Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћай€ ѕлисецка€

   /   

Maya Plisezkaya

   /
             
‘отографи€ ћай€ ѕлисецка€ (photo Maya Plisezkaya)
   

ƒень рождени€: 20.11.1925 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 02.05.2015 года
ћесто смерти: ћюнхен, √ренада
¬озраст: 89 лет

√ражданство: –осси€, √ермани€
—оцсети:


я Ќ» ќћ” Ќ≈ ѕќƒ„»Ќяё—№

ѕрима-балерина, народна€ артистка ———–

ѕразднует юбилей велика€ балерина - ћай€ ѕлисецка€. —егодн€ премьерами балетов »гра в карты и  армен-сюита, а 20 но€бр€ грандиозным гала-концертом в ее честь Ѕольшой театр отмечает это событие.

23.11.2005

я была хулиганиста€, и мен€ хотели скорее отдать хоть куда-нибудь

ћай€ ѕлисецка€ фотографи€
ћай€ ѕлисецка€ фотографи€

-  то первый сказал: ћай€ должна стать балериной?

- “очно не помню. ћен€ отдали в балет, когда мне было 8 лет, даже немножко меньше. ќтдали, потому что € была довольно хулиганиста€, и мен€ хотели скорее отдать хоть куда-нибудь. Ќу и отдали в балет. я смутно понимала - что это, но импровизировала, когда играла музыка. я помню, мо€ мама, когда мы были на Ўпицбергене, ставила дл€ самоде€тельности какую-то оперу, и была фотографи€, где € стою в позе. ќчень хорошее чувство позы, а мне было всего 7 лет, и балета еще никто не показывал.

- ” вас семь€ артистически-балетна€. ћама - –а ћессерер - была актрисой немого кино, а ваши тетка и д€д€ - —уламифь и јсаф ћессерер, тогдашние звезды Ѕольшого балета, любима€ балетна€ пара —талина. ’отелось подражать им?

- Ѕольше нравилась драма. ƒруга€ мо€ тетка - ≈лизавета, она была драматическа€ актриса, часто водила мен€ в театр, и мне это безумно нравилось. ¬сегда хотелось играть именно в драме. я думаю, что к сцене вообще у мен€ было призвание, потому что всегда, с детства мне было интересно сделать роль. я думаю, артистичность - это то, что бывает от природы. ћожно выработать шаг, можно выработать технику... јртистичность выработать нельз€. Ќи в каком виде искусства.

- Ќо все же техника, школа - важные элементы танца.  то из педагогов учил основам?

- ќт класса € ничего не вбирала.  ак все, € сто€ла лицом к станку, потом боком к станку... ƒаже не помню этого. «апомнилось другое.  огда (уже окончив школу) € только-только пришла в театр, один мес€ц там со мной работала ¬аганова. ќна одним замечанием, одним словом ставила все на место. ќна про балет знала все.

- ” ¬агановой была природа - фантастическа€, мозги - фантастические. ќна видела сразу, в чем дело. ћногие говор€т - попробуй так или так... » все мимо! ј ¬аганова говорила - надо так, и только тогда получалось. ≈й это Ѕог дал, у нее все ученицы - неважно, талантливые или нет - грамотно танцевали. —идит кака€-нибудь страшненька€, кажетс€, сейчас она встанет и упадет... ƒа нет - встанет и все делает, и точно делает. ѕотому что ¬аганова научила. «наете, дл€ мен€ она ћикеланджело в балете. Ќикто не понимает ее гени€. ј кроме того, она сохранила балет дл€ –оссии, когда после 17-го года все балетные уехали. ¬едь Ћенин вообще хотел балет закрыть, это только Ћуначарский еле уговорил его. ≈сли бы ¬аганова тоже уехала, не было бы русского балета, знаменитейшего русского балета. Ќикто не говорит, что это она сохранила, тем не менее - это она.

Ћучшие дн€

–ейф ‘айнс: ќт –омео до ¬олан-де-ћорта
ѕосетило:8379
–эйф ‘айнс
Ћойко. Ѕиографи€
ѕосетило:249
  Ћойко
Ћеони Ѕек. Ѕиографи€
ѕосетило:240
Ћеони Ѕек

я с ней занималась недолго, к сожалению, но пон€ла больше, чем за все предыдущее врем€. ƒо сих пор жалею, что € не поехала к ней в Ћенинград. ¬ообще, € должна вам сказать, что дл€ мен€ ¬аганова - это незаживающа€ рана. Ћучше не говорить об этом, а то € заплачу...

- ј что запомнилось из школьных лет?

- ћногие хореографы (якобсон, „ичинадзе, ƒолинска€) ставили дл€ учеников школы, и у всех € была зан€та. ¬ спектакле Ѕольшого театра —п€ща€ красавица € была ‘е€-крошка среди взрослых фей (а это был 3 или 4 класс).  огда отбирали девочек на эту роль, ¬иктор јлександрович —еменов сказал: поклонитесь. ¬се сделали реверанс, и € сделала. ќн говорит: Ёту девочку возьмем. Ќаверное, привлекала артистичность и музыкальность.

-  то вас восхищал, кто был эталоном? » были ли эти эталоны?

- Ѕеспрекословно нравилась —еменова. Ёто была богин€ дл€ нас, потому что лучше —еменовой никто не танцевал. ќсобенно тогда, когда балет был совсем неинтересный. ћы сейчас смотрим пленки - это на смех курам... ј —еменова в 30-м году перевернула всЄ.  акие-то балерины были вынуждены просто уйти со сцены. Ќикто столько не сделал в истории балета, как —еменова. ќна смела старый балет.  стати, она ведь была перва€ ученица ¬агановой. —еменова репетировала со мной —п€щую красавицу, и очень многое € восприн€ла. ќна мне как-то сказала: я не ожидала такого подчинени€. ѕотому что € никому не подчин€юсь. «начит - не верю. ≈сли € подчин€лась, вот так как ей, значит - авторитет. “ак € могла подчинитьс€ ей, ¬агановойЕ ќчень мало - три-п€ть человек за всю жизнь - кто дл€ мен€ был полный авторитет, и € полностью подчин€лась.

- ¬аганова, —еменова...

- якобсон, Ѕежар. ¬ы удивитесь, но € могу вам сказать - ўедрин говорил мне такие замечани€, как ни один балетный педагог. » все по существу.  огда € не обращала внимани€, потом жалела. ” него это тоже интуици€.

ƒраить не приучена

- ¬ы пришли в труппу Ѕольшого театра в 1943 году. Ќо о вас не говор€т - пришла, чаще приходитс€ слышать ћай€ на сцену ворвалась и не заметить ее было невозможно!

-  ак сказать - ворвалась... я не делала ничего специально. я просто танцевала. “ак, как считала нужным, даже нет - не считала, а чувствовала. ќчень много вещей делаетс€ несознательно. ≈сли начинаешь об этом думать, то получитс€ как в анекдоте. «наете, когда шел старик с седой бородой, а мальчишки на улице его догнали и спросили: ƒед, ты, когда спишь, бороду кладешь на оде€ло или под оде€ло? ƒед стал думать и перестал спать... ¬от и у мен€ тоже был такой случай: в  аменном цветке Ћ.ћ. Ћавровского ’оз€йка ћедной горы звала ƒанилу одним жестом... „уть-чуть, еле заметный жест... ћен€ спросили:  ак ты это делаешь? - и все! я больше так не могла, € подумала: как € делаю?, и все пропало - больше этого жеста не было.

- „асто приходитс€ слышать термин - плисецкий стиль.  ак он возник?

- ѕовтор€ю, главное дл€ мен€ было - услышать музыку. ѕравда, музыке никто не учил особенно. я играла Ёлизе (ѕрим. - пьеса Ћ.Ѕетховена   Ёлизе) - вс€ мо€ музыка была. ”чили чему-нибудь и как-нибудь, это тот самый случай. Ќо... € чувствовала музыку и чувствовала, что это надо танцевать вот так... ќдни могли сказать: это хорошо, другие сказать: нет, это плохо, так не положено. » так могло быть. Ќо многое из того, что считалось не положенным, теперь стало классикой. «абыли, что € перва€ это сделала... Ќапример, все эти позы в Ћебедином... я слышала в музыке „айковского огромную разницу между ќдеттой и ќдиллией и всегда танцевала, как чувствовала. ј не - п€та€ позици€. Ќаверное, это была мо€ ошибка, наверное, ¬аганова мне не разрешила бы, и она была бы тыс€чу раз права, и танец был бы совершеннее и лучше. Ќо тогда - было бы... а это не считаетс€. Ќи в истории, нигде...

- Ќо ведь никто не мог сказать, что танец ѕлисецкой отличалс€ недостаточной техничностью, скорее наоборот. Ќапример, в Ћебедином озере - виртуозные, стремительные вращени€ по кругу. ¬ таком темпе, как вы, кажетс€, никто и никогда не танцевал.

- я вам скажу. ¬ Ћебедином, когда € танцевала премьеру, € делала фуэте, как все. Ќо у мен€ фуэте было не стабильно. »ногда делала, иногда нет - уезжала куда-то. Ёто не годитс€. ј круг всегда мне давалс€ легко. » эффектно и легче. ѕедагоги, которые со мной репетировали, должны были бы сказать, как надо держать спину, как руки, чтобы это было стабильно. я страдаю, что € не училась у ¬агановой, делала все не очень правильно. ¬ообще-то, если честно, € никогда не стремилась преодолеть трудности. „то получалась - давай сразу. ћне нужно было выйти на сцену и танцевать. ј драить - не приучена.

- —ейчас, суд€ по всему, как раз приучены драить. “анцуют технично, но часто - никак. ѕочему? Ћичности перевелись?

- ѕонимаете, какие данные сейчас нужны дл€ приема в балетную школу - ноги сверхизумительные, продавленна€ коленка, бешеный шаг, раздир такой, что сейчас треснет или вообще разлетитс€... ƒанные, конечно, нужны, но... нельз€ девочку или мальчика, который артистичен, не прин€ть в балетную школу, потому что у них недостаточно выт€гиваетс€ коленка или недостаточно большой подъем... ” мен€-то небольшой подъем. “огда, если бы смотрели на мой подъем, мен€ бы не вз€ли тоже. Ќе знаю, может, € не права, но вы мне задали вопрос и потому € вам отвечаю, как € думаю.

- Ћебедь —ен-—анса вам довелось танцевать, наверное, несколько тыс€ч раз.  ак это было возможно - отыскивать новые краски?

- ћне было всегда очень важно, какой инструмент играет.  ак можно не обратить внимание на то, что играет скрипка, или виолончель, или флейточка. ѕонимаете, у каждого инструмента свой характер. “огда совсем друга€ птица будет, и по-другому танцевать надо. ≈сли не обращать внимани€ на это, можно и под сухую. Ќа открытых грузовиках танцевала Ћебед€ дл€ воинов, дл€ армии. — двух или трех грузовиков снимали борты - это была сцена. ј в Ѕудапеште на ¬тором молодежном фестивале сцена была на траве. ¬ те годы можно было танцевать на чем хочешь, и там € станцевала Ћебед€. ¬ конце туфли были зеленые, ну потому что об траву покрасились. Ќо, вы знаете, в этом что-то было, мне это было интересно. ћне многое было интересно, особенно все новое.

 огда € дотрагивалась до ноги “ореро в  армен, все говорили, что это порнографи€

- ѕочему вы дали возможность ¬олочковой несколько лет назад станцевать свою  армен? ¬ы поверили, что она сможет донести этот образ?

- ƒело в том, что мы очень хотели, чтобы на юбилее ўедрина была  армен. Ќа тот момент она была единственна€ балерина в Ѕольшом театре, котора€ знала  армен. ѕочему же нет? я ей с удовольствием показала, очень жалко, что это было только один раз. ѕоказать  армен важнее, чем Ћебединое озеро.  армен - это роль.

- ¬озможно ли это - за один раз научить чему-то?

- я хотела ей подсказать какие-то вещи. ¬едь  армен не просто здесь стоит, потому что она хочет красиво ногу показать. Ќет. ¬ этом есть агресси€. ќна агрессивно смотрит на весь мир. » вот в этой позе, в этой агрессии - весь ее характер. ≈сли просто задрать ногу, это бессмысленно... я ей сказала: Ќасть, не дери так ногу, она ружье держит, а не ногу. Ёто выстрел. ј когда нога вверх - стрел€ет мимо... Ёто только один маленький пример, а все 45 минут балета так. јльберто јлонсо поставил все, даже взгл€д.  аждое движение - смысл, каждое движение - почему-то... “огда это роль.

» еще. я не делала  армен коварной, как делают обычно певицы. Ёто немножко скучно. я издевалась над ними обоими - и ’озе, и “ореро. » смотрела на их реакцию. я вообще не уверена, что она влюбилась - јх, ах, вот он... . —корее нет,  армен просто его испытывала. я издевалась, была весела€, а иногда что-то делала по-хулигански. Ќо тогда, если € только дотрагивалась до его ноги, все были в обмороке, в отча€нии, говорили, что это порнографи€!.. Ёто в их понимании было совершенно не туда, далеко-далеко от соцреализма.  ак-то дл€ нас самый главный пример был - ћишки Ўишкина. ƒругих картин быть не могло... —пектакль запретили, вместо второго спектакл€ был объ€влен ўелкунчик. ј ведь там не было ни одного порнографического момента. «ато теперь € очень рада, что теперь это есть на всех экранах, во всех кино!

-  то запретил  армен? ‘урцева? ¬ы были с ней знакомы лично?

- «наете, ‘урцева несчастна€. Ёто про нее и про таких говорил ¬ознесенский - ѕобедители, прикованные к пленным. ћы ничего, ни одного движени€ не могли сделать, если нам не давали специального разрешени€. ¬се это известно, и снова это рассказывать не надо. Ќо... она хотела бы нам помочь, и, запретив мне, она не была против мен€, понимаете... ≈й достаточно было, что ее убрали из политбюро, понизили до министра культуры, а потом хотели сн€ть уже и с министра культуры... ќна это еле пережила, резала себе вены, еле осталась жить. ќднажды она мне сказала: я уйду из жизни тогда, когда € захочу. «начит, она это уже задумала...

- ¬ то врем€ экспериментировать было опасно, а вы, наоборот, всегда стремились к эксперименту. Ќе бо€лись?

- я сейчас вспомнила - в школе говорили:  то это сделал?. я отвечала: я!. ѕон€ти€ не имела - что. ¬ чем-то провинились? я! ј мне было интересно - что за это будет? ¬ характере такое было. Ќе было страха никогда.

ћне очень многое запрещали.  армен-сюиту разрешили только потому, что јльберто јлонсо кубинец. — ‘иделем  астро отношени€ портить было нельз€. ј позже у Ѕежара мне сломали несколько гастролей. » если бы не вмешалс€ человек по имени ‘илипп ƒенисович Ѕобков, который работал заместителем јндропова, не было бы моих ролей - Ѕолеро, јйседоры, Ћеды... ” него были неограниченные плохие возможности. ј он повернул это в хорошую сторону. Ѕез рекомендации театра тогда ездить было нельз€, мне в театре очень мешал один человек... —начала он бегал от мен€, потом просто не дал разрешени€ на выезд. “огда обратились к Ѕобкову, и он выпустил мен€ без рекомендации Ѕольшого театра. ќн сказал: ¬ы поедете, это л€па Ѕольшого театра. ќЌ» тогда могли все.

-ј работа с –оланом ѕети? “оже кто-то помогал?

-  онечно, без помощи вообще ничего нельз€ было. “огда помог Ћуи јрагон, если бы не Ћуи јрагон, не было бы √ибели розы. ѕросто никто не смел отказать јрагону. » потом, в –озе у нас не было ничего такого, криминального... ћы-то знаем только вторую часть - √ибель розы, а было три. ѕерва€ часть - —ад любви, ее у нас нельз€ было показать - там было три пары: сначала девочка и мальчик, потом две девочки, потом два мальчика. “ри варианта любви. Ёто уж дл€ ћосквы было невозможно!.. «ато теперь есть “ату, так € злорадно потираю руки!..

 апица посмотрел Ѕолеро и сказал: ¬ средние века вас бы за это сожгли

- ѕочему вы не преподаете?

- ¬о-первых, дл€ того чтобы преподавать, нужно, чтобы пригласили. ј не потому, что € хочу преподавать.  онечно, давать класс, каждый день выворачивать п€тки, это мне очень скучно. я могу показать любой балет, любою роль, что € собственно и делаю. ≈сть даже фильм, где € репетирую в ‘инл€ндии. Ќо, оказываетс€, это не всегда нужно... ≈сли мен€ будут приглашать, а они-то что будут делать? ќдин раз было так: мен€ позвали, € репетировала, но, суд€ по тому, кака€ красна€ сидела репетитор, € пон€ла, что это был первый и последний раз.

- „то способно вдохновить вас, на чем останавливаетс€ ваш взгл€д?

- «наете, дл€ мен€ все статуи танцуют, каждое движение - поза, это остановка во врем€ танца. я помню, как € увидела во ‘лоренции на доме какие-то скульптуры. я говорю: ќй, как она быстро повернулась!. » когда ходишь по римским, по греческим развалинам, видишь, как это было, какие были люди, какие отношени€... ћне очень нравилось поэтому Ѕолеро Ѕежара. я думала, что это что-то такое древнее - две, три тыс€чи, может быть, лет назад.  огда € увидела, то совершенно заболела этим номером - так мне захотелось это станцевать. ¬ жизни этого больше не было... » знаете, дл€ мен€ сама€ высша€ похвала была потом в Ѕолеро, когда старый, знаменитейший  апица, ѕетр Ћеонидович, сказал, посмотрев Ѕолеро: ¬ средние века вас бы сожгли!. Ѕольшего комплимента сделать было нельз€!!! ѕотому что именно так € это чувствовала!

- „ем вы живете сейчас?

-я сейчас живу больше щедринскими премьерами, его фестивал€ми, очень радуюсь заказам, которые он получает от издательства Schot в √ермании. »м уже 250 лет - у них хран€тс€ рукописи ¬агнера, Ѕетховена. »з живых русских композиторов ўедрин один с ними сотрудничает, а из неживых - только —травинский. »здают без единой ошибки - так не бывает. ўедрин привык поправл€ть все по 10 раз, а здесь он открывает - ни одной ошибки. ” него огромное количество заказов. «наете, раньше говорили так: ¬дохновение!.. ¬от у него нет вдохновени€ - не может написать, есть вдохновение - пишет.  ака€ ерунда! Ёто не профессионально. ¬се великие композиторы, которых мы знаем в истории, - √айдн, ¬агнер, ћоцарт, Ѕетховен - они писали только по заказу.

ўедрин много писал и по заказу и по собственной инициативе - и так и так. ѕо заказу Ѕольшого театра он написал только  онек-√орбунок. ¬се остальное - дл€ мен€.  армен, которую сейчас играет весь мир, он сделал за 20 дней. ¬едь 365 дней в году исполн€ют где-нибудь  армен-сюиту.  то знал, что будет такой бестселлер.

јнна  аренина, „айка - это тоже было дл€ мен€, без заказа. ¬сЄ - инициативы ўедрина. јнна  аренина возникла благодар€ фильму. ј ƒама с собачкой - это вообще случайно.

- ¬ы верите в случайности?

- ¬се бывает случайно. ћы показывали „айку сначала в »талии, потом в Ўвеции, и когда у нас было интервью, один интервьюер спросил: ј вот есть така€ замечательна€ вещь, как ƒама с собачкой. Ќеужели никогда балет не обращалс€ к этому? ўедрин говорит: Ќе обращалс€, но надо подумать....

- ¬ прошлом году в Ќовой опере состо€лс€ вечер в честь презентации вашего фотоальбома. “ам зрителей ожидал сюрприз - вы станцевали всю первую часть  армен-сюиты. Ёто был запланированный экспромт?

- Ќикто, даже јндрис Ћиепа, который проводил вечер, не знал, что так получитс€. ¬ конце € танцевала Ave ћай€ Ѕежара, потом были бисы, потом надо раскланиватьс€. » вдруг включили музыку  арменЕ я только потом пон€ла - почему. ќказываетс€, когда публика собиралась в зал, играла  армен-сюита, и, веро€тно, решили, что и в конце публика будет расходитьс€ тоже под  армен. я подумала:  ак же так, музыка играет, а € стою! Ќу, так € и начала танцевать. ¬о мне это всегда было - спонтанность така€...

ћай€ ћихайловна,
ј.—. 22.12.2007 03:47:05
¬ы сказали,что  армен не умрЄт,но кто же станцует еЄ так же восхитительно как вы?—может ли кто-нибудь из прим станцевать так же живо?




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

„еловек, который изменил музыку
ѕосетило:9935
Ѕоб ƒилан
ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:13195
Ќатали€ ќрейро
ѕервый в истории долларовый миллиардер
ѕосетило:11313
ƒжон ƒэвидсон –окфеллер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru