Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

”иль€м Ўекспир

   /   

William Shakespeare

   /
             
‘отографи€ ”иль€м Ўекспир (photo William Shakespeare)
   

ƒень рождени€: 26.04.1564 года
ћесто рождени€: —тратфорд-он-Ёйвон, ¬еликобритани€
ƒата смерти: 23.04.1616 года
ћесто смерти: —тратфорд-он-Ёйвон, ¬еликобритани€
¬озраст: 52 года

√ражданство: ¬еликобритани€
—оцсети:


Ѕиографи€

јнглийский драматург, поэт, актер

–одилс€ в семье ремесленника и торговца ƒжона Ўекспира. ”чилс€ в грамматической школе, где усвоил латынь и основы древнегреческого €зыка. — конца 1580-х годов - актЄр (оставил сцену около 1603 года) и драматург в Ћондоне. — 1594 года пайщик театральной труппы "—луги лорда-камергера" (с 1603 года - труппа корол€). ќколо 1612 года вернулс€ в —тратфорд.

18.06.2006

—кудость биографических сведений дала повод выдвигать на роль автора его произведений ‘. Ѕэкона, графов –етленда, ќксфорда, драматурга  . ћарло и др. ќднако внимательное изучение культурной жизни эпохи и творчества Ўекспира вы€вл€ют научную несосто€тельность этих гипотез. ѕоэтическую известность Ўекспиру принесли поэмы "¬енера и јдонис" (1593) и "Ћукреци€" (1594), развивавшие традиции философской лирики ¬озрождени€. ћежду 1592 и 1600 годами созданы (опубликованы в 1609 году) 154 сонета. —южетна€ их канва - отношени€ лирического геро€ с другом (1-126) и возлюбленной (127-152) - видимо, автобиографична, темы и мотивы типичны дл€ ренессансной поэзии, однако более сложное воспри€тие жизни и человека в "—онетах" уже обещает драматургию Ўекспира.

Ўекспировский канон включает 37 пьес; 18 по€вились при жизни Ўекспира, 36 были напечатаны в первом собрании сочинений Ўекспира (1623, не вошЄл "ѕерикл"). ѕопытки установить хронологию творчества Ўекспира велись со 2-й половины 18 века. Ќиже приводитс€ перечень пьес Ўекспира с датами их написани€, с периодизацией творчества и прин€тыми в шекспировской критике жанровыми определени€ми.

ѕервый период (1590-1594). –анние хроники: "√енрих VI", ч. 2 (1590); "√енрих VI", ч. 3 (1591); "√енрих VI", ч. 1 (1592); "–ичард III" (1593). –анние комедии: " омеди€ ошибок" (1592), "”крощение строптивой" (1593). –анн€€ трагеди€: "“ит јндроник" (1594).

¬торой период (1595-1600). ’роники, близкие к трагедии: "–ичард II" (1595); " ороль ƒжон" (1596). –омантические комедии: "ƒва веронца" (1594); "Ѕесплодные усили€ любви" (1594); "—он в летнюю ночь" (1596); "¬енецианский купец" (1596). ѕерва€ зрела€ трагеди€: "–омео и ƒжульетта" (1595). ’роники, близкие к комедии: "√енрих IV", ч. 1 (1597); "√енрих IV", ч. 2 (1598); "√енрих V" (1598). ¬ершинные создани€ Ўекспира-комедиографа: "ћного шума из ничего" (1598); "¬индзорские проказницы" (1598); " ак вам это понравитс€" (1599); "ƒвенадцата€ ночь" (1600).

“ретий период (1600-1608). “рагедии, обозначившие перелом в творчестве Ўекспира: "ёлий ÷езарь" (1599); "√амлет" (1601). "ћрачные комедии" (или "проблемные пьесы"): "“роил и  рессида" (1602); " онец - делу венец" (1603); "ћера за меру" (1604). ¬ершина трагизма Ўекспира: "ќтелло" (1604); " ороль Ћир" (1605); "ћакбет" (1606). јнтичные трагедии: "јнтоний и  леопатра" (1607); " ориолан" (1607); "“имон јфинский" (1608).

„етвЄртый период (1609-1613). –омантические трагикомедии: "ѕерикл" (1609); "÷имбелин" (1610); "«имн€€ сказка" (1611); "Ѕур€" (1612). ѕоздн€€ хроника: "√енрих VIII" (1613; возможно, с участием ƒж. ‘летчера).

¬не канона: "Ёдуард III" (1594-1595; авторство сомнительно); "“омас ћор" (1594-1595; одна сцена); "ƒва знатных родича" (1613, совместно с ‘летчером). Ќекоторые шекспироведы (в т. ч. советские - ј. ј. —мирнов) дел€т творчество Ўекспира на три периода, объедин€€ в один 1-й и 2-й (1590-1600).

“ворчество Ўекспира впитало в себ€ все важнейшие излучени€ эпохи ¬озрождени€ - эстетические (синтезиру€ традиции и мотивы попул€рных романтических жанров, ренессансной поэзии и прозы, фольклора, гуманистические и народные драмы) и идеологические (демонстриру€ весь идейный комплекс времени: традиционные представлени€ о миропор€дке, взгл€ды защитников феодально-патриархального уклада и политической централизации, мотивы христианской этики, ренессансные неоплатонизм и стоицизм, идеи сенсуализма и макиавеллизма и пр.). Ёта синтетичность в сочетании с всесторонним охватом жизненных €влений и характеров обусловила жизненную полноту творений Ўекспира. Ќо на разных этапах творческого пути Ўекспира действительность в его произведени€х представала разными гран€ми и в различном освещении. »деологи€ гуманизма в соединении с идеалами и ча€ни€ми народа всегда оставалась основой пьес Ўекспира. ќднако не случайно гений Ўекспира полнее всего выразилс€ в драматургии, по самой сути своей более других видов искусства способной передать драматизм жизни. —оциально-экономические процессы, которые вызвали культурный переворот, именуемый эпохой ¬озрождени€, в јнглии начались позднее и шли быстрее, чем на континенте. ѕротиворечи€ и контрасты эпохи вы€вл€лись здесь резче и стремительней, а вехи развити€ гуманистической мысли (уверенность в близком торжестве гуманистических идеалов - и отказ от неЄ, пора надежд - и разочарований), разделЄнные, например в »талии, веками, в јнглии уместились в сознании одного поколени€. Ўекспир острее других умел улавливать и обнажать противоречивость своего времени - отсюда динамика и драматизм его произведений, насыщенность борьбой, столкновени€ми, конфликтами. √лубокое постижение тенденций времени обусловило и динамичность его отношени€ к действительности, что нар€ду с ростом мастерства определ€ет эволюцию его творчества.

Ћучшие дн€

ћаргарита Ќазарова - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:81739
ћаргарита Ќазарова
ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72605
Ѕрюс Ћи
»таль€нский темперамент на российском экране
ѕосетило:8358
¬ладимир ћашков

”же произведени€ 1-го периода свидетельствуют о том, что Ўекспир остро чувствует комические и трагические несообразности жизни, но рисует их во многом традиционно: трагическое как ужасное, комическое как фарсовое и в обособлении друг от друга. Ўекспир ещЄ учитс€, усваива€ и национальную традицию ("кровава€ трагеди€"  . ћарло), и общеевропейскую (ориентиру€сь на античные образцы - ѕлавт в " омедии ошибок", —енека в "“ите јндронике" - и на италь€нскую гуманистическую комедию в "”крощении строптивой"). Ќе вполне оформилась ещЄ и гуманистическа€ позици€ Ўекспира: положительные герои хроник т€готеют к старине, вли€ние патриархальной морали заметно в комеди€х.

¬о 2-й период драматизм жизни по-прежнему €вл€етс€ основой творчества Ўекспира, однако обща€ тональность и финалы пьес говор€т о вере Ўекспира в гармоническое разрешение жизненных противоречий. јтмосферу произведений определ€ют те, кто утверждает гармонию в государстве, в общественных и личных отношени€х (–омео и ƒжульетта, ¬иола, √енрих V). Ќосители зла (“ибальд, Ўейлок, ћальволио) - в одиночестве. ќрганическое сли€ние комического и трагического в пьесах этого периода, безоговорочное торжество принципов гуманизма, умение растворить идеи в ситуаци€х и сложных образах, стремление воплотить идеалы в полноценных характерах свидетельствуют о зрелости и самосто€тельности мастерства Ўекспира.

¬ 1590-е годы в творчестве Ўекспира преобладают пьесы-хроники и комедии. 8 хроник образуют 2 цикла, охватывающих историю јнглии 1397-1485. –анний цикл (3 части "√енриха VI" и "–ичард II") изображает войну јлой и Ѕелой розы и падение династии Ћанкастеров, показывает распад государства из-за феодального хищничества. ¬торой ("–ичард II", 2 части "√енриха IV" и "√енрих V") посв€щены предыдущему периоду - возвышению Ћанкастеров и успехам јнглии в —толетней войне - и указывает путь от анархии к государственному единству. —то€щие отдельно " ороль ƒжон" и "√енрих VIII" рисуют конфликты внутри страны в св€зи с борьбой английской монархии против римско-католической церкви. ћагистральный сюжет хроник - судьба государства, вз€та€ в исторической перспективе; главный конфликт строитс€ на столкновении государственных и личных интересов и раскрываетс€ в борьбе целых социальных групп, которые представлены отдельными персонажами, обрисованными более схематически в ранних хрониках и как живые индивидуальности - в зрелых (’отспер, принц √арри, ‘альстаф). ќсновна€ иде€ хроник - правомерность победы централизованной власти (абсолютизма) над анархическим своеволием - отражает идеологию гуманистов. √уманистические взгл€ды в сочетании с народными пон€ти€ми о дурных и добрых правител€х сказываютс€ и в том, как изображены идеальный король √енрих V и его антипод –ичард III. ¬прочем, личности почти всех монархов в хрониках показывают, что Ўекспир сознавал, насколько далеки от идеала реальные носители власти, и иллюзорность идеала абсолютистской монархии в целом.

≈сли сфера хроник - человек и государство, то сфера комедий Ўекспира в 1590-х годах - человек и природа в том универсальном и оптимистическом значении, которое придавали природе гуманисты, вид€ в ней всеблагую и всемогущую силу и рассматрива€ человека и общество как часть еЄ. ¬ комеди€х Ўекспира главенствует идеальное, тождественное природному. ќтсюда родство комедий Ўекспира с литературой романтического плана: сюжет насыщен фольклорными, авантюрными и пасторальными мотивами, основна€ тема - любовь и дружба, основна€ группа персонажей - лирические и романтические герои и героини. ƒвижение жизни как движение раскованной природы во всей еЄ полноте и изобилии - уникальный источник комического у Ўекспира, объ€сн€ющий, почему его комеди€, в отличие от всей последующей европейской комедии, не имеет выраженного сатирического характера. ѕоединки в остроумии, проделки шутов и забавность простаков (второй основной группы персонажей-комиков), элементы праздничности, восход€щие к старинным обр€дам и карнавалу,- вс€ эта игра свободного естества определ€ет атмосферу весель€ и оптимизма в комеди€х Ўекспира. ћир предстаЄт гармоничным и целостным, жизнь - радостным праздником, люди - по сути своей добрыми и благородными. ≈сть в комеди€х и драматические осложнени€ (измены ѕроте€ в "ƒвух веронцах", козни Ўейлока в "¬енецианском купце"), но всЄ враждебное истинной человечности легко преодолеваетс€ и, как правило, не св€зано с социальными причинами.  онкретные социальные отношени€ комедию Ўекспира 1590-х годов не интересуют; ина€ картина - в комеди€х 1600-х годов. «десь став€тс€ значительные общественные и нравственные вопросы (проблемы социального неравенства - " онец - делу венец", закона и морали - "ћера за меру"); заметнее элементы сатиры и гротеска, действие близко к трагическому, благополучные разв€зки формальны, жизнерадостный тон исчезает.

ћрачный колорит "проблемных комедий" отражает то умонастроение, которое возобладало у Ўекспира в 3-й период и сделало господствующим жанром в эти годы трагедию. ѕротиворечи€ буржуазного прогресса и всей переходной, на стыке феодализма и капитализма, стадии общественного развити€ воспринимаютс€ теперь как трагически неразрешимые противоречи€ жизни в целом, как несоответствие гуманистическим идеалам всего прошлого, насто€щего и ближайшего будущего человечества. —оциальна€ основа у Ўекспира редко так обнажена, как в "“имоне јфинском" (сущность денег) или в " ориолане" (противоречи€ между народом и прав€щей верхушкой). —оциальный конфликт обычно выступает как конфликт нравственный, семейный ("√амлет", " ороль Ћир"), личный ("ќтелло"), как борьба честолюбий ("ћакбет", "јнтоний и  леопатра"). ќсновна€ тема трагедий Ўекспира - человек и общество - раскрываетс€ прежде всего в столкновении отдельных личностей. Ќо при этом конфликт охватывает всю цепь быти€: приобрета€ всемирный, даже космический характер, он одновременно проецируетс€ в сознание геро€. ¬ " ороле Ћире", " ориолане" и "“имоне јфинском" акцент на первом, в "ќтелло", "ћакбете" и "јнтонии и  леопатре" - на втором, в "√амлете" акценты равнозначны. Ќезависимо от этого суть трагического гуманизма Ўекспира полнее всего раскрываетс€ в образе главного геро€. √ерои трагедий титаничны и по мощи характеров, и по способности в личных бедах видеть беды общественные и всемирные. Ќаделив героев способностью к духовному росту, Ўекспир первым в мировой литературе дал глубокое изображение характера в развитии, которое происходит в процессе постепенного осознани€ героем природы общества - и собственной природы. ѕри этом одни герои сохран€ют цельность натуры (–ичард III, –омео, ƒжульетта,  ориолан), другие постигают двойственность самих себ€ и вообще природы человека (Ѕрут, √амлет, ћакбет, јнтоний); но познание реальности и самопознание дл€ всех служит источником трагического страдани€ (часто усугубленного осознанием собственных роковых ошибок - јнтоний, ћакбет, особенно ќтелло, Ћир) и приводит к духовному изменению, иногда к полному преображению личности (Ћир). —ама грандиозность достоинств - разума (Ѕрут, √амлет), чувства (–омео, ќтелло), силы характера (ћакбет) - влечЄт геро€ к гибели. Ќеотвратимо следу€ из несовместимости геро€ и мира (хот€ немала€ роль случайностей, привод€щих к трагической разв€зке, придаЄт про€влению трагического привкус тайны), гибель геро€, как и всЄ действие, утверждает величие человеческой личности и не оставл€ет безнадЄжного чувства. ¬ финале трагедий всегда есть возврат к некоему равновесию, существовавшему вначале. ¬ этой композиционной особенности трагедий сказываетс€ уверенность Ўекспира-гуманиста в существовании некоей нормы, без которой жизнь невозможна.

—в€занное с углубл€ющимс€ кризисом гуманизма новое, более сложное видение мира выразилось у Ўекспира в 4-й период в характерном дл€ маньеризма и барокко жанре романтической трагикомедии. ѕо-прежнему острое воспри€тие трагической стороны жизни воплощаетс€ здесь в трагических конфликтах и перипети€х, а вера в гуманистические идеалы - главным образом в благополучной разв€зке, впрочем, нескрываемо утопичной. ќбилие фольклорных и фантастических элементов, неправдоподобие и запутанность сюжетов, упрощение характеров, подчЄркнута€ (особенно в финале) условность изображаемого - всЄ это создаЄт нереальный, романтический колорит последних пьес Ўекспира.

ѕри всЄм различии отдельных этапов творческого пути Ўекспира во всех его пьесах чувствуетс€ единство художественного метода. √Єте отмечал, что "... великой основой его (т. е. Ўекспира - –ед.) произведений служит правда и сама жизнь". ќднако характер жизненной правдивости у Ўекспира иной, нежели в позднейшем реализме, и обусловливаетс€ поэтическим видением мира, что очевидно уже в выборе сюжетов. “олько дл€ трЄх пьес Ўекспира не найдено сюжетных источников ("Ѕесплодные усили€ любви", "—он в летнюю ночь", "¬индзорские проказницы"). ¬ остальных случа€х Ўекспир брал готовые сюжеты из истории (например, из "’роник" –. ’олиншеда), легенд, поэм, новелл. “радиционность сюжетов, во-первых, сообщала действию эпичность и давала возможность отразить основные моменты государственной и политической истории человечества, охватить самые существенные стороны жизни; во-вторых, придавала достоверность запечатленным в сюжетах жизненным ситуаци€м, освобожда€ от необходимости соблюдать правдоподобие деталей и обосновывать событи€ и поступки (например, объ€сн€ть отказ Ћира от власти); в-третьих, вносила в пьесы Ўекспира вместе со сказочными мотивами особенности народного поэтического мышлени€. ќбилие анахронизмов (герцог в античных јфинах, биль€рд в ƒревнем ≈гипте и др.), условность места действи€ (то обозначенного точно, то не обозначенного вовсе) и времени (разного, например, дл€ разных персонажей - т. н. двойное врем€) и другие "неточности" Ўекспира (объ€сн€ющиес€ также театральными услови€ми, ориентацией на воспри€тие пьесы со сцены), элементы фантастики и сверхъестественного, сочетание условного и натуралистического (и вообще сближение контрастов) - всЄ это про€влени€ поэтически образного подхода к действительности. ќ поэтическом видении мира говорит и наличие у Ўекспира в одной пьесе двух или нескольких сюжетных линий: истории сопоставимые (Ћира и √лостера, √амлета и Ћаэрта) создают образное представление о некоторых закономерност€х жизни; несопоставимые (отношени€ Ѕритании и –има в "÷имбелине") в совокупности превращают пьесу в поэтическую модель мира. ѕоэтический метод Ўекспира сказываетс€ и в том, как он изображает историю в хрониках и трагеди€х. ќн смело трансформирует исторический материал, дела€ его основой общей картины жизни и сочета€ приметы прошлого с современным ему пониманием человеческих отношений. ƒраматизиру€ историю, Ўекспир рисует еЄ через столкновени€ отдельных людей. „еловек - средоточие всей драматургии Ўекспира, и изображение человеческой личности во всей еЄ многогранности, значительности и величии, сложности и динамике духовного развити€ - важнейшее художественное достижение Ўекспира. »зображение изменчивости и многосторонности личности у Ўекспира драматично по сути, ибо изменение личности прежде всего св€зано с изменением реального положени€ геро€ - его места в жизни, его окружени€ - и происходит рывками; показыва€ многосторонность характера, Ўекспир часто жертвует его логикой ради обострени€ драматизма. ¬месте с тем свои чувства и мысли герои облекают в метафорически поэтическую форму. ћногие речи - это самосто€тельные стихотворени€. Ўекспир использует всЄ богатство поэтической образности. ќбразные р€ды соответствуют характеру геро€ и его эволюции (возвышенный, идеальный строй образов в речи ќтелло в начале пьесы прослаиваетс€ в дальнейшем низменными образами, близкими речи яго, а с "очищением" ќтелло очищаетс€ и его €зык), образные лейтмотивы соответствуют общему колориту пьесы. ¬ыразительность и разнообразие поэтических и драматургических средств сделали творчество Ўекспира одной из вершин мирового искусства.

¬ысоко ценили Ўекспира уже современники (‘. ћирз, Ѕ. ƒжонсон). ¬ эпоху классицизма и ѕросвещени€ за Ўекспиром признавали способность следовать "природе", но осуждали за незнание "правил": "гениальным варваром" называл его ¬ольтер. јнглийска€ просветительска€ критика ценила жизненную правдивость Ўекспира. ¬ √ермании на недос€гаемую высоту Ўекспира подн€ли ». √ердер и √Єте (этюд √Єте "Ўекспир и несть ему конца", 1813-1816). ¬ период романтизма понимание творчества Ўекспира углубл€ют ј. ¬. Ўлегель, √. √егель, —. “.  олридж, —тендаль, ¬. √юго. ¬ середине 19 века в √ермании впервые ставитс€ вопрос об эволюции творчества Ўекспира (√. √ервинус). ¬клад культурно-исторической школы в шекспироведение представлен трудами ». “эна, Ё. ƒаудена, ћ.  оха, √. Ѕрандеса. ѕротив "канонизации" Ўекспира-художника выступила позитивистска€ критика (√. –юмелин, отчасти Ѕ. Ўоу). ¬ исследовании фактических данных, св€занных с Ўекспиром и его творчеством, огромное значение в 20 веке имеют труды Ё.  . „емберса.

¬ –оссии Ўекспир впервые упом€нут в 1748 году ј. ѕ. —умароковым, однако и во 2-й половине 18 века Ўекспира в –оссии знают ещЄ мало. ‘актом русской культуры Ўекспир становитс€ в 1-й половине 19 века: к нему обращаютс€ писатели, св€занные с движением декабристов (¬.  .  юхельбекер,  . ‘. –ылеев, ј. —. √рибоедов, ј. ј. Ѕестужев и др.), ј. —. ѕушкин, видевший главные достоинства Ўекспира в его объективности, правде характеров и "верном изображении времени" и развивавший традиции Ўекспира в трагедии "Ѕорис √одунов". ¬ борьбе за реализм русской литературы на Ўекспира опираетс€ и ¬. √. Ѕелинский. «начение Ўекспира особенно возросло в 30-50-е годы 19 века. ѕроециру€ на современность шекспировские образы, ј. ». √ерцен, ». ј. √ончаров и др. помогали глубже осмыслить трагизм времени. «аметным событием стала постановка "√амлета" в переводе Ќ. ј. ѕолевого (1837) с ѕ. —. ћочаловым (ћосква) и ¬. ј.  аратыгиным (ѕетербург) в главной роли. ¬ трагедии √амлета ¬. √. Ѕелинский и другие передовые люди эпохи увидели трагедию своего поколени€. ќбраз √амлета привлекает внимание ». —. “ургенева, разгл€девшего в нЄм черты "лишних людей" (ст. "√амлет и ƒон- ихот", 1860), ‘. ћ. ƒостоевского. ¬ 1860-е годы, в обстановке острой общественной борьбы, отношение к Ўекспиру становитс€, с одной стороны, более академичным (работы основоположника русского научного шекспироведени€ Ќ. ». —тороженко), а с другой - более критическим ("ќ Ўекспире и о драме" Ћ. Ќ. “олстого, 1903-1904, опубликована 1906).

ѕараллельно с осмыслением творчества Ўекспира в –оссии углубл€лось и расшир€лось знакомство с самими произведени€ми Ўекспира. ¬ 18 - начале 19 веков переводились в основном французские переделки Ўекспира. ѕереводы 1-й половины 19 века грешили либо буквализмом ("√амлет" в пер. ћ. ¬ронченко, 1828), либо излишней вольностью ("√амлет" в переводе ѕолевого). ¬ 1840-1860 переводы ј. ¬. ƒружинина, ј. ј. √ригорьева, ѕ. ». ¬ейнберга и др. обнаружили попытки научного подхода к решению задач художественного перевода (принцип €зыковой адекватности и т.п.). ¬ 1865-1868 годах под редакцией Ќ. ¬. √ербел€ вышло первое "ѕолное собрание драматических произведений Ўекспира в переводе русских писателей". ¬ 1902-1904 годах под редакцией —. ј. ¬енгерова было осуществлено второе дореволюционное ѕолное собрание сочинений Ўекспира.

“радиции передовой русской мысли продолжило и развило советское шекспироведение на основе глубоких обобщений, сделанных  . ћарксом и ‘. Ёнгельсом. ¬ начале 20-х годов лекции о Ўекспире читал ј. ¬. Ћуначарский. Ќа первый план выдвигаетс€ искусствоведческий аспект изучени€ шекспировского наследи€ (¬.  . ћюллер, ». ј. јксЄнов). ѕо€вл€ютс€ историко-литературные монографии (ј. ј. —мирнов) и отдельные проблемные работы (ћ. ћ. ћорозов). «начительный вклад в современную науку о Ўекспире представл€ют работы ј. ј. јникста, Ќ. я. Ѕерковского, монографи€ Ћ. ≈. ѕинского. —воеобразно осмысл€ют природу творчества Ўекспира кинорежиссЄры √. ћ.  озинцев, —. ». ёткевич.

¬ ———– произведени€ Ўекспира были изданы на 28 €зыках. ѕомимо множества отдельных изданий пьес и избранных сочинений, в 1936-1950 и 1957-1960 годах выходили полные собрани€ сочинений Ўекспира на русском €зыке. ¬ советское врем€ сложилась школа переводчиков - вдумчивых интерпретаторов творчества Ўекспира (ћ. Ћ. Ћозинский, Ѕ. Ћ. ѕастернак, ¬. ¬. Ћевик, “. √. √недич, —. я. ћаршак и др.).

— середины 30-х годов 19 века Ўекспир занимает большое место в репертуаре русского театра. ѕ. —. ћочалов (–ичард III, ќтелло, Ћир, √амлет), ¬. ј.  аратыгин (√амлет, Ћир) - прославленные исполнители шекспировских ролей. —вою школу их театрального воплощени€ - сочетание сценического реализма с элементами романтики - создал во 2-й половине 19 - начале 20 веков московский ћалый театр, выдвинувший таких выдающихс€ интерпретаторов Ўекспира, как √. ‘едотова, ј. Ћенский, ј. ёжин, ћ. ≈рмолова. ¬ начале 20 века к шекспировскому репертуару обращаетс€ ћ’ј“ ("ёлий ÷езарь", 1903, постановка ¬л. ». Ќемировича-ƒанченко при участии  . —. —таниславского; "√амлет", 1911, постановка √.  рэга; ÷езарь и √амлет - ¬. ».  ачалов).

ѕервые постановки пьес Ўекспира в советское врем€ носили экспериментаторский, иногда формалистический характер (например, "–омео и ƒжульетта",  амерный театр, режиссЄр ј. “аиров, 1921), хот€ среди них был и такой значительный спектакль, как "√амлет" в ћ’ј“е 2-м (1924) с ћ. „еховым в главной роли. —тремление передать социально-историческую и философскую масштабность трагедий Ўекспира через героические образы в 1935 году утвердили на сцене такие этапные спектакли, как "ќтелло" (московский ћалый театр, режиссЄр —. –адлов, ќтелло - ј. ќстужев), " ороль Ћир" (ћосковский еврейский театр, режиссЄр –адлов, Ћир - —. ћихоэлс), "–омео и ƒжульетта" (“еатр –еволюции, режиссЄр ј. ƒ. ѕопов, –омео - ћ. јстангов, ƒжульетта - ћ. Ѕабанова), за которыми последовал р€д успешных воплощений шекспировских образов по всей стране - на национальных €зыках (ј. ’орава, ј. ¬асадзе, ¬. ¬агарш€н, ¬. “хапсаев и др.). —очетание красочной театральности и праздничности с высоким гуманизмом и тонким психологизмом определило успех спектаклей "ƒвенадцата€ ночь" (1933, ћ’ј“ 2-й, режиссЄр —. √иацинтова), "ћного шума из ничего" (1936, “еатр им. ≈. ¬ахтангова, режиссЄр —. –апопорт), "”крощение строптивой" (1937, ÷“ ј, режиссЄр ј. ƒ. ѕопов) и др. Ѕольшой общественный резонанс в 1954 году имели постановки "√амлета" в Ћенинградском театре им. ѕушкина (режиссер √.  озинцев) и в ћосковском театре им. ћа€ковского (реж. Ќ. ќхлопков), открывшие новый этап советской театральной шекспирианы, характеризующийс€ углублением трагических мотивов, отказом от романтизации Ўекспира (особенно в спектакл€х 1960-70-х годов), нередко приматом режиссЄрских оформительских решений над актЄрской игрой и расширением круга став€щихс€ пьес Ўекспира.  ажда€ шекспировска€ постановка - неизменно событие в театральной жизни страны.

Ќачина€ с 1929 года ("”крощение строптивой", в главных рол€х ћ. ѕикфорд, ƒ. ‘эрбенкс) не прекращаетс€ поток экранизаций пьес Ўекспира.

ѕоистине великий человек!!!
NonSpy 09.10.2006 02:50:30
”иль€м Ўекспир человек поистине великий!!!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬асилий јлексеев. 79 мировых рекордов
ѕосетило:28428
¬асилий јлексеев
 то придумал анастезию?
ѕосетило:13329
”иль€м ћортон
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18114
√алина ѕрозуменщикова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru