Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

 онстантин —таниславский

   /   

Konstantin Stanislavskiy

   /
             
‘отографи€  онстантин —таниславский (photo Konstantin Stanislavskiy)
   

ƒень рождени€: 17.01.1863 года
ћесто рождени€: ћосква, –осси€
ƒата смерти: 07.08.1938 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 75 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


»стори€

јктЄр, режиссЄр, педагог, реформатор и теоретик театра, почетный академик ѕетербургской јкадемии наук

ѕринадлежал по рождению и воспитанию к высшему кругу русских промышленников, был в родстве со всей именитой купеческой и интеллигентной ћосквой (с —.».ћамонтовым, брать€ми “реть€ковыми).

24.10.2006

¬ 1881 вышел из Ћазаревского института и начал службу в семейной фирме. ¬ семье увлекались театром, в московском доме был специально перестроенный дл€ театральных представлений зал, в имении Ћюбимовке Ц театральный флигель. —ценические опыты начал с 1877 в домашнем јлексеевском кружке. ”силенно занималс€ пластикой и вокалом с лучшими педагогами, училс€ на примерах актеров ћалого театра, среди его кумиров были Ћенский, ћузиль, ‘едотова, ≈рмолова. »грал в опереттах: √рафин€ де ла ‘ронтьер Ћекока (атаман разбойников), Ќитуш Ёрве (‘лоридор), ћикадо —юлливана (Ќанки-ѕу). ¬ 1886 —таниславского избирают членом дирекции и казначеем ћосковского отделени€ –усского музыкального общества и состо€щей при нем консерватории. ¬месте с певцом и педагогом ‘.ѕ. омиссаржевским и художником ‘.Ћ.—оллогубом —таниславский разрабатывает проект ћосковского общества искусства и литературы (ћќ»иЋ), вложив в него личные финансовые средства. “олчком к созданию общества послужила встреча с режиссером ј.‘.‘едотовым: в его спектакле »гроки √огол€ —таниславский сыграл »харева. ѕервый спектакль состо€лс€ 8 (20) декабр€ 1888. «а дес€ть лет работы на сцене ћќ»иЋ —таниславский стал известным актером, его исполнение р€да ролей сравнивалось с лучшими работами профессионалов императорской сцены, часто в пользу актера-любител€: јнани€ яковлева в √орькой судьбине ѕисемского (1888), ѕлатона »мшина в —амоуправцах ѕисемского (1889); ѕаратова в Ѕесприданнице ќстровского (1890); «вездинцева в ѕлодах просвещени€ “олстого (1891). Ќа сцене общества первый режиссерский опыт Ц √ор€щие письма √недича (1889). —ильное впечатление произвели на него гастроли Ђмейнингенцевї (1890), открывшие перспективы режиссерского искусства. — €нвар€ 1891 —таниславский официально вз€л на себ€ в ќбществе искусств руководство режиссерской частью. ѕоставил спектакли ”риэль јкоста √уцкова (1895), ќтелло (1896), ѕольский еврей Ёркмана-Ўатриана (1896), ћного шума из ничего (1897), ƒвенадцата€ ночь (1897), ѕотонувший колокол (1898) (сыграл јкосту, ќтелло, бургомистра ћатиса, Ѕенедикта, ћальволио, мастера √енриха). »щет, по сформулированному им позже определению, Ђрежиссерские приемы вы€влени€ духовной сущности произведени€ї. ѕо примеру мейнингенцев использует подлинные старинные или экзотические предметы, экспериментирует со светом, звуком, ритмом. ¬последствии —таниславский выделит свою постановку —ела —тепанчикова ƒостоевского (1891) и роль ‘омы (Ђрай дл€ артистаї).

 онстантин —таниславский фотографи€
 онстантин —таниславский фотографи€

Ќеудовлетворенность состо€нием сцены в конце 19 в., желание сценических реформ, отрицание сценической рутины провоцировало поиски ј.јнтуана и ќ.Ѕрама, ёжина в московском ћалом театре и Ќемировича-ƒанченко в ‘илармоническом училище. ¬ 1897 последний пригласил —таниславского встретитьс€ и обсудить р€д вопросов, касающихс€ состо€ни€ театра. —таниславский сохранил визитную карточку, на обороте которой карандашом написано: Ђя буду в час в —лав€нском базаре Ц не увидимс€ ли?ї Ќа конверте он подписал: Ђ«наменитое первое свидание-сидение с Ќемировичем-ƒанченко. ѕервый момент основани€ театраї.

¬ ходе этой ставшей легендарной беседы были сформулированы задачи нового театрального дела и программа их осуществлени€. ѕо словам —таниславского, обсуждали Ђосновы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношени€ї. ¬ продолжавшемс€ восемнадцать часов разговоре был обсужден состав труппы, кост€к которой состав€т молодые интеллигентные актеры, и скромно-неброское оформление зала. –азделили об€занности (литературно-художественное veto принадлежит Ќемировичу-ƒанченко, художественное Ц —таниславскому) и набросали систему лозунгов, по которым будет жить театр. ќбсудили круг авторов (»бсен, √ауптман, „ехов) и репертуар.

Ѕез малого год спуст€ 14 (26) июн€ 1898 в подмосковном дачном месте ѕушкино началась работа труппы ћ’“, созданной из учеников Ќемировича по ‘илармонии и актеров-любителей ќбщества искусства и литературы. ¬ первые же мес€цы репетиций вы€снилось, что разделение об€занностей руководителей условно. –епетиции ÷ар€ ‘едора начал —таниславский, создавший мизансцены спектакл€, потр€сшие публику премьеры, а Ќемирович-ƒанченко насто€л на выборе на роль цар€ ‘едора из шести претендентов своего ученика ».¬.ћосквина и на индивидуальных зан€ти€х с артистом помог ему создать трогательный образ Ђцар€-мужичкаї, который стал открытием спектакл€. —таниславский считал, что с ÷ар€ ‘едора началась историко-бытова€ лини€ в ћ’“, к которой он относил постановки ¬енецианского купца (1898), јнтигоны (1899), —мерти √розного (1899), ¬ласти тьмы (1902), ёли€ ÷езар€ (1903) и др. — „еховым он св€зывал другую Ц важнейшую линию постановок ’удожественного театра: линию интуиции и чувства, Ц куда относил √оре от ума (1906), ћес€ц в деревне (1909), Ѕрать€  арамазовы (1910), Ќиколай —таврогин (1913), —ело —тепанчиково (1917) и др.

«начительнейшие спектакли ’удожественного театра, такие, как ÷арь ‘едор »оаннович ј. .“олстого, „айка, ƒ€д€ ¬ан€, “ри сестры, ¬ишневый сад ј.ѕ.„ехова ставились —таниславским и Ќемировичем-ƒанченко совместно. ¬ следующих постановках „ехова открыти€ „айки были продолжены и приведены к гармонии. ѕринцип непрерывного развити€ объедин€л на сцене рассыпавшуюс€, разрозненную жизнь. Ѕыл развит особый принцип сценического общени€ (Ђобъект вне партнераї), неполного, полузамкнутого. «рител€ на чеховских спектакл€х ћ’“ радовало и томило узнавание жизни, в ее немыслимой прежде подробности.

¬ совместной работе над пьесой √орького Ќа дне (1902) обозначились противоречи€ двух подходов. ƒл€ —таниславского толчком было посещение ночлежек ’итрова рынка. ¬ его режиссерском плане масса остро замеченных подробностей: гр€зна€ рубаха ћедведева, башмаки, завернутые в верхнюю одежду, на которых спит —атин. Ќемирович-ƒанченко искал на сцене Ђбодрую легкостьї как ключ пьесы. —таниславский признавал, что именно Ќемирович-ƒанченко нашел Ђнасто€щую манеру играть пьесы √орькогої, но сам эту манеру Ђпросто докладывать рольї Ц не прин€л. јфиша Ќа дне не была подписана ни тем, ни другим режиссером. — начала театра за режиссерским столом сидели оба руководител€. — 1906 Ђкаждый из нас имел свой стол, свою пьесу, свою постановкуї, Ц ибо, по€сн€ет —таниславский, каждый Ђхотел и мог идти только по своей самосто€тельной линии, остава€сь при этом верным общему, основному принципу театраї. ѕервым спектаклем, где —таниславский работал отдельно, был Ѕрандт. ¬ это врем€ —таниславский вместе с ћейерхольдом создает экспериментальную —тудию на ѕоварской (1905). ќпыты поисков новых театральных форм —таниславский затем продолжит в ∆изни „еловека Ћ.јндреева (1907): на фоне черного бархата по€вл€лись схематически изображенные фрагменты интерьеров, в которых возникали схемы людей: гротесково заостренные линии костюмов, гримы-маски. ¬ —иней птице ћ.ћетерлинка (1908) эффект черного бархата и осветительна€ техника были использованы дл€ волшебных превращений.

ѕри создании ћ’“ —таниславский поверил Ќемировичу-ƒанченко, что роли трагического склада Ц не его репертуар. Ќа сцене ћ’“ доигрывал только несколько прежних своих трагических ролей в спектакл€х из репертуара ќбщества искусств и литературы (√енрих из ѕотонувшего колокола, »мшин). ¬ постановках первого сезона сыграл “ригорина („айка) и Ћевборга (Ёдда √аблер). ѕо отзывам критики, его шедеврами на мхатовской сцене стали роли: јстров (ƒ€д€ ¬ан€), Ўтокман (ƒоктор Ўтокман), ¬ершинин (“ри сестры), —атин (Ќа дне), √аев (¬ишневый сад), Ўабельский (»ванов, 1904). ƒуэт ¬ершинина Ц —таниславского и ћаши Ц  ниппер вошел в сокровищницу сценической лирики.

—таниславский продолжает ставить перед собой все новые и новые задачи в актерской профессии. ќн требует от себ€ создани€ системы, котора€ могла бы дать артисту возможность публичного творчества по законам Ђискусства переживани€ї во вс€кую минуту пребывани€ на сцене, возможность, котора€ открываетс€ гени€м в минуты высочайшего вдохновени€. —вои искани€ в области театральной теории и педагогики —таниславский перенес в созданную им ѕервую студию (публичные показы ее спектаклей Ц с 1913).

Ћучшие дн€

Ћеди ќльга - женщина с 30-сантиметровой бородой
ѕосетило:8640
ƒжейн Ѕарнелл
—ергей ћаковецкий: „еловек, выбравший правильный путь
ѕосетило:7845
—ергей ћаковецкий
ћакс Ћоренс. Ѕиографи€
ѕосетило:3195
ћакс Ћоренс

¬след за циклом ролей в современной драме („ехов, √орький, Ћ.“олстой, »бсен, √ауптман, √амсун) приходит цикл ролей в классике (–акитин в ћес€це в деревне 1909;  рутицкий Ќа вс€кого мудреца довольно простоты, 1910; јрган в ћнимом больном, 1913; ‘амусов в √оре от ума, 1906; граф Ћюбин в ѕровинциалке;  авалер в ’оз€йке гостиницы √ольдони, 1914).

Ќа судьбе —таниславского отозвались две последние его актерские работы: —альери в трагедии ћоцарт и —альери ѕушкина (1915), и –останев, которого он должен был вновь играть в готовившейс€ с 1916 новой постановке —ела —тепанчикова. ѕричина неудачи –останева, роли, не показанной публике, остаетс€ одной из загадок истории театра и психологии творчества. ѕо многим свидетельствам, —таниславский Ђрепетировал прекрасної. ѕосле генеральной репетиции 28 марта (10 апрел€) 1917 он прекратил работу над ролью. ѕосле того как Ђне разродилс€ї –останевым, —таниславский навсегда отказалс€ от новых ролей (нарушил этот отказ лишь в силу необходимости, во врем€ гастролей за рубежом в 1922Ц1924 согласившись играть воеводу Ўуйского в старом спектакле ÷арь ‘едор »оаннович).

ѕервой постановкой —таниславского после революции стал  аин Ѕайрона (1920). –епетиции только начались, когда —таниславский был вз€т заложником при прорыве белых на ћоскву. ќбщий кризис усугубл€лс€ в ћ’“ тем, что значительна€ часть труппы во главе с  ачаловым, выехавша€ в 1919 в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событи€ми от ћосквы. Ѕезусловной победой стала постановка –евизора (1921). Ќа роль ’лестакова —таниславский позвал ћихаила „ехова, недавно перешедшего из ћ’ј“ (театр уже был объ€влен академическим) в 1-ю студию. ¬ 1922 ћ’ј“ под руководством —таниславского отправл€етс€ в длительные зарубежные гастроли по ≈вропе и јмерике, которым предшествует возвращение (не в полном составе) качаловской труппы.

ќстрейшим становитс€ вопрос смены театральных поколений во ћ’ј“е. ѕосле долгих колебаний самосто€тельными театрами в 1924 станов€тс€ 1-€ и 3-€ студии ’удожественного театра, в труппу театра вливаютс€ студийцы 2-й студии: ј. .“арасова, ќ.Ќ.јндровска€,  .Ќ.≈ланска€, ј.ѕ.«уева, ¬.ƒ.Ѕендина, ¬.—.—околова, Ќ.ѕ.Ѕаталов, Ќ.ѕ.’мелев, ћ.Ќ. едров, Ѕ.Ќ.Ћиванов, ¬.я.—таницын, ћ.».ѕрудкин, ј.Ќ.√рибов, ћ.ћ.яншин, ¬.ј.ќрлов, ».я.—удаков, Ќ.ћ.√орчаков, ».ћ. удр€вцев и др. —таниславский болезненно переживает Ђизменуї учеников, дав студи€м ћ’ј“ имена шекспировских дочерей из  орол€ Ћира: √онериль€ и –егана Ц 1-€ и 3-€ студии,  ордели€ Ц 2-€.

ƒе€тельность —таниславского в 1920Ц1930-е годы определ€лась, прежде всего, его желанием отсто€ть традиционные художественные ценности русского искусства сцены. ¬ прессе тех лет все настойчивее звучат обвинени€ в Ђотсталостиї, в Ђнежеланииї прин€ть революционную действительность, в саботаже. ƒе€тельность ћ’ј“ протекала в атмосфере непри€ти€ Ђакадемического и буржуазного театраї вли€тельными пролеткультовцами и лефовцами, адресовавшими ’удожественному театру социально-политические обвинени€. ѕостановка √ор€чего сердца (1926) стала ответом тем критикам, которые увер€ли, что Ђ’удожественный театр Ц мертвї. —тремительна€ легкость темпа, живописна€ праздничность отличала Ѕезумный день, или ∆енитьба ‘игаро Ѕомарше (1927) (декорации ј.я.√оловина).

ѕосле прихода в труппу ћ’ј“ молодежи из 2-й студии и из школы 3-й студии —таниславский вел с ними зан€ти€ и выпускал на сцену их работы, выполненные с молодыми режиссерами. ¬ числе этих работ, далеко не всегда подписанных —таниславским, Ц Ѕитва жизни по ƒиккенсу (1924), ƒни “урбиных (1926), —естры ∆ерар (пьеса ¬.ћасса по мелодраме ƒеннери и  ормона ƒве сиротки) и Ѕронепоезд 14-69 (1927); –астратчики  атаева и ”нтиловск Ћеонова (1928).

ѕосле т€желого сердечного приступа, случившегос€ в юбилейный вечер в ћ’ј“ в 1928, врачи навсегда запретили —таниславскому выходить на подмостки. —таниславский вернулс€ к работе только в 1929, сосредоточась на теоретических изыскани€х, на педагогических пробах Ђсистемыї и на зан€ти€х в своей ќперной студии, существовавшей с 1918 (ќперный театр им.  .—.—таниславского).

ƒл€ постановки ќтелло во ћ’ј“е он написал режиссерскую партитуру трагедии, которую акт за актом высылал вместе с письмами из Ќиццы, где наде€лс€ закончить лечение. ќпубликованна€ в 1945, партитура осталась неиспользованной, поскольку ».я.—удаков успел до окончани€ работы —таниславского выпустить спектакль.

¬ начале 1930-х годов —таниславский, использу€ свой авторитет и поддержку вернувшегос€ в ———– √орького, обратилс€ в правительство, чтобы добитьс€ особого положени€ дл€ ’удожественного театра. ≈му пошли навстречу. ¬ €нваре 1932 театр получил название ћ’ј“ ———–, в сент€бре 1932 театру присвоено им€ √орького, в 1937 он был награжден орденом Ћенина, в 1938 Ц орденом “рудового  расного «намени. ¬ 1933 ћ’ј“ было передано здание бывшего “еатра  орша, где образован филиал ћ’ј“. ѕри театре организованы музей (в 1923) и экспериментальна€ сценическа€ лаборатори€ (в 1942). ’удожественный театр был объ€влен главными подмостками страны. ќпасность превращени€ ћ’ј“а в р€довой театр, как и опасность его захвата –јѕѕом, была предотвращена, но театр рисковал остатьс€ беззащитным перед другой угрозой Ц быть задушенным в объ€ти€х власти.

—реди работ ћ’ј“ этих лет Ц —трах јфиногенова (1931), ћертвые души по √оголю (1932), “аланты и поклонники ќстровского (1933), ћольер Ѕулгакова (1936), “артюф ћольера (1939) (экспериментальна€ работа, подготовленна€ дл€ сцены после смерти —таниславского ћ.Ќ. едровым). ¬ 1935 открылась последн€€ Ц ќперно-драматическа€ Ц студи€ —таниславского (среди работ Ц √амлет). ѕрактически не покида€ своей квартиры в Ћеонтьевском переулке, —таниславский встречалс€ с актерами у себ€ дома, превратив репетиции в актерскую школу по разрабатываемому им методу психо-физических действий.

ѕродолжа€ разработку Ђсистемыї, вслед за ћоей жизнью в искусстве (американское издание Ц 1924, русское Ц 1926) —таниславский успел отправить в печать первый том –аботы актера над собой (1938, посмертно).

”мер —таниславский в ћоскве 7 августа 1938.

"„то-то скучно..."
Sara 11.12.2007 05:05:37
»нформаци€ о великом —таниславском несколько суховата,о самой жизни мало сказано, одна де€тельность. ѕонимаю, что его жизнью была как раз эта де€тельность, но не сказано даже дату рождени€, ни о жене ни слова, ни о его характере. "√ениален" и всЄ тут. —ожалею, что этому человеку пришлось увидеть падение его империи, это действительно больно... Ќо какой он, € так и не пон€ла.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬елика€ певица народных песен
ѕосетило:10342
Ћюдмила «ыкина
ѕервый в истории штраф за скорость
ѕосетило:15981
”олтер јрнолд
Ќеугомонный ƒжонни ƒепп
ѕосетило:19467
ƒжонни ƒепп

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru