Русский советский драматург, поэт, публицист.
06.10.2018
Родился в Нальчике в семье присяжного поверенного и присяжного стряпчего, выпускника юридического факультета Санкт-Петербургского университета Михаила Львовича Киршона и фельдшерицы, выпускницы Бестужевских высших женских курсов Ольги Петровны Зайцевой. Детство прошло в Санкт-Петербурге, где семья жила на 8-й Рождественской улице, дом № 50. После Февральской революции 1917 года мать с сыном и дочерью переехали в Кисловодск, где они снимали домик на Шереметьевской улице, № 9. В 1917—1918 годах учился в Кисловодской мужской гимназии. Летом 1918 года был принят в команду бронепоезда при отряде красных партизан Н. С. Янышевского, вместе с которым с боями прорвался во Владикавказ, а в середине января 1919 года вернулся в Кисловодск. После захвата города белогвардейцами мать отправила сына к родственникам в Ростов, оттуда он перебрался в Харьков и снова вступил в Красную Армию.
В 1920 году стал членом РКП(б). Образование получил в Коммунистическом институте имени Я. М. Свердлова (1923). Будучи студентом, написал агитационную пьесу «Наша Карманьола», а в 1922 году — революционные песни «Мы — фабричные ребята» и «Мировой пожар горит, буржуазия дрожит!». После войны был заведующим учебной частью совпартшколы в Ростове-на-Дону. Выступал с агитационными пьесами, писал комсомольские песни (в том числе «Посмотрите как нелепо расплылася рожа НЭПа»). В 1923 году совместно с Михаилом Бойтлером для киностудии «Пролеткино» написал сценарий одного из первых советских шпионско-приключенческих фильмов «Борьба за ультиматум». Организатор Ассоциации пролетарских писателей в Ростове-на-Дону (где в 1923—1926 годах жил в доме Ивана Зворыкина) и на Северном Кавказе.
С 1925 года один из секретарей РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей) в Москве, был в числе наиболее радикально настроенных коммунистических литфункционеров, участвовал в борьбе с попутчиками, вместе с В. Н. Билль-Белоцерковским, Л. Л. Авербахом травил Михаила Булгакова. Предлагал «поставить к стенке» философа А. Ф. Лосева.
Пьесы «Рельсы гудят» (1927) и «Чудесный сплав» (1934) — прославление «социалистического строительства». В 1931 выпустил пьесы «Город ветров» о 26 бакинских комиссарах и «Хлеб» о борьбе партии за социализм на примере хлебозаготовок. В 1932 году — ответственный редактор журнала «Рост». В своих произведениях воспевал «тип нового руководителя, стойкого большевика» и воспевал коллективизацию. Киршон выступал за классицистски единую, завершённую по структуре драму, именно на этой почве разворачивалась его полемика с В. Вишневским и Н. Погодиным.
Художественному уровню его пьес с самого начала придавали чрезвычайно мало значения. …пьесы Киршона … написаны по определенному политическому шаблону, облечённому в драматическую форму.
— Вольфганг Казак
Пьеса В. М. Киршона и А. В. Успенского «Ржавчина» стала первой пьесой советских авторов, которая была поставлена на американской сцене: её премьера на Бродвее состоялась 17 декабря 1929 года (Theatre Guild Studio, режиссёрский дебют Герберта Бибермана, постановка Харольда Клёрмана. Помимо исполнившего главную роль Бибермана, в спектакле были заняты Ли Страсберг, Джон Гарфилд, Франшо Тоун, Рут Нельсон и Лютер Адлер. Первоначально планировались лишь три спектакля, но благодаря их успеху постановка до своего закрытия в феврале 1930 года выдержала 65 представлений. Эта пьеса (также известная под названием «Константин Терёхин») была написана в 1926 году и стала не только первым опубликованным драматическим произведением писателя, но и самым популярным: она была поставлена многими театрами в СССР, а также за рубежом — в Японии, Норвегии, Германии, Франции (свыше 100 представлений), Латвии, Чехословакии и Англии, была переведена на ряд языков. В 1934 году в США вышел английский перевод его пьесы «Хлеб», выходила в иностранных переводах также его пьеса «Рельсы гудят». На основе пьесы «Город ветров» композитором Л. В. Книппером была написана опера «Северный ветер», поставленная в 1930 году. Комедия «Чудесный сплав» в постановке Б. А. Мордвинова (Московский Художественный театр) стала вторым по популярности спектаклем среди театров РСФСР в сезоне 1934/1935 года и только в Москве шла на сценах шести театров.
Опала, арест и казнь
BTS. Звездный южнокорейский бойбенд Посетило:28146 |
Пласидо Доминго: Великий труженик оперной сцены Посетило:8512 |
Гармония спорта и музыки: Начало Истории Харатьяна Посетило:8059 |
В апреле 1937 года, после объявления об аресте бывшего наркома внутренних дел СССР Генриха Ягоды, в опалу попала группа приближённых к нему литературных функционеров — Леопольд Авербах, Александр Афиногенов и другие. Среди них был и В. Киршон. 26 мая 1937 года исключён из состава правления Союза писателей. Арестован 29 августа 1937 года по письменному доносу П. Ф. Юдина. Обвинён в участии в контрреволюционной террористической организации. Имя В. Киршона было включено в расстрельный список, датированный 28 марта 1938 года (№ 63 в списке из 164 фамилий, под грифом «Москва-Центр»). 21 апреля 1938 года приговор был утверждён на заседании ВКВС СССР. Владимир Киршон ещё три месяца продолжал находиться в тюрьме и был казнён 28 июля 1938 года.
26 ноября 1955 года реабилитирован посмертно.
Семья
Жена — Рита Корн (полное имя — Рита Эммануиловна Корнблюм; 1907—1992), литератор, мемуарист, редактор газеты Московского Художественного театра. Этот брак закончился громким и длительным бракоразводным процессом в первой половине 1930-х годов.
Сыновья — сценарист-мультипликатор Юрий Владимирович Киршон (ранее Корнблюм, 1928—2001), в 1951 году арестован и осуждён на 25 лет ИТЛ (освобождён и реабилитирован в 1954 году); Владимир Киршон (ранее Корнблюм, 1932—2005).
После развода жил в гражданском браке с Нонной Белоручевой, в прошлом женой председателя Госбанка СССР Л. Е. Марьясина.
Интересные факты
Более всего известен как автор стихотворения «Я спросил у ясеня» (вставная песня из его пьесы «Большой день»), положенного на музыку Микаэлом Таривердиевым в кинофильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Известен также как один из наиболее рьяных и последовательных участников многолетней травли писателя и драматурга Михаила Булгакова. Является прототипом драматурга Клинкера в "Театральном романе"; выведен в рассказе Михаила Булгакова «Был май» (опубл. 1978) под именем Полиевкта Эдуардовича, молодого человека, одетого по последней западноевропейской моде. Также М. Булгаков придал черты Киршона Иуде в своём романе «Мастер и Маргарита».
После ареста и расстрела Киршона его дача в подмосковном Переделкино была передана писателю В. Я. Зазубрину, а после ареста последнего в ней жил Александр Фадеев.
Кто придумал машину для заливки льда? Посетило:17583 |
Шотландский мастер электронной музыки Посетило:25915 |
Анжелика Кербер. Биография Посетило:17408 |