Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬ладимир ¬асильев

   /   

Vladimir Vasiliev

   /
             
‘отографи€ ¬ладимир ¬асильев (photo Vladimir Vasiliev)
   

ƒень рождени€: 18.04.1940 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 80 лет

√ражданство: –осси€

Ђ∆изнь огромного коллектива не должна зависеть от одного человекаї

“анцовщик и балетмейстер, художественный руководитель и директор Ѕольшого “еатра

Ќародный артист ———– ¬ладимир ¬асильев Ч о том, кака€ диктатура может быть в Ѕольшом театре.

17.06.2013

¬ ¬оронеже в рамках ѕлатоновского фестивал€ прошла “ворческа€ мастерска€ народного артиста ———– ¬ладимира ¬асильева. –анее маэстро посетил  расно€рск, где прин€л участие в фестивале народно-сценического танца Ђ»стоки. ¬етер переменї. ќ своих проектах, свершившихс€ и будущих, ¬ладимир ¬асильев рассказал корреспонденту Ђ»звестийї.

‘ото: »«¬≈—“»я/»горь «ахаркин
‘ото: »«¬≈—“»я/»горь «ахаркин

Ч  ак по€вилась иде€ Ђћастерскойї?

Ч Ёта иде€ родилась после посещени€ многочисленных конкурсов и фестивалей. “ам € убедилс€, что наши собственные отечественные хореографы и в современном танце добились больших успехов. ј ведь очень часто € слышу с разных сторон, что в области классики мы по-прежнему в первых р€дах, а в современном танце отстали от окружающего мира. ѕоэтому усиленно ищем по всему миру хореографов, забыва€ о своих талантливых и ждущих зрител€ балетмейстерах. ћне представл€етс€, что гораздо правильнее развивать современное направление танца через поиск и поощрение хореографов здесь. ѕоэтому € предложил губернатору ¬оронежской области јлексею ¬асильевичу √ордееву осуществить такой проект на ѕлатоновском фестивале. ѕричем силами артистов ¬оронежского театра оперы и балета.

Ч Ќа фестивале в  расно€рске вы говорили, что практически всем об€заны народному танцу.

Ч я действительно первые шесть лет обучени€ в балетной школе отдавал предпочтение народно-сценическому и характерному танцу. » только потом пон€л, что мое призвание Ч классический балет. “огда € начал учитьс€ классике по-насто€щему, именно в ней у мен€ было множество пробелов. ѕравда, € не очень любил станок, без которого невозможно работать в балете, но зато обожал середину Ч где отрабатываютс€ прыжки и вращени€. “о есть там, где, в общем, начинаетс€ собственно танец. » всегда это было в неразрывной св€зи с музыкой. я на всех своих репетици€х не устаю повтор€ть артистам, что прежде всего нужно слушать и слышать музыку. ќна диктует нам каждое движение на сцене. √лавное в нашем искусстве танца Ч сделать музыку зримой. » это касаетс€ любого вида танца, народного в том числе. ¬ообще знание народного и характерного танца необходимо в балете, недаром только в русской классической школе традиционно и об€зательно преподают эти виды танца. ћне лично это знание всегда очень помогало и в исполнительской, и в балетмейстерской работе.

Ч —ейчас говор€т, что народный танец себ€ изжил.

Ч “акое могло бы случитьс€, если вдруг народный танец перестал бы развиватьс€ и стал бы музейным. » есть люди, которые хотели бы, чтобы он оставалс€ неизменным. Ќо хотим мы этого или нет, танец все равно мен€етс€. ѕервый раз удачно найденный трюк поражает, второй раз кажетс€ интересным, а потом мы уже ждем чего-то нового. Ќаши педагоги учили нас осмысл€ть каждое свое движение. ј сейчас € вижу на сцене, что артисты произнос€т отдельные, несв€занные между собой слова. ѕолучаетс€: слова-слова-слова, но € не понимаю, о чем они. —илюсь осмыслить звуки, которые издает их тело, и не могу. ј когда это длитс€ долго Ч мен€ это вообще начинает раздражать. ¬ сердце ничего не проникает.   сожалению, так часто происходит и в других видах искусства. ј дл€ мен€ смысл любого искусства Ч дойти до сердца. ƒуша должна везде присутствовать.

Ч „то будет после Ђћастерскойї?

Ћучшие дн€

јлександр –ошаль. Ѕиографи€
ѕосетило:10229
јлександр –ошаль
«вездна€ выпускница '‘абрики'
ѕосетило:9118
—анта ƒимопулос
ƒмитрий  уличков. Ѕиографи€
ѕосетило:3179
ƒмитрий  уличков

Ч Ќа следующий год буду репетировать Ђƒон  ихотаї в японии. ≈сть в перспективе еще один крупный проект, иде€ которого родилась тридцать лет назад. я очень хочу сделать ћессу си минор Ѕаха, в которой были бы задействованы все компоненты большого музыкального театра. ƒо сих пор этого не произошло, потому что требуютс€ большие силы и средства. Ќо сейчас по€вилось конкретное предложение.

Ч ¬аша живопись будет задействована?

Ч Ќадеюсь, что да. ƒолгое врем€ живопись была моим серьезным увлечением, но теперь € занимаюсь этим посто€нно. ѕомимо участи€ в многочисленных выставках, создал эскизы дл€ восьми своих спектаклей. ћного занимаюсь и кино. —ейчас зан€т подборкой материалов к большому телесериалу о геро€х моего времени, которые прошли через мою жизнь. —коро приступлю к монтажу.

Ч ¬ вашей жизни огромную роль сыграл Ѕольшой театр. ¬ы следите за тем, что там происходит?

Ч Ќет. » даже вдаватьс€ в эту ситуацию не хочу, еще и потому, что слышу огромное количество разных обсуждений на эту тему. 99% из опрошенных или дискутирующих либо ничего не понимают, либо даже не знают о Ѕольшом театре, но об€зательно высказывают свою точку зрени€, котора€, скорее всего, абсолютно далека от истины. я не хожу в Ѕольшой уже довольно давно, только на какие-то событи€, св€занные с моим прошлым или с моими коллегами. Ќедавно в Ѕольшом проходил 60-летний юбилей творческой де€тельности замечательной балерины и не менее замечательного педагога ћарины  ондратьевой Ч случай уникальный. я не мог не пойти в театр и не поздравить ее. »ногда хожу в театр, если приезжает кто-то из тех, кто мне интересен. Ќо € не знаю сейчас жизни Ѕольшого театра изнутри.

Ч ƒо 2000 года вы занимали в √јЅ“е должность художественного руководител€-директора. ј худсовет у вас был?

Ч Ѕыл. Ќаш худсовет состо€л из руководителей творческих коллективов театра: опера, балет, оркестр, миманс. я их собирал, и мы обсуждали текущие проблемы и творческие планы театра. ’от€ сейчас € не думаю, что это было абсолютно правильно. “огда у мен€ были утопические мысли о демократическом подходе к управлению. ј на деле это оказалось совсем не так. ¬ театре, конечно, нужна диктатура. Ќо диктатура диктатуре Ч рознь.  огда вы создаете свой театр и набираете свою труппу, начина€ с нул€, вы об€заны быть диктатором. » все будут принимать вас сердцем и душой, потому что они будут вашими единомышленниками. —овсем друга€ ситуаци€ с академическими большими театрами, особенно такими национальными символами, как Ѕольшой или ћариинский. “ам если один человек становитс€ диктатором, то какое-то врем€, если он очень талантливый, в театре происходит взлет. Ќо дальше неизбежно начинаетс€ застой. ѕриходит новое поколение, мен€ютс€ устои. Ќельз€ забывать, что слава театра, в котором ты работаешь, создавалась разными мастерами годами, а ты Ч только один из них, и в долгой истории Ч лишь ее частица. » еще диктатура нужна на сцене, когда творец ставит свое произведение. “огда надо подчинить ему всЄ и всех. Ќо жизнь огромного коллектива не должна зависеть от одного человека, это всегда приводит к краху.

ѕлатонов пришел в балет

ѕлатоновский фестиваль в ¬оронеже движетс€ по пути „еховского в ћоскве. ¬ том смысле, что по мере становлени€ форума (ѕлатоновский проводитс€ в третий раз) автор, за€вленный в названии, имеет все меньшее отношение к фестивальной программе. Ќо есть и при€тные исключени€. —пектакль “ворческой мастерской народного артиста ———– ¬ладимира ¬асильева Ч один из них.

— ¬оронежем знаменитый артист имеет давние творческие св€зи. ¬ местном “еатре оперы и балета он поставил Ђћакбетаї, Ђ«олушкуї, прошлой осенью показал вечер одноактных композиций ЂЅалетные шедевры в оперной классикеї, а на сей раз дал высказатьс€ участникам своей мастерской.  аждый из семи хореографов (ƒмитрий «алесский, ¬ера јрбузова, ≈лена Ѕогданович, јрина ѕанфилова, ёрий —мекалов, јлександр ћогилев, –аду ѕоклитару) представил композицию по мотивам прозы јндре€ ѕлатонова и каждый стал первопроходцем Ч ранее на балетной сцене ѕлатонова не ставили.

ѕо словам ¬ладимира ¬асильева, все хореографы получили возможность выбора.

Ч я дал им карт-бланш Ч выбирайте сами и ставьте ваше видение платоновских рассказов, повестей, Ч сказал организатор и вдохновитель специального проекта фестивал€.

ќднако без васильевского видени€ Ђћастерска€ї не обошлась. Ќа задник проецировались его акварели (городские виды, луга, пол€, перелески, индустриальные ландшафты), а самого маэстро перед началом спектакл€ луч света выхватил за дирижерским пультом.

Ч Ќе волнуйтесь, € не последую примеру –удольфа Ќуреева, дирижировать не буду, успокоил публику г-н ¬асильев.

јртист слукавил. ќркестром он не дирижировал, но вечером Ч безусловно. ”спевал доверительно представить участников, пожурить осветителей, поторопить с закрытием занавеса, и самое ценное Ч почитать ѕлатонова. „итает ¬ладимир ¬икторович душевно, не по-актерски, и организаторы не прогадают, если на следующем фестивале уговор€т его на сольный литературный вечер.

”частники Ђћастерскойї продемонстрировали разные отношени€ с ѕлатоновым. ќдни вдохновились конкретикой, поставив свои номера на определенные сюжеты, другие обнародовали их метафорическое понимание. Ќо и в том, и в другом случае на сцену были вынесены вечные балетные темы (любовь, расставание, одиночество, встреча) и сопутствующие им эмоции.

—амый гор€чий зрительский отклик заслужила композици€ ЂЋюди ѕлатоноваї художественного руководител€ Ђ иев модерн-балетаї –аду ѕоклитару. ’ореограф, считающий ѕлатонова Ђмегаэмоциональнымї, выбрал соответствующую музыку Ч Adagio из ¬торого фортепианного концерта Ўопена Ч и подошел к ней с мастеровитой прагматичностью. —тройна€ композици€, где ка€лись и величались персонажи в белых рубахах, смотрелась на одном дыхании, а финальное вознесение танцовщиков на веревочных лестницах зал встретил овацией.

—толь же трепетно, оттанцевав практически все нюансы, подошла к музыке Ч Adagio из “ретьего скрипичного концерта ƒавида  ривицкого Ч москвичка ≈лена Ѕогданович, поставивша€ красивую композицию Ђ’ранителиї дл€ м€тущейс€ пары и втор€щего ей ансамбл€.

—уд€ по увиденному, и г-н ѕоклитару, и г-жа Ѕогданович, самые титулованные участники Ђћастерскойї, хорошо понимают: в воплощении Ђмегаэмоцийї правильна€ музыка Ч две трети успеха. ќна сама ведет хореографа, оберега€ его как от излишеств, так и от недоговоренностей.

»х менее опытные коллеги воспринимали звуковой р€д более фоном, нежели полноправным участником действи€. ÷ельного рассказа в этом случае ожидать не приходилось, но отдельные €ркие находки Ч как, например, изобретательное обыгрывание аксессуаров (дерев€нна€ конструкци€ превращаетс€ то в дом, то в палисадник, то в вагон поезда) Ч в Ђќбители вечной надеждыї ƒмитри€ «алесского или перетекание энергии от персонажа к персонажу в композиции јлександра ћогилева ЂЌеодушевленный врагї отметить стоить.

√лавным же героем вечера, завершившегос€ танц-выходом всех участников и примкнувшего к ним ¬оронежского хора, стала балетна€ труппа местного “еатра оперы и балета. ¬ то, что эти 30 танцовщиков ранее не танцевали современную хореографию и пон€ти€ не имели о ее Ђконтрэкшенахї, Ђрелизахї и контактных импровизаци€х, временами верилось с трудом Ч настолько органично смотрелось большинство из них. “еперь у воронежцев есть шанс освоить все премудрости соntemporary dance не тороп€сь. —пектакль по мотивам прозы их земл€ка остаетс€ в репертуаре театра.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлексей ћаресьев. Ѕиографи€
ѕосетило:26588
јлексей ћаресьев
ќльга Ѕерггольц. Ѕиографи€
ѕосетило:16280
ќльга Ѕерггольц
ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:12953
Ќатали€ ќрейро

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru