Людибиографии, истории, факты, фотографии

Марк Захаров

   /   

Mark Zaharov

   /
             
Фотография Марк Захаров (photo Mark Zaharov)
   

День рождения: 13.10.1933 года
Место рождения: Москва, СССР
Дата смерти: 28.09.2019 года
Место смерти: Москва, Россия
Возраст: 86 лет

Гражданство: Россия

Марк Захаров пошел в Ва-Банк

Режиссер

Эта новая жизнь заставляет и Марка Захарова запускать лихой ритм своего спектакля, сокращать неторопливый и обстоятельный текст Островского, оставляя яркость конфликтов, мелодраматизм, комизм или же трагизм недолгих эпизодов.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

16.11.2004

В театре «Ленком» представили спектакль «Ва-банк» по пьесе «Последняя жертва» А. Островского. Главные роли сыграли Александра Захарова, Александр Збруев и Дмитрий Певцов.

Фото: Global Look Press
Фото: Global Look Press

Спектакль, где герои сражаются за любовь, за деньги, просто за право на жизнь, предваряется суетой в зрительном зале: люди, пришедшие по приглашениям, борются за места в партере. Страсти тех, у кого нет определенного места, а просто «входной», накаляются, кажется, вот-вот среди нас определятся свои «волки и овцы». Но тут гаснет свет, и уже на сцене начинается лихорадочная схватка: делают ставки, выманивают деньги, угрожают убийством и шантажируют.

Реклама:

В «Ленкоме», кажется, только «Чайка» начинается с тишины. Все остальные спектакли Марка Захарова начинаются с того, что на зрителя обрушивается мощный «звукопад» - скрежет, стон, шепоты и крики. Не исключение и «Ва-банк»: зрителя оглушают каким-то грохотом и посвистом, и - спектакль мчится. Хотя кареты, которыми заставлена сцена, так на месте и останутся: персонажи будут вокруг них суетиться, совершать попытки к самоубийству, влюбляться и обманываться. Огромное колесо - прямо в доме Тугиной (Александра Захарова), новая жизнь вместе с ее ритмом пришла и сюда.

Марк Захаров Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Марк Захаров Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Эта новая жизнь заставляет и Марка Захарова запускать лихой ритм своего спектакля, сокращать неторопливый и обстоятельный текст Островского, оставляя яркость конфликтов, мелодраматизм, комизм или же трагизм недолгих эпизодов. Все отмерено точно: здесь вспышка смеха, чуть погодя - пострадали, а вот и трагедия пошла. Спектакль сделан мастером, отменно манипулирующим эмоциями зрителя.

На заднем плане - диорама (художник Олег Шейнцис). Это Москва времен Островского - церкви, экипажи, мужчины в цилиндрах, женщины в изящных платьях.

Марк Захаров фотография
Марк Захаров фотография

Главным героем становится Флор Федулыч в исполнении Збруева - вот он, Господин Капитал, под фанфары вырастает из-под земли, и костюм его ослепительно бел. Осматривает все своими глазами-калькуляторами, кажется, в секунду определяет цену всему, на что падает его взгляд. Збруев прекрасно играет человека, знающего жизнь, ее законы, любящего Тугину, но очень хорошо понимающего, какими средствами можно добыть ее расположение.

Захаров огрубляет образы Островского, и повод к этому, быть может, дает сама жизнь. Он делает из Салай Салтаныча (Сергей Чонишвили) братка, главаря ребяток-головорезов. Дульчин (Дмитрий Певцов) в «Ва-банке» элементарен, незатейливо и простодушно плотояден, а в «Последней жертве» он посложней. Ирина Лавровна (которую отличает, как пишет Островский, «запоздалая и слишком смелая наивность») превращена в изрядно истосковавшуюся по ласкам, эротично-поэтичную кокетку. Играет ее Олеся Железняк, молодая ленкомовская звезда. Текст не просто сокращен, он во многом изменен, даже в мелочах. Флор Федулыч, у Островского заявляющий свахе: «Уж вы не извольте беспокоиться, из чужого горя для себя спектакль делать», в «Ленкоме» говорит: «Из чужого горя для себя будете спектакль в другом месте делать». Мелочь, конечно, но логика таких перемен в русле, если так можно сказать, ожесточения и упрощения героев Островского, на которых настаивает Захаров.

Марк Захаров фотография
Марк Захаров фотография

Тему рока, который в «Последней жертве» немного домашнего свойства, Захаров купирует совсем: нет здесь загадочного «Наблюдателя», который постоянно предрекает исход событий, нет сцены, где Тугина обнаруживает в коробке для свадебного платья цветы, что обычно кладут в гроб. Все эти символы уничтожаются: нам не до предсказаний и знамений, нам бы деньги сосчитать да поудачнее жениха иль невесту найти.

Лучшие дня


Иоанн Аргиропул
Посетило:274
Иоанн Аргиропул
Полина Виторган
Посетило:271
Полина Виторган
Последний русский император
Посетило:265
  Николай II

С постановки Островского в конце шестидесятых началась режиссерская слава Марка Захарова («Доходное место» в Театре Сатиры с Андреем Мироновым). В 1989 году Захаров поставил «На всякого мудреца довольно простоты», тоже укоротив название пьесы: «Мудрец». В мир, где блистают люстры, льется рекой шампанское, туда, где распределяют богатства, где избранные имеют права над остальными дрожащими тварями, прорывался молодой Глумов. В «Мудреце» отразилась эпоха перераспределения благ, крушения репутаций, возникновения новых миллионщиков. Спектакль 2004 года по другой пьесе Островского наполнен иным воздухом. И хотя здесь тоже рвутся к деньгам и власти, но, кажется, «доходные места» уже поделены, репутации устоялись, цены на все виды услуг установились, капиталы приобретены надолго. А кто беден - тому уж не разбогатеть. Поэтому и не тронутся с места кареты - кажется, уже приехали.

Марк Захаров фотография
Марк Захаров фотография




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Богат и знаменит
Посетило:996
Джон Ву
Украшает мужика борода
Посетило:1064
Антанас Контримас
Маргарита Дуглас
Посетило:1005
Маргарита Дуглас

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history