Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћай€ ѕлисецка€

   /   

Maya Plisezkaya

   /
             
‘отографи€ ћай€ ѕлисецка€ (photo Maya Plisezkaya)
   

ƒень рождени€: 20.11.1925 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 02.05.2015 года
ћесто смерти: ћюнхен, √ренада
¬озраст: 89 лет

√ражданство: –осси€, √ермани€
—оцсети:


я вообще немодна€...

ѕрима-балерина, народна€ артистка ———–

”ютна€ небольша€ квартира в самом центре ћосквы. “акие еще сохранились в столице. —таринна€ мебель, непременный большой стол в гостиной. ‘отографии, портретыЕ ћожно сказать, Ђпо-старинномуї. ¬прочем, нет Ц ѕлисецка€ этого не любит. ЂЌу, не то что не люблю, Ц говорит ћай€ ћихайловна, Ц мен€ всегда интересовало то, что интересно молодым. я совсем не ретроградка, не поклонница старины. ј вы что Ц так подумали?ї Ќет, не подумал. ѕлисецка€, она всегда впереди. » по-прежнему на сцене.

03.04.2006

Ќа «ападе одни и те же постановки дес€тилети€ми не идут

Ц Ќа представлении вашей книги-фотоальбома вы танцевали в ЂЌовой опереї Ђјве, ћай€!ї

Ц ƒело в том, что € повредила колено в прошлом году в –име, была операци€, так что теперь танцую только Ђјве, ћай€!ї ≈ще можно было бы выступить в замечательном €понском спектакле Ђ рыль€ кимоної, но срок его показов уже прошел Ц вр€д ли вновь постав€т. ¬ японии, как и на «ападе, спектакли идут определенное количество раз Ц и все. “ак, как у нас Ц дес€тилети€ми шли одни и те же постановки, Ц такого в мире нет.

ћай€ ѕлисецка€ фотографи€
ћай€ ѕлисецка€ фотографи€

Ц Ќу, вот сегодн€ в Ѕольшом оп€ть идет ЂЋебединое озерої Ц и оп€ть √ригоровича.

Ц Ќичего удивительного, пробовали другие версии, но все не то было. —нова √ригоровича запустили Ц больше, наверное, никого лучше не нашли.

Ц ј кто дл€ вас идеал хореографа?

Ц Ћеонид якобсон. » знаете, почему? ѕотому что он был непревзойденный стилист. ” него в Ђ—партакеї был подлинный –им Ц все позы, и одежды, и предметы на сцене. —тилистов в балете всегда было мало. якобсон Ц непревзойденный.

Ц ј как же Ѕежар?  огда € видел вашу Ђјйседоруї, то представл€л себе и еще одну героиню минувшего Ц ћату ’ари.

Ћучшие дн€

ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:8835
‘рэнк ‘ариан
¬иктор Ћ€гин. Ѕиографи€
ѕосетило:7235
¬иктор Ћ€гин
ќлег „угунов. Ѕиографи€
ѕосетило:141
ќлег „угунов

Ц јйседора Ц насто€ща€ личность, она интересна, а ћата ’ари Ц придуманный и раздутый персонаж.  ак и, скажем, Ёвита ѕерон. ј Ѕежар Ц замечательный, и € если и жалею о чем, то о том, что поздно стала выступать в его спектакл€х, но раньше это нельз€ было в ———–. Ѕыл строго определенный репертуар Ц не было ћ€сина, Ѕаланчина, Ћифар€ Ц никого не было.

Ц Ќо была славаЕ

Ц ƒа, потому что другого-то и не знали Ц вот вам и слава. ’от€ труппа была, безусловно, €ркой.

Ќуреева € очень любила

Ц ј кто был вашим любимым партнером?

Ц ќ, тут все разные.  то-то был лучший как артист, кто-то обладал лучшими физическими данными, у кого-то особенна€ пластика была, а самое главное Ц удобные руки. ¬от последний мой партнер в Ѕольшом Ц Ѕорис ≈фимов огромной был силы. јлексей –атманский Ц блистательный артист.

Ц ј как же Ќуреев, Ѕарышников?

Ц —овершенно разные. Ќуреева € очень любила. ќднажды мы выступали с ним на юбилее труппы ћарты √рэм. Ёто был первый и последний раз, когда в одном вечере выступали Ќуреев и Ѕарышников Ц и плюс €. Ћюблю и хореографию Ќуреева, Ђ–омео и ƒжульеттуї особенно. ќн обладал высоким вкусом, это тоже больша€ редкость. » умел собрать вокруг себ€ таких же тонких людей Ц насто€щих художников.

Ц ј ведь был из простой советской семьи военного.

Ц ќ, это как раз ничего не значит. ј Ћомоносов?.. Ќу, хорошо, а Ўанель Ц дочь кресть€нина?.. Ёто ничего не значит.  ак раз из аристократических семей не всегда что-то получаетс€. Ќуреев оказал огромное вли€ние на мировой балет, не побоюсь сказать, такое же, как ƒ€гилев. ќ Ѕарышникове пока нельз€ так говорить Ц он живет и действует, а Ќуреев, увы, уже ушел от нас.

Ц ќбычно балетные артисты живут долго, но Ќуреев, √одуновЕ

Ц ƒа, Ќинетт ди ¬алуа Ц создательница английского балета Ц сто три года прожилаЕ √одунова сгубили водка и неправильный выбор Ц не надо было искать счасть€ там, где его быть не могло, где нет балета Ц в Ћос-јнджелесе. Ќу, а Ќуреев Ц это все знаютЕ

Ц ј из молодых вам кто-нибудь интересен? —егодн€ на гребне славы, кажетс€, ¬ладимир ћалахов?

Ц Ќоги у него необычайно красивые. Ќо € видела его только в классике.

Ќельз€ держать Ђзад вееромї

Ц Ќо уж слишком Ђголубойї герой.

Ц ¬ плане ориентации?

Ц ¬ плане ориентации на стилистику образов. ј что касаетс€ другой ориентации Ц существует ли на «ападе сегодн€ Ђголубое лоббиї?

Ц Ќе думаю. ћасса танцовщиков Ц и знаменитых Ц сделали себе карьеру, вовсе не €вл€€сь голубыми. Ќо геи, как теперь говор€т, были в балете всегда. » даже у нас в 30-е годы. “огда даже забрали некоторых в лагерь. »ные, чтобы не попасть в тюрьму, срочно женились.

Ц √овор€т, что в те годы и многие из наших прима-балерин должны были проводить ночи после приемов с кремлевскими вожд€ми?

Ц Ётого € не знаю. я была еще слишком мала. Ќо в целом к балету Ц в сравнении с другими видами искусства Ц было хорошее отношение. ќн был в фаворе у —талина.

Ц —егодн€ в особенном фаворе, кажетс€, ¬олочкова?

Ц ¬ы знаете, с кем бы € ни говорила Ц ну все вокруг спрашивают про ¬олочкову. «начит, она добилась своегоЕ

Ц ƒа, но чем? —кандалом?

Ц ¬озможноЕ

Ц ¬ы сравнили Ќуреева с ƒ€гилевым, его вли€ние все еще ощутимо в западном театре?

Ц ¬есь западный балет вышел из Ђд€гилевской шинелиї, если угодно. Ќа д€гилевских традици€х создавались труппы и театры. Ќо сегодн€ балет как таковой изменилс€, он совсем другой. ¬се критерии помен€лись Ц это закон времени.

Ц Ќу, а золота€ середина?

Ц ƒолжна быть. ¬сегда должна оставатьс€ выразительность, с чем сегодн€ не очень-то хорошо. ќна Ц от Ѕога, ей не научишь. » еще зад распускать нельз€. Ќикогда.  ак говорила ¬аганова Ц Ђне держи зад вееромї. »з-за такой постановки фигуры ломаетс€ не только танец, но и сама структура тела.

¬ мою эпоху высокорослых балерин не брали в труппу

Ц ¬ы встречались с кем-нибудь из звезд д€гилевского балета?

Ц — ќльгой —песивцевой, ¬алентиной  ашубойЕ » разумеетс€, с —ержем Ћифарем свела судьба, потому что он поставил с моим участием Ђ‘едруї (а вообще поставил 200 (!) балетов) и мечтал ее сделать и в Ѕольшом, предлагал за это передать в ———– письма ѕушкина. ЌоЕ √ригорович не пустил. Ќам, мол, Ђ‘едрыї не надо. ј потом, Ћифар€ ведь здесь считали коллаборационистом.

Ц  ак и ЎанельЕ

Ц ЕЌу да. “олько ее Ц французы, а Ћифар€ Ц мы, так как он был родом с ”краины. ћогла еще встретитьс€ с “амарой  арсавиной, котора€ была на моем спектакле в лондонском Ђ овент-√арденеї и сказала: Ђћы так не танцевалиї. ¬от вам еще одно подтверждение того, что времена мен€ютс€ и что уже и в 60-х балет был другим, чем в эпоху  арсавиной Ц в эпоху начала века. — другой стороны, если бы € в детстве увидела модерн-балет, то учитьс€ танцу не пошла бы.  огда € смотрю на технику сегодн€шних молодых, то вижу: мы так не могли. Ќо в мою эпоху таких высокорослых балерин не вз€ли бы в труппу, а сегодн€ не берут маленьких даже в кордебалет. √ельцер, например, была совсем невысокого роста.

Ц ¬ам удалось ее застать?

Ц Ќесколько раз € ее видела на сцене. ќна выходила Ц не танцевала, а выходила Ц в мазурке и полонезе из Ђ»вана —усанинаї. ¬сегда в бриллиантах, в диадеме Ц и все это было самое насто€щее, не бижутери€.

Ц ќна была богата?

Ц ќ да! ¬едь ей и платили хорошо, и подарки, € думаю, делали. ¬се это потом разве€лось по ветру, как говоритс€. ¬се досталось ее сестре, жене »вана ћосквина. ј что уж потомЕ «наете, как говорила мне Ћюс€ «ыкина: Ђ— собой не возьмешь и за тобой не понесутї.

Ц Ѕалерины прошлого были весьма большими модницамиЕ

Ц ƒа что ж мы с вами оп€ть-то о прошлом? ¬ы все мен€ на старину подбиваете! ј € ведь в Ѕольшом только с 43-го года, а вы думали, наверное, что с позапрошлого века? «наете, мама “ать€ны ¬ечесловой Ц знаменитой балерины из Ћенинграда Ц спрашивала ее: Ђ“ан€, ты не помнишь, какое шампанское подавали на моей свадьбе?ї Ќо насчет модниц Ц были, и не только балерины, но и, скажем, »забелла ёрьева, которой было больше ста лет, а про помаду она никогда не забывала. ѕро валидол могла забыть, но про помаду Ц никогда.

ѕомаду кладу в карман мужу

Ц ј вы?

Ц я вообще немодна€, помаду все врем€ забываю и кладу мужу в карман Ц чтобы он помнил.

ћне нравитс€ то, что делала Ўанель, и еще более то, что делал и делает  арден. ќн шил и дл€ мен€. Ќекоторые из платьев € отдала сейчас в коллекцию художника и историка моды —аши ¬асильева. ќн делает очень хорошее дело: прививает люд€м вкус, выпустил сейчас прекрасную книгу Ц об истории русской моды.

Ц ¬ нее попала и Ћил€ Ѕрик, с который вы были хорошо знакомы.

Ц Ќу, она особенно модной не была. Ќосила то, что ей привозила ее сестра из ѕарижа.

Ц я знаю, что вы в ѕариже встречались с ƒалиЕ

Ц ƒа. ќн был большой мастер эпатажа. » этим также ст€жал себе славу. ј вы думаете, у нас таких не было в Ѕольшом театре?

Ц  то же?

Ц ƒа ¬икторина  ригер Ц вот уж была, м€гко говор€, неожиданна€ дама. «наете, как ее звали в Ѕольшом? Ђ¬икторина Ц стальной носокї. ѕотому что она так с размаху прыгала, что люба€ друга€ сломала бы себе ноги. » со странност€ми была. ќна однажды зашла в гримуборную к јбрамовой, котора€ танцевала в тот вечер ее партию (чего  ригер не переносила), погл€делась из-за “усиной спины в трюмо и вдруг пропела: Ђ√ай-да тройка, снег пушистый!ї » упорхнула.

“ерпеть не могу, когда дома поют, свист€т и кур€т

Ц ј вы поете?

Ц Ќикогда! “ерпеть не могу, когда дома поют, свист€т и кур€т. » так же мой муж.

Ц Ќу, так мы об эпатажникахЕ

Ц Ќу, еще  очаров, например. —лышали о таком?

Ц Ќет.

Ц ћилейший был человек. Ќо любил, чтобы все было Ђвзаправдуї. ќн ночью под оде€лом, чтобы никого не будить, тренировалс€ с кастаньетами, чтобы достичь на сцене максимального эффекта. ј в Ђ¬альпургиевой ночиї просто поливал партнерш виноградным соком с самых насто€щих лоз. ј в ЂЋебединомї, где он играл –отбарта, швыр€л ќдетту, и она летела на пол Ц дл€ пущей достоверности!

Ц » все же эти имена сегодн€ звучат легендойЕ

Ц Ќу да, конечно.

Ц „то пройдет Ц то станет мило?

Ц Ќу, не всегда, знаете ли. ¬ремена моей ранней юности, сталинщину не забуду и милым временем не назову никогда.

Ц ј сегодн€шние времена?

Ц —егодн€ здесь все каждый день мен€етс€, все врем€ что-то новое происходит.

Ц Ќо в Ѕольшом уже нет ни клаки, ни знаменитых Ђсыровї.

Ц Ќу, клакеры нужны были тем, у кого был неуспех или недостаточный успех. ј Ђсырыї Ц да, они всегда дежурили у моего подъезда.

Ц  ак же вы пробивались?

Ц Ќу, пробивалась как-то. Ћемешеву было труднее Ц он жил за стеной нашей квартиры. »  озловскому, конечно, Ц это така€ была вражда, скажу € вам. Ќо, вы знаете, что сама€ неистова€ публика, самые-то Ђсырыї Ц даже не у нас, а в Ѕуэнос-јйресе. “ам час могут аплодировать после спектакл€. “ам от театра и к машине не пробьешьс€. Ќарод такой Ц аргентинцы. Ќо, кстати, и финны тоже. ¬от вам Ц север и юг, а похожи. Ќо наша публика тоже очень тепла€.

Ц » все же вы, как € помню, не всем давали автограф, не расписывались, например, на билетах.

Ц ≈сли очень приставали, то и на клочке бумажном писала. ƒа только € еще и домой-то не успевала доехать Ц как они, наверное, все это тер€ли.

ћы все врем€ получаем какие-то Ђмесседжиї свыше

Ц ј где сегодн€ ваш дом, ћай€ ћихайловна?

Ц ћой дом Ц это прежде всего ћосква, вот эта квартира.  огда € еду сюда, то всегда думаю: вот € еду д о м о й. ћы с –одионом живем также в ћюнхене и в “ракае, в маленькой деревушке, Ц везде хорошо. ¬ “ракае работаетс€ идеально, там ўедрин столько всего написал. ј в √ермании Ц лучшее в мире издательство ЂЎоттї, которое имеет авторские права на произведени€ Ѕетховена, Ўумана и других композиторов и которое издает произведени€ ўедрина. Ѕыла у нас еще и дача под ћосквой, в —негир€х, но, когда не стало матушки –одиона, там некому стало жить, и мы с дачей расстались. ∆аль... но куда четыре дома? “ак что, приезжа€ в –оссию, мы всегда здесь, в ћоскве. Ќачинаютс€ звонки, визиты, телефон не умолкает.

Ц ¬ ћюнхене спокойнее?

Ц “ам очень хорошо. ћы снимаем квартиру Ц тоже небольшую Ц в районе Ўваббинг. «еленый чистый город. ј какой воздух, какие парки! Ќо мы и там как-то редко бываем. ¬ последнее врем€ у –одиона посто€нные спектакли по всему миру. ¬ы знаете, Ђ армен-сюитаї, оказываетс€, идет 365 дней в году Ц где-нибудь, но идет каждый день.

Ц ¬ы не боитесь летать?

Ц ¬се по высшей воле происходит в нашей жизни. я летела с ўедриным в јмерику 11 сент€бр€ 2001 года на премьеру его симфонии. » уже перед ¬ашингтоном пилот объ€вил: ЂЌа јмерику совершена террористическа€ атакаї. —амолет развернулс€, и мы четыре дн€ жили в √алифаксе, в  анаде, в военном лагере.

Ц ѕри вашей бурной жизни остаетс€ врем€ на общение?

Ц ¬ы знаете, знакомые и друзь€ по всему земному шару есть, но, увы, € не говорю на €зыках. ¬ мое врем€ к этому относились с подозрительностью. ƒа и ленива € была.

Ц Ќо только не в балетеЕ

Ц » в нем тоже, да. Ќо вот что-то все же получилось.

Ц ј почему?

Ц я думаю, что у каждого человека есть ангел-хранитель. ќб€зательно. ћы все врем€ получаем какие-то Ђмесседжиї, откуда-то свыше. » самое главное Ц уметь прислушатьс€.

Ц ¬ы умели?

Ц ”вы, далеко не всегда. ¬едь пытаешьс€ всегда объ€снить, пон€ть Ц что это за Ђмесседжї. ј надо просто поверить.

Ц ¬ы религиозный человек?

Ц –елиги€, по-моему, создает пор€док. ¬от его разрушили в 17-м году, и что стало?

Ц ј в храм ходите?

Ц я впервые зашла в православную церковь в Ѕуэнос-јйресе. » в этот момент впервые в жизни (€, знаете ли, никогда не плакала, просто никогда) у мен€ начались рыдани€. —лезы лились ручьемЕ




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлла Ћарионова: ∆изнь как в сказке?
ѕосетило:20203
јлла Ћарионова
—амый молодой ћаршал —оветского —оюза
ѕосетило:10474
ћихаил “ухачевский
ќснователь модного дома УKarl LagerfeldФ
ѕосетило:11058
 арл Ћагерфельд

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru