Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћай€ ѕлисецка€

   /   

Maya Plisezkaya

   /
             
‘отографи€ ћай€ ѕлисецка€ (photo Maya Plisezkaya)
   

ƒень рождени€: 20.11.1925 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 02.05.2015 года
ћесто смерти: ћюнхен, √ренада
¬озраст: 89 лет

√ражданство: –осси€, √ермани€
—оцсети:


ћј…я ѕЋ»—≈÷ јя: Ќ» ѕ–»  ј ќ… ¬Ћј—“» я Ќ≈ — ј∆”, „“ќ —“јЋ»Ќ ЅџЋ «ќЋќ“ќ

ѕрима-балерина, народна€ артистка ———–

я с детских лет не в ладах с неправдой

11.06.2004

ћј…я ѕЋ»—≈÷ јя: "Ќ» ѕ–»  ј ќ… ¬Ћј—“» я Ќ≈ — ј∆”, „“ќ —“јЋ»Ќ ЅџЋ «ќЋќ“ќ"

Ћегендарна€ ћј…я ѕЋ»—≈÷ јя не дает интервью: считает, что журналисты все переврут или умело исказ€т смысл сказанного. ќднако дл€ "»звестий" сделала исключение. — прославленной примой встретилась обозреватель "»звестий" Ћ»ƒ»я Ўјћ»Ќј.

я с детских лет не в ладах с неправдой

- ќднажды вы сказали, что никогда не возьметесь за то, что кажетс€ вам невыполнимым. „то же вам не под силу?

- я никогда не стремилась танцевать инфантильные роли. Ќе то чтобы эти балеты мне не нравились, нет. Ќо € понимала, что это не дл€ мен€, и мне это было не интересно. ≈сли нужно изображать девочку, уж не говор€ о ребенке, как в " оппелии", € четко понимала - не мое это.

ћай€ ѕлисецка€. ‘ото –»ј Ќовости, ¬ладими𠬈ткин
ћай€ ѕлисецка€. ‘ото –»ј Ќовости, ¬ладими𠬈ткин

-“ем не менее сейчас вы сидите совсем как девчонка, поджав под себ€ ладони.

- Ќо это же не роль.

ћай€ ѕлисецка€ фотографи€
ћай€ ѕлисецка€ фотографи€

- ‘альшь, вранье в искусстве - дл€ вас отвлеченна€ категори€ или..?

Ћучшие дн€

–ейф ‘айнс: ќт –омео до ¬олан-де-ћорта
ѕосетило:8534
–эйф ‘айнс
Ћойко. Ѕиографи€
ѕосетило:274
  Ћойко
Ћеони Ѕек. Ѕиографи€
ѕосетило:274
Ћеони Ѕек

- я с детских лет не в ладах с неправдой. ќна мен€ коробит пуще красной тр€пки. » в искусстве, и в жизни. —овсем недавно мои друзь€ дали мне прочесть главу обо мне в книге ≈катерины ћаксимовой "ћадам нет". Ќаписанное ћаксимовой огорчило мен€, не скрою. —казав в мой адрес много добрых слов, она горько обидела мен€, утвержда€ неправду. ћне особенно непри€тно услышать такое из уст  ати, которую € всегда держала за кристального человека. «наете, когда € писала ей поздравление по просьбе одной из центральных газет ко дню рождени€, это зан€ло лишь несколько минут - так радостно-восторженно выплеснулось мое отношение к ней. ј теперь € вижу, что она така€ же, как все. –азочарование огорчает.

ћай€ ѕлисецка€ фотографи€
ћай€ ѕлисецка€ фотографи€

- √де ваш дом - в ћоскве, ћюнхене, Ћитве?

- ј может, в самолете? ћы столько ездим... ћюнхен чудный город. Ќо мы там из-за профессиональных музыкальных дел ўедрина. ¬ первую очередь это его издатели - прежний, Hans Sicorcki, и нынешний, Schott, с которым у него эксклюзивный контракт последние дес€ть лет. Schott - старейшее нотное издательство. »здательство Ѕетховена, ¬агнера, —травинского. Ќедавно играли в ћюнхене симфонию ўедрина, и один из руководителей издательства после концерта мне говорит: "—егодн€ был вечер шоттовских композиторов". ј в программе были ¬агнер, Ўуман и ўедрин...

¬ ћюнхене мы снимаем квартиру, кроме того, пора признатьс€, никуда не денешьс€ - там отличные врачи. ј Ћитва - это родина моей матери: она родилась в ¬ильнюсе. ћы живем там в своем доме уже двадцать второй год. » любим эту чудную страну, любим ее людей. », по-моему, они отвечают нам взаимностью.

ћай€ ѕлисецка€ фотографи€
ћай€ ѕлисецка€ фотографи€

 стати о врачах. ¬ конце осени € порвала св€зку колена, по-ученому она зоветс€ "собственна€ св€зка наколенника". Ћева€ нога у мен€ толчкова€, и много раз € ее в прошлом травмировала. ќднажды € два года не прыгала. ј тут шла € в –име на шпильках, было сыро. я поскользнулась и упала на мостовую. » известный литовский хирург Ќарунас ѕарван€цкас сделал мне операцию. ѕотр€сающе хорошо. ј потом выхаживали мен€ добрейшие, внимательнейшие врачи в санатории в ѕаланге.

ћай€ ѕлисецка€ фотографи€
ћай€ ѕлисецка€ фотографи€

Ќу а ћосква...„то тут говорить. ћой Ѕольшой театр. ћои верные друзь€, лучшие в мире ценители балета - московска€ публика. ƒа что говорить, ћосква у мен€ всегда в самом сердце. Ќо бывает, случаютс€ со мной в моей ћоскве и странности. —овсем недавно ‘онд √.—. ”лановой, руководимый ¬олодей ¬асильевым, проводил в Ѕольшом вечер, посв€щенный ее пам€ти. ћен€ на него не пригласили, вы не поверите... ј € многократно танцевала с √алиной —ергеевной несколько спектаклей: она - ћари€, € - «арема в "Ѕахчисарайском фонтане", она - ∆изель, € - ћирта в "∆изели", она -  атерина, € - ’оз€йка ћедной горы в " аменном цветке". ћогут ответить вам - думали, что ѕлисецкой нет в ћоскве. Ќо по телевизору несколько раз в эти дни показывали мен€ на концерте —пивакова. ƒа ровно накануне улановского вечера € целый день провела в Ѕольшом, где снимали материал дл€ телевизионного фильма, всех перевидала, со всеми пообщалась. »з далеких стран пригласил ¬асильев балетную братию, но не мен€, в трех километрах от театра с “верской улицы.

ћай€ ѕлисецка€ фотографи€
ћай€ ѕлисецка€ фотографи€

"—ветланов разговаривал с „айковским"

- ¬ы станцевали несчетное количество спектаклей "Ћебединое озеро".  акой дл€ вас запомнилс€ особо?

- ¬ ѕекине в 1959 году собрались все народные артисты ———– - и из Ѕольшого, и из  ировского, все было очень представительно. » мне надо было танцевать "Ћебединое" с ленинградцем  онстантином —ергеевым.  стати, он мен€ завалил на поддержках несколько раз - ну что, ничего не поделаешь. Ќо главное - дирижирует ≈вгений —ветланов. –епетиций не было никаких, а он же дирижер не балетный. ћне-то темпы не важны, € любой все равно поймаю - быстро ли, медленно, слух у мен€, кажетс€, есть. ƒаже если мен€ специально захот€т "поймать", € все равно в такт попаду. Ќо то, что предложил —ветланов, превзошло все. ќркестр у него звучал не медленно или быстро, как это бывает в балете, - он звучал удивительно мощно, насыщенно.  стати, когда мен€ спрашивали, как вам играть, € всегда говорила: "ƒирижируйте, как у автора, в нотах. ј не то, как в цирке, под ногу". —ветланов играл так, как он чувствовал „айковского. –ассказать это невозможно, это был их диалог с „айковским. ќсобенно € была потр€сена в третьем акте, который начинаетс€ трубами - выход ќдилии. ѕауза. » вдруг - целый взрыв звуков в неверо€тном темпе. ј € успела. Ёто было страшно эффектно. ƒальше, уже в финале, идут туры по кругу, и он задал такой темп! я начала круг и подумала: "»ли насмерть, или выжить!" ¬ышло! » какой был успех. я была в восторге. Ёто было воистину творчество. ƒальше ничего такого в моей жизни не было - —ветланов же балетами не дирижировал.

- ј знаменитый ‘айер?

- Ќу ‘айер знал балет, знал каждую балерину. ћне всегда говорил: " ак ты встала в preparation (исходна€ поза перед танцем. - "»звести€"), € уже знаю, как ты будешь танцевать". ” него была фантастическа€ пам€ть. Ќапример, напрочь забывали какую-то вариацию. «вали его, и он говорил: "«десь было так". ќн помнил все. Ѕыл очень одарен природой. ќн смотрел только на сцену - потому что не видел нот, такой был близорукий. » это трагически кончилось. ¬се знали, что он почти слепой, но думали, что все-таки что-то видит. » тут приезжает ленинградец јскольд ћакаров танцевать в "ƒон- ихоте", на замену, кажетс€. » никто ему не сказал, да и ему в голову не пришло спросить, что в московской редакции его вариаци€ не в том месте, как в ленинградской. » когда ему, по нашей редакции, надо выходить, он спокойно ушел в гримерную поправить грим. » вдруг слышит по радио свою музыку. ј на сцене никого нет. ѕервый скрипач дергает ‘айера за фалду фрака, мол, остановитесь. Ќо все, это был последний спектакль ‘айера. Ѕольше его в афишу не ставили.

"ј ведь нам что говорили? Ѕудешь драть ноги - потер€ешь прыжок"

- ¬ы всегда, даже дома, выгл€дите очень элегантно. ¬ы как-то задумывались, что такое элегантность?

- ¬от € вам приведу пример - ѕьер  арден. ќн от природы элегантен, поэтому он и своих клиентов одевает элегантно. ѕоэтому € уже много лет одеваюсь только у него. ќн фантастически чувствует стиль. ќн не думает: "¬от € сейчас встану и буду элегантным". ѕри этом сам может ходить в чем попало - в своих вещах, конечно, но пальто может быть с завернутым внутрь воротником, или пуговица на животе расстегнута, потому что он вечно спешит.

ѕотом - у него есть вкус. » знани€. ќднажды он мен€ просто потр€с. ћне нужен был костюм дл€ фильма Ёфроса "¬ешние воды". Ќо € не была уверена, что он знает, кто такой “ургенев. Ќе то чтобы € в нем сомневалась, но все-таки он италь€нец, ƒанте, ѕетрарку, конечно, знает, а тут - русский писатель. » как только € ему сказала: "ѕьер, мне нужен костюм дл€ "¬ешних вод" “ургенева", - он тут же отвечает: "¬ешние воды - это 1840-й год". » сделал несколько костюмов - просто царские подарки. » денег с мен€ не вз€л. ќн знал, что € не могу заплатить: каждый костюм стоил как машина. ќни сейчас в разных музе€х. «наете, мало ли что, и € их отдала.  остюм из "јнны  арениной" в —анкт-ѕетербурге, что-то в Ѕахрушинском, что-то в музее Ѕольшого театра. ј где другие, не помню.

- ѕотом на Sotheby's встретите - вещь от Pierre Cardin, да еще в одном экземпл€ре, да еще созданна€ специально дл€ вас - это же дорогущий раритет.

- ≈сли они не пропадут - слава Ѕогу. ј если их сожгут или выброс€т на свалку, будет жалко.

- ј хот€ бы одна ваша знаменита€ пачка сохранилась?

- »х полно в Ѕольшом театре. ¬ прошлом году был юбилей ўедрина, и € смотрю: вышли в " армен-сюите" три табачницы. » все - в одинаковых костюмах  армен. ј так быть не должно! ќказываетс€, все надели мои костюмы. я говорю: "ƒевочки, что же вы делаете!" ј они отвечают: "Ќам в них так удобно танцевать!"

- ” кого из мировых хореографов вы бы хотели станцевать?

-  огда в молодости € перетанцевала все балеты в Ѕольшом, мы даже мечтать об этом не смели. Ќо позже, когда € стала ездить, мне были очень интересны новые ве€ни€. Ќапример, ‘орсайт - € бы с удовольствием его станцевала. ” Ѕежара € танцевала, у –олана ѕети. ¬от интересно: € абсолютно признаю Ѕаланчина. Ќо лично не хотела бы у него танцевать. Ёто не мое, у него слишком абстрактный танец. ј люди люб€т, чтобы было что.  огда € танцевала "”мирающего лебед€" в »ндии, никто не спрашивал, про что этот танец - все понимали. ј когда танцевала па-де-де из "ƒон- ихота", спрашивали. ј € и сама не знаю, про что это. ѕро тридцать два фуэте. Ёто техника, а люди люб€т понимать, сопереживать. «наете, можно на сцене делать много технически замечательных, совершенных трюков, а зритель пришел домой, поужинал - и забыл. ј если он помнит, значит, ты его задел.

- Ёто тот случай, когда у  арсавиной или ѕавловой п€тка в арабеске была кверху и никто на это не обращал внимани€?

- —ейчас в балете все так же переменилось, как в спорте. ≈сли раньше кто-то прыгал на полтора метра, все кричали "ура", то теперь прыгают на два с половиной, и это в пор€дке вещей. ј зачем нужны те, прежние? —егодн€ мы смотрим фильм про √ельцер - и что? Ѕеда. »ли ох, или ха-ха-ха. ј уж когда р€дом с ней вышел “ихомиров, ўедрин посмотрел и сказал: "Ќу теперь только „аплина не хватает". ѕотому что „аплин на контрасте выступал с такими "шкафами".

- ј ћарина —еменова, котора€ тоже не отличалась хрупкостью, действительно была царственной на сцене?

- ƒа, —еменова выходила на сцену - и вы больше никого не видели, она умела обратить на себ€ внимание. я не видела ее в молодости, в моей пам€ти она была в теле. ќна себе ни в чем не отказывала, главное, в чем она себе отказывала, - в работе. ¬идите ли, у ¬агановой вообще мало было способных учениц. ¬аганова делала балерин почти из ничего. ƒаже с никудышными данными они знали, как надо делать. ћногие, кто тогда были наверху положени€, сегодн€ танцевали бы в кордебалете.

- —егодн€ балет многое тер€ет из-за увлечени€ техникой.

- ¬ы знаете, на каком-то из первых балетных конкурсов € оказалась в жюри р€дом с ”лановой. » вот одна танцовщица поднимает ногу практически в пр€мой шпагат, за ухо. ”ланова наклон€етс€ ко мне и говорит: "ƒевочка ошиблась адресом". » танцовщица не прошла на третий тур. —пуст€ четыре года так же делала Ќад€ ѕавлова - и получила √ран при. ј ведь нам что говорили? Ѕудешь драть ноги - потер€ешь прыжок.

- Ѕалет - искусство текучих и всегда новых форм.  аждый танцует, как чувствует.

- ƒа, один покажет так, другой - иначе, и смотришь - получилс€ другой балет. я помню, как ≈лизавета ѕавловна √ердт говорила: "ј ѕетипа так не ставил!" ≈е спрашивают: "ј как?" - "ј € не помню, но только не так". » все. я танцевала по крайней мере дес€ть версий "Ћебединого озера", а везде было написано: ѕетипа. Ќо € не хочу говорить ни о ком плохо, € уже достаточно откровенно написала обо всем в своей книге.  огда € ее писала, у мен€ было мало надежды на то, чтобы мен€ все возлюбили. я писала, как все было. Ќо люди чаще всего ждут лишь комплиментов.

"ѕосле этой роли € вас ненавижу!"

- — кем из московских балетмейстеров вам было интересно работать?

- — »горем ћоисеевым в "—партаке". ќн сделал дл€ мен€ партию Ёгины, очень интересную и драматически, и технически. ќсобенно эффектной была сцена в палатке  расса. ј по накалу страстей! Ќапример, одна валь€жна€ дама, посмотрев моисеевский "—партак", мне сказала: "я вас всегда обожала. ј после этой роли € вас ненавижу!" ћежду прочим, это было чисто по-советски. јртист кино или драмы не бывал награжден, если играл отрицательную роль. я знаю множество примеров. ѕриведу хоть один: в фильме "Ћенин в ќкт€бре" лучше всех сыграл шпик, который за Ћениным следил. Ќо все получили премии, а он - нет. »ли - был замечательный киноактер јндрей ‘айт.  расивый, высокий. “ак вот он играл так, что € помню его до сих пор, но у него никаких наград не было: он играл исключительно отрицательные роли.

Ќо продолжу про моисеевскую Ёгину. –оль-то была страшна€. ќна

√армоди€, сподвижника —партака, соблазн€ла, чтобы тот предал его и перешел на сторону  расса, что погубило бы войско —партака. ƒл€ этого на сцене была выставлена огромна€ тахта, на которой происходило любовное адажио. » вот √армодий падает к моим ногам - и в это врем€ в палатку входит  расс. я опускаю руку кистью вниз, как это делали патриции в цирке, - дело сделано! Ёто была сцена необычайной силы.

- — чего, по-вашему, в ———– началс€ насто€щий балет - чтобы и техника была, и одухотворенность?

- — балетов ¬ахтанга „абукиани. ¬идите ли, танцовщиков много, а хореографы - это така€ редкость, невообразима€. Ёто было всегда, и сегодн€ так. ≈сли бы сейчас поставили "Ћауренсию", "—ердце гор", € думаю, они бы прозвучали. ¬ новом исполнении.

- Ѕалетные - люди внутренне очень дисциплинированные, ответственные. ¬ам помогает это в жизни?

- я бы не сказала, что € уж очень дисциплинированный человек.  онечно, € не разогревалась перед спектаклем гор€чим душем, как одна прима-балерина, но € помню, как ≈лена ћихайловна »льющенко мне кричала: "Ѕоже мой, уже третий звонок, а она еще только красит ресницы".

-  ак вы оцениваете ситуацию в Ѕольшом театре с приходом нового руководител€ балета јлексе€ –атманского?

- Ќа –атманского можно наде€тьс€. „еловек он умный и талантливый.  ак исполнитель всегда понимал, зачем он на сцене, а это больша€ редкость. ќн был очень хороший танцовщик и изумительный артист. ¬от он на мен€ всегда производил впечатление - € его до сих пор помню на сцене.  онечно, ему будет нелегко - в Ѕольшом.

≈го "—ветлый ручей" мне понравилс€ - это прелестный комедийный балет. ћне очень нравились его отдельные концертные номера. ѕотом € сама с ним танцевала "ѕолуденный отдых фавна" в разных странах. » € вам скажу, что такого стилистически точного артиста не встречала, это была тончайша€ работа. Ќу все встают в эту знаменитую позу a la рисунок на древнегреческой амфоре - а мне никто не нужен после него. я много хорошего могла бы о нем сказать, но не буду. » знаете почему? ќн теперь главный в Ѕольшом, и люди могут подумать, что € от него что-то хочу.

”чили в московской школе неважнецки

-  роме танцовщицы кем бы вы себ€ могли представить?

- ќбладать кистью живописца - вот чего бы мне хотелось. Ќо € этого никогда не пробовала. Ёто, знаете, как в анекдоте: "¬ы играете на скрипке?" - "Ќе пробовал, но, наверное, играю".

- ј чем вы гордитесь?

- ћужем - € им посто€нно восхищаюсь.

- ¬ы две такие сильные, €ркие личности - как вам живетс€ вместе?

- ¬ы знаете, с таким человеком, как он, это легко. Ѕывает, творческие люди, даже близкие, как-то завидуют друг другу. — ним этого не может быть. ќн болеет за мен€ как никто. ≈сли бы не он, у мен€ не было бы " армен-сюиты", "јнны  арениной" и других балетов. я бы вообще так долго не танцевала. «наете, как в драме переход€т на другие роли: был первый любовник, а стал —анчо ѕанса.

- —егодн€ вы спокойно входите в Ѕольшой театр?

- я всегда иду туда спокойно. ћне нравитс€ Ѕольшой театр. я там танцевала много и долго.  акие-то ситуации в театральной жизни есть всегда, но у мен€ нет чувства, что мне там неуютно. ≈сли бы там шел новый балет –атманского, с удовольствием пошла бы - мне новое всегда интересно.

-  ак вы находите: хорошо выучены нынешние московские танцовщицы?

- Ќекоторых вещей € не понимаю. ѕотому что учили в московской балетной школе неважнецки - а танцуют в театре хорошо. ’от€ если анализировать, то пон€тно - мир открыт, смотр€т других, смотр€т себ€ на видео, а это лучший педагог. ƒумали, что танцуют сногсшибательно, а посмотрели - и схватились за голову, стали исправл€ть.

- Ќельз€ сказать, кака€ ваша любима€ парти€?

-  онечно, потому что кажда€ была любимой в тот момент, когда € ее танцевала. ¬от как € обожала "Ѕолеро" - просто не знаю, что еще € так любила. ѕотом была "јйседора" - это уже не втора€ мо€ жизнь, а последн€€ треть. —начала была классика, потом новые балеты ўедрина и дальше Ѕежар. я станцевала у него п€ть балетов. ѕричем четыре были поставлены специально дл€ мен€ и последний -миниатюра, которую Ѕежар назвал "јве ћай€".  стати, дл€ каких-то вещей Ѕежара музыку подбирал ўедрин. Ќе свою, конечно, но он всегда чувствовал, что мне нужно в этот момент. ј дл€ "јве ћай€" вообще сам ноты ему принес. ј потом еще и репетировал со мной.

- ∆алеете, что не учились у ¬агановой?

- Ёто мо€ незаживающа€ рана.

- ј как же наш знаменитый педагог, ваш д€д€ јсаф ћихайлович ћессерер?

- ј он никогда никому не делал замечаний. ќн давал замечательный класс јлександра √орского - удобный дл€ ног, в котором никогда ни одной св€зки или мышцы нельз€ было сорвать. ј дальше - репетируй как знаешь. ќн не был педагогом, который подскажет, как сделать правильно, технически точно. Ќо в балете он разбиралс€ прекрасно.

- ” вас есть друзь€? ¬ернее, те, кому бы вы хотели излить душу в трудной ситуации?

- ƒрузь€ у мен€ есть, преданные, но насчет изли€ний - не уверена, что мне это надо.

–оскошь на мен€ давит

- ¬ы знаете, что вас с √алиной ¬ишневской за ваши книги называют "народными мстител€ми"?

- ƒа неужели? ѕочему?

- Ќу как же: выучившись в ———–, получив тут все возможные награды и звани€, вы отправились за границу, чтобы работать на «ападе за бешеные деньги да еще охаивать свое советское прошлое, как вас преследовали...

- Ќе забудьте: пока € танцевала - жила в ћоскве, а не за границей. ј € что - должна была говорить, что —талин был золото? ¬от вам! Ётого не будет никогда. Ќи при какой власти € этого не скажу.

- ¬ книге вы пишете про свой невыездной период: "ћоисеев говорил: "»ностранцы нас спасут". „то имеетс€ в виду?

- “огда от мен€ многие отвернулись, даже не здоровались, а на одном приеме Ќадежда Ќадеждина мен€ просто нарочно больно толкнула. ј вот »горь јлександрович ћоисеев принимал во мне большое участие. “ак же, как ¬ахтанг „абукиани, который приглашал мен€ переезжать работать в “билиси. “ак вот, ћоисеев имел в виду, что как только у нас кого-то начинали поливать гр€зью, иностранцы тут же вострили ушки: " ак это такого-то притесн€ют? ƒавайте его раскрутим, поддержим!" » очень многие на этом играли - музыканты, писатели, балетные. –аз ты беглец, преследуем властью, значит, ты художественно значим, наверху положени€. Ёто и сейчас существует.

-  ого вы чаще других вспоминаете?

- ƒ€дю ўедрина, ≈вгени€ ћихайловича, и нашу домработницу  атю ∆амкову. ƒ€д€ ∆ен€ был неверо€тной доброты и эрудиции человек, и мне все врем€ хотелось с ним разговаривать. ј сейчас мне мало с кем хочетс€ говорить. ј  ат€ поражала мен€ своей поистине толстовской мудростью, подлинностью, смекалкой.

≈сли у нее что заболевало, она поистине гениально, в двух-трех словах умела объ€снить свое состо€ние. ј мы, грешные, сотней фраз так и не можем рассказать врачу, что ощущаем, на что жалуемс€. » потом, она была честнейшим человеком - это чисто деревенска€ черта. я ее уважала очень. ¬от она замуж не вышла. я ее спрашиваю: почему? "“ак все пь€ницы, за кого ж выходить?"

- „то в ћоскве, что в ћюнхене - вы живете очень скромно. ¬ам не хочетс€, скажем, помен€ть мебель на более современную?

- ¬ы знаете, роскошь мен€ как-то сильно угнетает.  огда нас с ўедриным приглашают куда-то и помещают в какую-нибудь гостиницу шикарную, на мен€ это давит.  ак-то не привыкли мы роскошествовать.

Ћил€ и Ёльза были две умнющие ведьмы

- Ќевозможно не спросить вас о Ћиле Ѕрик. Ќе жалеете, что не помирились с ней до ее смерти?

- Ћил€ Ѕрик была неверо€тно противоречивым человеком по отношению абсолютно ко всем. Ѕез исключени€. ¬ это противоречие попала и €. ќна и Ёльза, ее сестра, - это были две умнющие ведьмы, которые находили удовольствие в том, чтобы посто€нно портить жизнь друг другу.  огда € приезжала в ѕариж, Ёльза спрашивала: "Ќу что, Ћилечка много гадостей про мен€ наговорила?" ¬ ћоскве Ћил€ задавала тот же вопрос про Ёльзу.  ак-то Ёльза мне говорит: "я не знаю, что мне делать. я поздоровалась с одним человеком, приезжаю в ћоскву, и Ћил€ мне говорит: "«ачем ты с ним здороваешьс€? ќн негод€й". ¬ следующий раз € с ним не здороваюсь, а Ћил€ уже с ним помирилась. я никак не могу Ћилечке угодить. » потом - Ћилечка думает, что € миллионерша. я ей литрами посылаю духи - скажите, ћай€, она что, ими поливаетс€?" ј Ћил€ их всем подр€д дарила, шикарно, широко. ¬се, что она получала, у нее немедленно испар€лось.

ќднажды вышел такой случай. Ѕыла така€ журналистка Ћюс€ Ћозинска€, котора€ мен€ с Ћилей и познакомила. » Ћил€ что-то поссорилась с ее мужем. ј уж если она ссорилась - буквально с лестницы спускала, не меньше. » Ћюс€ мне после этого говорит: "“ы знаешь, дл€ мен€ будто окно занавесили, € словно живу в темноте". ј € это Ћиле пересказала. » знаете, что она ответила? "Ќу что ж, пусть разведетс€". » это была Ћил€. ’очешь с ней общатьс€ - будь только с ней. ≈сли она любит, то без границ, если ненавидит, то она просто изведет теб€ со свету.

- ј как јрагон существовал между ними?

- ќн терпел, но не любил Ћилю за то, что она терзала Ёльзу.  огда в 1972 году мы с Ћилей уже были в ссоре, јрагон приехал в ћоскву как ни в чем не бывало, продолжал с нами дружеское общение, сразу пришел в Ѕольшой на "јнну  аренину" (Ёльзы уже не было). Ћил€ была в €рости.  ак нам рассказали, она беспрестанно вопрошала своего последнего мужа, ¬асили€ јбгаровича  атан€на: "¬ас€, разве мы ему не говорили?" “от покорно отвечает: " онечно, Ћилик, говорили". Ќо јрагон Ћилиной €рости не вн€л - пришел и кричал "ура".

- ј что вы скажете о недавно изданной переписке Ћили и Ёльзы?

- ќх, жизнь это така€ сложна€ штука. Ћил€ и Ёльза раздражали, но и любили друг друга. ƒа и эстетически они были единомышленницами. ћне было читать интересно.   тому же мы с ўедриным упоминаемс€ там почти на каждой странице.

"—ижу не жрамши"

- „то может вас вывести из себ€?

- Ќеправда.

- ≈сли в театре или в жизни случалс€ конфликт - вы вв€зывались в драку или пережидали ситуацию?

-  ак когда. ћен€ всегда оторопь брала от сверхнаглости, и € не сразу отвечала. Ѕыло такое в жизни, и не раз, а потом ругала себ€: "јх, что ж € не сказала то-то!" Ќаглость, она обескураживает.

- ¬се думают, что вы жесткий человек. ј на самом деле?

- ѕусть как хот€т, так и думают. ѕросто € очень требовательна€. » к себе тоже. ј если считают, что это плохой характер, что € могу поделать? »зменитьс€ труднее, чем за волосы себ€ подн€ть.

- ¬ы самоедка или стараетесь жить с собой в ладу?

-   сожалению, € себ€ грызу. ¬сегда.

- „то вы думаете об этих неизбежных морщинах?

- “о, что от них никуда не детьс€. ќднажды —ати —пивакова в ѕариже стала мне рассказывать о каком-то суперкреме от морщин. я говорю: "–азве такое бывает?" Ќе изобрели еще люди такое, думаю. Ёто, знаете, есть старый сад и новый сад. Ќо ухожен он или нет - это уже совсем другое дело. “о же самое с лицом человека: видно - ухожено оно или запущено.

я не вижу в старости, в морщинах красоты. я вообще старыми людьми не очень-то восторгаюсь. ј уж молод€щийс€ старичок или старушка - это вообще смешно.  стати, по молодости € никогда не красилась - это было немодно. Ќа знаменитой фотографии с  еннеди в Ѕелом доме у мен€ совсем нет маки€жа - мне тогда это и в голову не приходило. ћы же нутр€ное сало покупали на рынке, чтобы снимать грим, - ничего в магазинах не было! ј знаменитый лигнин, которым в театре предлагалось снимать грим, в том числе и морилку с тела, - это же была жесточайша€ пытка, просто сдирали куски кожи.

- ќткуда пошла ваша знаменита€ фраза "сижу не жрамши"?

- Ёто € сказала одной французской журналистке, котора€ брала у мен€ интервью. ќна мен€ ужасно дон€ла вс€кими вопросами - да что € ем, да какой у мен€ режим. Ёто прочел во французском журнале јндрей ¬ознесенский и использовал в своем "ѕортрете ѕлисецкой".

-  то из партнеров был дл€ вас самым удобным?

- ѕожалуй, Ќиколай ‘адеечев. ќн мен€ устраивал еще и тем, что не был карьеристом и никогда не затевал никаких интриг. ƒумал  ол€ только о себе. ≈сли он был чуть-чуть болен, ни за что танцевать не станет, даже если здорово подводил партнершу. я однажды станцевала с ним "Ћауренсию" только дл€ того, чтобы дать публике пон€ть, что он и такое может. ј у мен€ так болело колено! ќн холодный никогда на сцену не выходил, грелс€ каждый антракт - у него и травм-то никогда не было. Ёгоист - да. Ќо зла никому не делал.

- ¬ы сейчас класс делаете?

- ѕерестала после последней травмы. ѕосле двадцатого но€бр€ прошлого года. ¬се пили за мое здоровье - и, увы, не помогло...

- „то вы думаете о своей "дочери", которую €кобы родили в п€тьдес€т один год?

- Ќу, все это придумала мо€ родственница, "дама, при€тна€ во всех отношени€х": и журналисту заплатила, и девочку похожую подыскала. Ќо вспоминать сегодн€ об этом неохота. ќна та сама€ ‘е€  арабос - живет во злости. ¬ы знаете, один человек мне недавно сказал точно определ€ющую фразу: "ќшибка ваших родственников в том, что они отождествл€ют себ€ с вами". Ќу скажите, как это € могла на снос€х в те же самые дни (день рождени€ лжедочери до смешного совпадает) танцевать в п€тьдес€т один год спектакль за спектаклем в јвстралии, где гастроли именовались "ћай€ ѕлисецка€ и Ѕольшой балет"? ”мудритьс€ тайно слетать на несколько дней в ———–, и почему-то в Ћенинград, и почему-то пр€миком в родильный дом  √Ѕ? –одить там наспех дочь и тотчас подарить ее первой встречной бесплодной кагэбэшнице? «атем немедленно лететь в ѕариж на праздник газеты "ёманите", где танцевать на дес€тиметровом столе бежаровское "Ѕолеро" дл€ тыс€ч людей на открытом воздухе?

- ¬ы верите в судьбу?

- ƒа. Ќо и характер это судьба. Ќе всЄ, но многое человек в жизни определ€ет сам. — каким характером человек родитс€, таким он и останетс€ всю жизнь. Ќо если человек целеустремленный, он сам сможет направить свою судьбу.

- ¬от вы были ленивы, а посмотрите, чего достигли.

- ¬от это судьба. —уждено было так. Ќо € очень любила танцевать. — детства боготворила театр.

- ¬ам знакомо чувство зависти?

- я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать. √осподь дал мне способности и неплохие данные, в Ѕольшом театре € перетанцевала уйму балетов, у мен€, похоже, мирова€ слава. » главное - у мен€ прекрасный муж, чего же мне еще желать?




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

„еловек, который изменил музыку
ѕосетило:9945
Ѕоб ƒилан
Ѕеверли —иллз. Ѕиографи€
ѕосетило:14593
Ѕеверли —иллз
Ќе всегда нужно зрение, чтобы видеть
ѕосетило:13161
Ёрик ¬ейенмайер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru