Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»горь «еленский

   /   

Igor Zelensky

   /
             
‘отографи€ »горь «еленский (photo Igor Zelensky)
   

ƒень рождени€: 13.07.1969 года
ћесто рождени€: Ћабинск, ,  раснодарский кр. ,———–
¬озраст: 51 год

√ражданство: –осси€

ћо€ биографи€ складывалась из крупных кусков

выдающийс€ танцовщик нашего времени

Ёто не каждому дано: по-насто€щему сделать большую балетную партию. Ѕеспородных много, а насто€ща€ порода встречаетс€ очень редко. » именно такие люди делают балет искусством, превраща€ набор хрестоматийных па в художественное высказывание.

30.03.2006

»горь «еленский, выдающийс€ танцовщик нашего времени, покоривший лучшие сцены мира, сейчас в ѕетербурге. Ќа фестивале балета Ђћариинскийї пройдет его бенефис - в программе Ђјполлонї и ЂЅриллиантыї Ѕаланчина и премьера - Concerto grosso на музыку √ендел€ (хореограф - јлла —игалова). Ќакануне балетного вечера с бенефициантом встретиласьнаша корреспондент.

»горь «еленский фотографи€
»горь «еленский фотографи€

- ¬ биографии указано место вашего рождени€ - город Ћабинск. ќднако, как € пон€ла, жили вы в “билиси.  ак вы там оказались?

- “ам жили мои родители, мой отец родом оттуда. Ѕуквально на следующий день после моего рождени€ мен€ увезли из Ћабинска. я провел в “билиси свое детство и юность; неплохо говорю по-грузински. јтмосфера “билиси, вообще, «акавказь€ - родна€ дл€ мен€. я до сих пор регул€рно езжу туда: вот в мае оп€ть собираюсь. “ам балетную труппу возглавл€ет Ќина јнаниашвили. ≈й удалось оживить тамошнюю балетную жизнь, укрепить балетную труппу. “еперь в тбилисском театре идут балеты Ѕаланчина - € в мае буду в них танцевать. —обираюсь выступить в Ђјполлонеї, в Ђѕа-де-деї на музыку „айковского, в Ђ“еме с вариаци€миї.  онечно, точно планировать трудно: посмотрю, как буду себ€ чувствовать.

»горь «еленский фотографи€
»горь «еленский фотографи€

- ј что, у вас проблемы со здоровьем?

- Ќу, мы же танцовщики - у нас посто€нно что-то происходит с организмом. ‘изические нагрузки огромные, мы перетруждаем организм - он и отвечает. “акова специфика профессии: репетируешь Ђ орсараї - работает одна группа мышц. Ќачинаешь делать модерновые вещи - у теб€ друга€ группа мышц работает. Ёто как нормальному человеку подн€тьс€ на первый, или на шестнадцатый этаж - есть разница? “ак и у нас - а мы ведь живые люди.

»горь «еленский фотографи€
»горь «еленский фотографи€

- ¬ы хотите сказать, что разна€ стилистика и пластика балетов заставл€ет танцовщика физически перестраиватьс€?

- ƒа, и чем старше становишьс€, тем серьезнее эти переключени€ вли€ют на организм. ј с возрастом времени на восстановление становитс€ все меньше, а нагрузки возрастают. “ы просто становишьс€ более востребованным, теб€ чаще приглашают, репертуар расшир€етс€Е

»горь «еленский фотографи€
»горь «еленский фотографи€

- ¬ы начинали свою жизнь в балете, занима€сь в “билисском хореографическом училище у ¬ахтанга „абукиани - легендарного танцовщика, блиставшего в ѕетербурге до войны. –асскажите о нем: каким он был, как складывались ваши взаимоотношени€?

Ћучшие дн€

јлександр ¬асилевский. Ѕиографи€
ѕосетило:15480
јлександр ¬асилевский
—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:10069
јшрита ‘урман
'—тиль “онета'
ѕосетило:9143
ћихаель “онет

-  огда € с ним начал заниматьс€, то был еще не в том возрасте, чтобы понимать, с кем имею дело. я был мальчишкой, а он, конечно, гениальной личностью: и как балетмейстер, и как педагог, и, вообще, как человек. «а три года зан€тий в хореографическом училище мы с ним очень сблизились; думаю, он мен€ даже полюбил. »з-за него € не уехал учитьс€ в ћоскву или в Ћенинград. „абукиани вз€л наш класс с первого курса, и мы занимались очень напр€женно. я знаю, он не хотел бы, чтобы € уехал, - и € осталс€, хот€ уехать было так просто - тогда ведь у нас была одна страна.

—ложно сказать, что конкретно € позаимствовал у „абукиани; точно знаю, именно он привил мне любовь к своему делу. ќт него € перен€л серьезное отношение к жизни, к работе, к искусству. ≈сли ты видишь, что у человека глаза гор€т, когда он с тобой репетирует, не зна€ усталости, - то и тебе становитс€ интересно, и ты веришь, что педагог неравнодушен к тебе, к профессии, к танцу - стараешьс€ быть таким же.

„абукиани был очень чуток к музыке: все повтор€л, что главное - это танцевать вместе с музыкой, попадать в ритм, в такт.

- ¬последствии вы увлеклись Ѕаланчиным: он ведь по-своему тоже был очень чуток к музыке. Ѕыть может, в этой повышенной музыкальности двух разных хореографов прослеживаетс€ нека€ закономерность?

- √рузины, вообще, музыкальный народ: люб€т петь, танцевать. Ќо „абукиани, на мой взгл€д, во всем был противоположен Ѕаланчину. ¬о-первых, он принадлежал к другому поколению, другой эпохе.  роме того, „абукиани увлекала друга€ сторона искусства - чувственна€, €рка€; он был очень темпераментным, эмоциональным танцовщиком. — правильностью, совершенством форм, с расчисленной геометрией Ѕаланчина у „абукиани не было ничего общего.

- Ќо в конце концов вы уехали в Ћенинград. —ложно было переменить все сразу - город, педагогов, климат, наконец?

- Ёто стало большим испытанием дл€ мен€ - попасть в питерскую сырость и сл€коть после “билиси. я плохо отреагировал на перемену климата: болел много, все дождатьс€ не мог, когда отсюда уеду.

я отучилс€ в ѕитере полтора года, потом поехал на конкурс в ѕариж, получил там √ран-при, и мне тут же предложили контракт в Ѕерлине. Ѕыл там такой ѕитер Ўафус, знаменитый датский танцовщик - он мен€ и пригласил.

я проработал в Ѕерлине два года и именно там увидел много балетов Ѕаланчина - у нас тогда шел один. ”видел работы –олана ѕети, Ѕежара - и словно целый мир распахнулс€ перед глазами.

- ќднако впервые в Ќью-…орк вы попали, приехав на гастроли вместе с труппой ћариинского театра?

- ƒа, мы выступали в "ћетрополитен-опера". “ам мен€ заметил директор New York City Ballet ѕитер ћартинс и предложил поработать у них. ќн заключил со мной контракт, а надо сказать, что труппа NYCB - довольно закрыта€, одна из немногих, в которых практически не работают иностранцы. “ам до сих пор царит почти семейна€ атмосфера, которую создал сам Ѕаланчин. » отношени€ внутри труппы настолько своеобразные, что чужаку бывает трудно влитьс€.

»сключение в свое врем€ сделали дл€ Ѕарышникова; Ќина јнаниашвили несколько раз работала с ними как приглашенна€ солистка. Ќо € там гостем не был: € работал по контракту. Ёто было почти чудо - в труппу NYCB попасть чрезвычайно сложно. —начала нужно пройти несколько стадий подготовки, начина€ со специальной Ђбаланчинскойї балетной школы. ј € все эти стадии просто перескочил. ћне повезло, что ћартинс мен€ вз€л.

- “аким образом, вы изучали стиль и балеты Ѕаланчина, непосредственно приблизившись к первоисточнику?

- ¬от именно: ѕитер ћартинс помнит все - он возглавил труппу в 25 лет, прин€в ее из рук Ѕаланчина, и до сих пор руководит ею. „то касаетс€ мен€, то € довольно рано пон€л одну важную вещь: самое главное в жизни - найти правильное место приложени€ сил. я чувствовал, учась в ѕетербурге, что мне нужно уезжать, и € уехал в Ѕерлин. ѕроработав там два года, € почувствовал, что мен€ т€нет в Ќью-…орк, к Ѕаланчину.

я оттанцевал в труппе NYCB массу баланчинских балетов и пон€л в какой-то момент, что нужно развиватьс€ дальше. “огда € поехал в Ћондон, в Royal Ballet, танцевать балеты ћакмиллана, узнава€ их Ђиз первых рукї.

» вот, в Ћондоне € оп€ть почувствовал, что нахожусь в нужном месте. я танцевал там довольно долго, с хорошими партнершами - с ƒарси Ѕассел, —ильви √иллемЕ

- «а последние дес€ть лет в репертуаре ћариинского театра по€вилось немало балетов Ѕаланчина.  ак, на ваш взгл€д, отличаетс€ манера наших танцовщиков от стил€ исполнени€ Ѕаланчина в NYCB?

- ќтличаетс€, и очень значительно. Ќаши люди в ћариинском танцуют Ѕаланчина совсем по-другому; но делают это на очень высоком уровне. ј танцевать Ѕаланчина иначе - это ведь не значит хуже.

-  ак же получилось, что вы, уже работа€ в Ѕерлине, отправились на гастроли в Ќью-…орк, с труппой ћариинского балета?

- “ак € же не уходил из театра окончательно - ездил туда-сюда.

ј потом € уже выступал один в том же Ќью-…орке, после в La Scala, в –ио-де-∆анейро, в Ѕуэнос-јйресе. ¬ общем, мо€ биографи€ складывалась из крупных кусков: 8 лет € проработал в NYCB, 5 лет - в Royal Ballet, в Ћондоне, танцевал балеты ћакмиллана, јштона. ћного ездил с труппой  овент-√арден: пока театр был закрыт на ремонт, их балет выступал по всему миру.

- ј где сейчас ваш дом?

- ” мен€ была травма, и мне пришлось пропустить два года. ѕосле этого € уже не мог продлевать свои контракты. Ќо у мен€ всегда был и есть ћариинский театр. » в ѕетербурге у мен€ квартира - есть где жить.

-  акие партнерши были особенно важны дл€ вас?

-  огда € начинал в  ировском театре, то танцевал со всеми ведущими солистками того времени. ќдна из моих самых любимых партнерш - ƒарси Ѕассел из лондонского  оролевского балета; € танцевал очень много и с ƒарси  истлер из NYCB. ј в ћариинском театре моими партнершами были ”ль€на Ћопаткина, ƒиана ¬ишнева, —ветлана «ахарова. «ахарова занимает особое место в моей жизни - € много с ней выступал, пока мы оба работали в ћариинском театре, и этот дуэт был мне очень дорог. Ќо, к сожалению, —ветлана уехала в ћоскву, в Ѕольшой театр. » сейчас у мен€ сложна€ ситуаци€ с партнершами. я часто выступаю в ћариинском с совсем молодыми девочками. Ќо дуэт - это совсем другие взаимоотношени€ с партнершей: когда ты удел€ешь ей больше времени, знаешь ее особенности, ее организм до мелочей. “ех, кого € назвал - да, это были дуэты. ј танцевал-то € с разными балеринами по всему миру - и с —ильви √иллем, и с јлессандрой ‘ерри, и другими Ђзвездамиї первой величины, но с ними у нас посто€нного дуэта не сложилось. — ”ль€ной Ћопаткиной в начале ее карьеры у нас был большой дуэт, и мы до сих пор выступаем вместе.

-  акие премьеры предсто€т вам в ближайшем будущем?

- ѕроектов много - было бы здоровье. —ейчас готовлю премьеру к своему бенефису на фестивале. —коро поеду в ¬ену танцевать ЂЋебединое озерої, потом - в јнглию. Ѕудущий сезон вообще предстоит очень напр€женный. ¬ Ћондоне планирую провести целую неделю - будет балетна€ программа Ђ«еленский и Ѕасселї.

- ѕрочла как-то фразу Ђ¬ парти€х ƒезире, «игфрида и јльберта он делает акцент не на благородстве родословной, а на благородстве душиї. » как это можно различить пластически?

- ¬се от человека зависит, от его личности, от его таланта. Ёто не каждому дано: по-насто€щему сделать большую балетную партию. Ѕеспородных много, а насто€ща€ порода встречаетс€ очень редко. » именно такие люди делают балет искусством, превраща€ набор хрестоматийных па в художественное высказывание.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:10069
јшрита ‘урман
јлександр ягубкин. Ѕиографи€
ѕосетило:16914
јлександр ягубкин
—екрет молодости ƒжулианны ћур
ѕосетило:41861
ƒжулианна ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru