Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»рина јрхипова

   /   

Irina Arhipova

   /
             
‘отографи€ »рина јрхипова (photo Irina Arhipova)
   

ƒень рождени€: 02.01.1925 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 11.02.2010 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 85 лет

√ражданство: –осси€

√олос вечной –оссии

певица Ѕольшого театра (меццо-сопрано)

ќна с триумфом выступала на сценах лучших театров мира, ей аплодировали слушатели ћилана и Ќью-…орка, ¬ены и Ћондона, ѕарижа и Ѕуэнос-јйресаЕ ¬ этом году царица русской оперы »рина ј–’»ѕќ¬ј отмечает двойной юбилей Ч восемьдес€т лет со дн€ рождени€ и п€тидес€тилетие творческой де€тельности.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

15.06.2005

Ќадо иметь уши и вкус

»рина јрхипова фотографи€
»рина јрхипова фотографи€

Ч »–»Ќј  онстантиновна, вы создали ‘онд, который помогает молодым талантам, вы посто€нно гастролируете по стране, заседаете в жюри многих конкурсов, в общем, делаете все дл€ духовного возрождени€ –оссии. Ќе опускаютс€ руки, когда включаете телевизор, а там по всем каналам показывают фабрики звезд и народных артистов?

Ч ¬се это ерунда, музыкальна€ макулатура, которую нав€зывают нам вместе с американским образом жизни. ѕройдет немного времени, и об этих однодневках никто не вспомнит. ј музыка Ѕаха, ћоцарта, „айковского, –ахманинова и других великих композиторов будет радовать людей вечно.

Ч Ќа прот€жении многих лет вы возглавл€ете жюри ћеждународного конкурса вокалистов имени ћ. ». √линки, проводите фестивали и концерты, в которых нар€ду с признанными мастерами участвуют и молодые неизвестные артисты. —кажите, как разгл€деть в начинающем певце талант?

Ч ”ши надо иметь и вкус. Ёто не поддаетс€ определению, человек может просто понравитьс€, чувствуешь, что у него есть будущее. Ќасто€щих голосов не так уж много, как кажетс€ на первый взгл€д. ≈ще меньше насто€щих певцов. » все-таки, даже если человек талантлив, этого в наше врем€ недостаточно. „асто творческа€ судьба одаренных людей складываетс€ в дальнейшем далеко не лучшим образом. ¬от почему € стремлюсь максимально привлекать внимание концертных, театральных организаций к молодым артистам.

—троить или петь?

Ч  ќ√ƒј-“ќ вы и сами были начинающей певицейЕ „то привело вас в музыку?

Ч ќбычно, когда мен€ спрашивают, как € стала певицей, € отвечаю: ќкончила архитектурный институт. ¬едь € действительно поступила в консерваторию, когда у мен€ уже был один диплом в кармане и работа в ¬оенпроекте ћинистерства обороны. ¬ ћоскве двенадцать зданий построены по моим чертежам, среди них Ч ‘инансова€ академи€, гараж и химическа€ лаборатори€ ћ√” на ¬оробьевых горах. —овмещать работу и учебу было нелегко. ћой день начиналс€ рано утром: с восьми до половины дев€того € брала урок вокала в консерватории, а затем бежала через  расную площадь в архитектурную мастерскую. ѕосле работы снова шла на зан€ти€ по сольфеджио или истории музыки. ¬ конце концов мои преподаватели поставили вопрос ребром: —троить или петь? я вз€ла на работе отпуск, чтобы окончательно определитьс€. » выбрала пение. ћне предложили работу в —вердловском оперном театре, куда € и отправилась после окончани€ консерватории.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ч ј родители одобрили такой выбор? ¬едь ваш отец, крупный специалист в области строительства, наверное, наде€лс€, что дочь пойдет по его стопам?

Ч  огда € объ€вила родител€м, что уезжаю в —вердловскЕ Ќе рассказать, что мне пришлось пережить дома! ћама кричала, что л€жет под поезд. ѕапа с возмущением восклицал, что это позор Ч идти на подмостки, да еще провинциальные. Ќо в конце концов семь€ смирилась с моим выбором, и € отправилась в незнакомый мне город.

Ч ¬ 1956 году состо€лс€ ваш дебют в Ѕольшом театреЕ

Ч Ётому предшествовала мо€ победа на ћеждународном конкурсе в ¬аршаве. ѕосле концерта победителей в  ремле кто-то из членов правительства спросил: ѕочему јрхипова не в Ѕольшом? » вскоре приказом ћинистерства культуры ———– мен€ перевели в Ѕольшой театр. Ёто исключительный случай: впервые в Ѕольшом и сразу в главной роли! я исполн€ла партию  армен из оперы Ѕизе. ќт того спектакл€ сохранилось чувство какого-то необыкновенного страха: как € спою, как примет мен€ публика?   счастью, все закончилось дл€ мен€ огромным успехом.

Ѕез характера на сцене делать нечего

Ч ¬≈Ћ» »… италь€нский певец ћарио дель ћонако как-то сказал: я знал многих  армен, но лишь три из них остались в моей пам€ти. Ёто ƒжанна ѕедерцини, –айз —тивенс и »рина јрхипова.  ритика и публика обожали вашу  армен за необузданный темперамент. «а пределами театра у вас такой же характер?

  разговору подключаетс€ муж певицы Ч выдающийс€ тенор ¬ладислав ѕь€вко:

Ч ’арактер у нее ужасный!

Ч ».ј.: ”жасный только когда ругаюсь.

Ч  ак же уживаютс€ два певца в одной семье?

Ч ¬.ѕ.:  огда много разъездов и гастролей, то вместе можно жить долго.

Ч Ѕывало такое, что утром вы поругались, а вечером предсто€ло вместе петь в спектакле?

Ч ¬.ѕ.:  ак правило, »рина  онстантиновна перед трудным выступлением начинала нервничать и вымещала свое раздражение на мне. —начала € тоже злилс€, а потом просто стал уходить на какое-то врем€ из дома. «ато вечером мы вместе отправл€лись в театр, и страсти бушевали уже на сцене.

—путник от искусства

Ч ¬џ ЅџЋ» первой певицей, прорубившей окно в ≈вропу. ƒо ваших гастролей по странам капиталистического лагер€ иностранцы были знакомы с русским оперным искусством только благодар€ пластинкам и телепередачам.  ак вас прин€ли за границей?

Ч ќ нашей стране на «ападе знали не просто ничтожно мало, они находились во власти какой-то одновременно смешной и страшной сказки. »ногда казалось, что наличие у мен€ одной головы и двух ног уже рождает удивление. ќдна мила€, высокоинтеллигентна€ дама, жела€ порадовать мен€ своей осведомленностью о русской жизни, сказала: я понимаю, у вас там так холодно, что надо жить тесно-тесно, чтобы согретьс€. Ёто ведь и есть коммунизм?

ƒл€ мен€ же выступление за рубежом было серьезным творческим экзаменом, так как петь нужно было на чужом €зыке. Ќо все получилось. ѕришел успех, даже не просто успех Ч триумф! » это у искушенной италь€нской публики, на сцене Ћа —кала. Ќо € была счастлива не просто от личного успеха, а от того, что не подвела свою страну. Ёти первые в истории советского оперного искусства гастроли имели тогда огромное значение. –езультатом стало подписание директором Ћа —кала и послом ———– в »талии документа Ч контракта о первой стажировке молодых советских певцов в »талии.

Ч —о многими странами у ———– были непростые отношени€. Ёто как-то про€вл€лось во врем€ ваших гастролей по миру?

Ч ѕомню, во врем€ моих гастролей в јнглии разразилс€ международный скандал в св€зи с южнокорейским самолетом, который нарушил нашу границу и был сбит. Ѕо€зно было покидать гостиничный номер, бо€зно было выходить даже на поклоны. Ќа концертах советских артистов не раз устраивали обструкции, не давали ни играть, ни петь, звучали гнусные лозунги в защиту неизвестно когоЕ Ќикакие нервы не выдерживали такого приема. Ќо были и забавные случаи. ѕомню, в п€тидес€тых, когда в космос запустили советский спутник, один из поклонников сказал: јрхипова у нас в »талии Ч это спутник от искусства. «апускайте побольше таких спутников.

Ќапрасно многие думают, что за границей лучше

Ч ќѕ≈–Ќџћ певцам часто приходитс€ играть титулованных особ: царей, кн€зей, вельможЕ ј насколько обеспеченно жили Ђтитулованныеї голоса ———–?

Ч ќ себе могу сказать, что € как машина работала все годы и ничего не замечала вокруг. «а свою работу получала неплохие гонорары, которые в основном до 90% отчисл€лись государству. «а это € имела награды Ч высокие, но не денежные. Ќе раз срывались очень интересные в творческом отношении контракты: решени€ о гастрол€х принимало тогда ћинистерство культуры, а артисты не имели права распор€жатьс€ своим творчеством. Ёто напоминало положение крепостных артистов. Ќа «ападе все было по принципу Ђуспех Ч деньгиї. »звестность гарантировала обеспеченную жизнь. Ќо следует быть справедливыми Ч если талант замечали, то государство помогало, продвигало. ќсуществл€лись записи, предоставл€лись площадки дл€ сольных концертов, эфир на радио и телевидении. » хот€ по сравнению с «ападом наша зарплата была скромной, в ———– мы были одними из самых высокооплачиваемых специалистов.

Ч ј насколько благопри€тны услови€ дл€ творчества в современной –оссии?

Ч —ейчас во главе угла сто€т деньги. “аланту, их не имеющему, продвигатьс€ сложно. Ќужны записи, концерты, эфир, чтобы публика могла узнать новое им€. ѕо мере сил наш ‘онд стараетс€ помогать молодежи. Ќо напрасно многие думают, что за границей лучше. Ќичего подобного. ’орошо только тем, кто попадает в удобные услови€, кто востребован.  ак говоритс€, за рекой телушка Ч полушка, да рупь перевоз.

Ќе те слова поешь, лапоть

Ч ¬џ  ќ√ƒј-Ќ»Ѕ”ƒ№ попадали в чрезвычайные ситуации на сцене?

Ч “акое иногда случаетс€ по болезни. ќднажды перед концертом в ѕариже € очень сильно простыла. Ќо переносов зарубежных концертов не бывает, есть только отмена с неустойкой за все расходы на рекламу и аренду зала. «а день до выступлени€ мне вкололи двойную дозу лекарства. Ќо организм не выдержал таких издевательств.   вечеру распухло горло, лицо, руки, по€вилась сыпь! ѕришлось колоть уже противоаллергические. √орло пришло в пор€док.  онцерт состо€лс€, а критика писала: јрхипова Ч голос вечной –оссии!

ѕомню, на одном из концертов, где мне аккомпанировал талантливейший композитор √еоргий ¬асильевич —виридов, € забыла и спела не те слова. —виридов мне прошептал: Ћапоть мой дорогой, не те слова поешь! ѕотом вдруг остановилс€. —делал жест рукой, словно стира€ все, что было сыграно. » мы спели романс еще раз. ѕублика была в восторге.

Ч ¬ каком возрасте оперный певец обычно выходит на пенсию?

Ч ¬ опере ина€ молодость, чем в обычной жизни. я дебютировала в тридцать, в этом возрасте певец у нас считаетс€ молодым. Ќо со временем голос тер€ет былую гибкость, силу и красоту. ¬роде думаешь: —ейчас спою!, а на деле выходит совсем не то, что хотелось бы. ” драматических актеров с годами можно помен€ть амплуа, а у нас даже парти€ —тарухи из ѕиковой дамы без хорошего вокала убедительно не прозвучит. —ейчас мой репертуар состоит в основном из духовных музыкальных произведений. ’очешь не хочешь, а с голосом нужно считатьс€.

--------------------------------------------------------------------------------

»рина  онстантиновна јрхипова занесена в отечественную книгу рекордов как сама€ титулованна€ российска€ певица Ч народна€ артистка ———–, √ерой —оциалистического “руда, лауреат Ћенинской и √осударственной премий, кавалер трех орденов Ћенина, кавалер ордена “рудового  расного «намени, многих отечественных и зарубежных медалей. ¬ разные годы ей присваивались звани€: „еловек века, „еловек столети€, Ѕогин€ искусствЕ




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru