Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћай€ ѕлисецка€

   /   

Maya Plisezkaya

   /
             
‘отографи€ ћай€ ѕлисецка€ (photo Maya Plisezkaya)
   

ƒень рождени€: 20.11.1925 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 02.05.2015 года
ћесто смерти: ћюнхен, √ренада
¬озраст: 89 лет

√ражданство: –осси€, √ермани€
—оцсети:


Ђя не знаю людей, чувствующих себ€ в –оссии уверенно и безопасної

ѕрима-балерина, народна€ артистка ———–

Ћегенда мирового балета, отметивша€ в минувшем году 85-летний юбилей, представила московским читател€м свою книгу Ђ„ита€ жизнь своюЕї, в которой, по словам ћайи ћихайловны, нет ни слова преувеличени€.

16.01.2011

Ђ«ачем писать биографию и врать? Ёто никому не нужної, Ц считает балерина. ќ том, каким дл€ нее было первое дес€тилетие ’’I века и почему словосочетание Ђрусский балетї сегодн€ имеет другое значение, рассказала корреспонденту ЂЌовых »звестийї народна€ артистка ———– ћай€ ѕЋ»—≈÷ јя.

ћай€ ѕлисецка€ фотографи€
ћай€ ѕлисецка€ фотографи€

Ц ћай€ ћихайловна, мы уже прожили целое дес€тилетие в XXI веке.  акие у вас ощущени€ от этого нового времени?

Ц ѕоследние 13 лет моей жизни Ц преми€, которую выплатила мне судьба. Ёто были свободные, интересные годы, полные путешествий, встреч, работы. ¬ горбачевские времена после ухода из Ѕольшого, а потом вовсе со сцены € оказалась перед проблемой: все, что заработала в Ѕольшом, превратилось в ничто. Ќам с –одионом надо было позаботитьс€ о хлебе насущном. » мы принимали предложени€, поступающие из разных уголков мира, € участвовала в работе над спектакл€ми, он писал музыку. Ёто продолжаетс€ до сих пор. ¬ прошлом году у нас было 44 поездки по работе. Ёто довольно трудно, но интересно и полезно во всех отношени€х. Ќо, к сожалению, дл€ большинства наших соотечественников эти годы имеют совсем другую окраску. ѕерестройка принесла всем свободу передвижени€ и мысли, но жить легче не стало. » последнее дес€тилетие ничего не изменило.  то сейчас в –оссии чувствует себ€ уверенно, безопасно, спокойно? я таких не знаю.

Ц Ќе слишком ли пессимистично вы смотрите на нашу действительность?

Ц я никогда не была ни пессимистом, ни романтиком. я Ц реалист. ј что, после декабрьских событий на ћанежной площади вам не стало страшно? ѕон€тно, что если бы люди хорошо жили, то не было бы никаких столкновений. ¬се это не от хорошей жизни Ц вот главна€ причина. ј все остальные Ц вторичны. ¬ –оссии люди живут т€жело, выживают. » раньше так было, и всегда. ѕочему сейчас формула Ђтовар Ц деньги Ц товарї лежит в основе всего, что происходит вокруг? √ениальный поэт јндрей ¬ознесенский написал: Ђ„еловек на шестьдес€т процентов состоит из химикалиев, на сорок из лжи и ржи, но на один процент из ћикеланджело!ї »ногда мне кажетс€, что и этот один процент исчезает на наших глазах. ћой отец, которого расстрел€ли в 1938 году, верил, что система человеческих отношений в новом стро€щемс€ обществе будет справедливее, чем в прошлых веках. Ќо дес€тилети€ идут, а система человеческих отношений к лучшему не мен€етс€.

Ц ѕочему свое детство, отрочество и врем€ расцвета творческих сил вы считаете менее счастливыми, чем последние 13 лет?

Ц я родилась через год после смерти Ћенина, а когда умер —талин, мне было двадцать семь лет и три с половиной мес€ца. ¬озраст дл€ балерины не юный. ѕоловина профессиональной жизни была позади. ј потом были эпохи Ѕрежнева и √орбачева, которые мне принесли много горьких разочарований. »з-за того, что родилась на российской земле, € исчисл€ю свою жизнь эпохами Ђцарствовани€ї наших вождей. Ќи одной моей коллеге из ‘инл€ндии или ‘ранции не придет в голову соизмер€ть этапы своей биографии по именам президентов или премьер-министров.

Ц ѕродолжа€ эту историографию, можно сказать, что с –одионом ўедриным вы познакомились в эпоху ’рущеваЕ

Ћучшие дн€

–ейф ‘айнс: ќт –омео до ¬олан-де-ћорта
ѕосетило:8379
–эйф ‘айнс
Ћойко. Ѕиографи€
ѕосетило:249
  Ћойко
Ћеони Ѕек. Ѕиографи€
ѕосетило:240
Ћеони Ѕек

Ц » это событие € считаю самым значительным в моей жизни. Ќас познакомила Ћил€ Ѕрик, котора€ обожала знакомить. ћы вместе уже 52 года.

Ц ј еще в эпохи всех этих генсеков вы царили на сцене, вас боготворила публика Ц разве это не счастье?

Ц –азочарований в этой жизни было много, но единственное, что мен€ никогда не разочаровывало, Ц это мо€ професси€. я танцевала всегда только дл€ зрителей. ѕосле ухода со сцены не танцевала ни разу. „то-что, а танцевать дл€ себ€ мне в голову не приходило. «рители всегда воспринимали мен€ с открытым сердцем. ћожет быть, поэтому € и живу так долго. ќднажды в день рождени€ в ¬аршаве после спектакл€ две тыс€чи польских зрителей пели мне Ђ—та л€тЕї. ј в этот юбилей дл€ мен€ в ѕариже в 11 часов вечера зажгли Ёйфелеву башню. «акончилс€ гала-концерт в мою честь, все вышли из театра и увидели си€ющую башню. Ќадо знать, чего стоило французам пойти на нарушение правил. ќбычно в 10 вечера башню гас€т. я была тронута до слез. ÷елью моей жизни всегда был танец. » эта цель достигнута Ц € танцевала. ћне повезло, во врем€ войны, когда Ѕольшой был в эвакуации, в его филиале шли балеты. «анимали в этих спектакл€х учеников, так как артистов не хватало.   окончанию училища у мен€ было уже 40 партий в репертуаре. » по возвращении Ѕольшого театра в ћоскву, € легко вошла в репертуар. Ќо € всегда ленилась.

Ц ¬ас же считают образцом трудолюби€ и упорства, а вы говорите, что ленились!

Ц ≈сли можно было сделать комбинацию один раз, € делала ее один, а не дес€ть. Ќе всегда получалось фуэте, иногда выходило, иногда нет. Ќу и что! » даже сейчас € думаю, что благодар€ своей лености € сохранила ноги.  то знает? ” мен€ были очень хорошие данные, и при этом мне не очень повезло с педагогами. я училась у ≈лизаветы √ердт. ѕредставьте, сто€т 30 детей у палки, и все сто€т неправильно Ц на первом пальце, а надо на мизинце. » мы подгл€дывали за вагановскими учениками. я у ¬агановой занималась полтора мес€ца, и на всю жизнь мне хватило. я стала танцевать по-другому. √ердт говорила: ты висишь на палке, как белье на веревке. Ђј как надо?ї Ц спрашивала €. ЂЌе знаюї, Ц отвечала она. ¬аганова же подходила и говорила всегда конкретно: Ђѕереложи руку вперед Ц и ты уже не висишьї. ≈сли мне нравитс€ учитель или хореограф, € и теперь подчин€юсь безоговорочно.

Ц » многих вы так безоговорочно слушались?

Ц “ак было с Ѕежаром. ќн не устареет никогда.  онцепци€ его спектаклей основана на содержательной логике. Ётим он выигрывает. я не всегда быстро учила роли: была не очень внимательна и часто забывала. ≈динственный хореограф, у которого € сразу запоминала, Ц это Ѕежар. Ѕалет Ђјйседора ƒунканї идет 16 минут.  огда за три репетиции Ѕежар его поставил, € поразилась, что все запомнила. Ѕалет может быть любым Ц классическим или абстрактным Ц но он должен быть пон€тен и танцорам, и зрител€м каждым своим па на уровне разума или чувств Ц все равно. —егодн€ много невразумительных балетов.

Ц „то важнее в балете Ц музыка или движени€?

Ц ћузыка вызывает чувства, значит, она важнее движений. ƒвижени€ вторичны. ј сейчас многие артисты и хореографы этого не понимают. » очень многое зависит от дирижера. ѕод управлением дирижера Ќикола€ √олованова € танцевала в опере Ђ’ованщинаї ѕерсидку. ≈два начинала звучать музыка перед моим выходом, у мен€ мурашки пробегали по спине. » так на каждом спектакле. Ќо однажды встал за пульт дирижер Ќебольсин: мой выход, та же музыка, тот же темп, тот же оркестр. ј все другое, никакого трепета. ¬ тот момент € пон€ла, что такое дирижер. ≈сли мен€ дирижеры спрашивали про темп, € всегда говорила: играйте, как написано у композитора в партитуре. Ђј как же быть, если кто-то из солистов не успевает?ї Ц Ђ“огда пусть идет домойї.

Ц ј пон€тие Ђрусский балетї существует сегодн€?

Ц  онечно, но не как географическое пон€тие, а как школа, котора€ победила во всем мире. ѕон€тие Ђрусский балетї размыто. “еперь везде танцуют одинаково: и в ≈вропе, и в јмерике, и в јзии. —овременный балет совсем другой. ќн технически сложнее. –аньше мы говорили: ЂЅалет Ц это не художественна€ гимнастикаї. —ейчас балет и гимнастика сравн€лись по сложности. Ќо, следу€ за техникой, многие забывают про эмоции. »з танца ушла душа.

Ц ѕосле выхода ваших книг многие на вас обиделись. ј теперь обе книги были переизданы под одной обложкой. » ни одно из нелицепри€тных высказываний не исчезло со страниц, хот€ прошло уже много летЕ

Ц —вои книги € писала т€жело. “ам Ц только правда. я могу покл€стьс€, как в театре, подн€в правую руку, лжи там нет. ћногие говорили, что € преувеличила. ј человек, который мен€ знает, сказал, что € преуменьшила. «ачем писать биографию и врать? Ёто никому не нужно. ѕервую книгу € писала с чувством обиды на тех, кто обошелс€ со мной нечестно. ¬торую писала без обиды. ¬ ней как раз и описаны мои последние счастливые 13 лет. ¬ эти годы € мало от кого зависела, работала только с теми, с кем мне было интересно по-насто€щему. я не простила своих врагов и не собираюсь этого делать. — какой стати? «а что мне их прощать, скажите на милость? Ћюди не мен€ютс€, это мое глубокое убеждение. » пусть знают, € ничего не забыла и ничего не простила.

Ц Ѕольше всего времени вы проводите в √ермании?

Ц ћы часто бываем в –оссии, живем в Ћитве, на родине моей матери. “ам тихо, хорошо работаетс€. Ќо моему мужу интереснее в ћюнхене. ќн член всех музыкальных академий: и Ѕаварской, и Ѕерлинской, в √ермании находитс€ его издательство. — другой стороны, √ермани€ Ц единственна€ страна, где не нужно жить мне. ¬ыступала € там мало, и мен€ никто не знает. ѕо улицам “окио, Ѕуэнос-јйреса, ѕарижа, –има, ћадрида пройти не могу Ц узнают, а по √ермании хожу спокойно Ц автографов никто не просит.

Ц  акое впечатление на вас произвела ћосква в этот приезд?

Ц ѕробок стало еще больше. —колько уже на моей пам€ти было дано обещаний их убрать, но ни одно не выполнено. я не привыкла опаздывать. » во всем мире не опаздываю, а в ћоскве не получаетс€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

„еловек, который изменил музыку
ѕосетило:9935
Ѕоб ƒилан
ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:13195
Ќатали€ ќрейро
ѕервый в истории долларовый миллиардер
ѕосетило:11313
ƒжон ƒэвидсон –окфеллер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru