Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»осиф –айхельгауз

   /   

Iosip Raihelgauz

   /
             
‘отографи€ »осиф –айхельгауз (photo Iosip Raihelgauz)
   

ƒень рождени€: 12.06.1947 года
ћесто рождени€: ќдесса, ———–
¬озраст: 73 года

√ражданство: –осси€

¬ечный скептик »осиф –айхельгауз

—оветский и российский театральный режиссЄр, педагог;

ќн и со своим театром, в котором "бог, царь и воинский начальник", и лично столь часто бывает в »зраиле, что стал и не совсем гостем в нашей стране. «а эти годы мы так его полюбили, что можем смело считать близким родственником. ћало того что еврей, так еще и одессит, с неподражаемым одесским еврейским чувством юмораЕ

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

12.12.2006

»осиф –айхельгауз - главный режиссер московского театра "Ўкола современной пьесы", народный, лауреат, профессор и проча€, проча€, проча€.

»осиф –айхельгауз фотографи€
»осиф –айхельгауз фотографи€

- Ќасколько вы "израильт€нин"?

- я довольно хорошо знаю »зраиль. — 91-го у нас практически каждый год - гастроли в »зраиле. “ак случилось, что лет дес€ть назад мне в театре "√абима" предложили поставить спектакль, и € его поставил. ј поставив, пон€л дл€ себ€: все наши гастроли в »зраиле - это "гастроли дл€ эмигрантов". Ёто как раньше выезжали специальные агитбригады дл€ наших войск в соцстранахЕ

- Ќо кто из коренных израильт€н, не понимающих ни слова по-русски, придет на ваш спектакль? » что плохого в том, что вы играете дл€ бывших советских евреев?

-  огда € ставил в "√абиме", то пон€л, что наши репатрианты пон€ти€ не имеют, что происходит на израильской сцене, так же как израильт€не пон€ти€ не имеют, что какие-то русские театры гастролируют.

 огда шел мой спектакль в "√абиме", € видел израильскую критику, израильскую театральную общественность. ѕоэтому € все это знаю.

- ƒавно ли вы утвердились с вашим театром "Ўкола современной пьесы" в ћоскве?

- ƒавно. —ейчас началс€ 18-й сезон нашего театра. Ќу, вы сами знаете, мне глупо говорить, что это одна из лучших трупп в ћоскве. ƒостаточно сказать, что у нас в штате - и “ать€на ¬асильева, и јльберт ‘илозов, ¬олод€  ачан... ћы - серьезный, уникальный театр, который играет только современную пьесу. ћы известны и востребованы, наш театр гастролирует и в јмерике, и в серьезных европейских странахЕ

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

- ќтветьте на банальный вопрос: режиссерами рождаютс€ - или станов€тс€?

- Ћюба€ професси€ имеет какие-то крайние про€влени€. ћожно в любой профессии быть мастером, профессионалом - или ничего достигнуть. я все-таки закончил √»“»—, сейчас он называетс€ - –оссийска€ академи€ театрального искусства (–ј“»). ”же € сам там преподаю много лет. ѕоэтому € думаю, что невозможно родитьс€ ни режиссером, ни композитором, ни космонавтом - никем нельз€, даже спортсменом нельз€ родитьс€, у теб€ может быть масса мускулов, но технике прыжка ты должен научитьс€. “ак что режиссерами станов€тс€.

- Ќо ведь бывает такое: дано тебе - или не дано?

- Ќет-нет. ≈сли человек талантлив - он талантлив, он состоитс€ в любой профессии. я вот совершенно свободно представл€ю себ€ в другой профессии. я мог бы быть водителем, € очень хорошо вожу машину и занимаюсь этим серьезно. я участвую даже в гонках по бездорожью. я мог бы стать строителем, даже хорошим, строил бы большие объекты. я даже строю регул€рно дома дл€ себ€ - один продаю, другой строю. я много кем мог бы быть - это нормально. я с удовольствием берусь готовить какое-то невиданное блюдо - € слышал о нем, но не знаю, как готовить, но берусь, и как-то получаетс€Е

- Ёльдар –€занов писал в своей книге, что режиссеру нужен особый режиссерский характер. ¬ы согласны с ним?

- ќчень уважаю Ёльдара –€занова, но какой-то особый характер... Ќаверное, оп€ть же дл€ достижени€ уровн€ в любой профессии нужен характер, нужно что-то преодолевать, от чего-то отказыватьс€, с чем-то идти на компромисс. ¬ режиссуре тем более, особенно если ты руководишь большим театром, где две сцены, студенты, конкурсы, фестивалиЕ

-  ак проходило детство будущего режиссера –айхельгауза?

- Ћето € проводил у деда, ћейера ’аноновича, председател€ еврейского колхоза имени »ванова. –одители тоже оттуда. ѕапа воевал, он полный кавалер орденов —лавы, мастер спорта, гонщик, автомеханик. ћама водила мен€, малолетку, в театр. я увлекалс€ книгами, собирал библиотеку, чем очень гордилс€. ƒед, когда увидел мои книги, сказал мне: "ћо€ библиотека лучше". я удивилс€: как это она лучше - без книг? “огда он вынес “алмуд: "¬от мо€ библиотека - она полнее". ¬еро€тно, он был прав...

¬ 14 лет € за€вил, что не хочу учитьс€ в школе. –ешал, кем бы стать: капитаном, дирижером или писателем. “огда отец привел мен€ на свою автобазу и оформил электрогазосварщиком. ¬ жару, лежа на асфальте, € сваривал желез€ки. “ак отец установил систему координат и точку отсчета...

ѕозже € поступал в разные институты. —начала выгнали из театрального в ’арькове, потом - из ленинградского. «а профнепригодность. ћама прилетела забрать мен€ домой, в ќдессу, но € уговорил ее оставить мен€ в Ћенинграде.

ѕоступил в Ћ√” на факультет журналистики.  огда уже писал диплом, узнал, что јнатолий Ёфрос набирает курс в √»“»—е. ѕриехал в ћоскву и поступил. Ѕудучи студентом п€того курса, поставил "» не сказал ни единого слова" по √енриху Ѕеллю в “еатре —оветской армии. —пектакль увидели ќлег “абаков и √алина ¬олчек и пригласили мен€ в "—овременник" штатным режиссером. ¬ ту пору мне было 25 лет.

- я прочитала в одном вашем интервью, что вы отговариваете абитуриентов ваших идти учитьс€ "на артистов". ѕочему?!

- ƒа, € отговариваю, особенно людей, которые не всегда адекватно понимают эту профессию. ¬едь она все равно воспринимаетс€ со стороны зрительного зала, то есть со стороны аплодисментов. ј вот та сама€ обратна€ сторона сцены, кулисы, она, с моей точки зрени€, безнравственна, не в смысле каких-то там сексуальных про€влений, нетЕ

- я помню ваше интервью - вы спрашиваете абитуриента, сколько бы лет ему ни было: "¬от вы выйдете на сцену, а у вас дома любимый муж, а на сцене вечером вы будете целоватьс€ с партнером. ¬ы измен€ете мужу в этот момент - или нет? ≈сли отвечает "нет", то это - плоха€ артистка, а если "да" - плохой человек"...

- —овершенно верно, эта професси€ провоцирует дремлющие в человеке отрицательные качества его природы. Ѕолее того, она требует этих качеств.

Ёто плохо. ѕоэтому мне жалко, когда хорошие мальчики и девочки идут в эту профессию.   сожалению, очень трудно удержать равновесие между хорошим человеком и хорошим артистом. я об этом писал и утверждаю сейчас, что хороший артист не может быть хорошим человеком, и наоборот. Ёто очень трудно осуществить в профессии, где посто€нна€ конкуренци€, посто€нна€ зависть, посто€нные нервы, посто€нна€ соревновательность, соперничество. Ёто такое вот зан€тие, которое требует людей определенного качества. Ќе случайно ведь театр называют "террариумом единомышленников".

- Ќо у вас в театре такого нет?

- ћне так кажетс€Е  огда хвал€т своих детей, то не потому, что они свои, но потому, что такие способные, такие красивыеЕ ¬от и мне кажетс€, что мой театр лишен конфликтов, лишен каких-то подковерных игр, что мои артисты нравственнее, что у нас нет какой-то дури театральнойЕ Ќо думаю, что все-таки мне все это кажетс€, что все это есть - может быть, в меньшей степени, чем у соседей, - но есть.   сожалению, это рудименты профессии, тут ничего не поделаешь.

- ¬ы - главный режиссер театра, и у вас что ни актер - то звезда. ¬ы ко всем относитесь одинаково или все-таки кого-то выдел€ете?

- ¬ыдел€ю, безусловно. я выдел€ю людей, которые люб€т этот театр, которые выкладываютс€. ” мен€ есть два народных артиста, две замечательные звезды. ќдин просто играет здесь (страшно сказать) до 30 спектаклей в мес€ц, будучи страшно востребованным артистом и в антрепризе, и в кино, и на телевидении, но вкалывает просто круглосуточно и готов отдать - и отдает - этому театру всю жизнь.  онечно, € его выдел€ю. ј второй, очень хороший артист, но он очень зан€т собой, своей жизнью, своим режимом, своим рейтингом, своим отражением в прессе и на телевидении, и он здесь и работает меньше, и относитс€ прохладнее. » естественно, того, первого, € больше люблю и ценю, поощр€ю максимально всеми возможными способами - от званий и наград до денежных премий. ј к тому, другому, отношусь так, как он относитс€ к этому театру, и не дорожу им. “о же касаетс€ и молодых артистов. я вижу, кто как предан этому театру, и соответственно отношусь.

- я читала, что у вас всего 13 актеров в театре...

- Ќет, это было давно. —ейчас штатных артистов около 30 человек, и есть приглашенные, которые совмещают свою работу здесь с другими местами работы. “акие, как Ћев ƒуров или —ергей ёрскийт. “ак что труппа у нас очень маленька€ и очень загруженна€, и студенты мои много играют, они теперь в телевизоре бесконечно мелькают и уже попул€рны. ќчень быстро все сейчас происходит - вчера была студентка, а сегодн€ уже - заслуженна€ артистка и звезда.

-  ак вы считаете, насколько современный пиар способствует успеху или неуспеху театра или конкретного артиста?

- ќн способствует вниманию к этому спектаклю или актеру. Ѕезусловно, это така€ же реклама, как и реклама любого другого товара. “еатр - это производство, спектакль - товар, а зритель - покупатель. ќн почему-то должен купить из дес€тков, а теперь уже и из сотен московских театров и театриков билет именно на этот спектакль. «начит, он должен о нем как минимум слышать. — помощью пиара зрители получают информацию и какую-то оценку.

- ћожно сказать и так, что в наше врем€ мало быть и талантливым и успешным на сцене, надо уметь успех у журналистов, не так ли?

- „то значит - уметь? ќни ведь все вид€т!

- “о есть уметь дружить...

- ƒружить - не думаю, что нужно. ” нас есть специальный человек, который называетс€ "помощник художественного руководител€ по св€з€м со —ћ»". ќчень хороший сотрудник, она замечательно работает. Ќо так, чтоб мы специально лезли на рожон - нет... Ќо вот пока € ехал на работу, по трем телефонам дал интервью трем радиостанци€м в пр€мой эфир. «начит, театр интересен.

- ј вы сами ходите в другие театры на другие спектакли?

- ’ожу, но очень редко, когда точно знаю, что работу этого мастера нельз€ пропустить, какой бы она ни была. Ёто должна быть либо работа јнатоли€ ¬асильева, либо  амы √инкаса, либо Ќекрошюса, либо ‘оменкоЕ Ћибо если люди, которым € довер€ю, сказали мне, что работу вот этого молодого режиссера нельз€ не посмотреть, то € иду.

- Ќасколько вы, светский человек, любите ночную жизнь?

- Ќет, ночную - нет. Ќочью € никуда не хожу, потому что € глубокой ночью возвращаюсь с работы домой, а рано утром на работу иду. Ќо вот € получил приглашение от ћосковской консерватории послушать, как там будет –остропович дирижировать 8-й симфонией Ўостаковича.  онечно, € пойду.

- “о есть вы очень избирательны.

- ƒа, конечно. ¬от в ночной клуб € никогда в жизни не пойду.

- ¬ы - азартный человек?

- ” мен€ нет на это времени, € никогда не играл в карты и даже не знаю, как они выгл€д€т. ” мен€ азарт другой - € люблю лезть в горы, люблю проехать на квадрацикле по невозможной трассе... я в этом году преодолел второй по величине в ≈вропе водопад. —ейчас собираюсь прыгнуть с парашютом. Ёто все мне интересно.

- ¬ы сами - режиссер своей жизни?

-  онечно, все € могу придумать дл€ себ€ сам, и делаю это, если мне это интересно. ј мне интересно многоеЕ ћне даже интересно, где € буду похоронен и какой камень будет лежать надо мной.

 огда € похоронил своего отца, € оставил место и камень, который будет лежать на моей могиле, и сказал дет€м, что нужно будет сделать.  аждый человек должен быть режиссером своей жизни.

- ¬ы отговариваете чужих мальчиков и девочек стать актерами... а как насчет ваших собственных детей?

- ” мен€ две дочери, вот одну уже отговорил. ≈й скоро исполнитс€ 25, а она как театральный художник сделала уже больше двадцати спектаклей. Ѕудучи студенткой четвертого курса –оссийской академии театрального искусства, она делает только в ћоскве в год три спектакл€, а в других городах - два. ќна - самый молодой член —оюза художников –оссии, вот сейчас у нее открылась персональна€ выставка в —оюзе художников, она сделала дес€тки плакатов, сотни костюмов. я просто горжусь ее талантом и трудоспособностью. Ёто мо€ старша€ дочь. Ќу, она уже п€ть лет замужем, и муж у нее прекрасный художник. ј младша€ мо€ дочь перешла в 11-й класс, и она учитс€ параллельно школе на вс€ких там подготовительных курсах, собираетс€ поступить на филологический факультет ћ√”.

- „то вы считаете своим самым звездным мигом?

- «вездный миг - это, наверное, пон€ть, как € вообще каким-то образом возник. » он закончитс€ в тот момент, когда € уйду. я не верю ни в какую другую жизнь. ¬се закончитс€ в тот момент, когда € закончусь, и каждый миг, каждый день, вс€ жизнь - это огромное счастье. ѕотому что, когда мне очень плохо, совсем плохо, то € себе говорю, что вот даже этого могло не быть, потому что когда мне было 14 лет, € работал сварщиком на автобазе, и € лежал там на раскаленном асфальте в ќдессе, и мог бы там лежать до сих пор.

¬от у моего друга есть самолет, а € недавно только пересел с "∆игулей" на джип, и то мне его подарили. Ёто все прекрасно, и действительно, € счастлив, что живу, и единственное, жалко, что это скоро закончитс€Е

- Ќу, еще не скоро! ¬ы в прекрасной форме! ƒай вам Ѕог!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru