Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ёдвард –адзинский

   /   

Edvard Radzinsky

   /
             
‘отографи€ Ёдвард –адзинский (photo Edvard Radzinsky)
   

ƒень рождени€: 23.09.1936 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 84 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

—оветский и российский писатель, драматург, сценарист и телеведущий.

Ќачина€ с шестидес€тых годов писатель Ёдвард –адзинский стал знаменит в –оссии. ќн прославилс€ после постановки јнатолием Ёфросом спектакл€ "104 страницы про любовь" по одноименной пьесе драматурга в “еатре имени Ћенинского  омсомола. ќна имела такой грандиозный успех в ћоскве, что, подобно цунами, прокатилась по всем театрам страны.

14.03.2005

ѕосле этой постановки публика жаждала очередного произведени€ автора как глотка свежего воздуха. –адзинский писал пьесу за пьесой - и ни одна не ложилась на пыльную полку до лучших времен. ¬се до единой ставились, окружа€ автора ореолом мощной славы, свет которой смог пробитьс€ даже сквозь железный занавес. ѕо его пьесам стали ставить спектакли в Ќью-…орке - театр " окто репетори", в ѕариже - “еатр ≈вропы,  оролевский театр в  опенгагене... ѕоверьте, этот список весьма обширен.

Ёдвард –адзинский фотографи€
Ёдвард –адзинский фотографи€

¬ восьмидес€тых –адзинский стремительно завоевал телевидение. ƒостаточно было посмотреть хот€ бы одну из его передач, чтобы стать его преданным поклонником и с нетерпением ждать выхода новых. Ћев јннинский тогда назвал его "бесспорным лидером среди наших телеведущих".

Ќу, а в дев€ностых Ёдвард –адзинский легко - так, во вс€ком случае, кажетс€ со стороны, обрел попул€рность прозаика, пишущего о выдающихс€ исторических личност€х. ѕишущего просто и доступно, словно о наших с вами сосед€х. —реди множества его исторических повествований мировыми бестселлерами стали две документальные книги: о расстреле Ќикола€ ¬торого и его семьи и "—талин". ћожно долго гадать, кто он на самом деле - драматург, телеведущий или прозаик. ћожно ломать голову над тем, как ему удаетс€ достигать совершенства в столь разных амплуа. Ќо, похоже, истина заключена во фразе, сказанной им в одном из интервью: "я никогда ничего не делал потому, что это было кому-то надо. Ќадо было только мне..."

Ёдвард –адзинский фотографи€
Ёдвард –адзинский фотографи€

ќднажды в начале восьмидес€тых он торопилс€ на генеральную репетицию спектакл€ по своей пьесе "“еатр времен Ќерона и —енеки" в “еатре имени ћа€ковского. Ўел вместе с американкой, художественным руководителем нью-йоркского театра " окто репетори". –адзинский сильно переживал и проклинал ћинистерство культуры, которое в тот день должно было либо запретить, либо разрешить пьесу ѕроклинал потому, что справедливо считал это насилием над ним и его творчеством. «ато его спутница, увидев огромную толпу около театра, пришла в полный восторг. » сказала, что он счастливый человек, потому что она никогда не видела, чтобы столько людей пришли на спектакль, ничего не зна€ о нем из статей критиков. "ѕришли лишь потому что прочитали пьесу..." —ам автор считает так: "...ќна не могла представить, что пьесу никто, естественно, не читал. Ѕыла лишь одна причина подобного столпотворени€. ќна заключалась в мощной рекламе, которую делало театру ћинистерство культуры. –еклама эта называлась - "запрещение". »бо запрещение спектакл€ и воспринималось как знак качества. “еатр тогда не понимал, что, запреща€, министерство становилось соавтором его успеха. —ейчас такой рекламы уже нет и никогда (к несчастью дл€ некоторых, чьи репутации и были построены на подобных запрещени€х), дай бог, не будет. “еперь театр - это только театр. » € счастлив этому обсто€тельству... Ќо в прошлом был определенный парадокс... я часто повтор€ю известную формулу: "¬се хорошее, что нам говорили о социализме, - это ложь. Ќо все плохое, что нам говор€т о капитализме, - это правда". —удите сами, после продолжительного сопротивлени€ ћинистерство кинематографии давало јндрею “арковскому деньги на съемки фильма, который был враждебен власти и не сулил успеха у массового зрител€. ј на «ападе он их искал трудно, и не нашел, и не мог найти, к примеру, в јмерике - законодательнице киномоды. »бо √олливуд ни в коем случае не место дл€ рискованных творческих поисков, дл€ "трудного кино".

» у нас времена больших средств на некассовое кино уход€т сейчас безвозвратно. «ато художники получили полную свободу творчества... «наете, свобода - это очень трудна€ вещь. я без нее уже не выживу, но подавл€ющему большинству она оказалась не нужна...  роме того, теперь приходитс€ не только работать, творить, но и непременно думать об одобрении... Ќет, не власти, котора€ еще недавно, отн€в свободу, давала художнику гарантированную пайку и требовани€ которой были €сны и предсказуемы. Ќо думать об одобрении весьма ветреного, посто€нно мен€ющего вкусы читател€ или зрител€..."

Ёдвард –адзинский фотографи€
Ёдвард –адзинский фотографи€

 ажда€ пьеса Ёдварда –адзинского мгновенно становилась хитом театрального сезона. ќсобенно те, в которых он писал о любви, - "ќна в отсутствии любви и смерти", "ѕродолжение ƒон-∆уана", "ѕри€тна€ женщина с цветком и окнами на север"... ∆енщины страны, омыв слезами трагическую судьбу стюардессы в фильме "≈ще раз про любовь" (сн€том по пьесе "104 страницы про любовь"), которую сыграла “ать€на ƒоронина, нутром ощутили, что в его пьесах можно прикоснутьс€ к истинной любви и насладитьс€ ею, хот€ бы со стороны. ѕотому что в нашей стране открыто говорить о любви полов тогда запрещалось. «ато одобр€лось выражение теплых чувств к лидерам страны и компартии. Ќо против природы не попрешь. » ежели по ћоскве проносилс€ шепоток о запрете спектакл€, "потому что про любовь", то тут уж люди "сходили с ума" от желани€ попасть на него любой ценой.

—тал легендой случай, когда в “еатре Ћенинского  омсомола на премьере поставленного Ёфросом спектакл€ по пьесе –адзинского "—нимаетс€ кино" самого автора избила милици€, охран€вша€ вход в театр от обезумевшей, рвущейс€ в театр толпы... ј писатель ¬алентин  атаев вообще не смог увидеть в тот день спектакль - настолько сильно толпа стиснула его в своих бешеных объ€ти€х, что  атаеву стало плохо...

Ёдвард –адзинский фотографи€
Ёдвард –адзинский фотографи€

–адзинский: "...Ёта формула - поэт в –оссии больше, чем поэт - напр€мую относилась и к театру. Ћюди в –оссии, сами того не подозрева€, шли в театр как на политический митинг. Ёто была своего рода "гласность в темноте". ќни ловили малейшие намеки и воспринимали все через призму Ёзопова €зыка. » радостно аплодировали отрицательным геро€м. ¬ период строжайшей цензуры был разработан такой лукавый ход в литературе. √лавные запретные мысли автора передавались именно отрицательными персонажами. ¬ том мире посто€нной лжи, где "дважды два - п€ть", публика необычайно радовалась, когда ей сообщали крамольную истину, что "дважды два все-таки четыре". Ёто воспринималось зрител€ми как откровение.

Ћучшие дн€

Ђ рестный отецї хеви-метала
ѕосетило:9330
ќззи ќсборн
√лавна€ роль ¬€чеслава “ихонова
ѕосетило:9238
¬€чеслав “ихонов
ƒжефф Ѕриджес: '—ергей Ѕодров Ц один из любимых режиссеров'
ѕосетило:6561
ƒжефф Ѕриджес

ѕотом наступила перестройка и свобода от цензуры... “еатр должен был стать не властителем дум, а властителем чувств. ј это совсем другое.  ак и в литературе. ¬се ожидали, что без коммунистического гнета она рывком рванетс€ вверх, подобно распр€мившейс€ пружине. ”вы, ни в литературе, ни в театре этого не произошло. ѕотому что "служенье муз не терпит суеты", а перестройка - это огромное количество человеческих действий, это суета. ¬елика€ литература вызревает лишь в покое, в годах поко€ и размышлени€, когда по€витс€ поколение художников, не только свободных от ужасных привычек выражать свои мысли в полуфразах, в Ёзоповом €зыке, но попросту не знающее, что такое "внутренний цензор" и страх —лова. “ак же и режиссеры... ќдин замечательный режиссер, чтобы защитить от цензуры пьесу “еннесси ”иль€мса "“рамвай "∆елание", поставил ее с хорошим концом. ƒумаю, бедный автор умер бы, увидев, что сделали с его пьесой... ¬от когда подобные рассказы будут вызывать не улыбку, а недоумение, - у нас начнет рождатьс€ новое искусство".

Ёдвард –адзинский фотографи€
Ёдвард –адзинский фотографи€

¬ те годы интерес советских женщин к молодому преуспевающему драматургу, безусловно, подогревала его любовь к звезде театра и кино - актрисе “ать€не ƒорониной. ќни познакомились, когда режиссер “овстоногов ставил пьесу –адзинского в ленинградском Ѕƒ“, а ƒоронина играла в ней главную роль. Ќа кухн€х ћосквы и Ћенинграда разворачивались насто€щие дискуссии в поисках ответа на один вопрос: "«а что?" «а что его полюбила всенародно признанна€ красавица, тайный образ сексуальных фантазий тыс€ч советских мужчин и зависти миллионов женщин. ѕожалуй, многие нашли дл€ себ€ ответ лишь годы спуст€, когда завораживающа€ маги€ оба€ни€ этого человека пришла в каждый дом с экранов телевизоров. —тоило Ёдварду –адзинскому начать просто и умно говорить о великом, он мгновенно околдовывал слушателей своим непревзойденным ораторским искусством.

—трасть двух знаменитостей давно уже стала историей, как и грандиозный успех его пьес о любви, в которых, по легендам, все игравшие актеры влюбл€лись друг в друга. Ѕросали семьи, создавали новые и вообще совершали глупейшие поступки, с точки зрени€ здравого смысла, на которые толкает романтическое увлечение.

ѕочему погасла вулканическа€ любовь двух знаменитостей? ѕочему они разошлись? ќб этом можно только догадыватьс€. ¬о вс€ком случае, сам –адзинский никогда об этом не скажет. ќн считает недостойным выносить личные тайны на всеобщее обсуждение. Ќо, между прочим, примерно в те же годы, когда распалс€ их брак с “ать€ной ƒорониной, драматург Ёдвард –адзинский перестал писать пьесы о любви и о своих современниках.

Ёдвард –адзинский фотографи€
Ёдвард –адзинский фотографи€

¬ одном из интервью он сказал об этом так: "¬о-первых, это стало скучно, а во-вторых, что бы ни делал, все было нельз€. я почувствовал себ€ великим изобретателем, потому что пон€л: надо писать про »сторию - там все можно. » когда ты пишешь о великих, они, давно умершие, мистически станов€тс€ соавторами. » документы, которые столько лет безуспешно искали, сами идут к тебе... “ы "вызываешь" документы, как чеховска€ "¬едьма".

—ама€ известна€ историческа€ трилоги€ –адзинского состоит из трех пьес: "Ћунин", "Ѕеседы с —ократом", "“еатр времен Ќерона и —енеки". ¬се они были поставлены во многих театрах мира, в том числе и в –оссии. јвтор вспоминает, как это происходило в Ќью-…орке, в театре " окто репетори": "...Ётот театр находитс€ на √ринвич ¬иллидж. ќн существует уже не один дес€ток лет, притом что ставит в основном классику. я один из немногих авторов этого театра, у которых не была проставлена дата смерти, и € с некоторым смущением смотрел в программке на свой год рождени€, после которого шла черточка и... пустое место, весьма похожее на ожидание... Ётот театр репертуарный, обращенный к европейской культуре, который никогда не унижаетс€ ни до попсы, ни до самой легкой сексуальности.  огда € видел, как в “еатре имени ћа€ковского в моем спектакле "“еатр времен Ќерона и —енеки" сыграла проститутку наша актриса, то думал, что уж в јмерике-то они поработают вовсю. » вдруг € обнаружил, что как раз у них спектакль абсолютно пуританский. Ёто вам не в “еатре ћа€ковского, где проститутка была действительно проституткой. јмериканцы мне объ€снили: "ћы другой театр, и у нас не только не может быть сексуальной эксплуатации женского тела. ” нас не может быть даже намека на это..." Ёто театр идеи. јктеры в нем получают небольшую зарплату, но они люб€т свой театр, который в јмерике относитс€ к системе офф-бродвейских театров. ƒл€ них характерна така€ формула: "≈сли ты актер на офф-Ѕродвее, то скажи, в каком ресторане ты работаешь в свободное врем€..."

ќднажды художественный руководитель театра и режиссер моих спектаклей давала интервью нашему журналисту о моих пьесах в " окто репетори". ќни беседовали в ресторане. ¬друг подошел официант и спросил у нее: "ј когда у вас будет идти следующа€ пьеса –адзинского?" Ќаш корреспондент поразилс€ моей попул€рности в јмерике, где даже официанты знают о моих пьесах. Ќо на самом деле этот официант был актером другого театра на офф-Ѕродвее, и он всего лишь спросил свою коллегу о моих пьесах... —танов€сь актерами таких театров, люди, безусловно, принос€т жертву. Ёто трудна€ и абсолютно некоммерческа€ работа и жизнь. ¬ јмерике считаетс€, что они служат прежде всего себе, а не обществу. ¬от адвокаты, врачи - они служат обществу, поэтому должны получать много денег за свой труд. »скусство же, где люди наход€т самоудовлетворение, оплачиваетс€ плохо. Ќапример, професси€ писател€ на «ападе обычно сопр€жена с преподаванием в университетах, где литераторы и зарабатывают деньги, чтобы потом иметь возможность писать..."

ѕьеса "—тара€ јктриса на роль жены ƒостоевского" впервые была поставлена во ‘ранции, в “еатре ≈вропы. ‘ранцузска€ пресса назвала ее одной из самых странных пьес –адзинского, "в которой вымысел становитс€ реальностью и где даже после окончани€ пьесы мы так и не знаем, кто были ее герои". —ам автор призналс€, что у него эта пьеса вызывает ощущение чего-то, что вот-вот поймешь, но так никогда до конца и не поймешь..." ќн увер€ет, что все его пьесы - "это театр в театре. » что главный герой в них - театр".

— тех пор как Ёдвард –адзинский в очередной раз помен€л амплуа и стал прозаиком,, его пути с русским театром шли параллельно. ѕравда, год назад они пересеклись в “еатре сатиры, где јндрей ∆итинкин поставил его пьесу "ѕоле битвы после победы принадлежит мародерам".  огда спрашиваешь мнение –адзинского по поводу спектакл€, в ответ он неопределенно пожимает плечами. ћожет быть, сравнивает с тем, как ставил великий режиссер јнатолий Ёфрос, который из семи пьес –адзинского поставил п€ть? ј может, ждет по€влени€ нового театра?..

"...Ќаш театр - это огромные залы, в которых существовали посто€нные труппы, объединенные знаменитыми режиссерами. —ейчас по своей структуре они кажутс€ не очень современными. Ќа самом деле театры должны быть разными. ћогут быть и академические театры, если в них есть Ћоуренс ќливье, или ƒжон √илгуд, или »ннокентий —моктуновский, или “ать€на ƒоронина, или ƒенис ∆ане... Ќо в то же врем€ великим актерам нелегко в режиссерском театре.

ƒиктат режиссера, как правило, исходит из его задач и прив€занностей в искусстве... „асто замечательный актер вдруг понимает, что ему уже не сыграть –омео, а актриса понимает: ей уже не сыграть не только Ќину «аречную, но и –аневскую - врем€ ушло. –ежиссер же был увлечен иными пьесами... ѕоэтому многие знаменитые актеры на «ападе уход€т из национальных театров и предпочитают создавать вокруг себ€ труппу не столь €рких дарований, котора€ им служит. » сами звезды выбирают репертуар и режиссеров. “ак ≈го ¬еличество јктер наконец-то возвращает себе трон, похищенный у него в начале века режиссерским театром... ¬се это происходит и у нас теперь... Ќо основна€ масса наших актеров продолжает работать в репертуарных театрах, потому что в их подсознании заложена жажда стабильности и посто€нной прописки... » тем не менее процесс этот необратим. ћаленькие труппы вокруг знаменитых актеров скорее всего вытесн€т большинство прежних театров-мастодонтов..."

—ейчас прозаик Ёдвард —таниславович –адзинский пишет книгу о французском писателе и политическом де€теле конца XVIII века - Ўатобриане. ћного ездит по миру и начинает скучать в поездках, когда хочетс€ вернутьс€ домой и писать, писать, писать, а дела требуют его присутстви€. ќтмахиваетс€ от назойливых политических журналистов, которые хот€т услышать его мнение об очередной политической перестановке, - политика его не интересует. «ато с огромным удовольствием –адзинский продолжает говорить о театре:

"...¬скоре € намерен вернутьс€ в театр. –оман ¬иктюк будет восстанавливать мою пьесу "Ќаш ƒекамерон", где главную роль сыграет Ћолита из кабаре-дуэта "јкадеми€". я думаю, она замечательна€ актриса, и она говорила мне, что очень хотела сыграть в этой пьесе. ј еще € об€зательно буду писать новые пьесы, потому что мне интересно, что будет происходить в новом театре. я выждал врем€ - прошло почти четырнадцать лет, и все кардинально изменилось - новые времена, новые песни. ” мен€ была така€ фраза в пьесе "“еатр времен Ќерона и —енеки": "ѕока € был зан€т и убивал маму, соперники понахватали много лавровых венков..."

ћои зан€ти€ были менее кровавы, и соперники за это врем€, как € пон€л, венков не понахватали. Ѕолее того, думаю, что, прид€ в театр, €, к сожалению, не найду много новых имен.

—ейчас € пытаюсь создать свой  ультурный центр в ћоскве. ќн будет тесно св€зан с “¬. » оттого в нем новые режиссеры смогут за€вить о себе по всей стране. Ёто не будут просто телевизионные спектакли. „асто от съемки спектакл€ не по€вл€етс€ телевидени€, но исчезает театр.  роме того, в  ультурном центре будут...

ѕожалуй, это слишком больша€ тема, и об этом следует поговорить отдельно".

¬се самое свежее, —плетни, слухи и скандалы о знаменитост€х. Ѕолее 20000 уникальных посетителей в день могут увидеть ¬ашу рекламу. —пешите —охрани свои данные в јмерике Dedicated server hosting русскоговор€щий персонал, реальные цены, скидки.

ѕо мнению –адзинского, имена новых выдающихс€ актеров способны открыть только новые режиссеры. ќн рассказал, что так было всегда, и привел в пример “овстоногова, который открыл, например, талант —тржельчика,  апел€на, Ћаврова и прочих, прочих, прочих. ќни считались средними актерами до прихода в труппу “овстоногова, и лишь он смог открыть в них звезд сцены.

"...” молодого поколени€ сейчас существует клиповое сознание. ј это друга€ быстрота, другой ритм, другие процессы. ¬озможно, в жизни эти процессы будут еще больше убыстр€тьс€, и в то же врем€ в искусстве скорее всего вновь станет прит€гателен ритм произведений... допустим, »вана —ергеевича “ургенева. Ќо чтобы сейчас работать в тургеневском ритме, необходимо чувствовать и любить бешеный, современный ритм. » нужна истинна€ литература.

...”дивительна€ вещь произошла с фильмами —ерге€ Ѕондарчука.  огда он снимал, многие режиссеры казались несравнимо современнее ... ј ныне его "¬ойна и мир", "¬атерлоо", "—тепь" поражают. ¬ то же врем€ произведени€ этих вчерашних новаторов кажутс€ такими примитивными, таким "нафталином", что они станов€тс€ "ниже спора"... Ќет, недаром, видно, Ѕондарчук ходил везде с двум€ книгами - Ѕиблией и ƒанте. Ёто ¬ера и ¬ысока€ Ћитература... ≈сли этого нет, то произведение оказываетс€ всего лишь вчерашним обманом..."

»сточник информации: журнал "Ћица" N11, но€брь 1999.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ђ рестный отецї хеви-метала
ѕосетило:9330
ќззи ќсборн
√лавна€ роль ¬€чеслава “ихонова
ѕосетило:9238
¬€чеслав “ихонов
—екрет молодости ƒжулианны ћур
ѕосетило:41700
ƒжулианна ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru