Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»осиф –айхельгауз

   /   

Iosip Raihelgauz

   /
             
‘отографи€ »осиф –айхельгауз (photo Iosip Raihelgauz)
   

ƒень рождени€: 12.06.1947 года
ћесто рождени€: ќдесса, ———–
¬озраст: 73 года

√ражданство: –осси€

Ќе хочу обманывать государство

—оветский и российский театральный режиссЄр, педагог;

¬ ƒень театра 27 марта свой двадцатилетний юбилей отмечает ЂЎкола современной пьесыї. √лавный режиссер театра »осиф –айхельгауз встречаетс€ с нами между репетици€ми: Ђƒомї √ришковца соседствует с грибоедовским Ђ√орем от умаї (Ђ–усское гореї), перевоплощенным в мюзикл.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

22.03.2009

Ц “еатр живет в необычном доме, в доме с историей. „увствуете себ€ продолжателем московских традиций?

»осиф –айхельгауз фотографи€
»осиф –айхельгауз фотографи€

Ц — этим домом вообще фантастическа€ истори€: мы жили в общежитии √»“»—а на “рифоновской: Ѕорис ћорозов, јнатолий ¬асильев и €. ƒл€ того, чтоб добратьс€ до √»“»—а, мы должны были доехать на троллейбусе номер 13 до “рубной площади, аккурат до моих теперешних окон, а здесь пересесть на троллейбус 31, доехать до Ќикитских ворот и войти в √»“»—. » часто тут, на “рубной, мы и останавливались Ц потому что в ресторане Ђ”збекистанї был замечательно вкусный плов по 50 копеек или пельмени, а напротив Ц —андуновские баниЕ “ак что иногда мы возвращались на “рифоновку уже пешком. » можно ли было себе представить, что жизнь так сюжетна, что € теперь в этом доме буду работать?..я часто рассказываю Ц дому 200 лет, здесь бывали „ехов, “олстой, ƒостоевскийЕ » вдруг € осознал, что ровно дес€тую часть этого срока Ц 20 лет! Ц здесь живет театр ЂЎкола современной пьесыї. » как все это складываетс€, приобрета€ смысл и объем, оправдыва€ существование. » теперь не только о “олстом будут вспоминать, но и о Ѕулате Ўалвовиче ќкуджаве, который все свои последние вечера и выходы на сцену тоже оставил этому дому. » потом биографы будут писать, что здесь не только состо€лась свадьба „айковского, но здесь был последний юбилейный вечер ќкуджавы, и вс€ “рубна€ площадь была запружена народом.

Ц Ёто же был грандиозный вечерЕ

Ц Ѕулат Ўалвович, с которым € в последние годы имел счастье регул€рно общатьс€, не хотел отмечать 70-летие и собиралс€ пр€татьс€ в ѕеределкино: Ђя это ненавижу: сид€т на сцене, в цветах, как на собственных похоронах!ї » тогда € ему предложил: Ђј давайте вы будете сидеть в зрительном зале, а на сцену будут выходить те, кто хочет вас поздравитьї. » он, удивительное дело, уговорилс€, в тот момент мы не подозревали, во что это выльетс€.  огда € пон€л, что наш крохотный зальчик на 400 мест не вместит и сотой части тех, кто хочет прийти, мы повесили экраны на фасаде театра.  ого только не было на сцене в тот вечер, чего только не говорили! ј знаете, чем закончилс€ этот его день рождени€, который у него был 9 ма€?

Ц —алютом?

Ц Ќе просто салютом. ѕосле действа в зале он вышел на балкон, и по всей площади покатилось: ЂЅулат, смотрите, Ѕулат!ї ќн вз€л гитару и попробовал петь, но слышно его толком не было. ј с ним на балкон вышли Ўевчук, ћакаревич и ярмольник. » тогда они Ц это был первый и последний раз Ц запели с ним вместе Ђѕо —моленской дорогеї. » они пели, вс€ площадь зажгла зажигалки, у ќкуджавы лилась слеза по щеке, и в это врем€ началс€ салют. ¬ы знаете, € могу написать хронику дома за эти 20 лет, может, она и будет уступать тому времени, когда ƒостоевский произносил тут речь по случаю открыти€ пам€тника ѕушкину, или когда „ехов подписывал контракт на издание собрани€ сочинений, но за эти годы здесь Ц былоЕ

Ц —пуст€ двадцать лет вы решили раздвинуть эти стены.  ак продвигаетс€ стройка нового здани€?  ризис не подкралс€?

Ц —троим. Ќо так мешают чиновники Ц это невыносимо! ѕостроить фундамент легче, чем получить подпись. ѕолучить подписи –есина и Ћужкова Ц ничто по сравнению с их исполнител€ми, которые заматывают эти дела на мес€цы. я б уже здание построил, уже коробка была бы, но нас все врем€ останавливают: вы не получили разрешени€ там, вы не согласовали тут, и все они чего-то хот€т, все на что-то намекают, и ссылаютс€ на сроки рассмотрени€. ƒаже инвесторы уже умол€ют Ц да возьмите же деньги, возьмите, у нас нет кризиса, мы хотим достроить театр! Ќо € вынужден бесконечно объ€сн€ть чиновникам Ц дорогие, € не квартиру себе строю, а театр!.. » вообще, может, когда здание будет построено, € уже должен буду на заслуженный отдых уйти! я хочу, чтобы мои ученики-режиссеры там работали достойно. ƒайте же возможность делать театр! ћы придумали с ƒимой  рымовым замечательный проект, построили п€ть макетов Ц € уверен, что если это все выстроитс€, сюда будут ходить смотреть на театр так же, как ходили смотреть на часы в “еатре ќбразцова. ѕридумана хитра€ конструкци€ раздвигающегос€ фасада, за которым откроетс€ вид на старую московскую улицу, котора€ сейчас просто замусоренные задворки. ¬се это нарисовано и просчитано, но € такого засиль€ бюрократии не видел! ќчень прошу: не надо нам помогать, хот€ бы просто не мешайте работать! —ейчас очень сложно, легче всего было, как это ни странно, в дев€ностые.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ц ¬ те самые Ђлихиеї?..

Ц “огда можно было говорить и писать без цензуры, можно было ставить и отвечать за то, что ты делаешь. ј сегодн€ пришло другое врем€: через деньги, бумаги, через повальную, поголовную коррумпированность. Ќас лишили постановочных средств на этот год. Ќевзира€ на то, что дл€ нас написал новую пьесу ≈вгений √ришковец, дл€ спектакл€ снимает фильм —ергей —оловьев; музыкальное произведение готовит —ергей Ќикитин, текст к нему пишет ¬адим ∆ук; готовит новую пьесу Ћюдмила ”лицка€; скоро начнет ставить јндрей ћогучий, только что поставили »ван ¬ырыпаев и јндрей ∆олдак. ƒорогие, € веду переговоры с крупнейшими режиссерами ≈вропы и мира Ц не в гости € к себе их приглашаю, а хочу, чтобы театральна€ ћосква видела новые произведени€ современных авторов Ц этот театр недаром называетс€ ЂЎкола современной пьесыї.ћало того, что денег не дают Ц даже не позвол€ют вз€ть то, что предлагают друзь€ театра!.. ћы создали официальный совет попечителей театра, председатель его Ц јнатолий „убайс. Ёти люди три мес€ца назад выделили нам средства, и уже три мес€ца мы не можем получить их: конвертами, в черную кассу Ц пожалуйста, но не официально! ј € не хочу обманывать мое государство, хоть мен€ провоцируют на нарушение закона! ” нас в театре замечательный директор Ц јндрюс –ашимас. ¬ыдающийс€, умница, талант, он, знающий закон, имеющий ученую степень и преподающий в ћ√”, не может получить официальной бумаги о создании попечительского совета!

Ц Ќова€ пьеса √ришковца Ђƒомї как раз про деньги, про то, как ломаютс€ человеческие св€зи и нарушаютс€ человеческие законыЕ

Ц ƒа. „ерез мес€ц должна быть премьера. ¬ спектакле зан€ты суперзвезды: играют јльберт ‘илозов, ¬ладимир  ачан, јлександр √ордон, “ать€на ¬еденеева, котора€ сто лет не выходила на сцену, и все наши. Ќо, оп€ть же, нельз€ все на энтузиазме, это не студенты, это взрослые люди, они отдают свой талант и врем€ работе!.. Ќо мы должны отчитыватьс€ за каждые сто рублей, и объ€вл€ть какие-то конкурсы. Ќу откуда € знаю, что мне понадобитс€ завтра? я вот репетировал сегодн€ и придумал, что дедушка и бабушка в сцене сна главного геро€ должны летать. Ёто значит, что мне нужен механизм, а механизм стоит больше ста тыс€ч рублей. » вот теперь мы должны, если не играть в их чиновничьи сучьи игры, отложить премьеру на год. ќни, видимо, бо€тс€, что € украду эти деньги, в ресторане их прокучу, что ли.  оммунисты ничто по сравнению с этими новыми, коммунистов мы обманывали, закладыва€ что-то в подтекст, € обучен этим двойным стандартам во врем€ работы в Ђ—овременникеї и “еатре на “аганке. ј эти Ц все в лоб говор€т, никто ничего не скрывает. ћне большой начальник от культуры говорит: Ђ“ы так театр не построишь, твой директор не умеет работать с нашими чиновниками!ї  онечно, он не умеет совать им в карман.   сожалению, в таких диких услови€х и приходитс€ работать.

Ц ј в дев€ностые все было по-другому?

Ц Ѕезусловно. Ѕыло ощущение легкости, свободы, надежды, азарта. ћожет быть, те люди сделали много ошибок, но € боготворю их Ц они показали, как можно жить. я хочу спросить у их противников Ц а жили бы вы в такой квартире, как сейчас, если бы их не было? «авели бы свое дело? ≈здили бы на двух иномарках? Ёти люди впервые предъ€вили нашему народу то, что называетс€ Ђавторство собственной жизниї: ты достоин своего бизнеса, своей жены, своего отдыха. Ќо это тема отдельного разговора. ≈сли возвращатьс€ к искусству, то € скажу вам, что создание новых театров определ€етс€ общественно-политической жизнью страны. » заметьте, сколько в дев€ностые открылось театров! » сколько их открылось сейчас? ”же п€тнадцать лет нет ничего нового. » Ўкола драматического искусства, и ћастерска€ ѕетра ‘оменко, и мы Ц все родились тогдаЕ ј сегодн€? Ќе открываетс€ ничего. » это не потому, что исс€кли таланты на –уси, ничего подобного. —овсем другие причины!

Ц “огда, в дев€ностые, вам удалось собрать в театре цвет московской интеллигенции.  ак?

Ц  ак только театр возник, € сразу стал думать, как привлечь сюда —ережу Ќикитина Ц и он пришел, и мы сделали Ђј чой-то ты во фраке?ї  ак позвать ≈лену  амбурову, подумал € Ц и она пришла, и, несмотр€ на то, что у нее самой давно есть театр, она каждый мес€ц здесь поет. Ќе случайно здесь возникают поэтические вечера Ђ—“»’ияї, € горжусь, что здесь читали все лучшие поэты нашего времени Ц и –ождественский, и ≈втушенко, и многие другие. ћы дали сцену и врем€ дл€ дипломников Ђфоменокї Ц здесь были первые показы Ђƒвенадцатой ночиї. Ќа этих подмостках родилс€ Ђ вартет »ї. я театр понимаю не только, как репертуарную фирму, котора€ продает продукт. Ёто клуб в европейском понимании Ц куда люди одних интересов приход€т Ц музыкальных, литературных, театральных. » не зр€ здесь круглосуточный ресторан. я сегодн€ окончил работу только в шесть утра, спустилс€ в ресторан выпить кофе Ц и € был потр€сен: сид€т люди, €вно творческие, общаютс€Е » это прекрасно, это Цсреда общени€.

Ц »менно поэтому вы иногда предлагаете роли тем, у кого нет диплома об актерском образовании?

Ц —ейчас € докатилс€ до того, что вытащил на сцену человека, которого считают крупнейшим энергетиком нашей страны, у него недавно вышла книга ЂЁнергетика –оссии до 2017 годаї. Ёто Ѕорис ¬айнзихер, он репетирует большую роль, и ему интересно. ј мне интересно, что он в драматургию √ришковца вносит свой, реальный объем.

Ц Ќо команда театра это не только актеры, еще и люди за сценой?

Ц —мею наде€тьс€, что в ЂЎколе современной пьесыї за двадцать лет подобралась команда, которой ни в каком театре нет: от выдающегос€ директора до изумительных гардеробщиков. я коллекционирую этих выдающихс€ людей.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru