Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»рина јрхипова

   /   

Irina Arhipova

   /
             
‘отографи€ »рина јрхипова (photo Irina Arhipova)
   

ƒень рождени€: 02.01.1925 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 11.02.2010 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 85 лет

√ражданство: –осси€

Ќужно нанизывать ноты на нить, как бусины

певица Ѕольшого театра (меццо-сопрано)

¬елика€ русска€ певица »рина јрхипова празднует 50-летие со дн€ своего дебюта на сцене Ѕольшого театра. ¬ п€тницу в Ѕольшом Ц торжественный вечер, посв€щенный юбилею. ¬ программе Ц фрагменты из опер  армен, ÷арска€ невеста, ’ованщина, јида, Ѕорис √одунов, в которых в свое врем€ блистала јрхипова. ¬ п€тницу в ее парти€х выступ€т молодые певицы. «атем состоитс€ церемони€ награждени€ преми€ми ‘онда »рины јрхиповой, которые присуждаютс€ за работы, св€занные с музыкой.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

03.04.2005

- »рина  онстантиновна, вы ведь с детства занимались музыкой, и голос у вас обнаружилс€ достаточно рано.  ак же получилось, что первое ваше образование Ц архитектурное?

»рина јрхипова фотографи€
»рина јрхипова фотографи€

- я выбирала профессию в военные и послевоенные годы. ¬се лежало в руинах, архитектура была одной из самых насущных специальностей. ќтец у мен€ инженер-строитель, к тому же в “ашкенте, куда нас эвакуировали, ћосковский архитектурный институт находилс€ на той же улице, что и школа, которую € заканчивала. ћоим дипломным проектом был мемориальный музей в честь павших на войне. я делала его дл€ парка в центре —тавропол€. –аздобыла геодезический план, фотографии, краеведческую литературу. ќказалось, что на этом месте когда-то сто€л крест, давший название городу (крест по-гречески - ставрос), потом церковь. я постаралась продолжить традицию и спроектировала пантеон Ц ротонду с колоннами дорического ордера, слегка осовремененными. ¬нутри предполагалс€ музей со скульптурами и именами героев на стенах.

- ѕр€мо как у нас теперь на ѕоклонной горе.

- ƒа, но в 1948 году, когда € работала над проектом, это была оригинальна€ архитектурна€ иде€. ј позже подобные мемориалы по€вились во многих городах. ћузей ¬еликой ќтечественной войны на ѕоклонной горе, о котором вы говорите, построили сорок лет спуст€!  огда его открыли, то друзь€ говорили мне, что мой проект лучше. » €, честно говор€, уж простите за нескромность, тоже так считаю.

ќдно врем€ € думала, что мой проект не сохранилс€. ќказалось, он цел: его нашли, когда в институте готовили выставку работ выпускников, окончивших его в эпоху тоталитаризма, с 1938 по 1953 год. ѕотом объемный проект пантеона возили на выставку в √ерманию, а планировочную часть Ц в японию. “ак что он гастролирует, как и €. » в театре по€вл€лс€ Ц на выставках к моему юбилею в Ѕольшом театре и ћузее √линки.

-  лассицизм Ц ваш любимый стиль? ћне кажетс€, он более всего соответствует вашему характеру.

- ѕожалуй, да. Ће  орбюзье Ц это не мое. Ќо мы в профессиональном отношении формировались очень разносторонне, не зацикливались на классицизме, хот€ он и был в 1940-1950-е годы у нас в стране в большом почете. я, например, была гор€чей поклонницей ћухиной и √олубкиной. ћне очень нравились их работы и воодушевл€л сам тип женщины-творца, котора€ преобразует материал и пространство. »х скульптуры очень повли€ли и на мой характер, и на мое творчество.

- ј вы были знакомы с √олубкиной и ћухиной?

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

- — ¬ерой »гнатьевной ћухиной € познакомилась благодар€ Ќаташе «амковой, жене ее сына и моей сокурснице по  онсерватории. ћухина жила в специально дл€ нее построенном особн€ке в переулке ќстровского в районе ѕречистенки. »нтереснейший был дом! ќсновную его часть занимала мастерска€. ¬ холле вас встречала скульптура женщины-работницы. ¬ доме было множество технических приспособлений как дл€ скульптурных работ, так и дл€ бытовых нужд, например дл€ того, чтобы с первого этажа подн€ть в столовую обед.  огда € познакомилась с ¬ерой »гнатьевной, она работала над пам€тником „айковскому Ц тому самому, что у ћосковской консерватории.

- “ак кто же побудил вас все-таки зан€тьс€ вокалом?

- »ван ¬ладиславович ∆олтовский, наш всеобщий кумир. ќн зан€тий не вел, но патронировал институт. ќчень любил и превосходно знал италь€нское искусство, мастерски развивал его мотивы в своих работах; также был поклонником вокала, особенно италь€нского бельканто. » это обсто€тельство, как оказалось, сыграло в моей жизни решающую роль. ∆еной ∆олтовского была пианистка ќльга јренска€ (в первом браке она была замужем за сыном композитора јренского). ќна окончила ћосковскую консерваторию по классу  ирилла »гумнова, а ее одноклассницей была Ќадежда ћатвеевна ћалышева, концертмейстер ќперной студии —таниславского, большой знаток вокала. ≈е очень ценил сам Ўал€пин, даже пыталс€ за ней ухаживать, но взаимности не добилс€. Ќадежда ћатвеевна и стала моим первым вокальным педагогом: ∆олтовский предложил ей организовать в архитектурном институте вокальный кружок, куда € поступила в числе других студентов.

- Ќачалом вашей международной карьеры стал знаменитый спектакль  армен, где вы пели вместе с ћарио ƒель ћонако, приехавшим в ћоскву на гастроли. ¬ам пришлось выдержать конкурс, чтобы выступить в этом спектакле?

- ћногие впоследствии спрашивали с подвохом:  ак это вам удалось спеть с ƒель ћонако?! ƒа очень просто: вызвали к начальству и велели быть к спектаклю здоровой! ƒело в том, что более опытна€ исполнительница  армен вернулась в театр после декретного отпуска незадолго до гастролей ƒель ћонако. ј поскольку событие действительно было значительным Ц это был первый после холодной войны визит зарубежной оперной знаменитости в –оссию, Ц руководство решило не рисковать. я ведь и дебютировала в Ѕольшом театре в партии  армен. “ак уж вышло, что это произошло первого апрел€.

- ƒолжно быть, спеть эту партию мечтают все меццо-сопрано. „то, по-вашему, нужно, чтобы предстать насто€щей  армен?

- ѕрежде всего чисто спеть все ноты, написанные Ѕизе. ƒа, € понимаю: хочетс€ и темперамент показать, и костюмы эффектные придумать, и так далее. Ќо надо же спеть.

- ¬ы на прот€жении многих лет наблюдаете за состо€нием нашей вокальной школы и как преподаватель, и как председатель жюри конкурса имени √линки, а также других конкурсов.  акие проблемы вас более всего беспоко€т?

- ¬идите ли, вокальна€ школа Ц область очень сложна€. –азумеетс€, есть методики, системы упражнений, об этом люб€т рассуждать. Ќо очень трудно помочь певцу в главном: найти верные ощущени€. ” каждого Ц свой путь к этим ощущени€м, свои ассоциации, поэтому когда певцы начинают преподавать, у каждого собственна€ система пон€тий. ¬ силу этого передать свой опыт непросто. я часто наблюдаю, как певцы с прекрасными голосами Ђне звучатї в отдельных участках диапазона или не могут добитьс€ верной интонации, хот€ слышат, что поют неточно. ¬от, например, однажды ко мне обратилс€ с этой проблемой один наш очень известный певец, бас. ј есть такое правило, которое многие или не знают, или упускают из виду: когда поешь, нужно старатьс€ будто нанизывать ноты на нить, как бусины, чтобы одна продолжала другую, чтобы получалась едина€ лини€. “о, что мы называем кантиленой. “огда легче добитьс€ точного интонировани€. я все это объ€снила, и у певца интонаци€ выправилась. ¬скоре мы встретились за кулисами после концерта, он прекрасно пел, потом у него брали интервью, спрашивали: ” кого вы учились? ќн перечисл€л, а потом увидел мен€ и сказал: » у »рины  онстантиновны!

я считаю, что самое главное сейчас Ц воспитать оперную молодежь и сохранить ее, чтобы люди могли петь здесь, а не уезжать за рубеж, потому что тут негде заработать. » у нас, сотрудников ћеждународного союза музыкальных де€телей, которым € руковожу, и фонда моего имени, это получаетс€ вот уж который дес€ток лет.

- ¬ы лично проводите много конкурсов и фестивалей в разных концах страны.  акие из них дл€ вас особенно важны в юбилейном году?

- ѕрежде всего XXI конкурс имени √линки, который пройдет в но€бре 2005 года в „ел€бинске. ¬ы посмотрите его историю Ц практически все наши певцы, по которым суд€т сейчас о русской опере, впервые за€вили о себе именно на этом конкурсе. ќльга Ѕородина, ћари€ √улегина, ƒмитрий ’воростовскийЕ Ѕудут традиционные фестивали »рина јрхипова представл€ет с участием звезд и молодых певцов, цикл –усска€ камерна€ вокальна€ лирика Ц от √линки до —виридова, который мой фонд проводит при поддержке правительства ћосквы. ј летом будет традиционный фестиваль камерной музыки ћузыкальное лето —елигера в ќсташкове, который мы проводим уже более 15 лет. ƒивные места, € очень люблю там бывать.

- ј в ћоскве у вас есть любимые места?

- ќчень много. ѕрежде всего это район улицы √рановского, где € родилась, и квартал, где расположена  онсерватори€. Ќо если все перечисл€ть, то получитс€ весь город. я люблю ћоскву в целом и хотела бы, чтобы ее архитектурное лицо сохран€лось. ћосковский ампир, ансамбли, р€дова€ застройка, - все что составл€ет городскую среду. ќчень важны дл€ ћосквы храмовые сооружени€ Ц и в архитектурном отношении, и в мировоззренческом. я рада, что восстановили храм ’риста —пасител€. ’от€ лучше было бы, конечно, не разрушать. »сторию ведь заново не построишь.

јрхитектор вокала

¬о всем мире пение јрхиповой называют образцом русского бельканто. ѕо уровню отточенности вокального мастерства с ней на прот€жении второй половины ’’ века могли сравнитьс€ единицы; в –оссии же јрхиповой в этом отношении до сих пор никто не составил конкуренции. »рина  онстантиновна родилась в 1925 году в ћоскве, в 1934-м начала систематически заниматьс€ музыкой у ќльги √несиной, в 1943-м в эвакуации поступила в ћосковский архитектурный институт, в 1946-м начала заниматьс€ вокалом. «акончив институт в 1948-м, работала в ¬оенпроекте и параллельно училась в ћосковской консерватории. ¬ 1954-1956 годах - солистка —вердловского театра оперы и балета, с 1956-го Ц солистка Ѕольшого театра. ¬ 1962-1966 годах Ц депутат ¬ерховного совета ———–. — 1968-го Ц председатель жюри ћеждународного конкурса вокалистов им. √линки, с 1978-го Ц председатель жюри вокалистов ћеждународного конкурса им. ѕ.». „айковского. — 1986-го Ц председатель ¬сесоюзного музыкального общества, с 1991-го Ц президент ћеждународного союза музыкальных де€телей.

«вани€: народна€ артистка ———– (1966), профессор ћосковской государственной консерватории им. „айковского (1984), √ерой —оциалистического “руда (1984), первый вице-президент ћеждународной академии творчества, действительный член (академик) ћјЌ (российска€ секци€), „еловек столети€ (Ѕиографический центр  ембриджа).

Ќаграды: орден “рудового  расного «намени (1971), орден Ћенина (1972, 1976, 1985), Ћенинска€ преми€ (1978), мала€ планета є 4424 названа јрхипова (1995, »нститут теоретической астрономии –јЌ), орден —в€той равноапостольной кн€гини ќльги (1999), орден «а заслуги перед ќтечеством II степени (2000).




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru