Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ёрвин ѕискатор

   /   

Erwin Piscator

   /
             
‘отографи€ Ёрвин ѕискатор (photo Erwin Piscator)
   

ƒень рождени€: 17.12.1893 года
ћесто рождени€: √райфенштайн, √ермани€
ƒата смерти: 30.03.1966 года
ћесто смерти: Ўтарнберг, √ермани€
¬озраст: 72 года

√ражданство: √ермани€

Ѕиографи€

Ќемецкий театральный режиссер

ѕискатор Ёрвин - немецкий театральный режиссер. —пектакли Ђƒень –оссииї (1920), Ђ–азбойникиї (1926), ЂЅур€ над √оттландомї (1927), Ђ–аспутин, –омановы, ¬ойна и Ќарод, который восстал против нихї (1927), Ђ ороль Ћирї (1940), Ђ¬ойна и мирї (1955) и др.

19.09.2006

Ёрвин ѕискатор родилс€ 17 декабр€ 1893 года в ”льме в протестантской семье. ¬ детстве и юности он увлекалс€ поэзией и театром. ѕискатор стажировалс€ в ћюнхенском придворном театре, брал уроки у трагика Ёрнста ѕоссарта, слушал лекции в университете по истории искусств, философии и германистике.

Ёрвин ѕискатор фотографи€
Ёрвин ѕискатор фотографи€

¬ начале войны Ёрвин попал на фронт. ‘отопортреты ѕискатора-солдата пригодились лет через дес€ть, когда фашисты стали травить режиссера, утвержда€, что он еврей —амуил ‘ишер, вз€вший псевдоним (Ђѕискаторї Ч по-латыни значит рыбак). ј раз еврей Ч значит трус и тыловик. “огда в ответ были опубликованы документы, из которых €вствовало, что предок Ёрвина Ч страсбургский профессор теологии »оганнес ѕискатор.  омплект же фотографий из фландрских траншей разрушил легенду о трусливом тыловике.

“ворческа€ карьера ѕискатора началась в конце 1919 года, когда Ёрвин организовал в  енигсберге театр под названием Ђ“рибуналї. “еатр вскоре был закрыт, так как власти сочли, что он нежелательным образом вли€ет на зрителей, тогда ѕискатор переселилс€ в Ѕерлин и вместе с друзь€ми организовал ѕролетарский театр, дававший спектакли в клубах рабочих предместий.

ѕискатор задаетс€ целью выпускать агитационные политические спектакли. ≈го известное обозрение Ђƒень –оссииї (1920) состо€ло из трех коротких пьес Ђ алекиї, Ђ” воротї, Ђƒень –оссииї. »спользовались плакаты, лозунги, броские карикатуры Ч все это размещалось на дерев€нных либо картонных щитах. ƒействие комментировал специальный персонаж.

ѕискатор показал, что Ђв театре могут так переплестись действительность и игра, что сотретс€ грань между театром и митингом, принимающим всерьез решени€, об€зательные дл€ его участниковї, Ч писала Ђ–оте ‘анеї в апреле 1921 года.

¬ласти запретили театру играть, и ѕискатор уговорил драматурга –ефиша совместно приобрести ÷ентральный театр. –ежиссер вернулс€ к “олстому, –оллану, √оголю, словом, к Ђо менш-драматургииї (Ђќ менш!ї Ч Ђќ человек!ї Ч восклицание гуманистов).

ѕо поручению  омпартии √ермании ѕискатор поставил во врем€ предвыборной кампании агитационно-театрализованное представление Ђ–.–.–.ї Ч Ђ–евю ротер руммельї (Ђќбозрение Ч красна€ толкучкаї). ¬ обозрении использовались кино, акробатика, художники-моменталисты, речевики, статистические таблицы. ¬о врем€ представлени€ аудитори€ пела хором, голосовала, свистела, станов€сь своеобразным действующим лицом. ѕозже по заданию  ѕ√ ѕискатор создал историко-хроникально-агитационное обозрение под названием Ђ¬опреки всемуї. ќба обозрени€ исполн€лись на знаменитой рейнхардтовской сцене-арене в Ѕольшом театре.

¬ 1924 году ѕискатор получил право ставить в ‘ольксбюне (Ќародна€ сцена). ’удожественные принципы нового, политического театра про€вились в таких работах, как Ђзнаменаї (1924) и ЂЅурный потокї (1926) ѕаке, ЂЌа днеї (1927) √орького, ЂЅур€ над √оттландомї (1927) ¬елька. –ежиссер использовал принципы документализма, вымышленные событи€ объедин€лись с подлинными, действие на сценической площадке чередовалось или шло одновременно с показом кинофильмов на экране.

Ћучшие дн€

¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37604
¬италий —оломин
јйседора ƒункан: 'я начала танцевать в утробе матери'
ѕосетило:7564
јйседора ƒункан
 сени€ √алецка€. Ѕиографи€
ѕосетило:290
 сени€ √алецка€

√лавной в этих спектакл€х становитс€ тема революции и прославление ее победы. ¬ финале Ђ«наменї над сценой загоралась красна€ звезда, а ЂЅур€ над √оттландомї заканчивалась кинофильмом, в последних кадрах которого Ћенин беседовал с кронштадтскими мор€ками (кстати, это послужило причиной увольнени€ режиссера из ‘ольксбюне). ƒействие пьесы Ђ–азбойникиї (1926) Ўиллера режиссер перенес в ’’ век, а  арл ћоор и его соратники представл€ли собой разные типы революционеров.

Ѕлеск постановок этого периода привлек внимание крупного предпринимател€, который арендовал дл€ ѕискатора театр на самой оживленной магистрали города Ќоллендорфплатц. –ежиссер начал с пьесы “оллера Ђ√опл€, мы живем!ї (1927). Ќа сценической площадке был сооружен фасад здани€ с площадками-€чейками. Ёпизоды спектакл€ разыгрывались на разных этажах; иногда освещались сразу две €чейки, иногда несколько, иногда €чейки и экран, нат€нутый над сценой.

ѕискатор разработал новый сценический жанр, который потом стали называть документальной драмой. —амым характерным примером здесь может служить спектакль 1927 года Ђ–аспутин, –омановы, ¬ойна и Ќарод, который восстал против нихї по пьесе Ђ«аговор императрицыї ј. “олстого и ѕ. ўеголева. «десь была применена так называема€ Ђсегментна€ сценаї. Ќекоторые эпизоды шли на сцене, другие были показаны на экране. «аканчивалс€ спектакль хроникой, посв€щенной выступлению Ћенина на ¬тором съезде —оветов.

¬ильгельм √огенцоллерн, представленный в спектакле в непригл€дном виде, начал процесс против театра. √азеты пестрели карикатурами по поводу поединка между богатейшим человеком √ермании и режиссером-коммунистом. ѕостановление суда гласило Ђќтветчику под угрозой штрафа воспрещаетс€ в публичных представлени€х выводить истца при постановке пьесы Ђ–аспутинї “олстого и ўеголеваї.  роме того, ѕискатору было предложено уплатить бывшему императору за бесчестие п€ть тыс€ч марок. ¬ результате в спектакле вместо кайзера на сцену выходил один из авторов текста Ћео Ћани€ и зачитывал отрывки из постановлени€ суда, вызыва€ смех в зале...

¬ообще с текстами пьес ѕискатор особо не церемонилс€. ќн увеличивал количество действующих лиц и переставл€л, переворачивал тексты.

ѕискатор посто€нно примен€л в своих работах технические новшества. ¬ спектакле Ђѕохождени€ бравого солдата Ўвейкаї по роману ярослава √ашека (1928) параллельно рампе двигались в противоположных направлени€х две ленты конвейера, а персонажи перемещались по этим лентам навстречу основному движению. ѕри этом конвейеры страшно грохотали и почти заглушали текст. ”спеха ЂЎвейкї не имел.

 онвейер примен€лс€ и в постановке пьесы ¬альтера ћеринга ЂЅерлинский купецї (1929). ¬ финале на сцену Ђвыезжалиї поломанные и никому не нужные предметы, и берлинские мусорщики, распева€ песню, выметали с площадки железную солдатскую каску, обрывки старого имперского флага и т.д.

ќднако публика все реже посещала спектакли ѕискатора. „тобы заработать, ѕискатор завел еще второй театр. Ќо это не спасло Ч оба театра обанкротились.

¬ 1931 году ѕискатор переехал в ћоскву. –уководство Ђћежрабпомфильмаї предложило ему экранизировать рассказ ј. «егерс Ђ¬осстание рыбаков из села св. Ѕарбараї. «адумывалс€ фильм с грандиозными массовыми сценами. –ежиссер с энтузиазмом вз€лс€ за делю, несколько недель провел в ћурманске, изуча€ технику рыбной ловли. Ѕыли проведены съемки в ќдессе. ‘ильм Ђ¬осстание рыбаковї вызвал разноречивые отклики. ¬не вс€кого сомнени€ осталась добросовестность ѕискатора, однако следующие проекты пришлось отложить.

ѕискатор был назначен на должность председател€ ћќ–“ Ч ћеждународного объединени€ рабочих самоде€тельных театров. ќн разрабатывал план создани€ в —оветском —оюзе антифашистского культурного центра в городе Ёнгельсе. ядром мыслилс€ театр, вокруг которого должны группироватьс€ литературные силы, главным образом драматурги и критики. Ѕлизилс€ срок открыти€ сезона. Ќо тут совсем неожиданно (было это в 1935 году) ѕискатор за€вил, что должен поехать за границу по делам международных контактов, на две-три недели. ќднако он не вернулс€. ‘ридрих ¬ольф с юмором рассказывал, что в ѕариже Ёрвин женилс€ на богатой женщине, известной танцовщице с университетским дипломом. —упруги жили в шикарнейшем особн€ке аристократического квартала города. ѕравда, период праздности и Ђбарстваї длилс€ недолго. Ќемцы захватили ‘ранцию, и ѕискатору пришлось бежать.

¬ 1939 году он перебралс€ в —Ўј, где организовал театральную мастерскую. —реди его американских постановок были такие значительные работы, как Ђ ороль Ћирї (1940) Ўекспира и ЂЁмили€ √аллотиї (1943) Ћессинга.

» только в 1947 году ѕискатор вернулс€ в «ападную √ерманию, где стал, по его словам, режиссером-коммиво€жером. ќн гастролировал по городам Ўвейцарии, √олландии, »талии, Ўвеции. —емь спектаклей в сезон дл€ человека, которому за шестьдес€т, Ч выдержать было нелегко.

ѕравление —оюза демократической театральной организации выбрало его директором-интендантом ‘райе ‘ольксбюне (—вободна€ Ќародна€ сцена) в «ападном Ѕерлине. «десь им были поставлены спектакли Ђ–обеспьерї –омена –оллана (1963), Ђ¬енецианский купецї Ўекспира (1963), документальные драмы по пьесам ѕетера ¬айса, –ольфа ’оххута и ’айнера  идпхардта.

ѕискатор и в последних спектакл€х не отказывалс€ от своих принципов. ќбщество взбудоражил его спектакль ЂЌаместникї по пьесе ’оххута. ќдни говорили о клевете, об оскорблении папы римского, другие поддержали ѕискатора и ’оххута, обвин€вших папу, и не только его одного, в преступной терпимости к массовым убийствам в период ¬торой мировой войны.

Ёто был последний и громкий спектакль знаменитого режиссера. Ёрвин ѕискатор умер в 1966 году.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—ама€ высока€ в мире модель
ѕосетило:46798
 јмазон ≈ва
јлександр –ошаль. Ѕиографи€
ѕосетило:10652
јлександр –ошаль
Ћариса √узеева: √лавное женское достоинство Ц независимость
ѕосетило:9613
Ћариса √узеева

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru