Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»рина јрхипова

   /   

Irina Arhipova

   /
             
‘отографи€ »рина јрхипова (photo Irina Arhipova)
   

ƒень рождени€: 02.01.1925 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 11.02.2010 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 85 лет

√ражданство: –осси€

»рина јрхипова

певица Ѕольшого театра (меццо-сопрано)

‘ранцузска€ газета " омба" тогда писала: "Ётот спектакль закончилс€ триумфом двух дам! ћонтсеррат  абалье и »рина јрхипова - вне конкуренции. ќни единственные и неповторимые в своем роде. Ѕлагодар€ фестивалю в ќранже нам выпало счастье видеть сразу двух "св€щенных идолов", заслуживших восторженный отклик публики".

20.12.2003

»рина  онстантиновна јрхипова (р. 1925) - русска€ певица (меццо-сопрано). –одилась в ћоскве. ќтец - ¬етошкин  онстантин »ванович. ћать - √алда ≈вдоки€ ≈фимовна. —упруг - ѕь€вко ¬ладислав »ванович, Ќародный артист ———–. —ын - јндрей. ѕравнучка - »рина.

»рина јрхипова фотографи€
»рина јрхипова фотографи€

ќтец »рины јрхиповой родом из Ѕелоруссии. ќн был из семьи потомственных железнодорожных рабочих, владевших своим ремеслом глубоко и серьезно. “рудовые традиции семьи ¬етошкиных, стремление к знани€м привели отца в 1920-х годах в ћоскву, в »нститут инженеров железнодорожного транспорта. ¬последствии  онстантин »ванович стал крупным специалистом в области строительства. ¬ ћоскве участвовал в возведении зданий Ѕиблиотеки имени Ћенина и разработке проекта ƒворца —оветов. Ѕыл очень музыкальным человеком, играл на нескольких инструментах, но, в отличие от своей супруги, ≈вдокии ≈фимовны, в семье которой петь умели все, был лишен певческого голоса. ƒед по матери, ≈фим »ванович, обладал недюжинным музыкальным талантом и прекрасным голосом (бас-баритон), всю жизнь пел на сельских праздниках, в церкви. ќдно врем€ руководил колхозным хором. ѕо приезде в ћоскву ≈вдоки€ ≈фимовна прошла прослушивание в хор Ѕольшого театра, но ее муж,  онстантин »ванович, не позволил ей работать там.

ѕознание окружающего мира происходило не только с помощью зрительных образов, но и через посредство звуковых впечатлений. ѕервыми музыкальными звуками моего детства было мамино пение. ” нее был очень красивый голос, задушевного, м€гкого тембра. ѕапа всегда восхищалс€ им. ’от€ сам не имел голоса, но был очень музыкальным человеком, любил ходить на концерты, в театр на оперные спектакли. —амоучкой он научилс€ играть на балалайке, мандолине, гитаре. ѕомню, как у нас дома на шкафах всегда лежали эти папины инструменты. ѕотом € узнала, что в семье папиных родителей, где было несколько сыновей, даже существовал своего рода семейный оркестр. »грал папа и на ро€ле.

¬о времена моего детства "жива€" музыка намного чаще, чем сейчас, звучала не только в семейном кругу - в школьной программе об€зательными были уроки пени€. ќни были непременной частью разностороннего образовани€ и эстетического воспитани€ детей. Ќа таких уроках не просто пели, на них дети получали начала музыкальной грамоты - учили ноты. ” нас в школе на уроках пени€ были даже музыкальные диктанты: помню, как мы получили задание записать нотами только что прослушанную мелодию народной песни "¬о поле березонька сто€ла". ¬се это говорит об уровне преподавани€ и отношении к такому, как прин€то считать, "неосновному" предмету.  онечно, не все мои одноклассники любили уроки пени€, но мне же они очень нравились, как и нравилось петь в хоре.

 онечно, родители старались делать все, чтобы и их дети получили разностороннее образование. Ќас водили в театры, поощр€ли наши художественные склонности. ѕапа сам хорошо рисовал и относилс€ благожелательно к моим первым опытам в этом направлении. ¬ доме у нас часто звучала музыка и не только, когда приходили гости. Ќередко мы с мамой напевали что-нибудь вдвоем. ќсобенно нам нравилось петь дуэт Ћизы и ѕолины из "ѕиковой дамы" ѕ.». „айковского - конечно, по слуху, не по нотам...

¬ид€ музыкальный талант дочери,  онстантин »ванович решил отдать »рину учитьс€ музыке по классу фортепиано. ќна поступила в ÷ентральную музыкальную школу при ћосковской консерватории, но из-за внезапной болезни учитьс€ ей там не пришлось. ѕозже, чтобы наверстать упущенное, »рина поступила в школу имени √несиных. ≈е первым педагогом по фортепиано была ќльга јлександровна √олубева. „ерез полтора года »рина перешла к ќльге ‘абиановне √несиной. ѕараллельно с зан€ти€ми на фортепиано пела в хоре музыкальной школы.

¬первые оценку своему голосу € узнала на уроке сольфеджио от педагога ѕ.√.  озлова. ћы пели задание, но кто-то из нашей группы при этом фальшивил. „тобы проверить, кто же это делает, ѕавел √еннадьевич попросил каждого ученика спеть отдельно. ƒошла очередь и до мен€. ќт смущени€ и страха, что надо петь одной, € буквально съежилась. ’от€ € спела интонационно чисто, но так волновалась, что голос звучал не по-детски, а почти по-взрослому. ѕедагог стал внимательно и заинтересованно прислушиватьс€. ћальчишки, тоже услышавшие в моем голосе что-то необычное, засме€лись: "Ќаконец-то нашли фальшивившего". Ќо ѕавел √еннадьевич резко прервал их веселье: "Ќапрасно смеетесь! ¬едь у нее голос! ћожет быть, она будет знаменитой певицей".

ќднако в семье не было сомнений: будущее »рины - архитектура. ¬ 1941 году она окончила 9-й класс, но началась война, котора€ во многом повли€ла на выбор профессии. ќсенью семь€ эвакуировалась в “ашкент. ¬ 1942 году, окончив в “ашкенте школу, »рина поступила в јрхитектурный институт (ћј–’»), который находилс€ также в эвакуации в “ашкенте. Ёкзамен по рисунку и черчению »рина сдала с оценкой "отлично є1".

Ћучшие дн€

 им Ѕейсингер. Ѕиографи€
ѕосетило:21373
 им Ѕейсингер
ƒжим ћоррисон: «а пределами реальности
ѕосетило:17380
ƒжим ћоррисон
јлиса ‘рейндлих: “айна всеобщей любимицы
ѕосетило:10912
јлиса ‘рейндлих

¬ыбор моей будущей профессии был предопределен еще в ћоскве.  огда к нам в гости приходили папины друзь€-строители, то, гл€д€ на мен€, часто говорили: " ака€ серьезна€ у вас дочка! Ќаверное, она станет архитектором".

я тогда действительно выгл€дела строго: носила толстую косу, была подт€нутой, всегда с серьезным выражением лица. ћне очень льстило такое мнение взрослых, тем более что это совпадало с моими планами - € восторгалась работами знаменитых женщин-скульпторов ј.—. √олубкиной и ¬.». ћухиной и мечтала быть скульптором или архитектором. » это было просто счастливым совпадением, что јрхитектурный институт оказалс€ в “ашкенте совсем р€дом с нашим домом.

¬ “ашкенте »рина јрхипова возобновила зан€ти€ музыкой, и там же, в јрхитектурном институте, состо€лось ее первое публичное выступление. »рина исполнила романс ѕолины. ¬ыступление оказалось не слишком удачным - подвело сильное волнение. ¬ 1944 году, когда институт вернулс€ из эвакуации в ћоскву, она решилась выступить еще раз. —о временем эти концерты стали неотъемлемой частью ее студенческой жизни.

„асто, отвеча€ на вопрос, как она стала певицей, »рина  онстантиновна говорит: "ќкончила јрхитектурный институт". Ќелогичность такого ответа чисто внешн€€, так как јрхитектурный институт, помимо широкого образовани€, эрудиции, кругозора, представлени€ и ощущени€ пространства, чувства стил€, формы, композиции, давал и довольно серьезное музыкальное воспитание. ¬ стенах института музыка пользовалась большим уважением. » педагоги, и студенты были за€длыми театралами.

¬ 1945 году "отец архитектуры", знаменитый академик »ван ¬ладиславович ∆олтовский пригласил Ќадежду ћатвеевну ћалышеву в ћј–’» вести вокальный кружок, в который и поступила »рина јрхипова. ƒо этого Ќадежда ћатвеевна работала концертмейстером у известного вокального педагога √.јдена. — этого момента началась нова€ полоса в жизни »рины, котора€ привела ее в оперный театр и на концертную сцену. »менно с этого момента и начинаетс€ ее творческа€ (певческа€) биографи€.

Ќадежда ћатвеевна с самого начала подводила мен€ к правильной трактовке произведений, учила чувствовать форму, разъ€сн€ла подтекст, подсказывала, с помощью каких приемов можно добитьс€ высокого художественного результата. ¬ нашем кружке все оценивалось по самым высоким меркам насто€щего искусства. ћой репертуар быстро увеличивалс€, Ќадежда ћатвеевна была мной довольна, но при этом скупа на похвалы. ѕоэтому дл€ мен€ было большой радостью узнать, что она сказала обо мне: "— »рой можно говорить на одном €зыке - €зыке Ўал€пина и —таниславского!"

¬ вокальном кружке началось серьезное знакомство будущей певицы с романсовой и оперной литературой. »нтересно, что во врем€ зан€тий над ’абанерой из оперы " армен" ∆.Ѕизе Ќ.ћ.ћалышева предложила свою трактовку образа  армен - чистой, свободной, дикой, - котора€ нашла отклик в душе »рины и впоследствии стала краеугольным камнем в исполнении всей партии. „ерез несколько мес€цев после начала зан€тий состо€лись ее первые вокальные вечера в архитектурном.

«анима€сь пением, дела€ успехи в концертах вокального кружка и его вечерах, ». . јрхипова тем не менее продолжала готовитьс€ к работе архитектора и настойчиво работала над дипломным проектом под руководством профессора ћ.ќ. Ѕарщ, преподавателей √.ƒ.  онстантиновского, Ќ.ѕ. —уко€нца и архитектора Ћ.—. «алесской.

ƒл€ своего диплома € выбрала не совсем обычную тему - проектирование пам€тника-музе€ в честь павших в ¬еликой ќтечественной войне в городе —таврополе. Ќеобычность была не в теме - прошло только три года после окончани€ войны, и пам€ть о павших была очень свежа, а сооружение пам€тников в их честь было более чем актуально. Ќеобычным было предложенное мною решение - возвести на возвышенном месте в парке, в самом центре города —тавропол€ монумент в виде своеобразного пантеона. ѕо тем временам это было ново: сразу после войны пам€тников-пантеонов еще никто не строил. Ёто потом они стали по€вл€тьс€ в различных местах нашей страны - достаточно назвать знаменитый ансамбль на ћамаевом кургане в ¬олгограде или открытый совсем недавно мемориальный комплекс на ѕоклонной горе в ћоскве.

¬ самом городе —таврополе € не была, но мне, как и другим дипломникам, предоставили все необходимые материалы - фотографии, планы, литературу, - поэтому € хорошо представл€ла то место, где предлагала установить пам€тник. ѕо моему проекту он должен был сто€ть на  омсомольской горке - это самое возвышенное место в парке, которое € хотела увенчать какой-то вертикалью. » этой зрительной доминантой должен был стать пам€тник-музей, возведенный в виде ротонды с колоннами. ¬нутри ротонды € наметила разместить музей —лавы со скульптурными изображени€ми героев, с выбитыми на стенах фамили€ми павших.   этой ротонде должны были сходитьс€ аллеи парка, детальную планировку которого (и прилегающей к нему местности) € тоже сделала.

—ейчас, по прошествии многих лет, € понимаю, что тогда совсем еще молодой архитектор, € интуитивно ощутила и попыталась в меру своих сил выразить то, что впоследствии стало характерным дл€ нашей монументальной архитектуры.

ƒо недавнего времени € была уверена, что мой дипломный проект исчез где-нибудь в архивах института или вовсе пропал (ведь прошло почти полвека!). Ќо некоторое врем€ назад мне позвонили и сообщили, что в институте организовали выставку работ архитекторов, которым привелось жить, учитьс€ и работать в эпоху тоталитаризма - с 1938 по 1948 год, - и что на выставке экспонируетс€ и мой дипломный проект. ѕозднее на одном из моих вечеров в зале ƒома архитектора, которые € организую регул€рно, выступил ректор јрхитектурного института и сообщил, что побывавшие на выставке немецкие и €понские зодчие заинтересовались некоторыми проектами дл€ планируемых ими выставок в других странах. —реди отобранных работ оказалс€ и мой проект...

«ащитив на "отлично" диплом и успешно окончив институт, в 1948 году »рина јрхипова получила назначение на работу в архитектурно-проектную мастерскую "¬оенпроекта", где она занималась проектированием жилых домов на ярославском шоссе. ¬ это врем€ в мастерской ƒворца —оветов группа архитекторов под руководством Ћ.¬. –уднева вела проектирование комплекса ћосковского √осударственного университета имени ћ.¬. Ћомоносова на ¬оробьевых горах. ѕроектирование служебных построек комплекса было передано Ћ.¬. –удневым "¬оенпроекту", из которых гараж, типографи€ и химическа€ лаборатори€ были поручены »рине јрхиповой, и эта работа была успешно выполнена ею. јрхитектор »рина јрхипова - автор проекта здани€ ћосковского финансового института на проспекте ћира.

¬ том же 1948 году, узнав, что в ћосковской консерватории открылось вечернее отделение, »рина, продолжа€ работать архитектором, поступила на первый курс в класс Ќародного артиста –—‘—– Ћеонида ‘илипповича —авранского.

¬ марте 1951 года студентка 3-го курса ћосковской консерватории и архитектор "¬оенпроекта" ћинистерства обороны »рина јрхипова дебютировала на московском радио дл€ »талии. ќна рассказала слушател€м о своей семье, исполнила гимн ћолинелли и русскую народную песню "ќх, долга ты, ночь".

  5-му курсу стало очевидно, что нужно окончательно определ€тьс€ с профессией.   зан€ти€м в консерватории прибавились спектакли в оперной студии, работа над камерным репертуаром, участие в концертах. »рина јрхипова решила вз€ть годичный отпуск за свой счет, перейти на дневное отделение, окончить консерваторию и там посмотреть, что получитс€. ¬ышло так, что в архитектуру »рина јрхипова так больше и не вернулась.

¬о врем€ работы над дипломной программой, в которую была включена ари€ из "ћессы" ».—. Ѕаха, »рина јрхипова репетировала в Ѕольшом зале консерватории с √арри √родбергом, игравшим на знаменитом органе. — той поры в биографии профессиональной певицы по€вилась лини€ органной музыки. ќна пела впоследствии с органистом ћ. –ойзманом, ». Ѕраудо, ѕ. —иполниексом, ќ. ÷интынем, ќ. янченко. ¬ыступала в органных залах филармоний ћинска, ћосквы, Ћенинграда,  иева,  ишинева, —вердловска и многих других городов нашей страны. «аписала пластинку органной музыки в знаменитом ƒомском соборе в –иге,  афедральном —сборе ¬ильнюса, польском костеле в  иеве и т.д.

Ѕлест€ще выступив на дипломном концерте и с отличием сдав √осударственные экзамены, »рина јрхипова поступила в аспирантуру, но на пробе в труппу Ѕольшого театра она не понравилась, и ее не вз€ли. ¬ аспирантуре она занималась сначала в классе ‘.—. ѕетровой, потом по камерному пению - у ј.¬. ƒоливо, и все эти годы она не порывала с Ќ.ћ. ћалышевой.

≈ще во врем€ зан€тий в консерватории все были убеждены, что »рине јрхиповой суждено стать в первую очередь оперной певицей. ¬ ее репертуаре уже тогда сто€ли сложные оперные партии. ≈е нередко приглашали прин€ть участие в самых престижных концертах с участием признанных мастеров-вокалистов. 1 марта 1954 года »рина јрхипова прин€ла участие в концерте в  раснознаменном зале ÷ƒ—ј, где она выступала вместе с ».—.  озловским, ј.ѕ. ќгнивцевым, Ћ.ј. –услановой, ј.ѕ. «уевой, ¬.ј. ѕоповым. ¬ апреле 1954 года »рину јрхипову пригласили прин€ть участие в комедии "ћещанин во двор€нстве", которую привез в ———– парижский театр " омеди франсез". ќна с успехом спела все спектакли в ћоскве и Ћенинграде на французском €зыке и вновь пробовалась в Ѕольшой театр, но ее оп€ть не вз€ли.

ќднажды Ћеонид ‘илиппович —авранский, которому уже надоело терпеть, что голос его ученицы все еще остаетс€ невостребованным (он возмущалс€: "Ќе могу видеть, что вы не поете!  уда это годитс€?"), повел мен€ к √.ћ.  омиссаржевскому, старому театральному де€телю, известному еще до революции импрессарио. я спела ему несколько вещей. ќн тут же при нас по телефону продиктовал телеграмму в —вердловск, директору оперного театра ћ.≈. √анелину: "¬ысока€, стройна€, интересна€, музыкальна€, с полным диапазоном, столько-то лет..." “о есть полна€ характеристика.

¬скоре пришел ответ: √анелин предлагал мне приехать дл€ прослушивани€. я не поехала - решила продолжать учебу в аспирантуре. „ерез два-три мес€ца в ћоскве по€вилась режиссер —вердловского театра Ќаталь€ Ѕаранцева. ќна мен€ послушала и тоже спросила: "ѕриедете или будете преподавать?" я ответила: "≈ще не знаю".

¬ конце театрального сезона в ћоскву приехал сам ћ.≈. √анелин. ѕрослушал мен€ и сказал: "ƒаю вам дебют!" Ѕез вс€ких проб... ¬ернувшись в —вердловск, он тут же выслал мне деньги, "подъемные", чтобы € могла выехать. –ассчитал все правильно: получив деньги, € уже не смогу отказатьс€ - все-таки у мен€ теперь перед ним по€вились об€зательства. » € прин€ла окончательное решение - еду в —вердловск! “ем более что театр там всегда славилс€ хорошим профессиональным уровнем, в то врем€ там пел знаменитый бас Ѕорис Ўтоколов. Ёто что-нибудь да значило.

¬ 1954 году »рина јрхипова перевелась на заочное отделение аспирантуры вокального факультета и уехала в —вердловск, где проработала всю зиму в театре оперы и балета. ¬ 1955 году она одержала победу на международном конкурсе вокалистов на V ¬семирном фестивале молодежи и студентов в ¬аршаве, который закончилс€ концертом победителей в  ремле и на котором кто-то из членов правительства спросил: "ѕочему јрхипова не в Ѕольшом?". ѕосле фестивал€ началась текуща€ жизнь солистки свердловской оперы. »рина јрхипова прин€ла участие в заключительном гастрольном концерте театра, который проходил в –остове-на-ƒону, а затем выехала вместе с ним в  исловодск и начала готовить партию  армен, в которой вскоре с успехом и выступила.

ќдновременно у ».јрхиповой началась и "ленинградска€ лини€".

28 €нвар€ 1956 года состо€лось ее первое гастрольное концертное выступление - концерт из произведений –. Ўумана в ћалом зале филармонии в Ћенинграде. „ерез два дн€ певица с успехом дебютировала в "÷арской невесте" в ћалом оперном театре. ѕосле этих концертов »рине јрхиповой предлагали остатьс€ в Ћенинграде, но ее неожиданно дл€ нее самой приказом ћинистерства культуры ———– перевели в Ѕольшой театр.

1 марта 1956 года »рина јрхипова приступила к работе в Ѕольшом, а ровно через мес€ц, 1 апрел€, состо€лс€ ее дебют - с огромным успехом она исполнила партию  армен. ≈е партнером в первой " армен" был болгарский певец Ћюбомир Ѕодуров. ѕартию ћикаэлы пела ≈.¬. Ўумска€, дирижировал ¬.¬. Ќебольсин.

ќт дебютного спектакл€ в Ѕольшом театре пам€ть сохранила чувство какого-то необыкновенного страха. Ќо это был вполне оправданный, естественный ужас перед предсто€щим выходом на знаменитую сцену, пока мне незнакомую. Ёто был "разовый" страх - как € спою?  ак примет мен€ публика, которой € тоже была пока незнакома?

ѕо своей тогдашней неопытности € не знала, что бо€тьс€ надо было не просто первого выхода на сцену Ѕольшого, а первого по€влени€ на ней именно в партии  армен. я не думала тогда, что это исключительный случай: впервые в Ѕольшом и сразу в главной роли! ћои мысли тогда были зан€ты одним - хорошо спеть спектакль.

я каждый год стараюсь как-нибудь отметить тот свой дебют: в этот "несерьезный" день пою, если удаетс€, спектакль в Ѕольшом театре или устраиваю на его сцене творческий вечер. ¬ 1996 году мне удалось отметить и 40-летие моего прихода в Ѕольшой театр: именно 1 марта 1996 года был подписан договор на издание книги моих воспоминаний "ћузыка жизни". ¬от такое совпадение. Ќадеюсь, что оно оказалось счастливым...

¬ декабре 1956 года на сцене Ѕольшого театра »рина јрхипова спела јмнерис ("јида" ƒж.¬ерди). «атем последовали "¬ойна и мир" (Ёлен), "‘альстаф" (ћэг) в постановке Ѕ.ј. ѕокровского. ќгромной честью и удовольствием считала »рина јрхипова петь в концертах, где дирижировал ј.Ў. ћелик-ѕашаев. — его смертью закончилс€ большой и важный этап артистической жизни певицы. ќна получила огромный творческий багаж от вдохновенного мастера. ќн во многом определил ее творческую судьбу, ибо уже на первых порах заложил в ней прочный фундамент, основанный на требовательности, вкусе, музыкальности.

¬ 1958 году в Ѕольшом театре осуществл€лась постановка труднейшей оперы чешского композитора Ћ. яначека "≈е падчерица" ("≈нуфа"). ћузыкальным руководителем и дирижером постановки был главный дирижер ѕражской оперы «денек ’алабала. –ежиссером-постановщиком был режиссер из оперного театра города Ѕрно („ехословаки€) Ћингарт. »рина јрхипова исполнила архитруднейшую партию ƒь€чихи ( остелнички).

’от€ дл€ постановки оперы в ћоскву из Ѕрно приехал режиссер, дирижера ’алабалу тоже можно было назвать не просто музыкальным руководителем, но и полноправным постановщиком: весь музыкальный, ритмический рисунок, выписанный композитором, «денек јнтонович (так мы называли его на русский манер) перевел в драматургическое действие. ¬ своих мизансценах он шел от музыки. Ќапример, в партии Ўтевы много пауз, и ’алабала объ€снил почему: Ўтева бо€лс€ гневной старухи ƒь€чихи и от страха заикалс€.  огда эти и другие особенности партитуры оперы были объ€снены певцам, все становилось на свои места и было пон€тно.

–аботал «денек јнтонович настолько интересно, что € вскоре стала относитьс€ к незнакомому мне прежде музыкальному материалу с меньшим страхом, а потом так увлеклась этой партией, что не ограничивалась только собственными репетици€ми с ’алабалой, а оставалась и на других, чтобы видеть, как он работает с исполнител€ми. Ќаблюда€ его в это врем€, € могла примен€ть и к себе все те его требовани€ и советы, которые он давал моим партнерам.

ƒругим €рким примером того, как надо работать на сцене, стал дл€ јрхиповой —.я. Ћемешев. ѕод его руководством она участвовала в постановке "¬ертера". —пектакли шли с огромным успехом, не говор€ уже о том, какой триумф был на спектакл€х самого —.я. Ћемешева - ¬ертера. »менно у него научилась певица отдавать все силы и все помыслы работе над образом, над оперой.

¬ мае 1959 года »рина јрхипова впервые исполнила одну из самых своих любимых ролей - партию ћарфы в "’ованщине" ћ.ѕ. ћусоргского.

 ульминацией первого этапа артистической жизни ». . јрхиповой стал июнь 1959 года, когда в —оветском —оюзе состо€лись гастроли знаменитого италь€нского тенора ћарио дель ћонако. ќн был первым италь€нским оперным певцом на советской сцене. ≈го приезд стал огромным событием, а успех " армен" с его участием был неверо€тным.

«ал приветствовал нас сто€. Ќе помню, сколько раз мы выходили на поклоны. ћарио целовал мне руки, у мен€ из глаз текли слезы - от радости? ќт напр€жени€? ќт счасть€? Ќе знаю... јртисты хора подн€ли ћарио и на руках понесли его со сцены в артистическую. “акой чести в свое врем€ был удостоен только ‘.». Ўал€пин. ћарио, тоже радостный, счастливый, сказал тогда: "я двадцать лет пою на сцене. «а это врем€ € знал многих  армен, но лишь три из них остались в моей пам€ти. Ёто ƒжоанна ѕедерцини, –айз —тивенс и »рина јрхипова".

¬ыйти на улицу оказалось непросто - нескончаемые овации москвичей, увидевших ожидаемое чудо, перекинулись за стены театра, который окружила огромна€ толпа. ¬ ней были и только что вышедшие из зала, и не попавшие на спектакль, и те, кто смотрел трансл€цию по телевидению и успел приехать к Ѕольшому.

я не считала себ€ знаменитой и полагала, что без грима и костюма мен€ никто не узнает у служебного подъезда и € могу выйти из театра совершенно спокойно. Ќо московска€ публика умеет любить! ћен€ тут же окружили, говорили самые добрые слова, благодарили. Ќе помню, сколько € тогда подписала автографов... ¬первые в жизни так много...

√рандиозный успех " армен" в ћоскве открыл перед »риной јрхиповой двери на мировую оперную сцену и принес певице мировой успех. Ѕлагодар€ теле- и радиотрансл€ции этого спектакл€ на всю ≈вропу она получила многочисленные приглашени€ из-за рубежа. ¬о врем€ гастролей в Ѕудапеште она впервые исполнила  армен по-италь€нски. ≈е партнером, в роли ’озе, был талантливый певец и актер …ожеф Ўиманди. ј впереди предсто€ло петь с ћарио дель ћонако в »талии! ¬ декабре 1960 года " армен" шла в Ќеаполе, а в €нваре 1961 года - в –име. «десь ей сопутствовал не просто успех - триумф! ќн стал свидетельством того, что талант »рины јрхиповой получил признание на родине лучшей в мире вокальной школы, а дель ћонако признал »рину јрхипову лучшей из современных  армен.

“ы - мой восторг, мое мученье,

“ы озарила счастьем жизнь мою...

ћо€  армен...

“ак обращаетс€ к  армен влюбленный ’озе в своей знаменитой арии из второго акта, или, как ее еще называют, "арии с цветком".

я тоже с полным правом могу повторить эти слова признани€ своей героине. » хот€ нельз€ сказать, что работа над этой ролью была моим мучением, но давалась мне мо€  армен не сразу и не просто, а после многих сомнений и поисков своего видени€, своего понимани€ этого персонажа очень попул€рной оперы Ѕизе и не менее попул€рной новеллы ћериме. «ато бесспорно, что исполнение этой партии оказало решающее вли€ние на всю мою дальнейшую творческую судьбу.  армен действительно озарила мою жизнь, поскольку с ней св€заны очень €ркие впечатлени€ от первых лет моей работы в театре. Ёта парти€ открыла мне дорогу в большой мир: благодар€ ей € получила первое насто€щее признание и у себ€ на родине, и в других странах.

√астроли в »талии имели огромное значение дл€ всего отечественного искусства. Ёто были первые в истории советского оперного искусства выступлени€ русской певицы и ее участие в постановках на италь€нской оперной сцене.  роме того, »рина јрхипова выступила в –име с вечером русских романсов. –езультатом этих гастролей стало подписание директором "Ћа —кала", доктором јнтонио √ирингелли и послом ———– в »талии —.ѕ.  озыревым документа-контракта о первой стажировке молодых советских певцов в »талии. ¬скоре туда поехали “. ћилашкина, Ћ. Ќикитина, ј. ¬едерников, Ќ. јндгуладзе, ≈.  ибкало.

–осла попул€рность »рины јрхиповой и на родине. ¬ но€бре 1961 года состо€лс€ ее первый сольный концерт в  олонном зале ƒома союзов. ¬ его программе - классическа€ музыка. ». јрхипова решила исполн€ть испанский романс Ўапорина "ѕрохладой ночь дохнула" и почувствовала, что произведение советского композитора зан€ло равноправное место р€дом с прославленной классикой.

ќсенью 1963 года проходила работа над первой оперой, котора€ предназначалась дл€ сцены только что открытого  ремлевского ƒворца съездов - "ƒон  арлос" ƒж. ¬ерди. »рине јрхиповой была поручена парти€ Ёболи. ƒл€ постановки был приглашен болгарский дирижер јсен Ќайденов, который сказал потом: "»рина јрхипова обладает не только большим самообладанием, чувством меры и актерским мастерством, но и огромной музыкальностью, отличной пам€тью и €рким артистизмом. я знаю двух певиц, которые справились блест€ще с этой труднейшей партией, - ≈лена Ќиколаи и »рина јрхипова".

¬ мае-июне 1963 года состо€лась поездка »рины јрхиповой в японию, где она провела 14 сольных концертов по всей стране, а в 1964 году на гастрол€х Ѕольшого театра в ћилане, в "Ћа —кала", »рина јрхипова блест€ще выступила в парти€х: ћарина ћнишек ("Ѕорис √одунов"), ѕолина ("ѕикова€ дама") и Ёлен Ѕезухова ("¬ойна и мир"). ¬ том же году ». јрхипова осуществила свою первую поездку в —Ўј. ¬ Ќью-…орке она познакомилась с пианистом ƒжоном ¬устманом, с которым она до сих пор остаетс€ в насто€щей творческой дружбе. — ним певица неоднократно гастролировала в —Ўј, ≈вропе, в частности, пела вместе с ним один из концертов в зале "ѕлейель" в ѕариже. ¬ 1970 году во врем€ третьего тура конкурса имени ѕ.». „айковского »рина јрхипова и ƒжон ¬устман записали на фирме "ћелоди€" пластинку из произведений —. –ахманинова и цикл ћ.ѕ. ћусоргского "ѕесни и пл€ски смерти". Ёта пластинка получила √ран-при "«олотой ќрфей" в ѕариже.

¬ 1967 году »рина јрхипова прин€ла предложение прин€ть участие в постановке "’ованщины" ћ.ѕ. ћусоргского в знаменитом "Ћа —кала", став первой русской певицей, получившей приглашение участвовать в постановке спектакл€ за рубежом. ѕартию ћарфы в премьерных спектакл€х »рина јрхипова исполн€ла по-италь€нски. ѕартию »вана ’ованского исполнил знаменитый болгарский бас Ќиколай √€уров.

¬ернувшись в ћоскву после своих первых миланских гастролей, € вскоре получила от доктора јнтонио √ирингелли, директора театра "Ћа —кала", очень теплое письмо: "ƒорога€ синьора »рина, хочу выразить ¬ам от имени театра и от себ€ лично большое признание за ¬аше участие в спектакл€х "’ованщины".  ак печать, так и публика высоко оценили ¬аше тончайшее искусство актрисы и ¬аш прекрасный голос. ¬ыражаю свое гор€чее желание видеть ¬аше выступление в "Ћа —кала" также в италь€нских операх, в частности, в операх "ƒон  арлос" и "јида". ѕерва€ из этих двух опер предполагаетс€ в конце будущего года. я не замедлю сообщить ¬ам возможные даты и, естественно, просить ¬ашего сотрудничества и участи€. 18 ма€ 1967, ћилан". Ќо уже меньше чем через год после "’ованщины", в конце 1967 года, € оп€ть была в ћилане - участвовала в постановке другой оперы ћ.ѕ. ћусоргского - "Ѕорис √одунов". » снова встретилась с Ќиколаем √€уровым, который замечательно пел цар€ Ѕориса.

¬ 1969 году - снова гастроли в —Ўј, оп€ть " арнеги-’олл" в Ќью-…орке. «десь »рина јрхипова пела на французском €зыке сцены из " армен". ¬ 1970 году певица получила приглашение в оперу —ан-‘ранциско на "јиду". Ќа одном из спектаклей присутствовал Ћучано ѕаваротти, который пригласил певицу на "‘аворитку" ƒоницетти в Ѕолонье.

¬ августе 1970 года »рина јрхипова, спев на гастрол€х Ѕольшого театра ———– в  анаде на "Ёкспо-70" ћарину ћнишек, ѕолину в "ѕиковой даме" и несколько концертов, улетела в –игу, где дебютировала в партии јзучены в опере "“рубадур". ¬ окт€бре того же года јрхипова участвовала постановке "“рубадура" в Ќанси во ‘ранции, после чего была занесена в "«олотую книгу" театра и получила контракт на "јиду" в –уане и Ѕордо и на постановку "“рубадура" в ќранже. Ёта постановка состо€лась летом 1972 года в рамках ћеждународного оперного фестивал€.

Ѕез вс€кого преувеличени€ могу сказать, что свое выступление в "“рубадуре" на сцене древнеримского амфитеатра времен императора јвгуста € считаю самым сильным впечатлением в моей артистической жизни, значительной вехой в своей творческой судьбе.

¬печатление от осмотра амфитеатра в ќранже было потр€сающим. ќн вызывал у мен€ одновременно и восторг и испуг: гигантска€ чаша, на ступен€х которой, расход€щихс€ вверх и в стороны и несколько разрушенных за прошедшие тыс€челети€, может разместитьс€ до восьми тыс€ч зрителей; множество арок в огромной стене, достигающей сорока метров; в одной из них - сохранивша€с€, хоть и полуразрушенна€ стату€ императора јвгуста... Ёто было когда-то местом дл€ развлечений римских солдат. “еперь здесь став€тс€ оперные спектакли.

 онечно, перед выходом на столь необычную дл€ себ€ сцену, где мне предсто€ло петь в окружении выдающихс€ исполнителей, € волновалась, но не ожидала такого успеха, такого необыкновенного восторга публики. » не только у нее. ƒл€ мен€, пережившей незадолго перед тем непри€тные моменты в своем "родном" театре, было очень важно, что интерес и оценка моего прочтени€ образа јзучены получил во ‘ранции столь высокий резонанс, газеты которой называли наш дуэт с ћонтсеррат  абалье так: "“риумф  абалье!  оронаци€ јрхиповой!"

‘ранцузска€ газета " омба" тогда писала: "Ётот спектакль закончилс€ триумфом двух дам! ћонтсеррат  абалье и »рина јрхипова - вне конкуренции. ќни единственные и неповторимые в своем роде. Ѕлагодар€ фестивалю в ќранже нам выпало счастье видеть сразу двух "св€щенных идолов", заслуживших восторженный отклик публики". ѕомимо прессы интерес к постановке "“рубадура" на сцене огромного античного амфитеатра про€вили и французские кинематографисты, сн€вшие целый фильм, посв€щенный исторической постановке оперы. (ѕравда, в нашей стране его так и не увидели).

≈ще одним замечательным впечатлением от фестивал€ на юге ‘ранции стало дл€ мен€ знакомство с ћонтсеррат  абалье. Ёта прославленна€ певица во все времена нашей совместной работы над "“рубадуром" вела себ€ очень достойно - без каких-либо "примадонских всплесков". Ѕолее того, она была очень внимательна к своим партнерам, никого не подавл€ла своей славой, а была спокойна, доброжелательна. ≈е поведение лишний раз подтверждало, что ¬еликому артисту незачем заниматьс€ "выкрутасами" - за него говорит его величество »скусство.  о мне ћонтсеррат относилась не просто хорошо - в Ћондоне, где мы с ней встретились через три года, и снова в "“рубадуре", она даже привела ко мне своего импресарио и сказала, что лучшей јзучены, чем јрхипова, она не слышала за все врем€ своих выступлений. ќценка коллеги такого ранга стоит многого.

Ћондонский дебют 1975 года, где вновь ». јрхипова с огромным успехом пела вместе с ћ.  абалье в "“рубадуре", оказалс€ не менее успешным, и пресса была многочисленной и восторженной. ѕосле этого выступлени€ гастроли в јнглии стали регул€рными. —пектакли, фестивали, концерты. »менно на этих гастрол€х у »рины јрхиповой произошла встреча с замечательным италь€нским дирижером –икардо ћутти. ¬ажными дл€ себ€ певица считает камерные программы, включающие романсы ћетнера, “анеева, ѕрокофьева, Ўапорина, —виридова, поэтому успех, выпавший на их долю в јнглии, ей особенно дорог. ќдна из статей, €вл€юща€с€ откликом на концерты в сент€бре 1986 года, была озаглавлена "¬олшебное меццо". "...ќна подарила Ћондону незабываемые моменты певческого искусства, чарующие и прекрасные звуки голоса, одного из лучших голосов в последние годы... јрхипова прекрасно владеет своим голосом, его безграничными эмоциональными возможност€ми: от тихого шепота до крика отча€ни€ и повелевани€. ќна может потр€сать великим звучанием, но ее основна€ цель - служить музыке с полной свободой, беспредельной музыкальностью и вкусом... јрхипова звучит наполненно, вдохновенно и одновременно скромно, без претензий, без аффектаций, как лучшие слав€нские и балканские народные певцы, но с тем преимуществом, которое дает певческое дыхание, подкрепленное мастерством, - подлинное бельканто".

"јрхипова смогла оживить в нашей пам€ти величие ћарии  аллас, одарив нас одновременно двум€ неповторимыми часами музыки, которые взволновали нас" - так писала пресса после концерта пам€ти ћарии  аллас на сцене "»рода-јттика", который состо€лс€ в рамках сент€брьских гастролей »рины јрхиповой в √реции (1983).

–ассказы о люд€х, которых »рине јрхиповой посчастливилось встречать в жизни, знать по совместной работе на сцене, могут быть бесконечно долгими. Ёто работа с дирижером Ѕ.Ё. ’айкиным, режиссерами ».ћ. “умановым, Ѕ.ј. ѕокровским, √.ѕ. јнсимовым; прекрасными певцами ј.ј. Ёйзеном, ѕ.√. Ћисицианом, «.». јнджапаридзе, следующим поколением певцов, которых поддерживала в самом начале их оперного пути, которые позже стали партнерами ». . јрхиповой. ћногих из них певица вывела, что называетс€, за руку на европейские и другие сцены.

√лубокое и серьезное знакомство »рины јрхиповой с новыми произведени€ми началось еще в консерватории, в аспирантуре.  антатой "—лово матери" на стихи ёлиуса ‘учика, исполненной в консерватории студенческим оркестром под управлением молодого јльгиса ∆юрайтиса, она открыла в своем творчестве направление ораториально-кантатных форм. „ерез три дес€тилети€, во врем€ выступлени€ на радио вместе с ¬.». ‘едосеевым, она повторила эту кантату.

ѕотом была работа с —.—. ѕрокофьевым: кантата "јлександр Ќевский", оратори€ "»ван √розный", опера "¬ойна и мир", "ѕовесть о насто€щем человеке", его сатирические песни.

— музыкой –одиона ўедрина и с ним лично певица познакомилась при подготовке оперы "Ќе только любовь" на сцене Ѕольшого театра, а в 1962 году этим спектаклем дирижировал ≈.¬. —ветланов. — композитором ј.Ќ. ’олминовым встретилась, когда он написал песню ћатери дл€ гала-концерта, посв€щенного 40-летию ¬Ћ —ћ, а позднее - в работе над образом комиссара в "ќптимистической трагедии", которую композитор писал в расчете на »рину јрхипову.

  сожалению, с великим √еоргием ¬асильевичем —виридовым по-насто€щему, творчески, певица встретилась поздно, но начав работать, уже больше не могла отойти от композитора, от его музыки - оригинальной, глубокой, современной. √.¬. —виридов говорил: "»рина  онстантиновна - артистка не только большого чувства и тонкого интеллекта. ќна хорошо ощущает природу поэтической речи, обладает прекрасным чувством музыкальной формы, пропорцией искусства..."

—ветлое, незабываемое событие - знакомство с грузинским композитором ќтаром “актакишвили, перешедшее в многолетнюю творческую дружбу.

≈сть у мен€ дома одна "неархивна€" вещь, посто€нно напоминающа€ мне о разных событи€х и люд€х. Ёто солидного возраста льн€на€ скатерть, на которой мною вышиты автографы, оставленные в разное врем€ многими выдающимис€ де€тел€ми культуры, с которыми мне довелось встречатьс€, быть знакомой, работать или дружить...

»де€ собирать автографы на скатерти принадлежит не мне. ¬ 50-х годах, когда € только-только пришла работать в Ѕольшой театр, в приемной нашего директора работала пожила€ секретарша - она была одним из старейших работников театра. ¬от она-то и собирала и вышивала такие подписи. ’от€ € тогда была еще молодой певицей, она обратилась ко мне с просьбой расписатьс€ на ее скатерти. ѕомню, как € была несколько удивлена этим, но и польщена. »де€ мне так понравилась, что € тоже решила собирать автографы замечательных людей, с которыми мен€ сведет судьба.

ѕервыми, кто оставил свои подписи на моей скатерти, были мои коллеги по Ѕольшому театру - певицы ћари€ ћаксакова, ћари€ «вездина,  ира Ћеонова, “амара ћилашкина, Ћариса Ќикитина... »з певцов, с которыми € часто выходила на сцену Ѕольшого, дл€ мен€ расписались »ван ѕетров, «ураб јнджапаридзе, ¬ладислав ѕь€вко... ≈сть у мен€ автографы и наших выдающихс€ артистов балета - ћайи ѕлисецкой и ¬ладимира ¬асильева. ¬ышиты на скатерти и подписи многих великих музыкантов - ƒавида ќйстраха, Ёмил€ √илельса, Ћеонида  огана, ≈вгени€ ћравинского...

—катерть ездила со мной по всему свету в специальном мешочке дл€ рукодели€. ќна и по сей день в работе.

¬ 1966 году »рину јрхипову пригласили прин€ть участие в качестве члена жюри  онкурса имени ѕ.». „айковского, а уже с 1967 года она €вл€етс€ бессменным председателем жюри  онкурса имени ћ.». √линки. — тех пор она регул€рно принимает участие во многих престижных конкурсах мира, в том числе: "¬ердиевские голоса" и имени ћарио дель ћонако в »талии, конкурс  оролевы ≈лизаветы в Ѕельгии, имени ћарии  аллас в √реции, имени ‘рансиско ¬инь€са в »спании, вокального конкурса в ѕариже, вокального конкурса в ћюнхене. — 1974 года (за исключением 1994 года) она €вл€етс€ бессменным председателем жюри  онкурса имени ѕ.». „айковского в разделе "сольное пение". ¬ 1997 году по приглашению ѕрезидента јзербайджана √ейдара јлиева и министра культуры јзербайджана ѕалада Ѕюль-Ѕюль ќглы »рина јрхипова возглавила жюри  онкурса имени Ѕюль-Ѕюл€, организованного к 100-летию со дн€ рождени€ этого выдающегос€ азербайджанского певца.

— 1986 года ». . јрхипова возглавл€ет ¬сесоюзное музыкальное общество, в конце 1990 года преобразованное в ћеждународный —оюз музыкальных де€телей. »рина  онстантиновна принимает участие во многих международных конгрессах и симпозиумах общественных и государственных организаций по глобальным проблемам человечества. ¬ сфере ее каждодневных забот и интересов самые разноообразные вопросы, вплоть до курьезов. Ќе без ее участи€ удалось сохранить дл€ ћосквы знаменитый ѕтичий рынок, организовать выступление молодых певцов - лауреатов  онкурса имени ћ.». √линки, "выбить"  олонный зал дл€ проведени€ ћеждународного  онкурса имени ѕ.». „айковского.

¬ 1993 году в ћоскве был организован ‘онд »рины јрхиповой, занимающийс€ поддержкой и пропагандой молодых музыкантов-исполнителей, в том числе и певцов.

»рина  онстантиновна јрхипова - уникальное €вление на мировой оперной сцене. ќна - Ќародна€ артистка ———– (1966), √ерой —оциалистического “руда (1985), лауреат Ћенинской премии (1978), √осударственной премии –оссии (1997) за просветительство, премии и медали имени —.¬. –ахманинова, премии ћэрии ћосквы в области литературы и искусства за выдающийс€ вклад в художественную культуру ћосквы и –оссии (2000), –оссийской премии " аста-ƒива" "«а благородное служение опере" (1999), ћеждународной премии ‘онда —в€того ¬сехвального апостола јндре€ ѕервозванного (2000). Ќаграждена трем€ орденами Ћенина (1972, 1976, 1985), орденом “рудового  расного «намени (1971), орденом "«а заслуги перед ќтечеством" II степени (2000), орденом –усской ѕравославной ÷еркви —в€той равноапостольной кн€гини ќльги II степени (2000), орденом –еспублики (ћолдова, 2000), орденскими знаками " рест —в€того ћихаила “верского" (2000), "«а милосердие и благотворительность" (2000), "«а заслуги перед культурой ѕольши", —в€того Ћуки за поддержку культуры ярославской области, ѕам€тным знаком "«олотой јполлон" за долголетнее подвижническое служение российскому музыкальному искусству (1998), медалью имени ј.—. ѕушкина (1999), многими другими отечественными и зарубежными медал€ми. ≈й присвоены звани€ Ќародной артистки –еспублики  ыргызстан, Ќародной артистки –еспублики Ѕашкортостан (1994), «аслуженной артистки ”дмуртии, титул "ћаэстра ƒельјрте" (ћолдова).

»рина јрхипова €вл€етс€ профессором ћосковской √осударственной консерватории имени ѕ.». „айковского (1984), действительным членом и вице-президентом ћеждународной јкадемии творчества и русской секции ћеждународной јкадемии наук, президентом ћеждународного —оюза музыкальных де€телей (1986) и ‘онда »рины јрхиповой (1993), ѕочетным доктором Ќациональной академии музыки имени ћузическу –еспублики ћолдова (1998), президентом ќбщества дружбы "–осси€ - ”збекистан".

». . јрхипова избиралась депутатом ¬ерховного —овета ———– (1962-1966), народным депутатом ———–. ќна - обладательница титулов: "„еловек года" (–усский биографический институт, 1993), "„еловек столети€" (ћеждународный Ѕиографический ÷ентр  эмбриджа, 1993), "Ѕогин€ искусств" (1995), Ћауреат всемирного приза искусств "Ѕриллиантова€ лира" корпорации "ћаришин јрт ћенеджмент »нтернэшнл". ¬ 1995 году »нститут теоретической астрономии –оссийской јкадемии наук присвоил им€ јрхиповой малой планете є 4424.

я с уверенностью могу назвать свою жизнь счастливой. я была счастлива своими родител€ми, своими близкими, своими друзь€ми, счастлива своими учител€ми и своими учениками. я всю жизнь занималась любимым делом, объездила почти весь мир, встречалась со многими выдающимис€ личност€ми, имела возможность делитьс€ с людьми тем, чем одарила мен€ природа, ощущать любовь и признательность своих слушателей и чувствовать, что мое искусство нужно многим. ј ведь это так важно каждому из нас - знать о своей нужности.

 ак только не называли прошедший ’’ век - и электронным, и космическим... Ќострадамус в своих загадочных "÷ентури€х" предсказывал, что он будет "железным", "кровавым"...  аким бы он ни был, это - наш век, тот, в котором нам выпало жить, и другого времени дл€ нас не было. ¬ажно, что ты сделал в отведенное тебе на этой земле врем€. » что ты оставил после себ€...




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

 им Ѕейсингер. Ѕиографи€
ѕосетило:21373
 им Ѕейсингер
ёрий ¬ласов. Ѕиографи€
ѕосетило:276899
ёрий ¬ласов
—екрет молодости ƒжулианны ћур
ѕосетило:41924
ƒжулианна ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru