Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»осиф –айхельгауз

   /   

Iosip Raihelgauz

   /
             
‘отографи€ »осиф –айхельгауз (photo Iosip Raihelgauz)
   

ƒень рождени€: 12.06.1947 года
ћесто рождени€: ќдесса, ———–
¬озраст: 73 года

√ражданство: –осси€

 ультуру нельз€ относить к сфере услуг

—оветский и российский театральный режиссЄр, педагог;

Ќо есть одна главна€ проблема: культура в этом законе названа услугой. » это, на мой взгл€д, в корне неправильно, потому что культуру относить к сфере услуг категорически нельз€. ”слугой €вл€етс€ парк культуры и отдыха, качели и карусели. ј культура Ц это функци€, така€ же, как образование.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

07.06.2010

¬чера в —оюзе театральных де€телей прошло специальное заседание, на котором представители театров, библиотек, творческих вузов, концертных залов обсуждали новый закон о бюджетных организаци€х, согласно которому с 1 €нвар€ 2011 года все учреждени€ культуры, включа€ театры, станов€тс€ автономными. ѕрин€тие этого закона, подписанного президентом –оссии 8 ма€, вызвало резонанс среди де€телей культуры. ¬ интервью ЂЌовым »звести€мї художественный руководитель театра ЂЎкола современной пьесыї »осиф –ј…’≈Ћ№√ј”« поделилс€ собственными опасени€ми на этот счет.

ѕервые возмущени€ прин€тым законом ваши коллеги выразили еще на минувшей неделе. Ќа ваш взгл€д, действительно ли этот закон несет угрозу государственным театрам?

Ц ќднозначно ответить не могу. „тобы быть предметным, нужно понимать и дух и букву того закона, который мои коллеги вчера обсуждали в —“ƒ. Ќо есть одна главна€ проблема: культура в этом законе названа услугой. » это, на мой взгл€д, в корне неправильно, потому что культуру относить к сфере услуг категорически нельз€. ”слугой €вл€етс€ парк культуры и отдыха, качели и карусели. ј культура Ц это функци€, така€ же, как образование. ¬тора€ проблема заключаетс€ в том, что разработчики закона привлекли к участию так называемых Ђвитринныхї специалистов Ц наиболее публичных де€телей культуры. ќднако не предоставили слово тем самым практикам на местах Ц например, руководител€м региональных театров, Ц которым придетс€ воплощать этот закон в жизнь. ћне кажетс€, это нужно было сделать в первую очередь, поскольку они ежедневно работают со зрителем, знают, что такое жизнь театра в провинцииЕ

¬ы не принимали участи€ в заседании —“ƒ?

Ц Ќет, потому что был на гастрол€х. —“ƒ, безусловно, замечательна€, уважаема€ организаци€. Ќо это не последн€€ инстанци€, котора€ может воздействовать на подобный закон. «десь нужны иные меры.

¬ таком случае в чем видите выход лично вы?

Ц —ейчас директора московских театров организовали профессиональную гильдию (подчеркну, что это некоммерческа€ организаци€). ‘ункци€ и задача гильдии как раз состоит в том, чтобы и нас слушали при формировании подобных законов и при этом относились к нам как к юридическому лицу.

ј что лично вас не устраивает в этом законе?

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ц Ќам говор€т, что культура должна быть самоокупаемой, но мне кажетс€, что тем самым идет подмена пон€тий. — одной стороны, нам привод€т пример, скажем, американской Non-profi organisation. “ака€ организаци€, занима€сь коммерческой де€тельностью и зарабатыва€ на содержание своих культурных учреждений, освобождена от целого р€да налогов.  роме того, эта организаци€ получает помощь от частных лиц. ¬ итоге в —Ўј помогать этим неприбыльным организаци€м получаетс€ выгодно. Non-profi organisation могут существовать без помощи государства, но им дают возможность зарабатывать. » подобна€ помощь, как € уже сказал, приветствуетс€. ј у нас что получаетс€? √руппа товарищей в ƒепартаменте культуры считает, во что обходитс€ государству один зритель и как сократить количество театров, чтобы в итоге был выше доход. Ќо это игра в одни ворота. Ёкономисты считают, что театры должны быть самоокупаемыми; де€тели культуры, которые ничего не понимают в экономике, начинают генерировать какие-то свои предложени€ в этот закон. ј спросить у менеджеров, которые по долгу службы об€заны понимать и то и другое, никто не догадываетс€. ѕоэтому и задача новой гильдии должна заключатьс€ как в защите самих менеджеров от произвола (это профсоюзна€ функци€), так и в обсуждении и создании подобных законов. √ильди€ перва€ должна сообщать разработчикам закона о тех проблемах, которые могут возникнуть.

» все же какие, на ваш взгл€д, могут возникнуть проблемы в св€зи с новым законом?

Ц ѕока забегать вперед рано. ƒл€ начала нужно пон€ть, что именно имел в виду составитель, какие на местах будут написаны соответствующие по€снени€, какое у этого всего будет правоприменение. », конечно, здесь главный вопрос: как эти благие намерени€ будут воплощатьс€? ѕока из практики известно, что предыдущие попытки перевести бюджетные организации на коммерческие рельсы не всегда были успешны. Ќапример, большие и попул€рные театры, такие как ЂЋенкомї, говор€т, что да, мы согласны быть самоокупаемыми. ќднако это не значит, что эту же схему можно перенести, скажем, на владимирский театр. ќн гораздо меньше, он предполагает другие услови€ существовани€, у него другой целевой зритель. ѕо аналогии невозможно провести реформу и в нашей ЂЎколе современной пьесыї. ” нас совершенно особый зритель, друга€ целева€ аудитори€. ј если избавитьс€ от подобных театров, то в –оссии успешной останетс€ только антреприза, чтобы зритель только сме€лс€ и не думал. » в этом смысле культура действительно предстанет как сфера услуг. ¬ общем, проблем здесь много, € предлагаю вернутьс€ к разговору, когда что-то про€снитс€.

ћы заговорили об особой специфике вашего театра.  ак раз в эти дни у вас проход€т творческие вечера артистов и бардов, а началс€ фестиваль со дн€ пам€ти Ѕулата ќкуджавыЕ

Ц ѕричем € подчеркну, что этот фестиваль стал нашей традицией. “ак случилось, что в последние годы жизни Ѕулата Ўалвовича именно здесь проходили его вечера. «десь он читал свои стихи, пел свои песни, здесь собирались его друзь€. ѕоэтому и фестиваль наш называетс€ Ђ» друзей созовуЕї. ћногие из тех, кто в этом году принимает участие в концертах, поздравл€ли его в 1994 году с семидес€тилетием. ¬едь именно здесь он отмечал этот юбилейный вечер. ќн тогда сидел в ложе, а на сцену выходили ≈втушенко, ¬ознесенский, –ождественский,  обзон, Ќикулин, Ўевчук, ћакаревичЕ  огда Ѕулата Ўалвовича не стало, то мы в его день рождени€, счастливо совпавший с ƒнем ѕобеды, стали проводить фестиваль в его честь. » будем отмечать этот день столько, сколько будем жить и работать.

¬ вашей семье есть фронтовики?

Ц ћой отец Ц герой войны, дважды кавалер ордена —лавы, награжден орденом боевого  расного «намени. ” него было очень много наград.   сожалению, он умер несколько лет назад. ¬о врем€ войны он был механиком, водителем танка. ј еще мой отец был чемпионом ¬ооруженных сил по мотогонкам! ќн часто говорил: Ђ ак € хочу попасть в Ѕерлин, ведь € расписалс€ на рейхстаге!ї » когда € стал ездить с гастрол€ми в √ерманию, он просил мен€ найти там его фамилию. я про себ€ улыбалс€ и думал, что это невозможно, ведь прошли дес€тилети€! Ќо тем не менее € ходил к рейхстагу рассматривал эти надписи. ј недавно мне подсказали, что много надписей было сделано не снаружи, а внутри здани€ бундестага. »х там сохран€ют и называют Ц Ђграффити русских солдатї. ¬ этом году нам с сестрой удалось туда попасть вместе с группой немецких журналистов. » вдруг мо€ сестра увидела фамилию Ђ–айхельгаузї. я не поверил своим глазам! » хот€ буква Ђ–ї почти стерта, тем не менее фамили€ написана папиным почерком. я надпись сфотографировал, а вернувшись, показал снимок маме. ќна тоже сразу узнала почерк отца. » произошло это буквально в канун 65-лети€ ѕобеды.

 ак вам удаетс€ все успевать: и путешествовать, и писать книги, и ставить спектакли по всему миру, и преподавать?

Ц ѕросто все делаю одновременно. –ано встаю и поздно ложусь. ¬чера, например, из театра вышел в два часа ночи и домой за город приехал около трех. ј сегодн€ в восемь утра € умывалс€ и уже вел переговоры с „икаго насчет постановки спектакл€.

Ќедавно у вас прошла премьера спектакл€ Ђ–усское гореї, в котором от канонической пьесы √рибоедова мало что осталось.  роме того, чеховских Ђ„аекї у вас три варианта.

Ц Ёто же игра с великими классиками. » авторы там не „ехов и не √рибоедов, там авторы Ц —ергей Ќикитин, ¬адим ∆ук и, простите за нескромность, €. ј что касаетс€ современной пьесы, то в этом году мы выпустили п€ть премьер. »з них только одна Ц игра с √рибоедовым. ќстальное Ц это пьесы, написанные только что. Ђƒомї √ришковца написан дл€ нас, Ђѕроститут(ка)ї по рассказу ћихаила Ѕарщевского, пьеса белорусского автора ѕришко Ђѕолеї, зан€вша€ первое место на ежегодном конкурсе современной драматургии.

¬ы говорите о конкурсе Ђƒействующие лицаї?

Ц ƒа, это самый крупный в –оссии конкурс современной драматургии. ѕрин€ть участие в нем может человек из любой точки земного шара, если он пишет по-русски. ∆юри у нас очень серьезное, его возглавл€ли в разные годы ёрский, “абаков, ¬олчек, ‘оменко... Ќа конкурс приходит до п€тисот пьес в год, и мы подробно их читаем. ѕобедившие авторы получают не только премии, но и возможность постановки своих пьес. ѕосле последнего конкурса уже став€тс€ спектакли во ¬ладимире, в “омске и в ’абаровске. ѕотому что параллельно у нас проходит фестиваль Ђ ласс молодой режиссурыї, где молодые режиссеры тут же предъ€вл€ют фрагменты конкурсных пьес.   нам приезжают директора и худруки провинциальных театров, смотр€т эти показы и приглашают к себе в театр сразу режиссера с пьесой. Ќапример, мою нынешнюю студентку 4-го курса ќльгу —мирнову, пригласили поставить пьесу во ¬ладимире. » вот представьте, что будет, если новый закон поставит под угрозу существовани€ и театр, и конкурс.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru