Людибиографии, истории, факты, фотографии

Марк Захаров

   /   

Mark Zaharov

   /
             
Фотография Марк Захаров (photo Mark Zaharov)
   

День рождения: 13.10.1933 года
Место рождения: Москва, СССР
Дата смерти: 28.09.2019 года
Место смерти: Москва, Россия
Возраст: 86 лет

Гражданство: Россия

Студенческий театр боролся с остатками сталинизма

Режиссер

Художественный руководитель «Ленкома» в эти дни – один из главных ньюсмейкеров. Вчера Марку Захарову вручили премию «Триумф», завтра он станет обладателем новой театральной премии – имени Ролана Быкова и завтра же, в Татьянин день, примет участие в празднике по случаю 250-летия Студенческого театра МГУ. Именно этот театр был для одного из лучших режиссеров стартовой площадкой. Впрочем, не только для него: на той же сцене начинали известнейшие актеры и режиссеры Ролан Быков, Алла Демидова, Роман Виктюк, Марк Розовский, а также немало людей эстрады – Алексей Кортнев, Ирина Богушевская, Максим Галкин, Георгий Васильев, Алексей Иващенко.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

13.06.2007

– Марк Анатольевич, в чем, на ваш взгляд, феномен студенческого театра МГУ?

Марк Захаров фотография
Марк Захаров фотография

– Пора студенчества связана со временем юношеского максимализма, очень полезного в творчестве. Театр МГУ всегда занимал в Москве особенное положение: оттуда исходили импульсы – политические, интеллектуальные – от молодых людей, которые вырабатывали новые театральные формы. Зачастую в мастерстве актеры уступали профессионалам, но были и преимущества. Студенческий театр всегда шел вопреки. Существовала борьба с некими тоталитарными идеями, с остатками «просвещенного сталинизма». Спектакли так или иначе всегда касались политики. Приходилось работать в обстановке острого политического противостояния студенческого театра и парткома университета.

Реклама:

– А для вас лично театр МГУ что-то значит? Или это был проходной пункт в биографии?

– Я очень благодарен театру МГУ. Он помог мне обрести профессию. Как, впрочем, многим актерам и режиссерам. Такое было в свое время очень сильное культурное пространство. Сильное воздействие – энергетическое, интеллектуальное – на театральную жизнь Москвы. И оттуда вышло много профессионалов. Студенческий театр напитал и театр-студию «Наш дом», и КВН.

– Что-то из студенческого опыта вы взяли в профессиональный театр?

– Безусловно. Мои спектакли «Доходное место» в Театре сатиры, «Разгром» в Театре Маяковского, которые я ставил потом, это во многом продолжение того, что я делал на улице Герцена (ныне Большая Никитская. – «НИ»). Я думаю, и «Ленком» вырос на тех идеях, которые родились на сцене МГУ. Во всяком случае, спектакли первого, второго десятилетий моей работы в «Ленкоме» – они во многом обязаны студенческому театру. И первый опыт руководства коллективом мне тоже достался из того времени. Многое мне дал Сергей Юткевич, возглавлявший театр МГУ в 60-е годы. Помню, когда не хотели пускать спектакль Шварца «Дракон», он говорил: «Надо тогда запретить и «Красную Шапочку». Почему, собственно, она красная?» То есть умел запутывать, добиваться своего хитростью… И я старался учиться у него.

– А атмосфера студенческого театра – что о ней вы можете рассказать?

– Когда заходит речь о студенческом театре, я чувствую легкую ностальгию. Мне нравятся смелость, дерзание, свобода, мощная интеллектуальная подпитка, свойственные театру МГУ. Атмосфера была особенная: отличалась демократичностью, духом созидания, отсутствием театральной иерархии, которая, к сожалению, есть в профессиональном театре.

Лучшие дня


Иоанн Аргиропул
Посетило:274
Иоанн Аргиропул
Полина Виторган
Посетило:271
Полина Виторган
Последний русский император
Посетило:265
  Николай II

– «Ленком» – один из самых успешных и востребованных театров Москвы. О театре МГУ так сказать нельзя: он давно не в авангарде театральной жизни столицы. Как вы думаете, чего не хватает театру МГУ сегодня, чтобы не оставаться на периферии?

– Я в последнее время не очень общаюсь со студенческим театром. Не видел их спектаклей, поэтому не могу судить. Но думаю, что вопрос пространства имеет значение. Москва – мегаполис с намоленными местами, куда ходит зритель. Если бы студенческий театр располагался в рамках Садового кольца, я думаю, он был бы более популярным.

– Кроме географического расположения наверняка есть еще какая-то «формула успеха»...

– Надо чаще думать о том, что недостает зрителю, что ему интересно. Театр в некоторой степени все же должен быть отражением жизни. Его задача, наверное, в том, чтобы сеять раздумье. Театр, как мне кажется, приближается к музыке. Надо работать так, чтобы родились в душе зрителя какие-то мысли, настроения. Театр в России больше, чем развлечение. Он всегда связан с идеями, которые необходимы зрителям, стране.

– Какие проблемы, задачи у вас как у руководителя «Ленкома»? Что вас сейчас волнует больше всего?

– Сегодня трудное время для репертуарного театра. Очень много соблазнов для актеров. Все эти приглашения артистов в рекламу, кинематограф создают сложности для репертуарного театра. Требуются усилия, чтобы сохранять труппу и спектакли. Это совсем непросто.

– В этом году впервые вручается театральная премия имени Ролана Быкова, учрежденная его вдовой актрисой Еленой Санаевой. Вы – в числе первых ее обладателей. Что чувствуете?

– Премия Ролана Быкова – это, конечно же, очень большая радость. Студенческий театр под руководством Ролана Быкова (Быков возглавлял театр МГУ с 1958-го по 1960-й, благодаря ему театральный коллектив университета стал называться Студенческим театром МГУ. – «НИ») сыграл большую роль в театральной жизни Москвы. С его времени начался расцвет этого театра.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Богат и знаменит
Посетило:996
Джон Ву
Украшает мужика борода
Посетило:1064
Антанас Контримас
Маргарита Дуглас
Посетило:1005
Маргарита Дуглас

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history