Российский хореограф и танцовщик Владимир Варнава за свою карьеру не единожды выдвигался на премию «Золотая маска». Неординарный режиссер до сих пор регулярно радует поклонников новыми балетами, которые вызывают восторг у одних и недоумение у других. Тем не менее хореография артиста остается востребованной не только в России, но и за океаном.
20.11.2021
Детство и юность
Уроженец города Кургана Владимир Владимирович Варнава появился на свет 1 июня 1988 года в семье театральных художников, которые привили сыну любовь к искусству. Это и повлияло на жизненный путь мальчика, а еще — творчество Майкла Джексона. В пятилетнем возрасте Вова увлекся хореографией, еще играл на скрипке и посещал художественную школу.
После получения аттестата о среднем образовании будущая звезда балета обучалась в Центре искусств для одаренных детей Севера, куда последовала за своими первыми педагогами, Оксаной Бойко и Андреем Санниковым. После этого парень поступил в ханты-мансийский филиал МГУКИ, который окончил в 2007 году. О национальности танцовщик не распространялся.
Творчество
После окончания университета Варнава до 2012 года работал в Музыкальном театре Республики Карелия, где репертуар артиста пополнился как классическими, так и современными постановками.
В 2009 году за исполнение партии Меркуцио в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» Варнаве присудили «Золотую маску», а за образы Фрица и Буффона в «Щелкунчике» он удостоился еще одной театральной награды — «Арлекин».
Спустя два года Владимир дебютировал как хореограф, поставив в Музыкальном театре собственный балет под названием «Пульчинелла». Позднее в интервью Варнава признался, что на премьере плакал от осознания собственной бездарности. Одновременно с ним в театре ставил «Весну священную» Игоря Стравинского шведский хореограф Мартин Форсберг, у которого Владимир был занят как танцовщик. Видя, как легко и живо у того все получается, Варнава осознал у себя недостаток опыта и знаний.
Стремясь к творческому росту, хореограф покинул Петрозаводск и отправился на кастинг к французскому мэтру Анжелену Прельжокажу, однако из-за проблем с визой пришлось вернуться в страну, хотя отбор в балет «Белоснежка» Варнава и прошел.
Николай Андрианов. Биография Посетило:19102 ![]() |
Модест Мусоргский: Великий реформатор русской музыки Посетило:13012 ![]() |
Брайан Крэнстон: От комедийного папаши до культового антигероя Посетило:12037 ![]() |
Танцор остался Петербурге, где в 2012 году поставил миниатюру «Начало» для первого танцора Мариинского театра Игоря Колбы, после чего Владимир встряхнул публику нашумевшей постановкой «Пассажир». Балет вызвал бурю отзывов («треш высшей пробы» — так прозвали его журналисты) и получил три номинации на «Золотую маску».
В следующем году на сцене Мариинки Владимир поставил хореографию балета «Окно в середину зимы» на музыку группы Sigur Rоs, а также композиторов Гэвина Брайерса, Мередит Монк и Дэвида Лэнга.
«Мой любимый хореограф Михаил Фокин “дал” мне совет. Услышал музыку — ставь, появилась идея — ставь, возникла абстрактная идея — ставь, заинтересовал сюжет, литература — ставь», — поделился секретом Варнава.
Работая на стыке жанров, балетмейстер в 2014-м создал миниатюру «Сохраняйте спокойствие» на музыку Иоганна Штрауса и Антона Аренского, а также совместно с Женей Анисимовым поставил «Записки сумасшедшего» по мотивам рассказа Лу Синя и принял участие в балете Бориса Эйфмана «Реквием».
В дальнейшем хореограф создавал балеты не только для сцены Мариинского театра, но также сотрудничал с Александринским театром, Театром наций и т. д. На главные партии постановщик приглашал, как правило, Светлану Захарову, Диану Вишнёву и Наталью Осипову.
В 2016–2017 годах Варнава выступал с балетами «Глина», «Моцарт и Сальери» в США, входил в жюри проходившего в Риме этапе фестиваля Norcia Danza, был задействован в театре АХЕ, а также стал частью балета «Поцелуй феи», премьера которого прошла в Монте-Карло.
Также в творческой биографии Владимира появилась значимая постановка «Мечтатели» на музыку французского дуэта Daft Punk. В том же 2017 году увидел свет балет «Петрушка» Игоря Стравинского, которую прима-балерина Мариинки Диана Вишнёва сделала частью программы международного фестиваля Context. Тогда же Владимир Варнава стал членом жюри на фестивале «Золотая маска».
В 2018 году танцовщик снова поразил публику музыкальной составляющей своих постановок. Так, 8 мая состоялась премьера балета «Ткани» на музыку рок-группы Red Hot Chili Peppers. Спустя три дня в Театре на Таганке вышел спектакль «Алиса в Стране Чудес», где хореографию взял на себя Варнава, а режиссером выступил верный коллега балетмейстера Максим Диденко.
В годы пандемии режиссер занимался постановками для театра АХЕ («Валы и оси», «Бедный, бедный Гамлет»). Кроме того, хореограф работал над онлайн-спектаклями. Так, в мае вышел «Прощай, старый мир!», а также инстаграм-гала-концерт современного танца «Священный карантин».
Личная жизнь
О личной жизни хореограф говорит неохотно и уклончиво. В «Инстаграме» танцовщик делится с многотысячной армией поклонников фото и видео, не особо скрывая нюансы работы и отдыха, даже публикует свои детские снимки, однако ничто не намекает о наличии у режиссера жены и романтических отношений.
Сам Варнава однажды поделился, что не смог бы связать свою жизнь с девушкой нетворческой профессии, ведь отношения для артиста — это своего рода тоже танцевальный дуэт.
«Я верю, что каждый человек — танцовщик. Танец — моя религия, мой бог. В этих координатах я живу», — откровенничал хореограф.
Во время карантина Владимир давал в Instagram бесплатные авторские уроки «Утренний Варнава».
Владимир Варнава сейчас
Осенью 2021 года Владимир Варнава занял место жюри в нескольких выпусках шоу «Новые танцы» на канале ТНТ, где участвуют танцовщики разных стилей и направлений.
Также в конце октября в честь десятилетия онлайн-издания о моде и культуре BURO Владимир подготовил перфоманс на 70 человек.
Кроме того, хореограф снялся в фильме режиссера Евгения Сангаджиева «Балет». В основе фабулы 8-серийной картины — история бывшей танцовщицы в исполнении Ингеборги Дапкунайте, которая после 30-летнего перерыва вернулась в стены Большого театра в качестве хореографа. В психологической драме о балетном закулисье, полном интриг и трагических жертв во имя искусства, Варнава отвечает за хореографию персонажей. Кроме того, актерский каст дополнили Мария Фомина и Федор Бондарчук.
Что касается планов, то режиссер сейчас мечтает о собственной театральной компании, а еще подумывает организовать свой фестиваль.
Анатолий Журавлев: Простой парень с железным характером Посетило:23790 ![]() |
Блэйк Гриффин: Одини из величайших игроков НБА всех времен Посетило:17106 ![]() |
Чак Берри. Биография Посетило:24688 ![]() |