Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќад€ –ушева

   /   

Nadya Rusheva

   /
             
‘отографи€ Ќад€ –ушева (photo Nadya Rusheva)
   

ƒень рождени€: 30.01.1952 года
ћесто рождени€: ”лан Ц Ѕатор, ћонголи€
ƒата смерти: 06.03.1969 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 17 лет

√ражданство: ћонголи€

Ћегкость √ени€. Ётюд биографии.

√ениальный ребЄнок, советский художник-график.

„то € знаю о ней? ћало, слишком мало дл€ того, чтобы получилась биографическа€ стать€, да и она, навечно оставшись в звездах стройной, юной, семнадцатилетней, с большими и слегка влажными восточными глазами, не захотела бы той серьезной, академично - скучноватой ноты, в которой всегда пишутс€ подобные вещи...

19.11.2004

1.

ћожет, мне было бы лучше сочинить про нее новеллу? —казку?

ƒа Ц да, именно сказку. „его же проще? “ем более, что она, скорее всего, сидит сейчас себе на одной из звезд, скрестив ноги по - турецки, держит в руке розу, подаренную ей ћаленьким ѕринцем, а может - тонкое - тонкое перо, которым чертит что Ц то на листе бумаги. Ќаверное,: очередной свой воздушный рисунок? ¬озле нее, преданно обернув хвост калачиком вокруг лап, сидит грустный Ћис, и смотрит на девушку - подростка умными, все понимающими, человечьими глазами. ќн не осмеливаетс€ задать ей ни одного вопроса, он не хочет перебить ее ¬дохновени€, хот€ и не совсем понимает, что это такое. ѕроходит много времени, прежде чем девочка ..девушка? - здесь, на этой ѕланете, нет возраста - отрываетс€ от листа бумаги.

Ќад€ –ушева фотографи€
Ќад€ –ушева фотографи€

- ѕослушай, что ты нарисовала? ћаленького ѕринца? Ц тут же с любопытством спрашивает ее Ћис, пыта€сь из Ц под руки загл€нуть в рисунок.

-  ажетс€ - даЕ.¬от только чуть - чуть подправлю, подожди! ќсталось дорисовать €мочку на подбородке, ту самую, веселую.. я так люблю, когда он улыбаетс€!

Ц я тоже. ј что ты рисовала перед тем, как попасть сюда?

-ѕодожди.. ƒай припомнить. я рисовала прутиком на снегуЕ „уть не попала на весеннюю проталинку. “ак светило солнце! ѕроталинок было много.

- » что у теб€ получилось?

Ћучшие дн€

≈катерина √ордеева. Ѕиографи€
ѕосетило:52111
≈катерина √ордеева
ћари€ ћайкова-—лидовкер. Ѕиографи€
ѕосетило:16488
ћари€ ћайкова-—лидовкер
‘окусы на грани реальности
ѕосетило:10885
ƒэвид Ѕлейн

- ѕрофиль ѕушкина –исунок снимали на камеру. —нимали фильм о ѕушкине. Ёто было в ÷арскоселье.

- ÷арскоселье..  акое сказочное название! Ц мечтательно произнес √рустный Ћис. - ј трудно рисовать, когда теб€ снимают на камеру? - поинтересовалс€ он вдруг.

- Ќет. ¬едь рисовать это - как дышать. –азве дышать - трудно? “ы замечаешь, как дышишь?

- Ќет, Ц тихо сказал √рустный Ћис. - Ќо дышать иногда - трудно.

Ц  огда? - ѕеро в руке художницы на минуту замирает удивленно.

-  огда кого Ц нибудь любишьЕ.

- ƒа, ты, пожалуй, прав. Ц ’удожница осторожно дует на рисунок, чтобы он высох.

- ј ты любила когда Ц нибудь? Ц спрашивает тихо Ћис, не отвод€ от нее глаз.

-я? ƒа, конечно. ћаму, отца, книги, рисунок..

- Ќет. Ќе так. ј чтобы было совсем трудно дышать..

- Ќе знаю. я не успела. ћожет быть - јлик? Ц художница вздыхает и неуверенно пожимает плечами..

- јлик? Ц вопросительно смотрит на нее √рустный Ћис. - “ы не рассказывала о нем.

-Ёто мальчик, с которым € подружилась в јртеке. я писала емуЕѕотом, после.. опубликовали мои письма в журнале Ђёностьї и все вздыхали, мечта€, а какой бы € была, став взрослой? „то то из будущей мен€, должно быть, уже прорывалось в этих письмахЕ

- Ќо ты не стала взрослой.. “ы пришла сюда.

- ќткуда мне знать? Ц девочка - девушка вновь пожимает плечами и восточные глаза ее влажно темнеют. Ц ћожет быть, у художника и вовсе нет возраста? я - была. я Ц есть.

- ћожет быть, - эхом вторит ей грустный Ћис.. “вое им€ по - тувински Ц ЂЌайданї Ц значит: Ђ¬ечно живуща€їЕ

2.

Ќет Ц нет, и сказка никак здесь не годитс€! ћне лучше написать о ней рассказ. »ли - притчу. — неким элементом мистики, чуда, озарени€. ќ ней, маленькой девочке, родившейс€ в семье художника и балерины, где - то далеко, в городе со странным, гулким названием: Ђ”лан Ц Ѕаторї. ѕотом семь€ переехала в ћоскву. –исовать девчушка начала с трех лет, много раньше, чем читать. ¬се правильно, дл€ маленькой феи рисунка Ц самый обычный срок! я начинаю было, записываю несколько первых строк, и вдруг понимаю, что и притча здесь Ц неуместна. ¬едь Ќаденька –ушева, почти мо€ современница, которой не так давно исполнилось бы п€тьдес€т лет, была самой насто€щей, живой, теплой девочкой, а никакой ни загадочной крохотной феей с крылышками.. » истори€ о ней должна быть Ц самой обычной. ∆ивой, теплой. ¬от только рисунокЕ  априз пера. ƒар богов. ≈е ворожба. ≈е маги€. ≈е чародейство.

–исунок. Ёто был как бы еще и ее собственный €зык Ц загадочный, порывистый, легкий.  ак дыхание. ќна и сама была легкой, подвижной, веселой, любила танцы, смех, шутки, безобидное озорство.

Ќо над рисунком всегда - затихала, замирала. Ќад рисунком она как бы погружалась в другой мир, неведомый остальным. ќна властвовала в рисунке. ќна жила в нем. —ама говорила не раз: Ђя живу жизнью тех, которых рисую..ї

„ем она рисовала? ÷ветными мелками, карандашом. ѕока отец вслух читал ей Ђ—казку о царе —алтанеї она сделала к ней в альбоме более тридцати шести рисунков..  стати, в художественной школе она никогда не училась, и никто и никогда не мог заставить ее рисовать насильно.

¬ возрасте шести Ц семи лет девочка подружилась с пером - ручкой, которым в первом классе все старательно выводили палочки и крючочки. ’удожники обычно им не рисуют Ц слишком хрупкий инструмент, да и поправки - исключаютс€.. Ќад€ любила рисовать и фломастером, и карандашами, дл€ нее это было в равной степени легко она говорила, что только обводит на листах бумаги внезапно проступившие контуры рисунка лица и фигуры, контуры и сюжеты. ѕосле ее ухода Ц не поворачиваетс€ €зык сказать Ц смерти, гибели, - столь внезапно все было! Ц осталось более тыс€чи рисунков, среди них иллюстрации к Ђсамому родному поэтуї -ѕушкину Ц триста рисунков.. ѕерва€ ее выставка состо€лась, когда ей был всего на всего двенадцатый год. ќна училась в 653 Ц ей московской школе, любила кататьс€ на лыжах, играть в куклы. ћосковский журналист ¬. ѕономарев (Ђ»звести€ї) писал 17 апрел€ 1964 года в своей доброй и чуть ироничной заметке: ЂЅраво, Ќад€, браво!" - Ёти слова написал на одном из рисунков художницы италь€нский поэт и сказочник ƒжанни –одари. "“онко, темпераментно, талантливо", - можно услышать в —Ўј, »талии, »ндии, японии, √ƒ–, где экспонировались ее рисунки. "¬осхищены" - это слово встречаетс€ чаще других и в книге отзывов на выставке ее работ, котора€ недавно открылась в ћ√”.

’удожницу интересует очень многое. ќб этом говор€т названи€ разделов выставки: "–усский балет", "ћир животных", " осмос и наука", "—казки и фантазии", "ћоды вчера и сегодн€", "Ёллины и рабы", "ћир детей", "—ила и граци€"Е

14 апрел€ в ћ√” должна была состо€тьс€ встреча автора с посетител€ми выставки. Ќо она не получилась. ”видев переполненный зал, автор растер€лс€, расплакалс€ и убежалЕ под бурные аплодисменты зрителейї

3.

«а п€ть последних лет жизни –ушевой (никто, разумеетс€, не знал, что они последние! Ц —. ћ.) у нее состо€лось п€тнадцать персональных выставок: в ћоскве, ¬аршаве, Ћенинграде, јртеке.. ѕришла известность, слава, признание. ѕравда, гонораров из - за возраста Ќади ей почти не платили Ц не прин€то было в те времена выплачивать деньги ребенку. ¬се уходило в карманы вышесто€щих устроителей выставок, взрослых д€дей и тетенек, в неведомые союзы и комитеты. (Ћишь однажды, на скудно выплаченную часть какого - то гонорара, родители Ќади смогли купить ей демисезонное детское пальто.) ¬прочем, о деньгах никто и не спрашивал, это тоже было не прин€то в тогдашнем Ђсверхблагополучномї советском обществе. Ќо вот любопытный и трогательный штрих. Ќа многих рисунках Ќад€ –ушева изобразила себ€ в джинсах. Ќа самом деле у нее их не было Ц семь€ со скромным достатком не могла позволить себе купить дочери, пусть и Ђсамой лучшей девочке в —оюзеї (так писали газеты.- —. ћ.) очень модную вещь. » Ќад€ позвол€ла себе изредка мечтать о ней - хот€ бы в рисунках!

4.

—лава летела за Ќадюшей по п€там. ≈е узнавали на улицах, брали интервью, расспрашивали, допытывали о ¬дохновении, сравнивали с Ђћоцартом в живописиї.. ј Ќад€ оставалась все такою же обычной. —покойной, веселой, доброжелательной, совершенно Ђнезвезднойї девочкой. ќдноклассники –ушевой очень долго не подозревали, что в ней кроетс€ что Ц то некое, особенное..

Ќу, подумаешь Ц стенгазету оформила, мало ли кто хорошо рисует!

ƒет€м такое неведение, не виденье “аланта - вполне простительно. ј взрослые..

¬зрослым в их каждодневной, жесткой суете тоже не всегда открывалось то волшебное, мгновенное, необъ€снимое, что неслышно присутствовало в ее ƒаре и отчего захватывало дыхание, завораживало порою.

Ќесколько редких, минутных случаев, когда взрослым все - таки становилось доступным и очевидным такое Ц Ђнечтої - зафиксированы в подробном дневнике Ќадиного отца, московского театрального художника Ќикола€  онстантиновича –ушева. ѕриведем только два из них.

¬скоре после посещени€ ѕушкинского дома Ц музе€ на ћойке 12, в Ћенинграде, отец девочки, сопровождавший ее, взволнованно записал: "Е√лавный хранитель музе€ - квартиры, Ќина »вановна √оллер разрешила Ќаде сесть на пуфик, чтобы виднее был плотный лист, на котором она (Ќад€) начала рисовать.  амера запечатлела рождение на наших глазах композиции: Ќаталь€ Ќиколаевна собрана на бал, сидит здесь так же на пуфике, у своего туалетного стола с флаконами, а поэт в рубашке, опира€сь на подлокотники кресла, грустно смотрит перед собой сквозь пальцы и отговаривает жену:

ѕора, мой друг, пора! ѕоко€ сердце просит -

Ћет€т за дн€ми дни, и каждый час уносит

„астичку быти€, а мы с тобой вдвоЄм

ѕредполагаем житьЕ » гл€дь - как раз - умрЄм.

ћы все перегл€нулись, понима€ Ќадину прозорливостьЕ ” мен€ стало тоскливо на сердце, и € спросил:

- ƒочка, ты что этоЕ ќчень устала?

- Ќисколечко! ѕросто € увидела их €сно-€сно за сокровенной беседойЕ

ћне оставалось лишь обвести фломастеромЕ".

ј вот другой эпизод, св€занный с прочтением Ќадей романа ћихаила Ѕулгакова Ђћастер и ћаргаритаї. ¬ те далекие уже от нас, шестидес€тые годы прошлого века, полуопальное творение Ѕулгакова свободно приобрести было невозможно; чтобы прочесть затрепанные синие томики ЂЌового мираї с главами романа, люди выстраивались в очередь в библиотеках. Ќиколай  онстантинович все же принес домой заветный потрепанный номер с текстом Ђћастераї - дали друзь€ .

ќн никак не думал показывать журнал дочери, счита€, что юна€ девочка - пионерка мало что сможет разобрать в сложной нравственно Ц философской, психологической коллизии романа. ј через несколько дней, войд€ в комнатку дочери был ошеломлен: весь стол завален рисунками на которых изображены сцены из романа, портреты главных героев! –исунки не умещались на столе, падали на пол. ѕораженный увиденным, отец начал расспрашивать Ќадю и с изумлением у€снил себе , что она пон€ла все или - почти все - в этой необыкновенно сложной и интересной книге. ќсобенно привлекала ее тема борьбы добра и зла, столь полно выраженна€ в романе, и тема чувства ћаргариты и ћастера..

¬ их трагедию Ћюбви чуткое, трепетное, восприимчивое сердце Ќади проникло особенно глубоко и тонко. ќтец писал с каким жадным упоением и восторгом читала Ќад€ другие серьезные творени€ писател€ Ђ“еатральный романї, ЂЅегї, Ђ «аписки врачаї.. ќна хотела иллюстрировать Ѕулгакова еще и еще, но просто Ц не успела!

 ак ни грустно, родители до конца пон€ли способность Ќади к такому вот Ђзавороженному, очарованномуї, почти мгновенному €сновидению - проникновению душою внутрь любого пласта времени, эпохи, внутрь любого сердца, слишком поздно - уже после ее ухода. ќсобенно же - после того, как показали цикл рисунков к роману вдове ћихаила Ѕулгакова, ≈лене —ергеевне. “а была потр€сена увиденным не меньше их, и долго перебирала рисунки, всматрива€сь в тонкие, начертанные пером - ручкой контуры, лица, фигуры, силуэты, темыЕ

ќказалось, что перстень на пальце ћастера - это точна€ копи€ фамильного перстн€ ћихаила јфанасьевича Ѕулгакова, а женский портрет и стара€ фотографи€ жены писател€ - это одно лицо. Ќи перстн€, ни фотографии Ќад€, конечно, физически не могла видеть! Ќо она создала уникальный цикл рисунков, и все они говорили действительно о том, что юна€ художница полностью владела материалом и понимала его досконально.  аждый рисунок вызывал у ≈лены —ергеевны восклицание и удивление: " ака€ амплитуда чувствЕћаргарита - хороша!Е јзазелло великолепенЕ  ака€ сложность чувств!Е Ёто потр€сающе... ƒевочка в 16 лет прекрасно всЄ пон€лаЕ" “акие отзывы в устах ≈лены —ергеевны (ћаргариты) были высшей похвалой, жаль, что Ќаде не довелось услышать этих слов. ≈лена —ергеевна покл€лась, что добьетс€ отдельного издани€ булгаковского Ђћастераї только с Ќадиными рисунками. —лово свое она сдержала.  нига вышла. Ќо не в ћоскве, как было обещано, а в Ѕарнауле. »з Ц за плохого качества бумаги великолепные рисунки, признанные лучшими в мире, (!) были почти полностью смазаны, а издание Ц безнадежно испорчено. ¬ грезы Ђлегкого гени€ кистиї вмешалась безжалостна€ реальность.

5.

Ќад€ любила рисовать и не мыслила жизни без рисовани€. .  огда она упоенно создавала свои циклы рисунков к разным темам, то чрезвычайно много читала и занималась, кроме этого любила поездки и путешестви€, даже небольшие: на автобусе в парк, сквер, на реку, в лес... ≈е мало привлекало пустое врем€препровождение, а на первом месте дл€ нее всегда были какие Ц то сложные духовные интересы и переживани€ : новые песни ¬ладимира ¬ысоцкого, стихи ≈втушенко, поездка в музей ѕушкина, билеты на балетный спектакль, книга об античном искусстве. ќна могла спорить с любым по возрасту человеком о том, что считала важным и необходимым дл€ верного понимани€ чего либо: €влени€, вещи, искусства, поступка.. —охранилась дневникова€ запись Ќ.  . –ушева об одном из таких споров дочери с учителем

ѕриведем ее полностью:

11 апрел€ 1968 г.

"—егодн€ Ќад€ рассказала нам о споре. Ќа перемене между уроками она спросила своего учител€ по литературе Ќикола€ ѕетровича ярмульского: " то из героев прекраснее - кн€зь јндрей или ѕьер?" Ќиколай ѕетрович, вернувшийс€ с ¬еликой ќтечественной войны в чине старшего лейтенанта в орденах, ответил, что его идеалом всегда был кн€зь јндрей. Ќад€ возражала: " акой же он герой, если отец запретил ему женитьс€, если он подверг любимую Ќаташу годичному испытанию и при первой же ошибке - вернул ее письмаЕ Ёто не по-рыцарски. ќн храбр, но это долг каждого солдата. ј вот ѕьер - он герой. Ќикто не призывал его на Ѕородинское сражение, в самое пекло, на батарею –аевского! Ќикто не упрашивал его спасти ребенка из огн€ и женщину от грабител€-француза. «а это он под расстрел угодилЕ » когда Ќаташе было очень плохо, то он один ее поддержалЕ"

ќна мало интересовалась политикой, но упорно и упр€мо называло 1968 год т€желым и трудным, хот€ не могла до конца объ€снить своего ощущени€. ƒа это и невозможно было. ¬едь все шло оттуда изнутри, из ƒуши, в которой посто€нно шла кипуча€ и неутомима€ работа.. Ќевидима€ глазам и часто Ц неслышима€ сердцами.

–абота души, полной прелести и оба€ни€, немного, быть может, угловатой, сдержанной прелести подростка, но бывшей как бы ключом, камертоном всей ее непостижимой натуры, котора€ в быту была столь не капризна, в »скусстве пон€ти€ и постижении ∆изни Ц столь легко гениальна. Ќаконец Ц то, € нашла точное определени€ ƒара –ушевой Ц легкость гени€!  ак долго оно не давалось мне в руки, не шло на ум, не слетало на кончик клавиши!

6.

ƒмитрий Ѕыков, поэт, театральный критик и современник –ушевой, как бы втор€ простым словам моего неуклюжего и сбивчивого рассказа о маленькой Ђфее рисункаї, пишет о ней поразительно точно и €рко, как бы выхватыва€ суть всей ее странной, неповторимой, недос€гаемой гениальности, очаровани€, оба€ни€, прит€гательности : ЂЌад€ –ушева - это не только тыс€чи рисунков.  нижна€ графика отца и сыновей “раугот не уступает им. ƒа и Ѕердслей, в конце концов, - это не только и не столько лучший рисовальщик викторианской јнглии. ≈сть именно чудо —удьбы и характера, ими Ќад€ –ушева и дорога всем нам. я не стремлюсь принизить ее творчество - даже теперь оно неотразимо оба€тельно. я говорю только о том, что без одержимости и мученичества, легкости и доброжелательности Ђрушевский феноменї был бы немыслим. » € сомневаюсь, что такого ребенка смогло бы сформировать наше жесткое, неумолимое, насмешливое, ломающее всех врем€!

ѕусть талант Ќади –ушевой возрос на советской почве - без этой почвы его, как ни старайс€, не вообразишь.

ќна, как многие гении, была ребенком от межнационального брака - дочерью русского художника и первой тувинской балерины; с детства ей посто€нно читали мифы в прекрасных советских переложени€х; она росла в дружной и артистической семье, где никогда не работали дл€ заработка, а всегда - дл€ искусства.   ней, с первых ее рисунков, было приковано внимание: старик √ессен, в прошлом кадет -публицист, заказал ей иллюстрации к своим пушкинистским штуди€м, и был могучий символ в том, что книги дев€ностолетнего писател€ иллюстрирует двенадцатилетн€€ девочка. ќзорство и романтизм ее работ были удивительно ко времени. » при этом Ќад€ –ушева была просто - тихим очкариком. “ем разительнее было торжество ее ƒара: худа€, темноволоса€, ничем не привлекающа€ внимани€ в толпе одноклассников. »ное дело, если вгл€детьс€Е —охранилось не так много ее фотографий, но есть одна, где она смотрит на картину (не зна€, что ее снимают): вот где огонь, мерцающий в сосуде. ¬от где мучительное, струнное напр€жение, которое и ломает, и корчит, и выпр€мл€ет: да если бы она и ничего не нарисовала за всю свою жизнь - по одному этому снимку видно гени€. Ќе говор€ уж о письмах, в которых она так по-детски порывиста и так по-взрослому сострадательна; это письма совершенно ангельские, книжные - без занудства, остроумные - без натугиЕ ах, какова она была бы в зрелости!ї

7.

ƒа в ней было абсолютно все, что присуще тонкому, истинному, блест€щему художнику и о чем все еще пишут критики и исследователи ее работ ( » сейчас еще есть такие, правда, их все меньше и меньше! Ц —.ћ.): и Ђнеобычность и оригинальность творческого почерка, и только ей присуща€ лини€ рисунка, лини€ возведЄнна€ в абсолют - безошибочно точна€, строга€, лет€ща€:ї.. ќб этом никто и не спорит. ¬ –ушевой Ц художнице была заложена огромна€ потенциальна€ возможность творческого роста, это отмечал ее наставник, скульптор Ц анималист ¬асилий ¬атагин. Ќо, кроме всего этого, Ц важного и нужного, безусловно! - был в ней, на самом деле, как подразумевает ƒм. Ѕыков, еще и некий јбсолют —удьбы и ’арактера. јбсолют ухода, если хотите. ¬ернемс€ к тем печальным обсто€тельствам .

¬се произошло ошеломл€юще, пугающе быстро!

¬от как рассказывала о трагедии 6 марта 1969 года мама Ќади, Ќаталь€ ƒойдаловна јжикмаа Ц –ушева:

"5 марта 1969 года дочь с отцом приехали из Ћенинграда. ќни на несколько дней ездили на съемку документального фильма про Ќадюшу. ѕриехала мо€ доченька веселой, рассказывала о своих впечатлени€х.

”тром на следующий день € засобиралась на работу, а Ќадюша - в школу. ѕриготовила девочке антрекот и €ичницу, она выпила стакан кофе. я ушла, а через несколько минут она потер€ла сознание. Ќиколай  онстантинович в соседней комнате почувствовал неладное. “елефона не было. ќн в домашних тапочках побежал в больницу. “ам его долго расспрашивали. Ќаконец приехали, увезли мою девочку на "скорой помощи" в больницу. „ерез несколько часов она, не приход€ в сознание, умерла. ” нее оказалс€ врожденный дефект одного из сосудов головного мозга. —ейчас это можно оперировать. “огда не смогли. ќт кровоизли€ни€ в мозг Ќадюши не стало. Ќикогда она не болела и не жаловалась.

Ќад€ умерла шестого марта. ј на следующий день мальчишки решили поздравить одноклассниц с 8 ћарта. ¬сем девчонкам поставили на парты какие-то игрушечки. ј Ќад€ не пришла.  ласс был потр€сен известием о ее смерти. Ѕывает, что в классе кого-то люб€т. » ее любилиЕ ј незадолго до этого она гул€ла с подругой по улице и заметила похоронную процессию. ѕечальна€ музыкаЕ » она сказала: ну как же? » так т€жело - человек умер, а тут вдруг така€ музыка. ≈ще больше людей добивают. ¬от, говорит, если € помру, € бы хотела, чтобы мен€ похоронили в артековской форме (ее любимой форме) и чтобы играли "Ѕитлз". », между прочим, так и было..ї

¬се так и было. ќна ушла под музыку Ѕитлз и оставила нам легкость пера, воздушность рисунка

«агадку своей —удьбы. ¬ ней всегда, даже сквозь флер нежной улыбки присутствовала нотка грусти, трагичности. —ветла€ печаль истинного художника. Ёто всегда настораживает. Ёто Ц непон€тно люд€м. ќбыденности хочетс€ радости, радости всегда, пусть даже она будет примитивной по сути. ѕочему Ќадюша рисовала так, а не иначе? Ц ломали головы искусствоведы. Ц «ачем эта вечна€, щем€ща€ нота грусти? ѕочему в образах большого цикла рисунков Ђјнтичностьї преобладают не мужественные и сильные герои Ёллады Ц спартанцы - а какие - то мифические образы: обративша€с€ в дерево и гибнуща€ от любви нимфа ƒафна, плачущий над нею јпполон, ищущие свою половинку в стремительном кружении беге по земле кентаврицы (*женск. от - кентавр. ќдин из рисунков Ќади –ушевой так и озаглавлен: ЂЅег кентаврицї. Ц —. ћ.)?!.. ѕочему, почему? «ачем? √де м€чики, скакалки, качели, улыбки, куклы, радуги? ѕочему ѕушкин в расстегнутой рубашке, почему лоб его хмурен, а ћастер за спиной ћаргариты, упр€мо выхватывающей листы рукописи из печки нервно грызет ногти?.. ¬опросы терзали не только маститых знатоков графики, но и публику. Ћюди посто€нно шли на выставки –ушевой, книги посещений заполн€лись не только восторженными отзывами, но и вопросами к художнице Ц о смысле и сути ее ƒара. ¬ нескольких интервью Ќад€ позволила себе искренность и глубину размышлений.. Ёто так несвойственно ребенку. Ёто так уместно дл€ гени€. ƒл€ одаренного, мысл€щего, живого человека Ёто так пугает обычность и обыденность мертв€щей и мертвой серостиЕ

8.

“рудно, ох, как трудно вообразить судьбу Ќади –ушевой в восьмидес€тые годы, да даже и три года спуст€, в ее так и несбывшеес€ двадцатилетье! —удьбу счастливую, полнуюЕ

¬ стране тогда уже властно наступала пора тихого и €ростного сопротивлени€ инакомысл€щих и инакомысл€щим, пора тупого подавлени€ любого всплеска таланта, пора непон€тного нам пока до конца отча€нного диссидентства, тюрем и лагерей, благообразных и страшных психбольниц с их аминазином и всеми прочими прелест€ми карательно - гуманной медицины..

’рущевска€ оттепель заканчивалась. —удьба Ђ гениальной феи рисункаї вполне могла быть, да и стала бы вполне похожей на полет с крыши јлександра Ѕашлачева, на скорбный путь столь любимого Ќадей певца и поэта ¬ладимира ¬ысоцкого, иЕ на жизненную тропу ее младшей, поздней, современницы Ќики “урбиной, закончившей свое печальное и одинокое земное странствие не так давно, и достигшей лишь Ђлермонтовского возрастаї! —тала бы..

Ќо ¬селенна€ уберегла Ќадежду Ќиколаевну –ушеву от трагедии зеркального повторени€ чужих дорог, вечных трагедий кричащего из пустоты одиночества, непростительных, вечных ошибок. ќна просто не допустила превращени€ маленькой, хрупкой Ђволшебницы пераї в обычную, опустошенную невзгодами и потер€ми, напуганную ускользанием ƒара и холодом неприка€нной ѕустоты ƒевушку.. ∆енщину.. Ќе допустила разрушени€ Ћичности.

“еперь нам трудно представить ее возраст, хот€ в 2002 году ей исполнилось бы целых п€тьдес€т лет! Ќо в тех ћирах, где она сейчас, возраста - не существуетЕ.

9.

я так хотела закончить свой короткий и неуклюжий рассказ о ней притчей! —казкой. ћифом Ќо внезапно пон€ла, что ничего этого Ц не нужно. Ќужно лишь короткое прикосновение сердцем в конце строки, которое кого - то - обожжет пламенем признани€, кого - то - кротко обвеет печалью.. ћать Ќади –ушевой, Ќаталь€ ƒойдаловна живет в одиночестве в маленькой, скромной квартире, в которой от всего былого воспоминанием остались лишь обветшалые афиши выставок, несколько пожелтевшие от времени хрупкие рисунки в папках, планшетах и на стенах, и небольша€ коллекци€ фотографий девочки.

¬ письменном столе покойного ныне Ќикола€  онстантиновича –ушева лежит огромна€ белова€ рукопись интереснейшей книги воспоминаний о Ќаде, в четыреста с лишним страниц.  нига до сих пор не нашла своего издател€.. ¬ запасниках ѕушкинского музе€ хранитс€ огромное количество рисунков Ц около восьмисот - больша€ часть художественного наследи€ гениальной девочки, феи рисунка. ¬ыставки больше организовывать некому. Ќужны спонсоры, меценаты, покровители, вдохновители.. Ќо в наше врем€, которое все чаще и чаще пытаетс€ признать нормой жестокость и патологическую страсть к убийству и унижени€м, а талант человеческий в любом виде искусства - будь то проза, танец, живопись, песн€, поэзи€ - упорно и с высоким апломбом назвать патологической ненормальностью, - до рисунков ли? ƒо выставок?... Ќо тогда до чего нам, ее современникам, достигшим зрелости и даже поздней осени жизни - вообще?! √рустный Ћис по прежнему доверчиво прижимаетс€ к хрупко - острым колен€м художницы, сгибает преданным калачиком хвост и пытаетс€ загл€нуть в лист бумаги, над которым волшебно летает перо.. „то рисует она там, где нет времени? ”лыбку ¬ечности? “ень скорби на ≈е величавом челе? Ќасмешку ≈е? ’олод космического пространства с вечным си€нием звезд?.. »ли по прежнему Ц смешную нежность ћаленького принца, тонкие пальцы которого осторожно дар€т любовь хрупкой и капризной –озе?

я не знаю. ћне остаетс€ только воображать, гадать. ј ¬ам - читать страницы неуклюжие и немного грустные страницы моего очерка, в котором так мало деталей, подробностей, но так много неизбывной жажды одного, самого главного, пожалуй, дл€ любого биографа Ц жажды открыти€, узнавани€, понимани€.. ѕросто, наконец, Ц не забвени€ !

— ѕ ј — » Ѕ ќ ¬ ј ћ « ј — “ ј “ № ё ! . .
marit 03.10.2006 12:46:00
я не умею точно выразить свои чувства, как ¬ы, и поэтому - просто, молча, снимаю шл€пу... — ѕ ј — » Ѕ ќ ¬ ј ћ « ј — “ ј “ № ё ! . .

Ѕлагодарность
15.07.2013 02:54:48
—пасибо. “рогает. Ќедавно, и, практически случайно, € узнал, что была така€ девочка-художник - Ќад€ –ушева. «аинтересовалс€, почитал еЄ биографию, посмотрел рисунки. - ¬печатлЄн. ј на еЄ  ентаврЄнка вообще спокойно смотреть не могу - пробирает до слЄз почему-то...
... огда-нибудь € об€зательно с ней встречусь - € знаю...

¬италий.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

–ейф ‘айнс: ќт –омео до ¬олан-де-ћорта
ѕосетило:9666
–эйф ‘айнс
≈катерина √ордеева. Ѕиографи€
ѕосетило:52111
≈катерина √ордеева
Ѕеверли —иллз. Ѕиографи€
ѕосетило:14664
Ѕеверли —иллз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru