Автор: Ветрова Зоя [14.06.2025]

Красная цифра «5»: история магазина, изменившего российский ритейл

В августе 1998 года рухнула экономика, обесценились накопления, а импортные йогурты и консервы остались никому не нужными на складах. Сегодня наследница той кризисной идеи — это 15 000 магазинов и выручка в 4 триллиона рублей.

В самый разгар августовского кризиса 1998 года в Санкт-Петербурге двое предпринимателей смотрели на склады, заваленные импортными товарами, которые вчера еще были золотом, а сегодня превратились в невостребованный балласт. Андрей Рогачев торговал консервами, а Александр Гирда — йогуртами и молочными продуктами. Оптовый бизнес рухнул за несколько дней — обесценившиеся рубли больше никого не интересовали, а кредиты превратились в неподъемное бремя.

"Летом 1998 года Гирда решил выкупить у Рогачева его оптовый бизнес. Цена вопроса составила два миллиона долларов", — вспоминают очевидцы тех событий. Но денег у Александра не было, и партнеры договорились о рассрочке. А потом случился дефолт.

Рождение из кризиса

История «Пятёрочки» началась не с бизнес-плана, а с отчаяния. Чтобы помочь товарищу рассчитаться с долгами и продать имеющуюся продукцию, Рогачев инициировал создание сети магазинов. Идея была не новой — еще в 1992 году он думал о розничной торговле, но тогда проект отложили "в долгий ящик".

Теперь розница стала спасительной соломинкой. В 1998 году Рогачёв вместе с партнёрами зарегистрировал ООО «Агроторг». Партнерами по новой компании стали Александр Гирда, Татьяна Франкус и Игорь Видяев. Каждый принес в общий котел свой опыт и остатки товарных запасов.

Название будущей сети родилось почти случайно — "Пятёрочка", как школьная оценка за отличную работу. Логотип представлял собой простую красную цифру "5" в красном кольце. Никто тогда не мог предположить, что эта цифра станет одним из самых узнаваемых символов российского ритейла.

Первые шаги

Первый магазин торговой сети открылся в феврале 1999 года в Санкт-Петербурге. Первые магазины "Пятерочка" появились в январе 1999 года в Петербурге. В оборудование и модернизацию помещений были вложены деньги компании "Агроторг».

Основатели изучили европейский опыт создания торговых сетей и адаптировали лучшие практики под российские реалии. "Изучив европейский опыт по созданию торговых сетей, мы старались взять самые эффективные технологии, которые адаптировали под свой бизнес и дополнили собственными разработками", — говорит первый директор петербургской сети Сергей Лепкович.

Формат был революционным для российского рынка тех лет — небольшие магазины "у дома" с доступными ценами и понятным ассортиментом. Пока крупные сети пытались копировать западные гипермаркеты, основатели "Пятёрочки" поняли главное: россиянину после кризиса нужен простой магазин рядом с домом, где можно купить все необходимое без лишних трат.

Успех превзошел все ожидания. К концу 1999 года открылось ещё 15 магазинов. Уже к концу 2000 года было открыто 15 магазинов. Темпы роста поражали — компания открывала в месяц по 3-4 магазина.

Выход за пределы

В 2001 году сеть вышла на московский рынок. Это был качественно новый уровень — если в Петербурге "Пятёрочку" знали все, то в Москве предстояло завоевывать внимание избалованных столичных покупателей.

В 2002 году сеть стала развивать франчайзинговую программу. Франшиза позволила масштабироваться без привлечения огромных инвестиций — региональные предприниматели сами вкладывали деньги в открытие магазинов под проверенным брендом.

В 2004 году открыт сотый магазин. За пять лет небольшая региональная сеть превратилась в заметного игрока на российском рынке.

Выход на большую сцену

2005 год стал переломным. Компания Pyaterochka Holding N. V. провела IPO на Лондонской фондовой бирже. На тот момент «Пятерочка» являлась крупнейшей розничной сетью в России и насчитывала 445 магазинов в 12 регионах РФ с оборотом более 1,59 млрд долларов.

Но самой неожиданной инициативой стала покупка прав на мультфильм "Ну, погоди!". В феврале 2005 года торговая сеть приобрела права на мультфильм «Ну, погоди!» и даже выпустила впоследствии две новые серии — 19-ю в 2005 и 20-ю в 2006 годах. Этот ход показал, что "Пятёрочка" мыслит не только коммерческими категориями, но и понимает важность культурного наследия.

Большая игра: слияние с "Перекрёстком"

К середине 2000-х стало ясно, что для конкуренции с международными сетями нужны новые масштабы. Тут на сцену вышла "Альфа-Групп" Михаила Фридмана, которая уже владела сетью "Перекрёсток".

Первый магазин "Перекрёсток" открылся в 1995 году в московском районе Митино. За десять лет сеть стала заметным игроком в сегменте супермаркетов, но ей не хватало массовости "Пятёрочки".

18 мая 2006 года произошло слияние компаний «Пятерочка» и «Перекресток» с целью создания ведущей компании на рынке продуктовой розничной торговли России. После объединения «Пятёрочки» и «Перекрёстка» создан крупнейший на тот момент российский продуктовый ретейлер X5 Retail Group (включал на тот момент 420 магазинов «Пятёрочка» и 141 супермаркет «Перекрёсток»).

Основатели "Пятёрочки" получили существенную долю в новой компании, но реальное управление перешло к структурам "Альфа-Групп". CTF Holdings S.A. владеет 47,86% X5 Retail Group, и эта компания принадлежит Альфа-Групп.

Эпоха профессионального управления

После слияния началась эпоха профессионального менеджмента. С 1999 по 2004 годы компанией руководил Сергей Лепкович, с 2004 по 2012 годы — Олег Высоцкий. Каждый новый руководитель привносил свое видение развития.

В 2008 году X5 приобрела сеть гипермаркетов "Карусель" за $940 млн, создав полноценную мультиформатную розничную империю. Теперь под одной крышей объединились магазины "у дома", супермаркеты и гипермаркеты.

Но самой амбициозной стратегией стала экспансия. X5 начала скупать региональные сети: 82 супермаркета Paterson (2009), более 660 магазинов "Копейка" (2010), 103 магазина "Покупочка" в Самарской области (2014).

Время перемен

Одним из самых значимых событий стал уход основателей. В 2011 году один из основателей «Пятёрочки» Андрей Рогачёв вышел из капитала X5 Group, продав свой пакет акций 11% на бирже. По оценкам, в 2010 году за принадлежавшие ему GDR ритейлера он мог выручить около $995 млн.

Рогачев не исчез из ритейла навсегда — вырученные от продажи средства пошли на создание новой сети дискаунтеров «Верный». Ученик решил конкурировать с учителем.

В 2013 году произошел знаковый ребрендинг. В рамках программы обновления сети проведён ребрендинг, на новом логотипе изображено стилизованное яблоко с зелёным листом с целью символизировать свежесть продукции. Красная цифра "5" осталась, но получила новое обрамление.

Цифровая трансформация

2020-е годы принесли новые вызовы. Пандемия заставила ускорить цифровую трансформацию. В мае 2020 года "Пятёрочка" запустила первые семь дарксторов сервиса экспресс-доставки на юге и юго-востоке Москвы.

В марте 2021 года группа запустила систему оплаты "взглядом" с использованием биометрии в кассах самообслуживания в своих супермаркетах и магазинах шаговой доступности. Технология, которая казалась фантастикой, стала реальностью российского ритейла.

Империя цифр

Сегодняшние масштабы поражают воображение. По состоянию на конец 2019 года компания управляла 16 297 магазинами, включая 15 354 магазина "Пятёрочка". По итогам 2023 года X5 Retail Group контролирует 14,6% рынка продуктовой розницы в стране.

X5 является одним из крупнейших российских работодателей. На сегодняшний день в компании работают более 325 тыс. сотрудников.

За четверть века небольшая региональная сеть превратилась в гиганта, определяющего правила игры на рынке. По финансовым показателям 2012 года выручка составляла $15,79 млрд, а к 2023 году обороты исчисляются уже триллионами рублей.

Наследие пятёрки

История "Пятёрочки" — это история о том, как кризис может стать началом великого дела. То, что начиналось как попытка распродать залежавшиеся товары после дефолта, превратилось в революцию российского ритейла.

Красная цифра "5" изменила правила игры целой отрасли. "Пятёрочка" доказала, что россиянину не нужны огромные гипермаркеты — ему нужен удобный магазин рядом с домом с честными ценами и понятным ассортиментом.

Сегодня принципы, заложенные Рогачевым, Гирдой и их партнерами, стали стандартом индустрии. Каждый новый игрок на рынке неизбежно сравнивается с "Пятёрочкой" — не только по ценам, но и по философии близости к покупателю.

От складов с никому не нужными консервами до крупнейшей торговой сети страны — такой путь прошла идея, родившаяся в августовские дни 1998 года. И красная цифра "5" до сих пор напоминает о том, что даже в самые тяжелые времена можно найти решение, которое изменит жизнь миллионов людей.


Tags: #магазинов #пятёрочки #стала #пятёрочка #цифра #компании #магазин #красная #история #магазина #петербурге #бизнес #новой #российского #ритейла

Дополнительные фотографии

 Пятерочка - фотография из открытых источников

Пятерочка - фотография из открытых источников

Посмотреть фото

Поделитесь

 Пятерочка

Пятерочка

сеть магазинов розничной торговли

Появилась: 01.01.1998 (27)

Последние новости

Люди Дня

Последние комментарии

Оставьте Комментарий

Имя должно быть от 2 до 50 символов
Введите корректный email
Заголовок должен быть от 3 до 200 символов
Сообщение должно быть от 15 до 6000 символов
sql_close(); ?>