Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ѕен ƒжонсон

   /   

Ben Jonson

   /
             
‘отографи€ Ѕен ƒжонсон (photo Ben Jonson)
   

ƒень рождени€: 11.06.1572 года
ћесто рождени€: Westminster, ¬еликобритани€
ƒата смерти: 06.08.1637 года
ћесто смерти: Westminster, —Ўј
¬озраст: 65 лет

√ражданство: ¬еликобритани€
—оцсети:


Ѕиографи€

јнглийский драматург

јнглийский поэт и один из трех крупнейших Ч нар€ду с Ўекспиром и ћарло Ч драматургов елизаветинской эпохи. –одилс€ предположительно 11 июн€ 1573 в Ћондоне или ¬естминстере, однако записей о его рождении и крещении не сохранилось.

12.09.2007

–одилс€ предположительно 11 июн€ 1573 в Ћондоне или ¬естминстере, однако записей о его рождении и крещении не сохранилось. —огласно наиболее признанному из нескольких противоречивых свидетельств, он родилс€ после смерти своего отца, протестантского проповедника. ќтчим ƒжонсона, –оберт Ѕретт, был каменщиком и имел недвижимость в ’артшорн-Ћейн. ƒжонсон и Ѕретт участвовали в строительстве ЂЋинкольнз »ннї в Ћондоне и упоминаютс€ в числе лиц, пожертвовавших средства на воздвижение церкви —в. ћартина в 1597.

ƒжонсон получал образование сначала в школе при церкви св. ћартина, а затем (веро€тно, с 1580 до года битвы с Ќепобедимой армадой, 1588) в ¬естминстерской школе, где его наставником был ”. эмден (1551Ч1623), знаток античности, географ, историк, антиквар и поэт. ќкончив ¬естминстерскую школу, ƒжонсон сменил профессии каменщика, солдата и актера и, естественно, зан€лс€ сочинением пьес. ’ронологи€ этого периода не совсем €сна, но можно предположить, что он начал работать каменщиком в 1589 или 1590 и с перерывами, самый длинный из которых пришелс€ на врем€ военной службы в Ќидерландах в 1591Ч1592, оставалс€ на этой работе до 1598Ч1599, когда его прин€ли в гильдию кровельщиков и каменщиков. 14 но€бр€ 1594 Ѕенджамин ƒжонсон был обвенчан с Ённ Ћьюис в церкви св. мученика ћагна близ Ћондонского моста. ¬ приходских книгах за 1599Ч1610 упоминаютс€ дети некоего Ѕенджамина (или Ѕена) ƒжонсона.

Ќе очень много известно и о его актерской де€тельности. —читаетс€, что он не имел успеха, но это мнение основано лишь на том, что он вскоре перестал играть и начал писать дл€ театра. ƒжонсон фигурирует в судебных протоколах за 1597 как один из трех актеров, которые были вз€ты под стражу и подверглись допросу за исполнение Ђ—обачьего островаї “.Ќэша. ¬сех троих выпустили в окт€бре 1597. Ёто было первое из по меньшей мере четырех тюремных заключений, каким поэт подвергс€ в течение жизни. ¬ том же 1597 ƒжонсон впервые упоминаетс€ как автор пьес в запис€х постановщика ‘.’енслоу.

—амым богатым событи€ми в биографии ƒжонсона и едва не стоившим ему жизни стал 1598. ¬ конце 1597 или начале 1598 была поставлена перва€ из его сохранившихс€ пьес Ч ќбсто€тельства переменились (The Case Is Altered). «а ней последовала комеди€ ¬с€к в своем нраве (Every Man in his Humour). Ёто была перва€ из дев€ти пьес ƒжонсона, поставленных труппой лорда-камергера (впоследствии Ч труппой ≈го величества корол€). ¬ главных рол€х были зан€ты –.Ѕербедж (ок. 1567Ч1619) и ”.Ўекспир. 22 сент€бр€ ƒжонсон убил смехотворной рапирой √.—пенсера, вместе с которым годом раньше сидел в тюрьме за Ђ—обачий островї. ¬ архиве ћидлсекской тюрьмы за окт€брь 1598 есть запись о том, что ƒжонсону выжгли клеймо Ђ“айберн “.ї (букв. Ђ“айбернское деревої; “айберн Ч место публичной казни в Ћондоне).

ѕьеса ¬с€к в своем нраве была поставлена труппой лорда-камергера в 1599, а в 1600 вышла изданием in quarto. ¬ промежутке между этой пьесой и трагедией —е€н (Sejanus, 1603) ƒжонсон участвовал в т.н. Ђвойне театровї. ѕредполагаетс€, что нападки на ƒжонсона его литературных противников (в частности, “.ƒеккера) побудили его на врем€ отказатьс€ от комедии и обратитьс€ к трагедии. ¬ —е€не он демонстрирует основательное знание римской истории, главным образом по “ациту. ’от€ ни —е€н, ни написанна€ восемью годами позднее и сходна€ с ней по стилистике трагеди€  атилина (Catiline) не имели успеха у публики, обе они свидетельствуют о незаур€дных достижени€х ƒжонсона как ученого, философа истории и мастера сильного, рельефного стиха. »сследователи считают —е€на началом зрелого периода творчества ƒжонсона. «атем ƒжонсон пишет три свои лучшие комедии Ч ¬ольпоне (Volpone, 1606), ћолчалива€ женщина (The Silent Woman, 1609) и јлхимик (The Alchemist, 1610).

ѕразднество в јльтропе (The Entertainment at Althrope, 1603), написанное Ђна прибытие в королевствої королевы јнны (супруги якова VI Ўотландского) и принца √енри, открывает серию масок и дивертисментов дл€ королевской семьи. ¬ 1603 или 1604 ƒжонсон пишет ѕанегирик на восшествие на престол государ€ якова и „асть дивертисмента к коронации якова, за которые ему было назначено жалованье поэта-лауреата (хот€ соответствующего звани€ он не получил).  омеди€ Ёй, к востоку (Eastward Ho!, 1605), написанна€ ƒжонсоном в соавторстве с ƒж.„апменом и ƒ.ћарстоном, Ч блест€щий образец удачного соединени€ несхожих талантов. «а содержавшиес€ в пьесе выпады против королевского двора авторы были арестованы. —охранились письма ƒжонсона и „апмена из тюрьмы к нескольким вли€тельным лицам с просьбами о заступничестве, которые, по-видимому, возымели действие Ч все трое были освобождены без суда.

¬ последующее дес€тилетие авторитет ƒжонсона как драматурга и придворного поэта вырос. ≈го совместные с ».ƒжонсом (1573Ч1652) работы стали высшим достижением в истории придворной Ђмаскиї; они же сблизили ƒжонсона с виднейшими музыкантами, художниками, государственными лицами и придворными. ’от€ вражда между ƒжонсоном и ƒжонсом, очевидно, началась уже в это врем€, открытый разрыв произошел только несколько лет спуст€. ¬ 1612 или 1613 был завершен сборник Ёпиграммы, который ƒжонсон считал Ђсамым зрелым своим произведениемї. ¬ 1612Ч1613 в качестве проводника или наставника ƒжонсон отправилс€ за границу с непутевым сыном ”.–эли, а в 1614 сочинил стихотворное посв€щение к »стории сэра ”олтера.

¬ 1614 ƒжонсон сочинил ¬арфоломеевскую €рмарку (Bartholomew Fair), не уступающую его лучшим комеди€м, а завершилс€ этот триумфальный период изданием фолио в 1616 Ч первым из драматических фолиантов €кобитской эпохи и лучшим в текстологическом отношении. “щательность ƒжонсона при его подготовке вполне соответствует литературному уровню вошедших в него пьес, но в глазах потомков самым важным оказалось то, что успех издани€ привел к публикации шекспировского фолио в 1623 (т.н. ѕервое фолио).

Ћучшие дн€

ќдна из лучших певиц второй половины ’’ века
ѕосетило:10691
Ѕиргит Ќильссон
„еловек, который воспел свободу
ѕосетило:6942
ƒеннис ’оппер
»горь Ћевитин. Ѕиографи€
ѕосетило:6513
»горь Ћевитин

¬ 1618 ƒжонсон пешком путешествовал по Ўотландии и посетил ”.ƒраммонда (1585Ч1649) в √оторндене близ Ёдинбурга. ¬ фолио ƒраммонда (опубл. 1711) включены сокращенные записи их бесед. —охранилась только поздн€€ копи€ утраченной рукописи ƒраммонда. –азговоры, содержащие уникальные биографические сведени€, одни считают подделкой, другие признают бесценным документом. «аписки самого ƒжонсона о путешествии в Ўотландию погибли в пожаре 1623. ѕо сообщению ƒраммонда, ƒжонсон получил почетные ученые степени от ќксфордского и  ембриджского университетов; однако документально подтверждено только присуждение степени в ќксфорде, и состо€лось оно в 1619, т.е. уже после встречи ƒжонсона и ƒраммонда.

¬след за ƒ.ƒрайденом прин€то считать, что после ¬арфоломеевской €рмарки началс€ закат драматического таланта ƒжонсона, но этого нельз€ сказать о его поэтическом даре, раскрывающемс€ в полную силу в стихотворном панегирике ѕам€ти любимого друга, сочинител€ ”иль€ма Ўекспира, который был включен в изданное в 1623 при участии ƒжонсона ѕервое фолио Ўекспира.   тому же году относитс€ еще одно интересное стихотворное произведение ƒжонсона Ч ’ула вулкану (An Execration upon Vulcan), где описываетс€ пожар, уничтоживший его библиотеку. ¬ числе сгоревшего перечисл€ютс€ несколько сочинений самого ƒжонсона Ч английска€ грамматика, незаконченна€ пьеса, истори€ царствовани€ √енриха V, стихотворени€, переводы, литературные заметки, а также рукописи и книги, принадлежавшие –. оттону, ƒ.—елдену и –. эрью Ч членам ученого кружка ”. эмдена.

—о смертью корол€ якова в 1625 в жизни ƒжонсона началс€ долгий период лишений: осаждали кредиторы (между 1626 и 1634 на него было подано по крайней мере шесть жалоб), к тому же разбил паралич; король  арл был к нему равнодушен, а соперник ».ƒжонс процветал; его новые пьесы проваливались на сцене и подвергались жестоким насмешкам литературных противников.

”мер ƒжонсон 6 августа 1637, похоронен на ¬естминстерском кладбище; надпись на могиле гласит: Ђќ несравненный Ѕен ƒжонсонї.

јвтор гармоничной, добротной прозы, создатель сложных сюжетных конструкций и €рких характеров, как реалистических, так и гротескных, виртуоз стихотворной техники с диапазоном от простенькой колыбельной до изощренной образности метафизиков, ƒжонсон оказал мощное вли€ние на многие поколени€ поэтов: его комеди€ Ђмасокї нашла великолепное завершение в  омусе ƒ.ћильтона; –.’еррик и Ђпоэты-кавалерыї подражали его изысканной лирике; ƒрайден и ј.ѕоп восхищались ƒжонсоном, вид€ в нем воплощение классицизма; сильное его вли€ние чувствуетс€ и у авторов периода –еставрации, и в комедии 18 в.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћари€ Ѕиешу. Ѕиографи€
ѕосетило:34067
ћари€ Ѕиешу
 ругосветка в 16 лет
ѕосетило:16955
ƒжессика ”отсон
јлина  абаева: ќкруженна€ слухами
ѕосетило:141147
јлина  абаева

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru