Ќекоторое врем€ жили в ѕровансе, затем на мысе јнтиб. Ѕорис искал возможность выбратьс€ из страны. Ќаконец, с большим трудом, им удалось перебратьс€ в Ћиссабон и на небольшом пароходе отплыть в јмерику. Ќачалась треть€ эмиграци€ Ѕориса  ауфмана.

ћосква. Ќовый, 1941 год ¬ертов и —вилова встречали в ƒоме писателей. »з дневника ¬ертова: ЂЅольна€ ногаЕ — болью, но танцую. «десь ƒовженко с —олнцевой. ќбещает навестить мен€. ѕудовкин. Ёйзенштейн тоже приветлив. “ак же √абрилович с женой... “анцевал до упаду, но мысли далеко. «абыть бы хоть на несколько часов все непри€тностиї.

¬о врем€ войны ¬ертов был эвакуирован в јлма-јту. ќни с ≈лизаветой —виловой выехали из ћосквы последними из кинематографистов. ќн неоднократно просилс€ на фронт. Ќо его не пускали. ¬  азахстане ƒзига сделал несколько фильмов, изуродованных цензурой. ћонтировал фронтовые киножурналы, пыталс€ создать творческую лабораторию, но этот замысел, как и все другие, не был реализован. ƒзига ¬ертов больше не был нужен власти. ≈го последний фильм Ђ“ебе, фронтї, сделанный в конце 1943 года, получает третью категорию и выпускаетс€ в очень ограниченный прокат. Ќачальником главка, которому ¬ертов сдавал картину, был яков Ѕлиох.

ƒзиге приказано оставатьс€ в ћоскве. ≈го жена ≈лизавета —вилова еще более полугода пробудет в јлма-јте. ѕоследние 10 лет ¬ертов работает в киножурнале ЂЌовости дн€ї, который был воплощением всего, что он ненавидел Ч офизиозности, помпезности, фальши. ћаксимум что ему давали делать Ч это отдельные сюжеты дл€ киножурнала. ј потом лишили и этого.

 инодраматург Ћев –ошаль: Ђ— конца 47-го Ч начала 48-го года пошла знаменита€ волна борьбы с космополитизмом. Ёто была груба€ и достаточно откровенна€ антисемитска€ кампани€. Ќе миновала она и ¬ертова.  огда заместитель министра кинематографии ўербина делал на ÷—ƒ‘ политический доклад, посв€щенный борьбе с космополитизмом, то прежде всего он и его соратники били по ¬ертову и по Ђ„еловеку с киноаппаратомї. ’от€ этот фильм был сделан им почти 20 лет назад. ¬ертов выступил с ответным словом, и в какой-то момент выступлени€ ему стало плохо. ≈го, чуть живого, увели с трибуны. ¬ диспетчерской был кожаный диван, на который его уложили.   концу собрани€ туда вошел замминистра, едва не переступив через ¬ертова, подошел к столу, набрал домашний телефон и сказал: ЂЌу, мы тут заканчиваем, все в пор€дке, дело идет к концу. ћожете разогревать обедЕї ј в это врем€ Ч р€дом лежал распластанный ¬ертов после сердечного приступаЕї .

»з интервью кинорежиссера ћарианны “аврог: ЂЌачалась критика, причем € бы сказала, критика кака€-то беспардонна€, резка€. ≈го ругали, его обвин€ли оп€ть в формализме. ѕричем он не защищалс€, не отстаивал, не возмущалс€, не ругалс€, не доказывал. ќн был какой-то потер€нныйї.

ї¬ертов замкнулс€ в себе и старалс€ не выходить из дома. ѕо ночам, во врем€ бессонницы, вспоминал прошлое, писал дневник. ‘отографий последних п€тнадцати лет его жизни почти нет. ≈го больше не снимали.  огда однажды его спросили, как он себ€ чувствует, ответил: Ђќбо мне, пожалуйста, не беспокойтесь. ƒзига ¬ертов умерї. ѕотом он заболел раком желудка.

»нтервью Ћьва –ошал€: Ђ¬ертов умирал человеком опечаленным. ѕотому что он не знал, Е что будет с его наследием, очень бо€лс€, что фильмы долго не живут. ќн не раз записывал в своих дневниках, которые вел всю жизнь: Ђ≈сли фильмы пропадут, тогда ничего не останетс€ї, Ч с ужасом думал онї.

ќ судьбе Ѕориса ƒзига и ћихаил почти ничего не знали. ”знавать это было смертельно опасно. ¬ начале 50-х годов ƒзига снова подружилс€ с ћихаилом, его молодой женой и сыном. Ёто единственное, что скрашивало его последние дни. „ерез три мес€ца после начала болезни Ч 12 феврал€ 1954 года ƒзиги ¬ертова не стало.

ћихаил  ауфман продолжал работать в кино. ¬от некоторые названи€ фильмов, сделанных им в 50-е и 60-е годы: Ђ’удожники —тудии им. √рековаї, Ђ¬ “реть€ковской галерееї, Ђ»горь √рабарьї, Ђ омпозитор “ихон ’ренниковї, Ђћа€к свекловодовї.

¬ 60-е годы после 30-летнего перерыва ћихаил снова смог переписыватьс€ с Ѕорисом: Ђƒорогой Ѕор€!

“вое послание принесло мне такую большую радость, какой € давно не испытывал. “олько мы с тобой и остались из нашей семьи. “вой вклад в киноискусство велик, и мне он по душе. я уже давно горжусь тобойї.

ћихаила стали приглашать на различные кинофестивали. ≈го звали потому, что он был причастен к фильмам своего брата, который в эти годы обрел всемирную славу. –ежиссеры французской Ђновой волныї объ€вили ƒзигу ¬ертова своим учителем и предтечей. »нтерес к его фильмам возрастал с каждым годом. ¬ начале и середине 60-х в ≈вропе во многих странах возникли группы молодых кинематографистов, присваивавшие себе им€ Ђ¬ертовї, Ђ иноглазї, Ђѕр€мое киної или Ђ∆изнь врасплохї. Ќа ћихаила легла тень славы покойного брата.

Ќо по сути он оставалс€ глубоко одиноким человеком, особенно после смерти жены и отъезда единственного сына в »зраиль. ћихаил  ауфман умер в одиночестве 11 марта 1980 года в ƒоме ветеранов кино.

¬ јмерику Ѕорис  ауфман и его семь€ попали поздней осенью 1940 года. ¬ Ќью-…орке знаменитый французский оператор и иммигрант оказалс€ без работы. “ам хватало своих операторов. Ѕорис  ауфман едет в  анаду, работает со знаменитым канадским режиссером-документалистом ƒжоном √рирсоном, преподает в “оронто в киношколе. „ерез два года он снова возвращаетс€ в —Ўј, снимает медицинские учебно-методические фильмы об операци€х на аденоидах и гландах. ѕотом были фильмы об операци€х на сердце и других органах. ѕотом фильмы об обучении музыке школьников.

¬ 1945 году Ѕорис вместе с режиссером-иммигрантом јлександером ’акеншмидтом снимает документальный фильм, подаренный американцами —талину ко дню победы: Ђ“осканини, гимн нацийї. ¬ нем великий дирижер исполн€л Ђ»нтернационалї. —ледующие дев€ть лет  ауфман работает в документальном кино в основном с тем же јлександером ’акеншмидтом и другим режиссером-иммигрантом ’енваром –одакевичем. 12 лет пришлось Ѕорису боротьс€ за место под солнцем, прежде чем удача улыбнулась ему.

»нтервью Ёндрю  ауфмана (сына Ѕориса):

Ђ” нас ничего не было, мы все оставили в ≈вропе. ∆изнь в јмерике стоила очень дорого. Ќужно было боротьс€ за выживание, и отец очень много работал. ≈му мало платили и нам было очень трудно. ќтец все врем€ работал. ƒома он был зан€т своими мысл€ми. ћежду фильмами он был очень утомленным и печальным, и мо€ мать старалась вс€чески поддерживать егої.

Ѕорис реализовал свой шанс на фильме Ђ¬ портуї известного режиссера и тоже иммигранта Ёлиа  азана.  азан был стамбульским греком. Ѕорис  ауфман вложил в картину весь свой опыт, умение, талант и профессионализм. ‘ильм получил восемь Ђќскаровї. —воего Ђќскараї за операторскую работу получил и Ѕорис  ауфман. ƒл€ этого ему пришлось отказатьс€ от братьев Ч написать за€вление, что у него нет никаких родственников в –оссии, а также знакомых, раздел€ющих коммунистические убеждени€. (»нтересно, что письмо об этом и анкету прислал Ѕорису  ауфману драматург јртур ћиллер, бывший в то врем€ президентом киноакадемии, а Ёлиа  азан, охотно дававший показани€ комиссии по расследованию антиамериканской де€тельности на своих состо€тельных американских коллег, отличавшихс€ левыми убеждени€ми, ни единого слова не сказал об известных ему родственниках Ѕориса). ‘ильм принес Ѕорису  ауфману успех, благополучие, славу. ќн получил возможность избавитьс€ от изнурительной поденщины и работать с хорошими режиссерами. ќдним из них стал молодой режиссер из Ќью-…орка Ч —идней Ћюмет.

»нтервью кинорежиссера —идне€ Ћюмета:

Ђя никогда не встречалс€ с Ѕорисом до того, как мы начали делать наш фильм. Ќо € был знаком с его творчеством. я видел Ђјталантуї и ЂЌоль по поведениюї и, если € не ошибаюсь, он уже сн€л Ђ¬ портуї Ч еще до того, как мы снимали Ђ12 разгневанных мужчинї. ј это три выдающихс€ фильма. » € пон€л, что он подходит с самого начала, с того момента, как € впервые увидел его работы. ” него была совершенно уникальна€ концепци€: каким образом передавать драму через свет Ч как драматизировать светї.

Ђћое главное воспоминание о Ѕорисе Ч это был очень тщательный человек. ќн все принимал близко к сердцу. ќн полностью включалс€ в каждый фильм, который делал. ƒл€ него не было ничего неважного.  аждый фильм был дл€ него очень важен. я не знаю, спал ли он, когда у нас возникали проблемыї.

»нтервью Ёндрю  ауфмана:

Ђќн очень любил работать на съемочной площадке. ≈му нравилось делать документальное кино, но он также любил работать на студии, в павильонах: намечать точки съемок, руководить осветител€ми, проводить репетиции, подгон€ть цвет. ”правл€ть с помощью света чувствами и эмоци€ми. ¬се это он делал с любовью. — камерой в руках он чувствовал себ€ как домаї.

»нтервью —идне€ Ћюмета:

Ђќн был очень застенчивым человеком, интересно, да? ќчень застенчивым, скромным, сдержанным, но за всем этим была огромна€ теплота. јктеры его обожали. ќни чувствовали, что он их хорошо понимаетї.

Ѕорис  ауфман сто€л у истоков многих актерских карьер. ќсобенно была ему признательна —офи Ћорен. ћежду ними возникла насто€ща€ симпати€ и трогательна€ дружба. ≈му многим об€заны ћарлон Ѕрандо, ƒжоан ¬удворд, јнна ћань€ни, √енри ‘онда, ƒжеймс ƒин, »нгрид Ѕергман, –од —тайгер, ”оррен Ѕитти и другие первоклассные актеры.

ћаша √альперн спуст€ 50 лет нашла Ѕориса в јмерике.

»з письма ћихаилу: Ђƒорогой ћиша! »з двух непреодолимых желаний видеть вас, моих дорогих и близких, одно осуществилось. ѕобыла у Ѕори, всмотрелась в его жизнь, в его чарующую улыбку. “еперь очередь за вторым желаниемї.

”видеть ћихаила ћаше не довелось.

Ќе увидел брата и Ѕорис. ќн сн€л в √олливуде более дес€ти великих фильмов. ѕотом и у него начались проблемы Ч его не звали на цветные картины. Ќо он создал еще один шедевр Ч экспериментальную картину —амюэла Ѕеккета под названием Ђ‘ильмї с великим Ѕестером  итоном.

Ѕорис  ауфман умер вскоре после ћихаила Ч 24 июн€ 1980 года. “аким был жизненный путь братьев  ауфман. ћожет быть, самых великих братьев в истории кино.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

√олос, который будет звучать вечно
ѕосетило:18453
ƒемис –уссос
ѕервый секс-символ —траны советов
ѕосетило:15907
Ќаталь€ —елезнева
¬иктор ÷ой: «везда по имени —олнце
ѕосетило:18947
¬иктор ÷ой

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru