Квартира была завалена посылками до потолка, а чтобы забрать заказы, приходилось добираться на общественном транспорте через всю Москву. Сегодня Wildberries — это $7 млрд и 30 млн покупателей.
Утром 2004 года молодая мама из Подмосковья Татьяна Ким сидела в декретном отпуске и считала семейный бюджет. Родившись 16 октября 1975 года в семье этнических корейцев, она не привыкла к роскоши. Рос в небогатой семье: отец был ветеринаром на мясокомбинате, а мать — кадровиком на шарикоподшипниковом заводе. После рождения ребенка доходы семьи резко сократились — уроки английского языка и репетиторство приносили мало, а расходы только росли.
Но Татьяна помнила студенческие годы и то чувство радости, когда получала посылки из немецких и французских каталогов. "Для нас с девчонками поездка в Москву была за праздник. Поскольку мы учились на инязе, то набрели на французские и немецкие каталоги, стали там покупать вещи", — вспоминает она.
Центр приема заказов находился неподалеку от Пушкинской площади. Приходишь, платишь, примерно через месяц по почте получаешь сообщение, что посылка доставлена. Забираешь фирменный пакетик и едешь домой. Помню радость, что красивая обновка, как на фото в каталоге, стала твоей.
И тут родилась идея. Почему бы не попробовать продавать эти самые вещи другим? Стартовый капитал составлял 700 долларов. Муж Владислав, уже успешный предприниматель в сфере IT, отнесся к идее скептически, но поддержал. "Владислав дал друга-программиста, и тот за 700 долларов сделал сайт онлайн-магазина".
"Какой-то стройной концепции, четкого бизнес-плана не было. Действовала по наитию", — честно признается Татьяна. Название Wildberries — «дикие ягоды» — придумала сама. Может быть, предчувствовала, что бизнес будет расти, как дикие ягоды — неукротимо и повсюду.
Первоначально деятельность заключалась в продаже одежды по каталогам. Работали с немецкими брендами Quelle и Otto. Преимущество Бакальчук заключалось в изменении условий: она брала 10% и не требовала предоплаты — против стандартных 15% и обязательной предоплаты у конкурентов.
По словам супругов, они сами не ожидали мгновенных ответов. Но случилось чудо: в первый же день поступило несколько заказов. Размещенная на женском форуме реклама сработала лучше всех ожиданий.
Но романтика быстро закончилась. "Сначала надо было съездить за ними на общественном транспорте. Хорошо, что ветка метро прямая: садилась на "Рязанском проспекте", выходила на конечной, дальше — на автобусе, потом немножко пешком. На каком-то складе забирала посылки и таким же путем возвращалась домой".
Вся квартира Бакальчука была забита ящиками — но постепенно пришло понимание: надо расширять. Когда коробки заполонили все пространство, стало ясно — домашний бизнес перерос домашние рамки.
В 2005 году супруги официально зарегистрировали ООО «Вайлдберри» и сняли первый офис. Через год после старта пара зарегистрировала ООО «Вайлдберри», сняла небольшую комнату и наняла первый штат: курьеров, операторов и программистов.
Но главный прорыв случился не в логистике, а в психологии покупателя. Татьяна вспомнила предостережения знакомых о «коте в мешке» и сделала то, что казалось безумием для бизнеса — решила, что клиенты имеют право бесплатно примерить заказанные вещи – и вернуть их в том случае, если что-то не соответствует ожиданиям.
Поначалу примерять одежду можно было лишь у себя дома – когда курьер доставлял ее. Но это было не всегда удобно (к тому же часто заказывали посылки в офис), и тогда Бакальчуки открыли первые центры самовывоза, в которых поставили примерочные.
Эта услуга произвела настоящий фурор, хотя и вызвала скепсис партнеров. Клиентов стало не в пример больше – но и число отказов, соответственно, тоже: оно составляло порядка половины от всего количества. На все замечания о том, что это невыгодно, Бакальчук отвечала (и продолжает отвечать и сейчас), что без подобной услуги обойтись нельзя.
В 2009 году компания открыла головной офис в деревне Мильково за МКАД — там, где и сейчас находится юридический адрес гиганта. В этот период расходы компании выросли ввиду роста оборота, поэтому была введена единая такса на доставку заказов для покупателей – 300 рублей.
К 2012 году масштабы поражали: На 2012 год компания продавала более 1000 брендов одежды и обуви, а сайт обогнал по числу посетителей Ozon.ru. В 2012 году выручка компании составляла $290 млн.
Но 2014 год принес новые вызовы. Кризис заставил пересмотреть всю бизнес-модель. В кризис 2014 года Wildberries отказался от самостоятельной закупки товара, перейдя на модель, по которой работает Amazon: загрузкой товара и клиентской поддержкой занимаются поставщики.
Этот ход оказался гениальным. Платформенная модель позволила масштабироваться с невиданной скоростью. К этому времени на платформе Wildberries были представлены 400 тысяч предпринимателей и предприятий.
А потом случился 2020 год. Росту компании помогла пандемия коронавируса, когда люди стали чаще покупать и продавать онлайн. Пока мир замирал в карантине, Wildberries только ускорялся. Во время экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, Wildberries трудоустроила 15 000 человек: 7500 — в распределительные центры, 5500 — в курьерскую службу, 1500 — в пункты выдачи заказов и около 500 человек — в другие подразделения компании.
К концу 2020 года цифры уже не укладывались в голове: На 2020 год Wildberries был крупнейшим интернет-магазином России по оценке Data Insight. К 2020 году у компании было более 7000 пунктов выдачи.
Успех не остался незамеченным. В 2019 году американский Forbes включил её в список самых заметных новых миллиардеров, а российский — самой богатой женщиной страны.
Состояние Бакальчук на 2021 год составляло 13 млрд долларов (+800 % к 2020 году, что составило львиную долю от увеличения общего капитала богатейших женщин России). В 2021 году она стала настоящим феноменом — американский Forbes назвал ее лидером по динамике роста среди всех миллиардеров мира, с ростом более 1000%.
Но 2024 год принес неожиданный поворот. 23 июля 2024 года Бакальчук объявила о начале бракоразводного процесса с мужем. То, что начиналось как семейный бизнес, превратилось в публичную драму с элементами корпоративных войн.
23 июля 2024 года глава Чечни Рамзан Кадыров рассказал в своей соцсети, что в семье основателей и владельцев компании Wildberries с марта 2024 года наметился раскол. По словам Владислава Бакальчука, его супруга «связалась с непонятной компанией» в лице Russ Outdoor.
Кульминацией стала трагедия 18 сентября 2024 года — перестрелка у офиса Wildberries, в которой погибли два человека. Татьяна назвала произошедшее попыткой рейдерского захвата, а Владислав пытался «защитить семейный бизнес».
В сентябре 2024 года предпринимательница сообщила в своём Telegram-канале о возвращении своей девичьей фамилии — Ким. 10 февраля 2025 года Владислав Бакальчук заявил, что суд расторг его брак с Татьяной.
Весной 2024 года, параллельно с семейными проблемами, Татьяна объявила о слиянии с рекламной группой Russ. В июне 2024 Wildberries объявила о слиянии с крупнейшим в России оператором рекламы Russ. Цель амбициозная — создание глобальной торговой платформы, способной конкурировать с мировыми гигантами.
17 апреля 2025 года Савёловский суд Москвы передал долю Бакальчука бывшей супруге. Теперь Татьяна владеет 100% «Вайлдберриз».
Сегодня Wildberries — это не просто интернет-магазин. Это целая экосистема с выручкой около $2 млрд, 30 млн ежедневных пользователей и десятки тысяч сотрудников. Представительства Wildberries и пункты выдачи заказов сегодня открыты в разных странах — Белоруссии, Армении, Таджикистане, Грузии, Казахстане и других.
Но что поражает больше всего — простота самой Татьяны. В конце 2022 года в интервью Надежде Стрелец Бакальчук заявила, что материальные ценности не являются для неё приоритетом. Основательница Wildberries с семьёй живёт в арендованном доме и одевается в массмаркете. Бакальчук рассказала, что ни разу не заходила в бутик Chanel и у неё нет ни одной вещи люксового сегмента.
История Wildberries — это история о том, как интуиция может оказаться сильнее бизнес-планов, а искренняя забота о клиенте — мощнее всех маркетинговых стратегий. Татьяна Ким не изобретала интернет-торговлю — она изобрела доверие в российском e-commerce.
От 700 долларов стартового капитала до многомиллиардной империи, от одинокой мамы в декрете до самой влиятельной женщины российского бизнеса — этот путь доказывает, что даже в цифровую эпоху главное остается неизменным: понимание потребностей людей и готовность идти на риск ради их удовлетворения.
Wildberries стал не просто коммерческим успехом — он изменил культуру потребления целой страны. Миллионы людей перестали бояться покупать одежду онлайн, потому что одна женщина из Подмосковья поверила: доверие покупателя дороже любой прибыли.
И пусть семейная драма омрачила триумфальное шествие компании, суть остается неизменной — дикие ягоды, посаженные в 2004 году в маленькой съемной квартире, выросли в огромный лес, который кормит сотни тысяч предпринимателей и миллионы покупателей. Это и есть настоящая магия бизнеса — когда частная история становится частью истории целой страны.
Wildberries - фотография из открытых источников
Посмотреть фотоПоявилась: | 01.01.2004 (21) |