Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

–оман ¬иктюк

   /   

Roman Viktyuk

   /
             
‘отографи€ –оман ¬иктюк (photo Roman Viktyuk)
   

ƒень рождени€: 28.10.1936 года
ћесто рождени€: Ћьвов, ———–
ƒата смерти: 17.11.2020 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 84 года

√ражданство: ”краина, –осси€
—оцсети:


Ѕабочка, лет€ща€ на сцену

—оветский, российский, украинский театральный режиссЄр

–оман √ригорьевич ¬иктюк - "гениальный слав€нский режиссер", как называет его однокурсница ¬алентина “алызина, - родилс€ во Ћьвове. »менно там он, будучи еще школьником, начал ставить театральные эксперименты, использу€ одноклассников и друзей.  огда –ома подрос, он отправилс€ в белокаменную, "на поклон москал€м". » они прин€ли его в √»“»—. «атем была голодна€ юность, запреты партийных органов ставить некоторые спектакли, жизнь в тесной московской коммуналке и... любовь. "—лужанки" ∆ана ∆ене переменили все. ѕо€вилась масса поклонников - не только субтильных симпатичных юношей, но и из сильных мира сего. “еперь у ¬иктюка свой собственный театр, актеры и "чичирки".

12.12.2000

— той минуты, как мы познакомились с –оманом ¬иктюком, до того момента, как € начала работать над записанным на диктофон интервью, прошло несколько дней. «а это врем€ € успела послушать выступлени€ ¬иктюка, посмотреть спектакль, им привезенный, и прийти к грустному выводу о том, что мен€ постигла участь многочисленных телевизионных и газетных коллег, которым ћаэстро элементарно "вешал лапшу на уши". “о, что показалось мне при первой встрече чуть ли ни откровением, оказалось "брод€чими сюжетами" из одной беседы в следующую. ѕопав под мощный поток оба€ни€ –омана √ригорьевича, € простодушно заглотнула наживку - и оказалась на крючке. ¬прочем, все эти подробности читател€, который ожидает от интервью качества, волновать не должны. „то ж, еще не поздно: попробуем с крючка сорватьс€.

–оман ¬иктюк фотографи€
–оман ¬иктюк фотографи€

- ћне показалось, что вы, –оман √ригорьевич, не ждете, пока вам зададут вопрос, а умело ведете за собой интервьюеров, нав€зыва€ то, что хотите сказать.

- ƒа, конечно. я думаю, что смысл каждого такого разговора состоит только в том, что мне в данный временной отрезок нужно сообщить. ѕросто выходить к люд€м, - дурное врем€препровождение.

- “аким образом, вы нав€зываете мне игру, в которую € играть не намерена?

- Ѕоже упаси! ¬ы не производите впечатление человека, которому можно что-то нав€зать.

- —пасибо. Ќо ведь сами вы бесконечно играете в какие-то игры, и не только - не сцене.  акой вы на самом деле, –оман √ригорьевич?

- “акие веши даже пытатьс€ определить бессмысленно. Ќаша душа путешествует в разных воплощени€х, и осмыслить себ€ в каждом из них невозможно. я - —корпион и  рыса, значит, на мне печать силы и лидерства. ’очу € или нет, - отделатьс€ от этого не могу. Ћидером € был с детства, которое прошло в львовском дворе, где € научилс€ понимать идиш, говорил по-польски, по-украински.

- ѕан розмовл€е украинскою мовою?

Ћучшие дн€

¬с€кий человек способен прожить более ста лет
ѕосетило:11427
ѕоль Ѕрэгг
ƒавид √оффен. Ѕиографи€
ѕосетило:9886
ƒавид √оффен
“ом ”эйтс: √ений-экспериментатор
ѕосетило:7444
“ом ”эйтс

- як € можу нэ розмовл€ты? Ќо свой первый спектакль, собрав соседских реб€т, € поставил по-русски. Ёто была опера "ѕикова€ дама". Ѕез слуха, без образовани€, € создавал свою собственную сказку. Ќаверное, уже в этих первых детских опусах про€вилась мо€ страсть к режиссуре. » при этом во мне все врем€ что-то бунтовало против существовани€ в массе. я чувствовал, что об€зан был как-то вывернутьс€ из коллективной среды и зан€ть место впереди.

- ”далось?

- ¬ тринадцатилетнем возрасте € впервые попал в пионерский лагерь. Ѕыло это под  иевом, естественно, сверстники воспринимали мен€ как "бендеровца".  о мне, хот€ € к агрессии не располагал совершенно, сразу возникло резко негативное отношение. » вновь € - конечно, бессознательно - призвал на помощь театр. —обрал детей и начал ставить пьесу, сюжет которой был очень любопытным: немец допрашивал комсомольцев. ≈сли вы думаете, что € играл роль комсомольца...

- Ќе думаю.

-  онечно, € был немцем, который допрашивал.

- ≈стественно про€вилась ваша "скорпионь€" сущность.

- я же об этом и говорю... » - все. — этого момента все было подчинено мне: € стал знаменитостью. ƒочка директора лагер€ сразу мен€ полюбила, € ей назначал свидани€ и мен€ даже оставили в этом лагере на вторую смену. Ѕесплатно.

- ∆изненный опыт, приобретенный в пионерском лагере, пригодилс€ в дальнейшем?

- ¬ частности, в армии, служить в которой мне было противопоказано совершенно.   моменту призыва € уже работал в театре и на телевидении, все в Ћьвове мен€ знали - и военачальники делали все возможное, чтобы освободить мен€ от службы. ќдин умный генерал мне посоветовал: "ѕойдите, а при первой возможности € вас освобожу". я пошел. » так читал эту прис€гу на военную службу, так кл€лс€ любить родину, - как будто играл "звездную" роль.  омандир полка, услышав это, приказал: " аждый раз, когда солдаты будут принимать прис€гу, первым с автоматом должен выходить он". я, по-моему, эту кл€тву прокричал раз тридцать п€ть. ѕотом ко ƒню —оветской јрмии командир полка попросил мен€ поставить какой-нибудь спектакль. я выбрал из "‘ронта"  орнейчука именно тот акт, где все офицеры ползают в окопах и воюют против немцев. ¬се - начальник школы, лейтенанты - в этой пыли, в этой гр€зи ползали по четыре часа в день. ј мен€ оставили в покое. я был избавлен даже от того, чтобы ночью бежать на кладбище с окурком на носилках.

- ј это еще зачем?

- „тобы похоронить окурок, брошенный в неположенном месте... ¬ общем, армию € прошел спокойно. –убцов на сердце, должен сказать, не осталось.

- „то было после армии?

- Ѕезумный ребенок из Ћьвова поехал учитьс€ в ћоскву. я никогда в жизни не уезжал так далеко, и мен€ провожали как в —ибирь (мамин брат и другие родственники отсидели по многу лет как "бендеровцы-).

- »так, вы приехали в ћоскву...

- ... в убеждении, что должен учитьс€ не на театрального человека, а на музыкального. ƒаже уговорил мес€чным сто€нием под дверью св€тую √алину ѕетровну –ождественскую научить мен€ "до-ре-ми-фа-соль" - € ничего этого не знал. —утками напролет мы занимались музыкой. я даже дирижировал, играл на ро€ле: если мне что-то взбредет в голову, - остановить мен€ нельз€. “ак было всегда.

- "Ќепреклонный белый человек"...

- Ќа мой век выпало столетие Ћенина, п€тидес€тилетие образовани€ ———– и многое другое, но € не поставил ни разу ничего конъюнктурного. ѕри этом на мне всегда было клеймо антисоветчика. ј сейчас € живу в квартире сына —талина - самый большой абсурд, который можно придумать. Ќикак не могу избавитьс€ от ощущени€, что из этой квартиры, хоть и приватизированной, мен€, рано или поздно, высел€т. “олько представьте себе: живу в первом доме у  ремл€. ”жас! я уже и планировку в этой квартире переделал, но, все равно, ощущение того, что € там нахожусь случайно, - живет во мне категорически.

- я слышала, что вы очень долго слон€лись по коммунальным квартирам.

-  онечно. Ќаследие —талина мне досталось только п€ть-шесть лет назад... ¬ √»“»—е мне неверо€тно повезло с педагогами. я бегал на все зан€ти€, даже на те, которые посещать был не должен. ћой диплом подписывала сама јлиса √еоргиевна  оонен. ѕосле смерти “аирова она было отсечена от жизни совершенно. ј тут впервые после перерыва возглавл€ла экзаменационную комиссию. Ќикогда не забуду ее слов: "Ќикому оценок ставить не буду. ” мен€ только одна просьба: поставить высший балл", - и назвала мен€. √овор€т, что после смерти “аирова јлиса √еоргиевна прокл€ла “еатр имени ѕушкина, бывший  амерный. „ерез много лет мы репетировали там спектакль "ћ.Ѕаттерфл€й". » вдруг в зал (действие происходило зимой) влетела бабочка и полетела к сцене. Ћюдмила ћаксакова тогда сказала мне: "ќна, по-видимому, первый раз сн€ла прокл€тие. ћожет быть, € сумасшедша€, но бабочка - душа  оонен".

- ј что, красиво...

- ¬о вс€ком случае, тогда замечательно принимали премьеру, после которой мне вручили медаль “аирова и  оонен. ¬ообще считаю, что во всем есть нека€ закономерность. я был одним из первых, кого ёрий јлександрович «авадский пустил со стороны в театр ћоссовета ставить спектакли.

- ѕрекрасно помню вашу "÷арскую охоту" в театре ћоссовета.

- ќна идет вот уже двадцать лет. ј в свое врем€ мне грозило исключение из √»“»—а: прекрасно успева€ по всем дисциплинам, € вел себ€ вне общей заданной программы. ќсталс€ € в институте только благодар€ ёрию јлександровичу.  ак худрук √»“»—а он пришел на показ "∆енитьбы ‘игаро", где € играл  ерубино. —ам он когда-то играл в этой пьесе графа јльмавиву. » вот после нашего спектакл€ «авадский сказал: "Ќа этом курсе есть один человек, достойный искусства", - и этим мен€ спас. –абота€ в театре ћоссовета, € никогда не напоминал ёрию јлександровичу об этом эпизоде. ј однажды он мен€ спросил: "” теб€ есть религиозный покровитель?" я ответил, что - есть: св€той јнтоний. «авадский вдруг заплакал: "ѕосле того, как € сыграл "„удо св€того јнтони€" ћетерлинка, поверил навсегда, что св€той јнтоний - мой покровитель". “ут € и напомнил ему эту институтскую историю. » «авадский, утира€ слезы, воскликнул: "Ёто - ты? я ведь ищу теб€ с тех пор..."

- ƒействительно, повезло вам с педагогами. ј еще, если не ошибаюсь, считаете своим учителем ќскара ”айльда?

- ¬ том смысле, что у нас в основном совпадает позици€ по отношению к искусству.

- ”айльд сравнивал художника с цветком (цветет, как хочет), но, при всей его экстравагантности, все-таки, был человеком морали. ќ ¬иктюке же говор€т как о человеке вне морали.

- „то имеетс€ в виду?

- Ќаверное, то, что вы занимаете позицию некого наблюдени€, стороннего и холодного, за борьбой добра и зла.

- ћало ли что говор€т... ¬есь мой путь, наоборот, был борьбой с нав€зываемой обществом моралью, а вовсе не созерцанием со стороны. ¬ противном случае € бы ставил —афронова, который мен€ обхаживал. » как еще обхаживал! я помню этот вечер, когда он приехал в черном костюме со звездой √еро€, привез напитки и еду, накрыл шикарный стол и читал пьесу. » замминистра культуры, «айцев ≈вгений ¬ладимирович, ненавид€ мен€, уговаривал, чтобы € об€зательно поставил эту пьесу. ќни вообще считали, что € должен быть с ними. » сейчас коммунисты пишут в бульварных газетенках, что € - с ними.

- ј вы - над всеми?

- ” нас ведь частный театр.  акое ∆ан ∆ене имеет отношение к политической структуре, в которой мы сегодн€ оказались? "—лужанки" - пьеса о метафизике зла.

- Ќо вы-то сами - внутри этой метафизики или вне ее?

-  ак можно быть внутри? ƒумаю, что € - в противоречии. Ќужно просто пон€ть, о какой морали мы с вами говорим.

- “ак € и пытаюсь вы€снить, что дл€ вас €вл€етс€ нормами морали!

- ќ! ≈сть дес€ть заповедей, а есть мораль, которую вам нав€зывает существующа€ политическа€ структура. ѕрежде всего, это касаетс€ вмешательства государства в вопросы любви.

- ћо€ очередь спрашивать: что имеетс€ в виду?

- “о, что семейную €чейку государство насильно превращает в политическую структуру, убива€ в человеке свободу. Ћюбовь ведь приходит свыше, а вот они в это вмешиваютс€. ≈динственное, куда им не удалось вмешатьс€, - в дела –омео и ƒжульетты, “ристана и »зольды. ќни не трогают –омео и ƒжульетту, потому что реб€та не дошли до следующего кирпичика под названием "семь€". я не знаю ни одного произведени€, где бы два великих любовника входили в бессмертие с помощью семейной клетки.

- “ак уж - клетки?

- —емь€ - это и есть государственна€ клетка. «олоченна€ ли, серебр€на€, железна€ - но у государства всегда от нее имеетс€ замок и ключ. ѕричем, государство точно знает, когда выпустить на волю, когда загнать, когда запереть. “ака€ мораль - против мен€. я уже объ€сн€л в каком-то диалоге  араулову, что семь€ - не есть та об€зательна€ структура, которую завещал √осподь. я первым начал кричать о том, что человек - структура бисексуальна€, имеюща€ мужское и женское начало в равной степени. јртистов категорически неправильно воспитывают в советском театральном заведении, где из них делают только женщин или только мужчин. ƒо сегодн€шнего дн€ мои советские критикессы не могут пон€ть, каким именно способом жили два влюбленных человека в моем спектакле "ћ. Ѕаттерфл€й".

- Ќапомним: через много лет счастливой жизни вполне гармоничной пары возлюбленна€ оказалась возлюбленным.

- “ак вот, критиков интересует способ. я этой ћаше —едых по телевидению отвечал и в газетах: она не понимает, потому что давно забыла о сексе. ≈й уже не о способах думать надо, а борщ варить. ¬прочем, трагеди€ в том, что она и этого не умеет...

- “о есть, вы выводите на сцену актеров с бисексуальным воображением?

- ј как может быть по-другому? “ут никакого открыти€ нет. “олько дл€ советской страны €вилось шоком то, что в "—лужанках" верхн€€ половина костюмов - мужска€, нижн€€ - юбки. ј € считаю, что роль служанок должны играть мужчины. —обственно, и сам ∆ене так считал...

- ѕереноситс€ ли бисексуальное воображение, которое вы воспитываете на сцене, и на личную жизнь актеров?

- Ёто уже вопрос не ко мне, а к актерам. ¬ообще же сцена не имеет никакой св€зи с их личной жизнью.

- Ќо конкретные актеры, играющие, скажем, в "—лужанках", - бисексуальны и в жизни?

-  л€нусь, даже не задумывалс€ никогда. ѕо простой причине: воображение ничего общего с реальностью не имеет. ” них всех семьи, "манюрки", дети - вы что, с ума сошли? ” всех! ¬прочем, если бы они вздумали реализовать воображение в реальности, - в этом не было бы ничего зазорного. Ќо это вовсе не об€зательно. я недавно в  итае встречалс€ с актером, который всю жизнь только "манюрок" и играл.  азалось бы, это должно в него войти. Ќо € видел фотографии его жены и детей.

- "ћанюрками", как € понимаю, вы женщин называете?

- ¬сех. ј мужчин - "чечерками".

- ј почему - так?

- "„ечерка" - половой орган. » "манюрка" - половой орган.

- Ёто на каком же €зыке?

- ћне так удобно, чтобы не произносить вслух всем известных слов. ј "гедзатьс€" - это совершать "гедзальный" акт.  огда работаю с американскими, шведскими артистами, они моментально привыкают к этим словам - и легко общатьс€. –азве не симпатичные слова? »гра, баловство должны быть во всем.

- Ќедавно в телеинтервью упом€нутому вами  араулову јндрей ѕетров сообщил, что сегодн€ во всем мире мужчине, чтобы пробитьс€ в высшие театральные и музыкальные слои, необходимо изменить привычную сексуальную ориентацию на менее традиционную. ѕравда ли, что возникла сегодн€ така€ тотальна€ гомосексуальна€ ситуаци€?

- ѕетрову с  арауловым, наверное, лучше знать. я думаю, что сейчас во всем мире другой вопрос более актуален: нужно спасать "натуралов", потому что они - меньшинство. Ќадо заботитьс€ о том, чтобы эти ошметки мужского сохранить.

- ¬ы сами любили когда-нибудь женщин?

- Ќу а как можно без этого, скажите? ј вы?

- ?..

- «начит, в вас еще не открыта втора€ половинка. –ано или поздно, говорю € своим артисткам, наступает пора, когда надо об€зательно через это пройти. ћарлен ƒитрих, √рета √арбо - не худшие образцы, правда ведь?

-  то-то из российских критиков написал несколько лет назад: "¬иктюк - генерал, знающий ответы на все загадки. –азгадка у него одна: "задница".

- я никогда не читаю никаких газет. ƒаже не знаю, кто написал эту глупость. ћир, в котором € существую, к сожалению, - мир зависти.

- ј еще в печати вас часто обвин€ют в формализме. Ќе без оснований, на мой взгл€д. ¬з€ть, к примеру, ваших "—лужанок" и "‘едру". ¬ первом случае - блест€ща€ пластика, ради которой вы пожертвовали сюжетом. ¬о втором - вы приносите в жертву той же блест€щей пластике уже цветаевский стих. Ќе велика ли жертва? ‘орма торжествует победу над содержанием?

- ј форма и есть содержание искусства. Ќе "что", а "как" определ€ет все. „то же касаетс€ сюжета...  то хочет, тот поймет: микрофоны донос€т все тексты. Ќо должна же быть маги€, доход€ща€ только через молчание и импульсы.

- ’очу, чтобы вы прокомментировали одно утверждение: "Ќе попасть к ¬иктюку, пока он теб€ ни "виктюкнет".

- √лупости, это даже смешно.

- “о есть, дифференцированно подходите к отбору в каждом конкретном случае?

- я вообще убежден, независимо от мужского или женского партнерства, что как только в творчестве переходишь телесный рубикон, - искусство заканчиваетс€. √ениальное возникает только тогда, когда есть дистанци€ тайны. ¬сегда взаимопроникновение всех этих токов должно быть на уровне духовном. Ќасытитьс€ телом, открыть через него человека, проще. Ќо тогда дистанци€ между двум€ душами - половой орган. ћужской.

- ”точним: вы не приемлете дл€ себ€ сексуальную близость с партнерами по сцене?

-  атегорически. ѕовтор€ю: это невозможно. ¬от здесь про€вл€етс€ нравственна€ структура искусства, а не жизни. ¬ жизни же, когда человек уходит из твоего творческого пол€, - пожалуйста. »наче - никак.  аждый артист - грань твоей души, ее отсвет. —уществует взаимопроникновение, когда свечение не должно исчезать с годами. Ќа один раз режиссер как потребитель пользует актера как товар - и убивает этим артиста, употребив его и творчески, и физически.  ак "гондон", который уже использован и больше не нужен.

- Ќа пресс-конференции € слышала ваш рассказ о том, как после премьеры "ћасеньких трагедий" ћихаила √ородинского вы вышли из театра с ’азановым - и попали в толпу провинциальных зрительниц, которые спешили выразить свое возмущение увиденным.

- я действительно об этом рассказывал. Ќу и что?

- ¬ы умолчали о финале истории. Ќа возмущенные реплики вы отреагировали так: "√ена, какие у них ужасные шапки!-

- ”мница: так € и сказал. ѕосмотрев на эти ножки и шапки, € изумилс€ - как их можно всерьез воспринимать? ƒа не нужен им спектакль. –азве могут они оценить √ородинского? я, кстати, его очень люблю. «амечательный человечек.

- ј еще на той же конференции вы рассказали, как потерпел крах спектакль по пьесе ѕантелеймона –оманова "ѕостскриптум к ¬ишневому саду". Ќе потому ли он провалилс€, что родители пионеров, зан€тых в вашем спектакле в большом количестве, пожаловались на растление детей?

- “ы что, с ума сошла? Ѕезумна€, что ли? –одители не имели к этому никакого отношени€ - что за глупости? ¬се упиралось в √ену ’азанова - при чем тут дети, какие родители?

- ј √еннадий ¬икторович при чем? ѕочему вы с ним разошлись?

- ѕо очень простой причине: он хотел быть единственным. ј когда на первый план выходит режиссура - не годитс€. ќн же не привык к партнеру, тем более - к партнерам, да еще к таким, которых не переиграешь.  акой скандал, какие дети? —мешно.

- —кажите, –оман √ригорьевич, уместна ли в разговоре с вами категори€ "счастье-?

- ”местна. я вообще считаю, что сама наша жизнь на этой планете - уже есть добро. Ќе радоватьс€ каждой минуте - преступление. Ёто мое глубокое убеждение, так € и существую.

- ¬ таком случае, что дл€ вас уход из жизни близкого человека?

- я ведь знаю, что этот мир временный и существует ¬тора€ реальность. ≈сли ты готовишьс€ к переходу в нее, все остальное уже не имеет значени€. ќчень просто все спихнуть на земную структуру. Ќо над ней есть утренний пар, выпадающий росой. »менно это роса, превраща€сь в воду, опуска€сь обратно на землю, определ€ет, чему расти на почве.

- ¬се это чрезвычайно поэтично, но какое отношение роса имеет к вам, –оман √ригорьевич?

- “ак ведь не замечают люди эту росу, а придумывают то, что бы они сами хотели в землю посадить. ¬ силу испорченного воображени€ и возникают все эти "задницы".  аждый из критиков говорит о себе, а не обо мне - в этом их величайша€ трагеди€. ”мение предугадать вперед и тебе наметить путь - вот задача критика. ј ћаша —едых реализует только свои комплексы.

- ѕо-моему, ћаша —едых - это ваш личный комплекс: вторично ее вспоминаете.

- я ей тридцать раз отвечаю, а она все равно пишет: " ак же в это можно поверить?" ƒа € приглашу в ћоскву героев "ћ.Ѕаттерфл€й" специально дл€ нее.

- ј они существуют на самом деле?

- “ы что, с ума сошла? ∆опа, это реальные лица.

- —ам - жопа.

- “ише. ќни - живые, и € хочу их всех собрать вместе с актерами. » - с критиками. ѕусть герои сами расскажут моей ћаше —едых, каким способом они жили, и как семнадцать лет влюбленный не замечал, что его "возлюбленна€" - мужчина. ћожет быть, разобравшись, наконец, со способом, ћашка поймет смысл этой пьесы.

- » это все, чего вам не хватает дл€ полного счасть€?

- ќтвечу. — детства мен€ не покидает ощущение одиночества. Ќе потому, что вокруг нет людей - это все есть. Ќо понимаешь, что тебе дано ощущение тайны, которую ты не можешь ни объ€снить, ни нав€зать, ни пробитьс€ с ней к люд€м. —ейчас, когда на место Ѕога пришел расчет и деньги, когда сердце уходит из основной ценности человека на земле, - невозможно пробитьс€ сквозь стену, докричатьс€ до этих механизмов, железных автоматов, которые пр€чутс€ в клетку семьи, где, как им кажетс€, они замечательно функционируют. ћне мешает, что становитс€ все меньше и меньше артистов, которые способны в своем компьютере иметь кнопки страдани€, радости, муки, смерти. ¬ том, что их становитс€ все меньше, есть величайша€ грусть. Ќо € с упорством кретина каждое утро прихожу в репетиционный зал и голыми руками забиваю на площадке гвозди. –аны на руках не заживают. я глубоко убежден: если они зат€нутс€, - нужно все бросить и сказать: "до свидани€".  то не ощущает этой прозрачности, котора€ над всем, не должен заниматьс€ искусством... ѕолиночка, вы - русска€, € вам хорошо рассказывал T отстаньте...

P.S.  ак утверждают люди, особо приближенные к ¬иктюку, "русска€" и "отстаньте" - два его любимейших выражени€. „то же до моего впечатлени€ от собеседника... ћожно, конечно, назвать его демагогом. Ќо если это так T более очаровательного демагога мне в жизни встречать не приходилось.

’ороший такой
¬ас€ 23.11.2007 10:47:13
чечерец-манюрец




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:11209
ћаркиз ƒе —ад
јлександр ¬асилевский. Ѕиографи€
ѕосетило:15523
јлександр ¬асилевский
¬с€кий человек способен прожить более ста лет
ѕосетило:11427
ѕоль Ѕрэгг

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru