Людибиографии, истории, факты, фотографии

Марк Захаров

   /   

Mark Zaharov

   /
             
Фотография Марк Захаров (photo Mark Zaharov)
   

День рождения: 13.10.1933 года
Место рождения: Москва, СССР
Дата смерти: 28.09.2019 года
Место смерти: Москва, Россия
Возраст: 86 лет

Гражданство: Россия

Тщеславие для театра - вещь нормальная

Режиссер

В опубликованном недавно списке соискателей Государственных премий за 2002 год значится имя Марка Захарова. Подобные премии вручаются по совокупности заслуг, в данном случае эта совокупность имеет наглядное выражение...

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

16.11.2004

Подобные премии вручаются по совокупности заслуг, в данном случае эта «совокупность» имеет наглядное выражение - большая часть легендарных ленкомовских постановок до сих пор сохраняется в репертуаре «Ленкома», и публика на них до сих пор ломится. Марк Захаров и его труппа вообще напоминают футбольную команду, которая все время играет на грани фола. Судья пронзительно свистит, показывает игрокам желтые и красные карточки, но команда все равно чаще выигрывает, чем терпит поражение. Побежденным (а точнее, покоренным) соперником выступает в этой игре зритель. Арбитром - его продвинутая часть, именуемая критиками. Возмущение последних понятно. Ведь в театре тоже существуют свои правила, пусть в отличие от футбола и неписаные. Недопустимым на драматической сцене считается залихватское комикование, оглушительная музыка, эффектные выходы на репризу. Марк Захаров на эти правила облокотился. Он придумал себе другие. Его спектакли существуют по законам Зрелища: все, что происходит или просто находится на подмостках, должно быть по-хорошему агрессивным: нравится - не нравится, а на сцену все равно смотреть будешь. И через пять лет будешь. И через десять. О законе сохранения театральной энергии с Марком ЗАХАРОВЫМ беседует обозреватель «Известий» Марина ДАВЫДОВА.

Марк Захаров фотография
Марк Захаров фотография

- Мне тут дали что-то вроде шпаргалки с датами создания ваших спектаклей. «Жестокие игры» увидели свет в 1979 году, «Юнона и Авось» - в 1981-м, «Мудрец» - в 1989-м. По-моему, ни один театр не может похвастать таким количеством таких старых постановок. Вас это только радует или еще и пугает?

Реклама:

- Театр вообще стремится к распаду, как и все на свете, а отдельный спектакль тем более. Эфрос уверял, что по-настоящему постановка живет только два года. Я, однако, так не думаю. Каждый спектакль, как и каждый человек, живет по-разному. «Фигаро» находится в отличной форме. «Юнона» и вовсе переживает какое-то третье рождение. Я понимаю, что репертуар театра не должен быть слишком громоздким и должен обновляться. Но сделать усилие, чтобы снять спектакль, собирающий аншлаги, из-за которых приходится нарушать нормы противопожарной безопасности, это довольно сложное дело.

- А вы не оказываетесь в плену ваших собственных старых постановок? Может, надо иногда отринуть то, что делал раньше? Вот как Питер Брук, все время меняющий свою режиссерскую личину. Кстати, не всегда успешно меняющий.

- Может быть. Но я ведь тоже стремлюсь бороться со зрительским прогнозом. Я считаю, что «Юнона и Авось» не похожа на «Чайку». «Мистификация» с ее здоровым авангардизмом не похожа на «Шута Балакирева». Но как бы я ни менялся, до камерного спектакля, рассчитанного на пятьдесят зрителей, я все равно не дойду. Мои постановки - это всегда некое яркое, поэтическое зрелище. В них есть приподнятость, праздничность. В них чаще всего есть хеппи-энд...

- Между прочим, именно на этих китах и строится жанр мюзикла. В нынешнем контексте, когда мюзиклы так расплодились, вы воспринимаете их, как своих конкурентов?

- Нет. Мюзикл имеет много разновидностей. «Юнона и Авось» не похожа на «Нотр-Дам де Пари», а «Королевские игры» на «Норд-Ост».

- Но спектакли Льва Додина тоже не похожи на спектакли Камы Гинкаса, а спектакли Анатолия Васильева - на спектакли Петра Фоменко. В качестве соперников вы все же рассматриваете мюзиклы или спектакли Фоменко с Гинкасом?

Лучшие дня


Иоанн Аргиропул
Посетило:274
Иоанн Аргиропул
Полина Виторган
Посетило:271
Полина Виторган
Последний русский император
Посетило:265
  Николай II

- Я тяготею к психологической драме, к комедии, замешенной на системе Станиславского. Лучшие спектакли Фоменко или лучшие спектакли Додина для меня являются какими-то высокими образцами. В отношении мюзикла я подобных чувств не испытываю.

- Но при этом вы оказываетесь в неравных условиях. Тот же Васильев или Гинкас не ставят перед собой цель сделать спектакль, который собирал бы большой зал, да еще на протяжении многих лет. Они решают совсем иные задачи.

- Поэтому я и был за разделение номинации «Лучший спектакль» в «Золотой маске» на малую и большую формы. Сделать спектакль для 50-60 человек, выстроить серию ребусов - это меня не увлекает.

- А вы могли бы сделать нечто, не обреченное на успех у публики? Просто для себя самого.

- Нет. Когда я сочиняю новый театральный проект, я всегда думаю о том, будет ли он держать внимание зрителей. Будут они уходить в антракте или нет. Многие мои коллеги, если вы заметили, делают спектакли без антракта. Это очень предусмотрительно.

- Репертуар других драматических театров обновляется куда быстрее, чем репертуар «Ленкома». Вас не берут завидки, когда вы видите, как тот же МХАТ выпускает по двенадцать премьер за год? В этом же есть свой драйв.

- Я уважаю работоспособность как таковую, но не гонюсь за количеством. Это раньше я вынужден был ставить спектакли к годовщине революции, к годовщине смерти вождя. Теперь можно не торопиться.

- Но это же вопрос не только «датских» спектаклей. Это еще и вопрос привлечения каких-то молодых сил в театр. Даже «Современник», не замеченный раньше в любви к молодой режиссуре, позвал в этом сезоне и Кирилла Серебренникова, и Нину Чусову...

- У меня есть планы привлечения одного молодого эстонского режиссера, про которого мне много умных людей говорили, что это очень способный человек. Но я не хотел бы превращать свой театр во что-то вроде «Школы современной пьесы» Иосифа Райхельгауза, который перебирает с количеством разных антреприз, а его собственное режиссерское начало я иногда теряю из виду.

- Вы не устали от своей профессии?

- Если честно, элементы депрессии иногда возникают по утрам.

- По-моему, она мешает думать о каких-то важных вещах. Режиссер - это не писатель, не композитор, не художник. Наедине с собой побыть удается редко. Особенно такому востребованному человеку, как вы. Все время суета какая-то вокруг...

- Может быть. Но если какая-то твоя мысль, которая к тебе случайно залетела, может стать достоянием большого коллектива людей и иметь успех, от этого и испытываешь необычайную радость. А если эту радость перестанешь испытывать, то кончишься как режиссер. Должна быть во всем этом какая-то доля - не знаю даже, как лучше сказать - «тщеславие» слово плохое. Хотя для нашей профессии, наверное, нормальное. Без тщеславия невозможен никакой театральный продукт.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Богат и знаменит
Посетило:996
Джон Ву
Украшает мужика борода
Посетило:1064
Антанас Контримас
Маргарита Дуглас
Посетило:1005
Маргарита Дуглас

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history