Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

 онстантин —таниславский

   /   

Konstantin Stanislavskiy

   /
             
‘отографи€  онстантин —таниславский (photo Konstantin Stanislavskiy)
   

ƒень рождени€: 17.01.1863 года
ћесто рождени€: ћосква, –осси€
ƒата смерти: 07.08.1938 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 75 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


 онстантин —таниславский —тара€ крепость

јктЄр, режиссЄр, педагог, реформатор и теоретик театра, почетный академик ѕетербургской јкадемии наук

—транно писать о —таниславском. ¬се равно что о значении углерода дл€ жизни на «емле. “олчок, который дал —таниславский, - это и есть театр всего столети€.  ажетс€ неправдоподобным, кажетс€, что это просто перегруженна€ мифологией фигура, однако это так. ѕотому что —таниславский сделал и выразил то, дл€ чего культура уже созрела и перезрела, на что имелс€ эстетический и социальный запрос.

05.05.2009

—колько его свергали и опровергали, но чем быстрее бежали от него вперед, тем быстрее приближались к нему же. ѕоэтому писать об этой старой крепости не только странно, но и трудно, а трудность св€зана еще и с тем, что подобных личностей среди режиссеров и актеров уже давно нет и просто не на что указать как на аналог, чтобы неофиту могло быть пон€тно, о чем, собственно, идет речь.

 онстантин —таниславский фотографи€
 онстантин —таниславский фотографи€

ƒавно нет тех, кто любит искусство в себе, а не себ€ в искусстве. ƒавно нет экспериментаторов.   тому же, кто только не писал о —таниславском! ќт легендарного ѕавла ћаркова (ћиша ѕанин в "“еатральном романе" ћ. Ѕулгакова) и самого ћихал јфанасьича до ¬иктора Ќекрасова, оставившего документальное свидетельство середины июн€ 1938 г.: "¬ углу дивана, глубоко погрузившись в его м€коть, сидит длинноногий человек в ботах. —квозь большие круглые стекла пенсне с тесемкой на нас смотр€т маленькие, слегка иронические глаза. Ћицо малоприветливое".

ќн уже давно никого не любит, потому что ненавидит эпоху, в которую ему довелось жить, котора€ загнала его в тупик, лишила веры в людей, сделала подозрительным, а еще потому, что чувствует близость конца: сердце работает плохо, крови поступает мало, жить бедному  онстантину —ергеевичу оставалось полтора мес€ца.

 онстантин —таниславский фотографи€
 онстантин —таниславский фотографи€

«а детство счастливое наше...

ќн был из богатого и образованного купеческого сослови€, из его высшего круга, поэтому звучна€ фамили€ "—таниславский" не могла быть его насто€щей фамилией. Ёто был сценический псевдоним, который  онстантин —ергеевич јлексеев (5.1.1863 - 7.8.1938) вз€л позже, в 1885 г. ≈го семь€ находилась в родстве с коллекционерами брать€ми “реть€ковыми и с —аввой ћамонтовым, создателем частной русской оперы. "ћой отец, —ергей ¬ладимирович јлексеев, чистокровный русский и москвич, был фабрикантом и промышленником. ћо€ мать, ≈лизавета ¬асильевна јлексеева, по отцу русска€, а по матери француженка, была дочерью известной в свое врем€ парижской артистки ¬арлей..." ("ћо€ жизнь в искусстве").

 онстантин —таниславский фотографи€
 онстантин —таниславский фотографи€

Ёто была счастлива€ и богата€ семь€. ƒеньги в этой среде не считали, образование детей началось дома, где родители устроили "целую гимназию". ¬прочем, с 13 лет  онстантин училс€ в гимназии, но из нее, по собственному признанию, не вынес ничего.  ак почти все будущие артисты, он училс€ без удовольстви€, по инерции, а источником духовного развити€ назвал впоследствии ћалый театр, избаловавший расточительным богатством талантов.

ѕараллельно пошли любительские спектакли (первое выступление на домашней сцене состо€лось в 1877 г.), и примечательно, что из биографической книги "ћо€ жизнь в искусстве" читатель даже не узнает, что после гимназии јлексеев поступил и закончил Ћазаревский институт и начал службу в семейной фирме.  ультурно незначимые событи€ из автобиографии исключены.

 онстантин —таниславский фотографи€
 онстантин —таниславский фотографи€

«ато подробно описываетс€, что сначала папа построил в подмосковном имении новое здание с большой залой дл€ любительских спектаклей, а потом, "увлекшись нашей театральной де€тельностью, построил нам и в ћоскве великолепный театральный зал". ’орошо иметь богатого папу!

ѕостепенно вокруг  онстантина сформировалс€ кружок любителей, названный "јлексеевским", в котором ставились комедии, оперетты и водевили. —ам же  онстантин отдавал предпочтение характерным персонажам, ставил спектакли нар€ду с братом и сестрой, любил успех у зрителей и у женщин, наслаждалс€ перевоплощением. ёные силы были в избытке.

јмпутаци€ и потрошение

јртистическое отрочество кончилось в 1888 г. после встречи с режиссером ‘едотовым, мужем знаменитой артистки √ликерии ‘едотовой. я не думаю, что дело было настолько в самом ‘едотове, хот€, конечно, перва€ встреча с профессиональным режиссером не могла не произвести впечатление на любител€. —корее всего, —таниславский сам подошел к тому, что сейчас можно назвать комплексным пониманием театра: совместно с коллегами, в том числе с ‘едотовым, —таниславский разработал проект ћосковского общества искусства и литературы, вложив туда и значительные личные средства - 25 или 30 тыс€ч рублей.

«десь состо€лось "второе рождение": "ѕо-видимому, в артистической области € оставалс€ все прежним безвкусным копировщиком. ‘едотов и —оллогуб начали надо мной производить операцию: и ампутацию, и потрошение, и выщелачивание театральной гнили, котора€ все еще держалась в тайниках. ќни задали мне такую взбучку, которую € во весь свой век не забуду. ќни мен€ так высме€ли и, как дважды два четыре, доказали отсталость, несосто€тельность и пошлость моего тогдашнего вкуса, что € сначала смолк, потом устыдилс€, наконец почувствовал полное свое ничтожество и -- точно опустел внутри. —тарое не годитс€, а ничего нового нет".

ѕо окончании артистического отрочества в 1889 г. он женилс€ на ћаше ѕеревощиковой (на сцене Ћилиной). ¬ 1891 г. рождаетс€ дочь  ира, в 1894 г. - сын »горь.

ќбщество искусства и литературы просуществовало 10 лет, —таниславский сыграл в нем 34 роли, поставил 16 спектаклей. Ёто и была его школа игры и непрестанного самоанализа, ремесленный опыт и попытки создать спектакль как сознательно выстраиваемый режиссером сценический процесс, внутри которого режиссер может предложить актеру играть поверхностно, водевильно, а может, если того требует художественна€ задача, "заставить чувство выбратьс€ из своих тайников".

Ёто был дес€тилетний разбег перед основанием ’удожественно-общедоступного театра. »менно к этому времени относитс€ рефлекси€ по поводу нового типа театра - режиссерского: в 1890 г. в –оссию приехала на гастроли труппа герцога ћейнингенского с режиссером  ронеком во главе. —таниславского удивила возможность решени€ художественных задач внеактерскими, постановочными средствами, с помощью мизансцен, сценографии.

ќднако "режиссерские выдумки"  ронека только обострили уже готовое ощущение —таниславского, что как средство выразительности актер никуда не годитс€. Ќе владе€ в нужной мере техникой игры, ее различными технологи€ми и приемами, потребность в которых вызвана особенност€ми драматургии, он не может быть элементом спектакл€ наравне с бутафорией, светом, музыкой, не может выполн€ть задачи, поставленные режиссером.

‘актически понимание этого обсто€тельства, приблизительно датируемое 1890-1895 гг., и €вл€лось рождением того режиссерского театра, который развилс€ в следующем ’’ веке: режиссер нужен не просто дл€ того, чтобы назначить актеров на роли ("развести") и следить за тем, чтобы текст был произнесен, а дл€ специфической режиссерской игры всеми формообразующими компонентами спектакл€, в первую очередь, актерами.  оторые уже играют не так, как могут, а в соответствии с требованием режиссера.

’удожественный театр. ѕервое двадцатилетие

ќбща€ неудовлетворенность состо€нием актерской техники нарастала. Ёто был специфически новый взгл€д: на актера —таниславский смотрит извне. ќн думает и пишет об "искусстве переживани€", позвол€ющем актеру психологически глубоко и тонко ощущать чувства и мысли персонажа на сцене, дела€ переживаемое внутри заметным зрителю. ¬замен штампов он хочет от актера специфического "подлинного переживани€" на сцене, включени€ того психофизического аппарата, которым актер пользуетс€ в жизни как любой человек. Ќадо сн€ть зажимы, уничтожающие все чувства на сцене, и тогда откроетс€ душа персонажа.

¬стретившись с ¬л.». Ќемировичем-ƒанченко, —таниславский отваживаетс€ на создание своего театра. ’удожественно-общедоступный театр открылс€ 14 окт€бр€ 1898 г. спектаклем "÷арь ‘едор »оаннович" (—таниславский играл кн€з€ »вана ѕетровича Ўуйского). ¬ задачу театра входила глобальна€ театральна€ реформа, затрагивавша€ режиссуру, актерскую игру, сценографию, все постановочные компоненты, особый подбор драматургии, воспитание актеров. ¬ почти сорокалетней работе в театре про€вились весь его максимализм, все недовольство актерскими штампами и посто€нна€ установка на новизну.

"„айка", "ƒ€д€ ¬ан€", "“ри сестры", "¬ишневый сад", "ћещане", "Ќа дне", "ƒоктор Ўтокман", "∆изнь человека", "ћес€ц в деревне"... Ќоваторство и поиски во всем. "–ежиссерска€ фантази€ —таниславского не знала границ: из дес€ти выдумок восемь от отмен€л сам, дев€тую - по совету Ќемировича-ƒанченко и только дес€та€ оставалась на сцене" (ј. —еребров).

» непрерывные эксперименты: студи€ на ѕоварской при ћ’“ (1905), во главе которой был поставлен ¬севолод ћейерхольд (начинавший в ћ’“ как актер на амплуа неврастеника, каковым он был и на самом деле) дл€ поисков новых театральных форм, ѕерва€ студи€ - тоже дл€ экспериментов, которые трудно было проводить в театре, ибо актеры люб€т успех, а не поиск нового; приглашение √.  рэга дл€ постановки "√амлета". ¬ 1900-е -1910-е гг. начинает формироватьс€ "система —таниславского".

ѕереживание и представление

ќдна из главных идей —таниславского заключалась в том, что есть три технологии актерской игры: ремесло, "переживание" и "представление" (кавычки означают, что слова эти наделены нетривиальным смыслом).

–емесло основано на пользовании готовыми штампами, по которым зритель может однозначно пон€ть, какие эмоции имеет в виду (но не переживает) актер.

»скусство представлени€ основано на том, что в процессе длительных репетиций актер испытывает подлинные переживани€, которые автоматически создают форму про€влени€ этих переживаний, но на самом спектакле актер эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли.

Ќаконец, в искусстве переживани€ актер и на сцене, на самом спектакле испытывает подлинные переживани€, не такие, как в жизни, но все равно подлинные, и это рождает жизнь образа на сцене, насыщенную детал€ми столь интересными и тонкими, какие никогда не удержатс€ при повторении закрепленного рисунка в искусстве представлени€. «десь нет демонстрации результатов творчества, а есть сам импровизационный процесс и поток живого человеческого чувства, направленного от актера к зрителю.

—таниславский проблематизировал игру актера, превратил ее из органического свойства в художественное средство, материализовав в актерской игре две философские модели. ѕерва€ основана на том, что жизнь, помимо игры, пуста и хаотична, и только искусство игры, красива€ форма "оплотн€ет" хаос. "≈му нужно играть, без этого он задыхаетс€, как пустое место без содержани€; как платье, которое ни на кого не одето... јктер не индивидуализирован. ¬от его сущность" (¬.¬. –озанов, 1914).

¬тора€ модель исходит из переполненности жизненным материалом, из ощущени€ "избытка своей души над... своим лицом, своей судьбой, своей жизнью" (‘.ј. —тепун, 1923). ƒве противоположные философские модели требуют различных актерских технологий, и именно —таниславский дал толчок к их формированию.

Ќеверно утверждать, что —таниславский вовсе отрицал "представление". √лавным в его открытии было понимание "представлени€" и "переживани€" как равноправных способов, технологий актерской игры, функционально св€занных с режиссерской задачей. »ногда требуетс€ одно, иногда - другое. »наче говор€, историческа€ заслуга —таниславского заключена в рефлексии по поводу способа актерской игры, какова€ до него понималась как нечто "отприродное", жестко человеку данное.

»менно —таниславский известен и как теоретик, и как практик, добившийс€ преодолени€ "даров природы". »менно от —таниславского идет превращение способа существовани€ на сцене в гибкое средство художественного моделировани€. “еперь это аксиома, хот€ по-прежнему доминирует ремесло, а трудности, к которым зовет —таниславский, мало кем востребуютс€. „естно говор€, —таниславский был гений, и система его дл€ гениев. Ћюд€м масштаба помельче казалось, что он ћоцарт, который хочет стать —альери.

ќт толчка, сделанного —таниславским, возникли и креолизованные техники. «адаетс€ внешний рисунок роли, но при этом актеру предлагаетс€ либо "оправдать" форму ("пережитой гротеск"), либо частью своих выразительных средств обнаруживать переживание, не совпадающее по смыслу с заданным рисунком.

”пражнени€ на "пережитой гротеск" любил ћихаил „ехов (сесть на корточки на стол, поставить на голову чернильницу, оправдать эту позу и объ€снитьс€ в любви). Ёксперименты по несовпадению (выражение глаз и интонации противоречат остальной мимике и жестам) ставил на ћарлоне Ѕрандо в 1940-е годы Ћи —трасберг, этим виртуозно владел јркадий –айкин, на этом был построен целый спектакль Ѕƒ“ - "»стори€ лошади" с ≈вгением Ћебедевым в главной роли.

¬о второй половине ’’ века возникает заданна€ иде€ми —таниславского технологи€ "актер играет актера, который играет роль", хот€ элементы ее можно уловить еще в поставленном —таниславским "–евизоре" с ћ. „еховым-’лестаковым. »менно в расчете на эту структуру написана, например, пьеса "ћарат/—ад" (1965) ѕетера ¬айса.

¬ то же врем€ практически все эксперименты ≈жи √ротовского, в том числе задание актеру "выполн€ть движение души с помощью своего организма" и проект "»скусства начинающего" (1980-е), вытекают из той рефлексии по поводу актерского каботинажа, которую когда-то предприн€л —таниславский. ќн действительно обеспечил театр будущего запасом идей и техник.

ƒвадцатилетие второе и последнее

  1917 г. ћ’“ подошел как самый крупный в художественном отношении театр –оссии. —лава всемирна€, актеры знаменитые, режиссер —таниславский гениальный.

ѕосле окт€брьского переворота театр едва не закрылс€. —пектакли бесплатные, билеты не продаютс€, а распредел€ютс€, пресса хулиганска€, бывший неврастеник ћейерхольд стал комиссаром и ходит с кобурой... "ѕришлось начать с самого начала, учить первобытного в отношении искусства зрител€ сидеть тихо, не разговаривать, садитьс€ воврем€, не курить, не грызть орехов, снимать шл€пы, не приносить закусок и не есть их в зрительном зале" ("ћо€ жизнь в искусстве").

  тому же, в 1919 г. группа артистов ћ’“ во главе с ќ.Ћ.  ниппер и ¬.».  ачаловым выехала на гастроли в ’арьков и очутилась на территории, зан€той ƒеникиным, откуда благополучно эмигрировала. ќставша€с€ в ћоскве часть труппы сохран€лась большевиками в качестве заложников. ќднако в 1922 г. "качаловцы" вернулись, и тогда в сент€бре 1922 г. на гастроли по ≈вропе и јмерике отправилс€ весь ћ’“.

—тоит вспомнить, что именно в это врем€ на пароходе в ≈вропу выслали русских философов и других недовольных. ѕочти в это же врем€ уехал и ћ’“. √астроли продлились по август 1924 г.: театр не хотел возвращатьс€, большевиков и революцию все не любили.

ќднако в итоге ћ’“ вернулс€. ѕоказалось, что еда есть, а раз так, то и жизнь налаживаетс€ (нэп!). ƒумали, что все образуетс€, как говаривал лакей —тивы ќблонского, на которого накричала жена. Ќикто же не понимал, что революци€ - это похуже, чем жена застала с любовницей.

ѕервой громкой премьерой после возвращени€ стало "√ор€чее сердце", затем "ƒни “урбиных" (1926) по пьесе Ѕулгакова, котора€ по недоразумению все еще считаетс€ чуть ли не "белогвардейской" пьесой. Ќа самом деле это была классическа€ сменовеховска€ штука, котора€ в политическом контексте тех лет воспринималась как знак готовности сменить вехи, отказатьс€ от своего прошлого и прин€ть новую власть, напропалую обманыва€ себ€ тем, что большевики - не худший дл€ –оссии вариант и что они сохран€т вечную и великую –оссию.

ƒл€ театра и —таниславского, фамилии которого на афише не было, это был своего рода первый акт капитул€ции. ≈го закреплением стали "Ѕронепоезд 14-69" (1927) и "Ѕег" (1928), с которым театр подошел к "году великого перелома".

»менно с этого времени начинаетс€ легендарна€ вражда —таниславского и Ќемировича, смешно описанна€ Ѕулгаковым. —таниславскому выпускать спектакли уже неинтересно, ибо он не может подчин€тьс€ цензуре и конъюнктуре, хот€ противосто€ть открыто, конечно, боитс€ (воспитан в традици€х подчинени€ власти). Ќемирович же т€нет весь воз, ибо он прагматик и филистер, вписавшийс€ в интерьер сталинской ћосквы. » быть "статским генералом" ему нравитс€.

—таниславский убежал в эксперименты, он словно заставил себ€ впасть в детство, "выгратьс€" в него, чтобы только отстали; у него личный врач, личный шофер, он ежегодно лечитс€ за границей, он живет в роскошном доме на улице, названной в его честь, глубоко погруженный в "м€коть дивана" и в свои раздумь€ о природе актерской игры и "линии физических действий" и при этом делает вид, что ничего не понимает в происход€щем. ј Ќемирович, после долгих раздумий вернувшийс€ в 1929 г. в ћоскву из —Ўј (тоже не хотел возвращатьс€), оказываетс€ полновластным хоз€ином театра, политическим приспособленцем и большим циником.

ѕоложение ужасное, поистине трагическое. »бо —талин оказывает ћ’ј“у неслыханное покровительство, превращает театр в придворный и в ———– главный. ћ’ј“ ———– им. ћ. √орького оказываетс€ вне критики, его основатели канонизированы, актеры обласканы, "система —таниславского" об€зательна дл€ всех, как уголовный кодекс. ќтвет ћ’ј“а -- глубокое верноподданничество, игра в искреннюю любовь по системе одного из своих основателей.

—тав€тс€ жуткие советские пьесы, провод€тс€ страшные собрани€, на которых нужно словесно соучаствовать в преступлени€х режима. ¬ годы "большого террора" "не было, кажетс€, ни одной политической акции или процесса, ни одного административного решени€, касающегос€ судьбы того или иного художника или спектакл€, которое не было бы обеспечено "единодушной" поддержкой мхатовцев" (ј. —мел€нский). ƒеморализаци€ полна€ и окончательна€, распад тонкого "искусства переживани€" необратимый.

“ак испачкав душу, кощунственно играть „ехова, и все это понимают. ѕервый - —таниславский. ќн осознает, что его детище изнасиловано и убито, что души его актеров переломаны, а сам он - заложник ситуации. ќстаетс€ одно - тихо работать с небольшой группой актеров над этюдами, старатьс€ поменьше испачкатьс€ и умереть достойно.

ƒл€ вечности

¬от как исторические заслуги —таниславского перед мировым театром выгл€д€т согласно знаменитому "—ловарю театра" ѕатриса ѕави.

—таниславский открыл:

а) "подтекст", дублирующий исполн€емый текст или противоречащий ему; психологический инструмент, информирующий о внутреннем состо€нии персонажа, устанавливающий дистанцию между тем, что сказано в тексте, и тем, что показано на сцене; подсознательный фон текста сосуществует параллельно с текстом, реально произносимым персонажами, образу€ нечто вроде непрерывного и по-своему значимого второго смыслового р€да;

б) мизансцену как физическую ощутимость сокровенного смысла драматургического текста;

в) т€готение текста пьесы к претексту, перемежающемус€ паузами: персонажи не смеют до конца выражать мысли или не могут это делать, они общаютс€ друг с другом полунамеками, или же говор€т, чтобы ничего не сказать, забот€сь о том, чтобы это ничто было пон€то собеседником как нечто, наполненное реальным смыслом.

ѕо существу, —таниславский задолго до возникновени€ кино- и телеискусства с их крупными и сверхкрупными планами разработал систему актерской игры дл€ "близорукой “алии", нашел средства дл€ игры в театре абсурда, где персонажи обмениваютс€ репликами, содержащими ничто, противопоставил слову - действие, чем предвосхитил театр конца века.

  этому € бы добавил анализ пьесы действием, поиск "линии физических действий" - универсальный метод, которым сам —таниславский владел виртуозно. ≈сть записи репетиций 1931-1932 гг. "√ор€ от ума". ѕьеса пр€мо на глазах превращаетс€ в "жизнь", все наполн€етс€ логикой, оживает, начинает дышать и двигатьс€. —амой остроумной €вл€етс€ сцена, в которой ‘амусова вдруг начал играть сам —таниславский, а Ћизу - ќльга јндровска€.

–оль сластолюбивого барина была ему €вно по вкусу, тридцатилетн€€ очаровательна€ јндровска€ очень нравилась, он вдруг тр€хнул стариной, и все заканчивалось тем, что Ћиза уже сидела у него на колен€х, а он шарил по ней руками и т€нул к себе, готов€сь насладитьс€, отчего јндровска€ не на шутку испугалась... «ан€ти€ проходили на квартире —таниславского, в театр его уже давно не т€нуло. ћ’ј“ умер раньше него лет на дес€ть.

ј в самом начале сезона 1938/39 года, 7 августа, в процессе работы над "“артюфом" умирает и  онстантин —ергеевич. ѕричина - сердечна€ недостаточность, веро€тно, ишемическа€ болезнь. јортокоронарное шунтирование изобрели только полвека спуст€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлексей Ѕаталов: Ќе торгу€сь с судьбой
ѕосетило:9481
јлексей Ѕаталов
„етырехкратный победитель т€желейшего в мире марафона
ѕосетило:10257
ћохамад јхансал
Ёрнесто „е √евара: ' оманданте  убинской революции'
ѕосетило:123681
Ёрнесто „е √евара

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru