Людибиографии, истории, факты, фотографии

Том Стоппард

   /   

Thomas Stoppard

   /
             
Фотография Том Стоппард (photo Thomas Stoppard)
   

День рождения: 03.07.1937 года
Место рождения: Злин, Чехия
Возраст: 83 года

Гражданство: Великобритания
Соцсети:


Драматург – опасная профессия

Английский драматург чешского происхождения

Лауреат всех возможных в литературном мире премий – от «Тони» до «Оскара», автор пьес, которые называют «классикой драматургии ХХ века», Том СТОППАРД приехал в Москву в начале декабря, чтобы участвовать в пресс-конференции, на которой РАМТ объявил о начале работы театра над его трилогией о русской истории – «Берегом Утопии».

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

27.11.2007

Стоппард принадлежит к элите драматургии. Его пьесы называют интеллектуальными, философскими. Его игры с метафизическими понятиями и цитатами могут служить примером изощренности ума и образцом плетения драматургической ткани, в которой всегда, сколь отвлеченной ни была бы взятая Стоппардом тема, есть главное, за чем мы ходим в театр,– жизнь. И обычные люди, которые сталкиваются с обыденными проблемами. Он сам говорит, что любая пьеса – это «просто история. Драматург представляет один уровень понимания, второй уровень понимания дает зритель, не коллективный зритель, а каждый, кто сидит в зрительном зале. Каждый привносит какой-то собственный смысл, а не драматург вкладывает в пьесу какую-то тайну, секрет, код, который зритель должен раскодировать. Это не так. Пьесы вообще пишутся для того, чтобы их смотрели, а не для того, чтобы о них дискутировать».

Том Стоппард фотография
Том Стоппард фотография

Тем не менее разнообразие затрагиваемых им в пьесах областей знаний велико: от высшей математики и лингвистики до политологии. О том, сколько месяцев просиживает Стоппард в библиотеках, прочитывая все, что только возможно, на выбранную тему, ходят легенды. Например, трилогию «Берег Утопии» Стоппард готовил 4 года и теперь взахлеб цитирует Герцена, одного из персонажей пьес: «У меня такое чувство возникает, что моя главная цель или сверхзадача, говоря театральным языком, – повернуть любой разговор к Герцену. На самом деле у меня цели такой нет. Но так случилось, что Герцен – это для меня человек на все времена. О чем бы ни шла речь, у меня мгновенно всплывают его фразы». Некоторые предполагают, что причина столь скрупулезной предварительной исследовательской работы Стоппарда в том, что у него нет высшего образования. Отучившись в университете год, он решил уйти в журналистику, где работал почти десять лет: «Будучи молодым журналистом, я много писал про театр, был за кулисами театра и познакомился с актерами, режиссерами, что помогло мне потом в моих занятиях драматургией. На самом деле быть драматургом – опасная профессия: как драматург, ты соавтор некого события, процесса, отдаешь себя в руки театра, находишься на арене, где может произойти все, что угодно. Как пройдет спектакль – абсолютно непредсказуемо. Когда романист пишет роман, он контролирует весь процесс, посылает свой роман издателям, они его печатают. И читатель, который открывает книжку во вторник, видит то же, что он увидит, когда откроет ее в четверг. А театр – это не текст. Это событие. Непредсказуемое».

Реклама:

Он любит сидеть на репетициях. Говорит: «Это счастье – иметь возможность участвовать в процессе и не нести при этом никакой ответственности, потому что вся ответственность лежит на режиссере». При этом в профессии режиссера он себя попробовал, и небезуспешно: за снятый им фильм по «Розенкранцу и Гильденстерну» Стоппард в 1990 году получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале.

Занятное объяснение нашел кто-то чутью Стоппарда к языку, к его законам. Английский у Стоппарда – элегантный, ритмичный, невероятно богатый язык, сопоставимый по изысканности и множеству смысловых оттенков с уайльдовским (тем, кто может читать этих драматургов в оригинале, стоит завидовать): «Настолько мастерски владеть английским может только не англичанин по рождению». Дело в том, что сэр Том Стоппард (рыцарское звание, высшее признание заслуг гражданина перед Великобританией, было присвоено Стоппарду Елизаветой II в 1997 году) родился в 1937-м в Чехословакии и при рождении был назван Томасом Штраусслером. Спасаясь от нацистов, семья перебрались в Сингапур, где отец погиб, потом – в Индию, где мать вышла замуж за полковника британской армии. Ее дети от первого брака, два мальчика, взяли фамилию отчима – Стоппард и переехали в Англию. Поэтому, когда Тому Стоппарду говорят: «Позвольте обратиться к вам на вашем родном языке», – имея в виду английский, он отвечает: «К сожалению, я не говорю по-чешски».

Стоппард – мастер афоризмов. The days of the digital watch are numbered – хороший пример (русский вариант звучит так: «Дни цифровых часов сосчитаны», но перевод не передает красоты английской фразы). Умение сочетать изысканность и продуманность формы и смысл – не столь часто встречающееся у драматургов умение – Стоппарду присуще на всех уровнях: от композиции пьесы до почти музыкальной выстроенности каждой реплики. При этом, как ни странно, Стоппард легко идет на изменение или сокращение своего текста (в зависимости от того, что нужно данному конкретному театру, репетирующему сейчас его пьесу). Он рассказывал, что для премьеры «Прыгунов» (Jumpers) на Бродвее ему потребовалось адаптировать пьесу для американской публики: «Надо было переписать текст так, чтобы он стал чуть проще по сравнению с тем, который играли в Англии». С другой стороны, это лишний раз доказывает, что Стоппард – до мозга костей человек театра. Который при этом всю жизнь, и очень активно, занимался общественной деятельностью: «У каждого из нас есть частная жизнь и есть общественная жизнь. Каждый для себя решает, в каких пропорциях эти две жизни должны сосуществовать. Большинство людей, естественно, больше заботит своя домашняя жизнь, а политическая имеет маргинальный смысл. Но я в 70–80-е годы был вовлечен в диссидентские истории Восточной Европы, много ездил, считался экспертом в вопросе свободы слова. А моя мама, родом из Чехии, очень нервно к этому всему относилась. Говорила: почему обязательно нужно писать про Гавела? Люди хотят жить нормальной жизнью, хотят, чтобы были хорошие больницы, работа… Я ей отвечал, что есть и другие, которые живут публичной жизнью, и мы должны быть им благодарны за то, что они продолжают подбрасывать огонь в печь, иначе бы просто все затухло».




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Король хип-хопа
Посетило:10945
 Эминем
Путь самурая
Посетило:17133
Кен Ватанабе
Ламберт Вильсон. Биография
Посетило:14196
Ламберт Вильсон

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history